Обозреватель - Observer 
Внешняя политика 

А.Осипов,
доктор исторических наук, профессор
 
САУДОВСКАЯ
АРАВИЯ:
страна
экономических чудес
(Продолжение. Начало см. № 2, 3, 4, 6, 1999 г.)
 
Пути и препоны саудизации
 
Наряду со своими очевидными позитивными последствиями, повышение уровня народного образования в условиях КСА приводит к появлению специфических социальных проблем.

Дело в том, что в Саудовской Аравии, как и в других нефтедобывающих странах зоны Персидского залива, на рынке труда существуют исторически сложившиеся структурные перекосы. Осуществление с помощью «нефтедолларов» планов ускоренного экономического развития потребовало в свое время расширенного ввоза иностранной рабочей силы (главным образом с Индийского субконтинента и из Юго-Восточной Азии), а также квалифицированных специалистов из стран Запада. В результате к началу 1998 г. в стране с 14-миллионным коренным населением находилось 6 млн. 300 тыс. иностранцев (66% всех занятых), многие из которых жили на нелегальном или полулегальном положении ради получения куска хлеба для себя и своих семей. В том же году в Эр-Рияде насчитывалось 69% коренных саудовцев от всех столичных жителей и 39% от работающих.

Если учесть один из самых высоких в мире уровень рождаемости в КСА (3,5%, со средним количеством детей в семье — 5 чел.), удваивающий каждые 17 лет население королевства и ежегодно дающий весомый (125 тыс. чел.) прирост ищущих работу, а также преимущественно молодежный состав нации (70% — моложе 20 лет) и набирающие силу процессы миграции и урбанизации (в 1997 г. 77,3% саудовцев жили в городах, тогда как в 1950 г. — лишь 15%), то становится понятной нарастающая острота проблемы трудоустройства, с которой сталкивается все большее число исконных жителей Саудовской Аравии.

В 1996 г. число работающих среди коренных саудовцев составило 2,5 млн. чел. из 7,2 млн. общего чи-сла занятых. По расчетам генерального секретаря Совета по рабочей силе КСА Х.аль-Хаземи, к 2000 г. трудоустраивать придется уже 7 млн. саудовцев.

По оценочным данным, уже сейчас число безработных, многие из которых имеют достаточно высокую профессиональную подготовку и общеобразовательный уровень, а следовательно, и повышенные социальные запросы и ожидания, достигает около 20 тыс. чел. и имеет неуклонную тенденцию к росту. Время от времени на страницах саудовской печати появляются сердитые и разочарованные письма выпускников, месяцами и годами томящихся в поисках работы по спе- циальности. Одно из них, опубликованное в газете «Указ» 22 июля 1998 г. и подписанное группой молодых специалистов, окончивших факультет верообращения исламского университета в г. Медине, свидетельствует о том, что с проблемой трудоустройства сталкиваются не только специалисты гражданского профиля, но и обладатели престижных религиозных дипломов.

Указывая на остроту проблемы, видный саудовский журналист Х.аль-Маина считает, что «властям следует предпринять самые решительные шаги, чтобы арабские молодые люди не считали затраченными впустую годы, ушедшие на получение образования, чтобы им были предоставлены адекватные возможности для получения работы».

Откликаясь на нарастающую тревогу в обществе, король Фахд в интервью ливанскому журналу «Аль-Хавадис» в начале апреля 1998 г. заявил, что «нашей главной целью является изыскание рабочих мест для наших подданных. Мы считаем это национальным долгом. Соответственно было принято решение ограничить набор иностранных рабочих теми сферами, в которых еще существует потребность в них. Этот процесс протекает успешно, особенно, если учесть, что королевство завершило создание инфраструктуры, которая обусловливала необходимость импорта рабочих в целях экономии времени».

Для решения обостряющейся проблемы занятости коренного населения правительством была разработана программа саудизации, т.е. замены иностранцев национальными кадрами рабочих и служащих. По действующему шестому пятилетнему плану (1995—2000 гг.) ежегодные темпы саудизации определены на уровне 4%, в этот же период на 1,5% в год должен сокращаться контингент иностранной рабочей силы. В государственном и частном секторах запланировано создать рабочие места для 650 тыс. саудовских подданных.

В рамках программы частному сектору, в котором занято более 90% работающих, под угрозой карательных санкций предписано с 1997 г. ежегодно увеличивать на 5% квоту саудовцев. Кроме того, частные предприятия, с числом занятых в 25 чел. и более, обязаны принимать по установленным государством нормам местную учащуюся молодежь в период летних каникул на практику и стажировку. Из 15,2 тыс. студентов, рекомендованных на работу летом 1998 г., 75% было направлено в частный сектор.

Реализация этих установок сталкивается, однако, с немалыми трудностями. К концу 90-х годов доля саудовцев составляла всего 7% занятых в частном секторе и то, главным образом, в банковской сфере. В 1998 г. частники согласились трудоустроить всего около 550 саудовцев — выпускников учебных заведений различных ступеней. До 2005 г. каких-либо существенных сдвигов в этой области в королевстве не ожидается.
Главная причина пробуксовки саудизации кроется, на наш взгляд, в почти десятикратной дешевизне иностранной рабочей силы, фактическом бесправии рабочих-азиатов и африканцев, открывающем перед их нанимателями безбрежный простор для их нещадной эксплуатации. Наиболее часто встречающиеся злоупотребления — многомесячные задержки зарплаты, нарушения условий трудовых договоров по части оплаты отпуска и возвращения на родину, домогательства хозяев в отношении женской прислуги. Правительство Филиппин в 1996 г. специальным решением было вынуждено запретить выезд служанок на работу в страны Ближнего Востока и в Саудовскую Аравию, в частности.

Как отмечает саудовский журналист М.Яхья, «большинство прибывающих на работу в КСА подготовлены плохо. Агентства по найму нередко обманывают как нанимателя, так и нанимаемых. Лишь немногие из возвращающихся на родину рабочих и служащих подробно рассказывают о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться. Они более заинтересованы в том, чтобы продемонстрировать новую камеру или видеомагнитофон, которые им удалось приобрести на заработанные деньги».

Время от времени в саудовских СМИ проскальзывают материалы о росте психических и психосоматических заболеваний в среде рабочих-иммигрантов «под влиянием ежедневных стрессов, трудной климатической и социальной адаптации, в большинстве случаев языкового барьера, беспросветной нужды и тягостных раздумий о нищенском положении оставшихся дома семей и родственников». В результате, по данным саудовской прессы, до 40% рабочих, к примеру, из Шри Ланки не выдерживают напряжения и возвращаются домой.

Однако работа в Саудовской Аравии, какой бы черной и грязной она ни была, нередко является единственным источником средств для убогого существования не только самих иммигрантов, но и нередко членов их семей. В связи с этим они соглашаются на любые кабальные условия контрактов о найме, состав- ленных, как правило, на малопонятном, а то и вовсе не понятном для них арабском языке. Зачастую трудоустройство осуществляется по устной договоренности, без какого-либо документального оформления обязательств работодателей и прав нанимаемых.

Бесправное положение иностранных рабочих, в массе своей неквалифицированных, нередко приводит к тому, что по малейшей прихоти нанимателей они оказываются выброшенными на улицу. В результате проводившихся в короловстве в 1997 г. облав на нищих и попрошаек было задержано 24 тыс. чел., из них 78% иностранцев, большую часть которых составляли женщины и несовершеннолетние подростки. 99% задержанных были неграмотны.

Для того чтобы получить саудовскую «рабочую визу» и вид на жительство, азиатские и африканские «гастарбайтеры» вынуждены обращаться у себя на родине в многочисленные бюро на найму, делающие бизнес на их бедственном положении. По данным саудовской печати, получение визы обходится в зависимости от страны-экспортера рабочей силы от 3 до 9 тыс. долл. Чтобы собрать требуемую сумму, выезжающему на работу в КСА нередко приходится распродавать свое скудное имущество, влезать в долги и около двух лет работать для их погашения.

Несмотря на такие тягостные условия соблазн отправиться на заработки в Саудовскую Аравию остается притягательным. Работая по большей части за гроши, иммигранты ежегодно переводят из КСА в свои страны в общей сложности около 16 млрд. долл.

Время от времени властями королевства проводятся полицейские кампании по выдворению рабочих-нелегалов, которые не без оснований считаются не только конкурентами саудовцев, но и источником безработицы, преступности и болезней. В 1997 г., по разным оценкам, таким путем было отправлено на родину от 500 тыс. до 1 млн. чел. На укрывавших их саудовцев были наложены крупные штрафы (до 17 тыс. долл. с каждого), а злостные нарушители паспортного режима подвергнуты тюремному заключению (до 6 месяцев).

В апреле 1998 г. после сезона паломничества, дающего обычно обильный приток «невозвращенцев», было произведено еще большее ужесточение и удорожание паспортно-визового режима, увеличены штрафные санкции (до 30 тыс. долл.) и сроки тюремного заключения (до 1 года) для его нарушителей как саудовского происхождения, так и иностранцев. Подданным за солидное вознаграждение было предложено доносить на укрывателей нелегалов, участились полицейские рейды и зачистки.

В июне 1998 г. решением совета министров КСА в госсекторе был установлен предельный 10-летний срок найма иностранной рабочей силы (за исключением высококвалифицированных специалистов). Превышение этого срока допускается лишь по специальному представлению соответствующего министра и бюро гражданской службы. За три месяца до подписания контракта с иностранцем объявление об имеющейся вакансии должно быть напечатано в местной прессе для извещения возможных саудовских претендентов на нее.

В связи с многочисленными случаями злоупотреблений и трудовых споров, было установлено, что перед окончательным отъездом иностранца его наниматель обязан предоставить в органы паспортного контроля документ, составленный на двух языках (арабском и понятном для иностранца) и подписанный двумя сторонами, о полном урегулировании всех финансовых отношений между ними.

Несмотря на такие повышенные строгости, ввоз рабочей силы по официальным скрытым каналам, приносящий госбюджету в виде налогов и частным конторам в виде поборов немалые прибыли, не прекратился. Более того, одновременно с саудизацией и кампаниями по выдворению нелегалов было принято решение, разрешающее импорт рабочей силы из Китая. Только в апреле—мае 1998 г. саудов-ское посольство в ЙАР выдало 36 тыс. въездных виз йеменцам, направлявшимся на работу в КСА.

Наибольший спрос сохраняется на служанок, шоферов и пастухов. Как сообщил руководитель одной из контор по найму, С.Отейби, более половины семей в КСА используют иностранную прислугу, преимущественно из Индонезии и Филиппин. Их ввоз получил такое распространение, что власти были вынуждены установить норму, согласно которой каждая семья не может иметь более одной служанки-иностранки. Несмотря на это ограничение, саудов-ские эксперты ожидают роста спроса на иностранных домработниц в связи с усиливающимся желанием саудовок включиться в общетвенную жизнь, устроиться на работу и меньше заниматься домашним очагом. В результате только в июле 1998 г. одним из местных агенств по рекрутированию иностранной рабочей силы было получено разрешение на ввоз 10 тыс. служанок из Индонезии, которые, исходя из бедственного положения своих родст- венников, согласились работать от зари до зари за 100 долл. в месяц.

Затрудняют саудизацию и особенности менталитета широких слоев населения королевства, предопределяющие пренебрежительное отношение ко многим видам трудовой деятельности, к регулярному и регламентированному труду в целом. Саудовская печать неоднократно отмечала завышенные запросы выпускников учебных заведений из числа коренного населения, их стремление занять канцелярские или административные должности, уклониться от работы на производстве или в поле. По данным министерства труда и социальных вопросов КСА, в 1997 г. саудовскими гражданами было подано почти 30 тыс. заявок о приеме на работу (на 66% больше, чем в 1996 г., а среди выпускников средних и высших учебных заведений — на 153%), в то же время прошений на ввоз иностранной рабочей силы поступило в 16 раз больше, почти  на полмиллиона человек.

В 70-е годы в рамках курса на создание среднего класса как базы социальной устойчивости в стране проводилась линия на расширенную подготовку полностью за государственный счет и с гарантированным трудоустройством национальных кадров специалистов из средних слоев населения.

На практике большинство абитуриентов выбрали гуманитарную или административную специализацию и после получения образования устроились в учреждения госсектора или органы правопорядка, предпочтя стабильный и надежный уровень доходов более высоким, но не гарантированным на будущее заработками в частном секторе.

Эта тенденция сохранилась и в 90-е годы: к примеру, в 1998 г. в Эр-Рияде 87% коренных саудовцев работали на государство и лишь 13% — на частника. Как указывалось на совещании руководителей управлений народного образования в апреле 1998 г., многие молодые саудовцы неохотно поступают в училища и вузы технического профиля, предпочитая получать административно-управленческие специальности.

Однако уровнем своих знаний и профессиональной подготовки, трудовой дисциплиной и ответственностью за порученное дело, самим умением работать в коллективе саудовские молодые кадры не всегда могут конкурировать с иностранными специалистами. К тому же и число высвобождаемых в ходе саудизации должностей в административно-управленческом звене далеко не соответствует количеству претендентов на них.

В связи с этим немалый упор делается на популяризацию «непрестижных» профессий. Саудов-ские СМИ подробно и одобрительно рассказывали, к примеру, о появлении в стране первого офици- анта и шофера такси из числа коренных жителей королевства.

Несмотря на встречающиеся трудности, власти стремятся продвинуть вперед процесс саудизации. В начале 1996 г. министр внутренних дел КСА принц Наиф объявил о готовящемся пересмотре трудового законодательства, с тем чтобы предоставить каждому желающему саудовцу рабочее место.

Все большее внимание уделяется и осовремениванию национальной образовательной системы, вводятся ограничения как административные, так и в сфере государственного финансирования поездок на учебу за рубеж. В 1998 г. было принято решение в течение трех лет полностью саудизировать педагогический состав путем повышения зарплаты и предоставления льгот учителям.

Одним из трудно преодолимых препятствий на пути совершенствования системы образования является наличие в программах всех ступеней значительного числа (до 30% учебного времени) предметов религиозного содержания. Японские специалисты, проводившие в 1997 г. по просьбе саудов-ской стороны обследование системы образования КСА, пришли к выводу о том, что без существенного сокращения исламской составляющей ее модернизация вряд ли возможна.

Еще одним тормозом в этой сфере является сохранившаяся со времен религиозных школ-медресе схоластическая метода зазубривания преподаваемого материала без его сознательного осмысления, анализа и последующего глубокого усвоения. «Наша система образования, — с горечью отмечает Х.аль-Маина, — делает из людей попугаев: они произносят правильные слова, не осознавая ни их подлинного смысла, ни правил их употребления».

В результате этого атавизма у учащихся остается сравнительно узкий культурный кругозор, недостаточная способность к самостоятельному критическому мышлению и адекватному восприятию новых явлений. Активно идущая компьютеризация школы не решает проблемы, а лишь порождает поколение, которое, по меткому выражению Г.Киссинджера, «не может читать, писать и думать широкими категориями, с помощью которых можно классифицировать массы фактов и держать их в голове. Оно способно лишь печатать на компьютере».



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]