Обозреватель - Observer
Право

Правовое обеспечение малого предпринимательства
(Краевые нормативно-правовые акты)

П.Тукабаев, директор Новороссийского филиала Современного гуманитарного института

Е.Шусс, декан факультета Новороссийского филиала Современного гуманитарного института

I

Основной целью государственной поддержки на Кубани малого предпринимательства являлось участие его в развитии производства народного хозяйства, основанного на принципе свободной и справедливой конкуренции.

Однако до принятия Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» правовые нормативные акты, определяющие статус среднего и малого бизнеса, становились большим сдерживающим фактором в управлении средними и малыми предприятиями. Для улучшения обстановки в крае департаментом экономики и прогнозирования администрации края была предложена Программа поддержки предпринимателей среднего и малого бизнеса на Кубани, утвержденная 31 марта 1993 г.

В рамках этой программы первой задачей ставилось обеспечение правовой основы развития малого предпринимательства. В течении 1993 г. предполагалось определить сеть юридических фирм, которые бы обеспечивали правовую помощь в регистрации и деятельности малых и средних предприятий, разработать и внести на рассмотрение Малого Совета краевого Совета народных депутатов временное положение по определению статуса малых и средних предприятий, отработать механизм реализации и контроля принятых администрацией края решений через систему законодательных, исполнительных и судебных органов.

Было определено, что для формирования системы финансирования, кредитования и страхования малого предпринимательства необходимо образовать стабилизационный фонд, разработать положение о его деятельности, создать муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, подготовить и внести на рассмотрение правительства РФ вопрос «О льготном кредитовании и страховании среднего и малого бизнеса, направленного на реализацию приоритетных направлений экономики Кубани». Отмечалось, что успешное развитие малого и среднего бизнеса не может осуществляться без грамотных кадров, с целью чего предлагалось всем государственным высшим учебным заведениям разработать учебные планы и программу обучения кадров малого и среднего бизнеса.

30 сентября 1993 г. было издано постановление главы админи-страции Краснодарского края «О деятельности предпринимательских структур и перспективе их развития в 1994 г.», касающе-еся деятельности предпринимательских структур и перспективе их развития в 1994 г., в котором отмечался стихийный характер возникновения предприниматель-ских структур, ослабление контроля за рациональным использованием земли, отсутствие помощи предпринимателям-товаропроизводителям, недостаточное развитие предпринимательства в промышленности, недостатки в работе совместных предприятий. В резолютивной части постановления предполагалось уделить особое внимание деятельности совместных предприятий, при перерегистрации направить их деятельность на производство и насыщение местного рынка товарами, проработать вопрос создания специальных промышленных зон.

Результатом этого явился рост количества предпринимательских структур, которыми в 1994 г. было выполнено от всего производимого в крае объема 57% розничного товарооборота, 62% промышленной продукции, 67% оказываемых населению бытовых услуг.

II

В 1994 г. на Кубани была принята Программа поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае на 1995—1996 гг. Данная программа была разработана в соответствии с требованиями постановлений от 29 апреля 1994 г. № 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994—1995 годы», от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных задачах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».

Таблица

Таблица

При работе над программой бы-ли учтены рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства, подготовленные Мин-экономики РФ, на завершающем этапе формирования программы были учтены замечания, сделанные в рабочем порядке Фондом поддержки предпринимательства и развития конкуренции. В связи с совершением правового регулирования экономических отношений в России краевой программой предусмотрены мероприятия по изучению и применению основной нормативно-правовой ба-зы в соответствии с федеральной программой.

В рамках решения данной задачи по совершенствованию нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства бы-ли названы такие мероприятия, как подготовка плана организационных мероприятий для осущест-вления принимаемых законов РФ «О государственной поддержке малых негосударственных предприятий», «О союзах (ассоциациях) малого предпринимательства», принятие участия в разработке первоочередных актов по Краснодарскому краю, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства.

В 1995 г. был принят Федеральный Закон РФ «О государст-венной поддержке малого предпринимательства в РФ», определяющий общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательст-ва в РФ.

Он устанавливает:

  • формы и методы государст-венного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства;
  • критерии, в соответствии с которыми коммерческие организации признаются субъектами малого предпринимательства, определены в п. 1 ст. 3 Федерального закона.

Данный закон расширил понятие субъектов малого предпринимательства, под которыми теперь понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает определенных предельных уровней (малые предприятия) (табл.).

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

III

Во исполнение данного Закона главой администрации Краснодарского края было издано Постановление от 28.09.95 г. «О межведомственном комитете по поддержке и развитию малого предпринимательства в Краснодарском крае».

Основными задачами являлись:

  • разработка предложений по реализации федеральных и кра-евых программ поддержки и развития малого предпринимательства;
  • координация деятельности краевых территориальных органов министерств и ведомств, предприятий, общественных организаций предпринимателей по поддержке малого предпринимательства;
  • разработка предложений по совершенствованию системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства;
  • защита законных интересов предпринимателей, учет и обобщение мнения субъектов малого предпринимательства;
  • рассмотрение проектов законодательных и нормативных актов, направленных на стимулирование и развитие предпринимательской деятельности.

Предпринимательство как объ-ект нормотворческой деятельности нашло свое отражение в документах, посвященных направлениям государственной политики в Краснодарском крае.

Так, 5 января 1999 г. было издано постановление главы администрации Краснодарского края «О проекте закона Краснодарского края «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» от 5 января 1999 г. В приложении №1 к Постановлению главы администрации указывалось, что закон направлен на стимулирование инвестиционной деятельности на территории Краснодарского края и привлечение инвестиций на основе создания режима наибольшего благоприятствования россий-ским и иностранным инвесторам, а также обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от ор-ганизационно-правовых форм инвесторов и форм собственности.

Инвестиции в настоящем Законе понимаются как все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых инвестором в объекты предпринимательской и иных видов деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения положительного социального эффекта.

Под инвестиционной деятельностью подразумевается вложение инвестиций и осуществление совокупности практических действий, направленных на реализацию любых форм инвестиций, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Объектом инвестиционной деятельности может являться любой объект, не запрещенный законодательством Российской Федерации.

Установлен правовой режим иностранных инвестиций: иностранные инвестиции на территории края пользуются полной и безу-словной правовой защитой, которая обеспечивается международными договорами, действующими на территории РФ, законодательством РФ, настоящим Законом, нормативными правовыми актами Краснодарского края.

Правовой режим для иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем режим, установленный для российских инвесторов. Иностранные инвесторы вправе вкладывать капитал во все отрасли экономики, заниматься всеми видами деятельности, за исключением отраслей и производств, видов де-ятельности и территорий края, на инвестирование которых вводятся ограничения, установленные законодательством РФ и Крас-нодарского края.

Предприятиям с долей иностранного инвестора в уставном капитале не менее 500 млн. долл. США, занимающимся производст-венной деятельностью, зарегистрированным на территории Краснодарского края после 1 января 1999 г., предоставляются льготы по налогу на прибыль в части платежей, поступающих в краевой бюджет.

При несоблюдении требований законодательства Российской Федерации и Краснодарского края, обязательств, предусмотренных в договорах между субъектами инвестиционной деятельности, послед-ние несут имущественную и иную ответственность в порядке, установленном указанными актами. В соответствии со ст. 16 данного проекта устанавливается применимое право как право РФ, то есть той стороны, где зарегистрирован объ-ект инвестиционной деятельности. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности на территории РФ определены федеральными законами «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (от 26 июня 1991 г.), «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (от 4 июля 1991 г.) и другими законодательными актами.

Актуальность принятия такого закона особенно возросла в последнее время в связи со значительным сокращением бюджетного финансирования и снижением инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в силу объективных причин.

В настоящее время региональные законодательные акты, предусматривающие меры по стимулированию инвестиционной деятельности, приняты почти в 30 субъектах России.

В проекте закона определены стороны органов государственной власти края, порядок формирования краевой инвестиционной программы и принятия решения по инвестициям из краевого бюджета. Основой государственной поддержки коммерческих инвестиционных проектов в проекте закона определен конкурсный подход.

Особое место в законопроекте отведено предоставлению поручительств администрации края как одной из форм стимулирования частных инвестиций. Постановлением главы администрации края от 23 июля 1998 г. № 418 «О порядке предоставления гарантий администрации края для реализации инвестиционных проектов» определены условия предоставления поручительств администрации края. Утвержденный порядок предусматривает обязательное участие собственных средств предприятий в реализации проекта. Размер предоставляемых гарантий администрации края составляет 40 и более процентов заемных средств.

Проектом закона предусматривается предоставление отдельным категориям инвесторов налоговых льгот в части платежей, зачисляемых в краевой бюджет. Это, прежде всего, инвесторы, осущест-вляющие вложения собственных и привлеченных средств в приоритетные высокоэффективные проекты со сроком окупаемости не более трех лет. Учитывая сложное положение с формированием доходов краевого бюджета, предусматривается не полное освобождение от налогов, а уменьшение налоговой ставки на срок окупаемости проекта — на 50% по налогу на прибыль и на 50% по налогу на имущество, создаваемое или приобретаемое в рамках реализации инвестиционного проекта.

Законопроектом также устанавливается льготное налогообложение для банков, страховых, лизинговых и других организаций, предоставляющих кредитные ресурсы для реализации приоритетных краевых проектов в размере не менее 50% их стоимости.

Указанные структуры освобождаются от налога на прибыль, полученную от предоставления кредита. Особый режим налогообложения предусмотрен в проекте закона для иностранных инвесторов, вкладывающих свои средст-ва в развитие производственной сферы.

Льготы по налогу на прибыть предоставляются предприятиям, создаваемым после 1 января 1999 г. при условии, что доля иностранного инвестора в уставном капитале составляет не менее 500 тыс. долл. США. В крае таких предприятий немного. Из 714 зарегистрированных предприятий с ино-странным капиталом уставный капитал свыше 500 тыс. долл. США имеют лишь 31 предприятие.

1. Приложение к постановлению Главы Администрации Краснодарского края от 31 марта 1993 г. № 108.




   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]