Обозреватель - Observer |
Военно-полититические проблемы
|
Ю.ЛЕБЕДЕВ,
генерал-майор в отставке Сегодня НАТО не может и не должна быть основной организацией по обеспечению безопасности в Европе, она неспособна ответить на множество проблем, стоящих перед всей Европой. Проблема безопасности в Европе сегодня резко отличается от проблем безопасности в этом регионе периода "холодной войны". Варшавский договор распался, распался и СССР на 15 независимых и ослабленных во всех отношениях стран. Аргументов об "угрозе с Востока" ныне практически нет. Однако НАТО продолжает существовать. Более того, 2600 натовских чиновников в Брюсселе, представляющие 16 стран, входящих в Североатлантический альянс, пытаются придумать для НАТО новые задачи и расширить состав участников. Страны НАТО во главе с США полны решимости сохранить свой альянс и быть в фокусе европейской безопасности. С этой целью проводится реорганизация вооруженных сил НАТО, расширяются ее задачи, патрулируется боснийское небо, привлекаются новые члены при помощи "Партнерства во имя мира". Нет сомнения в том, что застрельщиком современной эволюции НАТО являются США, стремящиеся любой ценой сохранить свое военное присутствие в Европе. Обязательство перед НАТО продолжают использовать как оправдание пребывания американских войск в Европе. Чтобы реанимировать альянс, руководство НАТО произвело разукрупнение командной и организационной структуры войск - от крупных войсковых единиц, созданных для отражения единой крупномасштабной угрозы, - к небольшим, более гибким и мобильным. Так, вооруженные силы НАТО реорганизованы в расчете на четыре уровня оборонительных действий: корпус немедленного реагирования - для быстрого отражения возникшей угрозы; объединенный корпус быстрого реагирования - для ввода в действие в течение 30 дней; главные оборонительные силы - для ведения полномасштабной войны в Европе и войска усиления - для обеспечения поддержки. Такая структура вооруженных сил подтверждает, что непосредственной угрозы в районе ответственности НАТО не существует. НАТО больше не нуждается в крупных стационарных силах. При этом значительное уменьшение численности войск не снизит боевую мощь НАТО. Президент Клинтон считает, что "основа безопасности США остается в Европе". Он предложил "Партнерство во имя мира" с тем, чтобы способствовать взаимодействию между военными других европейских стран со странами НАТО. Любое расширение НАТО может быть более спорным для всеобщей безопасности в Европе, чем было объединение Германии, в результате которого Восточная Германия была включена в состав НАТО. Продвижение НАТО на Восток может серьезно дестабилизировать обстановку в Европейском регионе и внесет напряженность в отношения с Россией. Как уже указывалось, после распада ОВД и заключения Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ОВСЕ) на континенте сложилось новое соотношение сил со значительным превосходством в пользу Североатлантического блока. Более того, бывшие союзники СССР по Варшавскому договору стали настойчиво добиваться их принятия в НАТО, что может еще более усилить дисбаланс сил на континенте. Перед Россией в связи с этим встает весьма актуальный вопрос о том, каким образом наиболее целесообразно ликвидировать образовавшийся дисбаланс? Такое положение, по мнению западных экспертов, может, в частности, подтолкнуть страны - бывшие республики Советского Союза к объединению своих вооруженных сил и созданию нового военного союза. В последнее время стали известны высказывания о возможности размещения американского тактического ядерного оружия на территории новых членов НАТО. В ходе визитов министра обороны США У.Перри и председателя Объединенного комитета начальников штабов генерала Д.Шаликашвили летом 1995 г. лидерам стран, претендующих на вступление в НАТО, было предложено определить свою позицию по вопросу о возможном размещении ядерного оружия на их территории. Несмотря на довольно осторожные заявления на эту тему руководства НАТО, некоторые лидеры стран Восточной Европы сразу же заявили о готовности разместить ядерное оружие на своей территории. Первыми объявили об этом президенты Чехии и Польши, в дальнейшем последовали аналогичные заявления Албании, Венгрии, Болгарии, Румынии. При этом, естественно, имеется в виду размещение именно тактического ядерного оружия. Хотя США будут продолжать играть важную роль, европейские страны могут взять на себя ответственность за европейскую безопасность. Имеется несколько европейских структур по обеспечению безопасности, функции которых перекрывают друг друга. Это - ЗЕС, ЕС и ОБСЕ. Из них ОБСЕ наиболее подходит для решения многих проблем безопасности, с которыми сталкивается Европа. ЗЕС со своим еврокорпусом, ЕС и ОБСЕ - это те организации, которые способны решать все задачи, стоящие перед Европой. Они могут создать систему политической стабильности, чего невозможно достичь при помощи бомбардировщиков и танков. Это значит, что нет необходимости содержать крупные и дорогостоящие вооруженные силы НАТО, оснащенные наступательными вооружениями, в том числе и тактическими ядерными, в районе, где основными задачами становятся политические и экономические. Процесс расширения НАТО, если он начнется на деле, будет одновременно сопровождаться пересмотром существующего баланса сил в Европе, в первую очередь Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Для предстоящего периода, видимо, будет характерна меньшая стабильность и большая опасность возврата к конфронтации по линии Восток - Запад. Реализация решения Вашингтона о расширении НАТО может привести к новому разделу Европы со всеми вытекающими последствиями, к подрыву общеевропейской безопасности. Сегодня стабильности в Европе можно достичь не путем расширения НАТО на Восток, а посредством партнерства и сотрудничества России, США и Североатлантического союза в целях создания новой системы коллективной безопасности на континенте. Для единения Европы надо постоянно наращивать усилия всех имеющихся европейских и трансатлантических структур. Что касается военного сотрудничества в рамках будущей системы, то необходимо, чтобы национальные вооруженные силы всех государств-участников постепенно превратились в элементы единого оборонного инструмента общеевропейской безопасности. Это означает, что общий силовой резерв будет включаться в действие только в ответ на реальные угрозы новому европейскому сообществу, в соответствии с мандатом ООН и ОВСЕ. А неотъемлемой составной частью новой системы безопасности призвано стать партнерство между Россией и НАТО, причем не формально-декларативное, а основанное на реальных потребностях постконфронтационного периода. Тем не менее приоритетным направлением оборонной политики России, несомненно, является укрепление военного сотрудничества в рамках СНГ, что выгодно как Российской Федерации, так и другим членам Содружества. И это не следует ставить в зависимость от того, будет или не будет расширяться НАТО. |
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(60);%>
|