Военно-политические проблемы |
Обозреватель - Observer
|
Б.КОМЗИН,
ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Бюджет МО США на 1997 финансовый год (ф.г.) разработан администрацией Б.Клинтона в рамках пятилетнего плана строительства вооруженных сил на период до 2001 ф.г. Согласно проекту бюджета Министерству обороны (МО) США на 1997 ф.г. предусмотрены ассигнования в объеме 242,6 млрд. долл., а расходы в 247,5 млрд. долл. При этом ассигнования сокращены в сравнении с предшествующим годом на 6% (в сопоставимых ценах). Таблица 1 млрд. долл. по финансовым годам
Таблица 2 тыс. чел. на конец финансового года
* Annual Report to the President and the Congress. William J. Perry, Secretary of Defense. Department of Defence, Wash., March 1996. Ожидается, что ассигнования в 1998 ф.г. сократятся в сравнении с уровнем 1997 ф.г. на 0,2%. Незначительное повышение уровня ассигнований предполагается в 2000 ф.г. (на 0,5%) и в 2001 финансовом году (на 0,6%). Согласно официальным данным уровень ассигнований МО за 1985-1997 ф.г. сократился в сопоставляемых ценах на 40%, при этом с 1992 ф.г. наблюдается сокращение даже при оценке уровня ассигнований в текущих ценах (табл. 1). В докладе МО США неоднократно упоминаются показатели военных затрат 1990 г. в качестве последнего года "холодной войны". За 1990-1997 ф.г. уровень ежегодных ассигнований МО США сократился (в сопоставимых ценах 1997 ф.г.) соответственно с 353 до 243 млрд. долл., или на 31,2%. Согласно официальным данным в последние годы наблюдается значительное сокращение не только абсолютного уровня федеральных ассигнований МО США, но и их удельного веса в макроэкономических показателях. Ожидается, что с 1997 ф.г. ассигнования МО США составят не более 3,2% ВВП, т.е. окажутся на наиболее низком уровне за весь послевоенный период. СПРАВОЧНО. Аналогичные ассигнования составляли в 1950 г. - 4,4%, в 1960 г. - 8,2%, в 1970 г. - 7,8%, в 1980 г. - 5,0%, в 1990 г. - 5,3%, в 1996 г. - 3,7%. Снижается доля МО США в общих объемах всех федеральных расходов. В период после второй мировой войны на долю МО США приходилось от половины до 1/3-1/4 общего объема всех федеральных расходов. СПРАВОЧНО. Расход МО от общих федеральных расходов: в 1955 г. - 52,5%, в 1970 г. - 39,4%, в 1980 г. - 22,5%, в 1990 г.-23,1%. В 1997 ф.г. такие расходы составят около 16%. Согласно данным доклада в 1997 ф.г. продолжится процесс сокращения численности личного состава ВС США включая персонал, находящийся на действительной военной службе, резерв и вольнонаемных служащих. Так, за 1987-1997 ф.г. контингента, находящиеся на действительной службе, сокращаются на 33%, резервов - на 19%, вольнонаемных - на 27% (табл. 2), Из контингентов, находящихся на действительной военной службе, наиболее значительны сокращения военнослужащих в сухопутных силах и ВВС - на 37%. Существенно меньше сокращения личного состава ВМС - на 31%. Еще меньше сокращения наблюдаются среди вольнонаемных служащих, занятых в сухопутных силах, ВМС, ВВС и так называемых управлениях центрального аппарата МО (разведуправление, управление ядерных боеприпасов, ДАРПА, служба картографии и другие подразделения центрального аппарата МО США). В официальной американской статистике выделяются показатели занятых в вооруженных силах страны, а также численность персонала отраслей хозяйства, обслуживающих вооруженные силы. Это в основном отрасли обрабатывающей промышленности, поставляющие вооружение, военную технику, горюче-смазочные материалы, обмундирование и пр. Согласно официальным данным в 1994 ф.г. в ВС США было занято около 1,9% общей численности рабочей силы страны, а если учесть занятых в оборонных отраслях промышленности, то доля рабочей силы страны, отвлекаемая для службы в вооруженных силах и их материального обеспечения, составила в том же 1994 ф.г. около 3,9%. Следует отметить относительно устойчивую тенденцию к снижению доли рабочей силы страны, отвлекаемой как для службы в вооруженных силах, так и материального оснащения ВС. СПРАВОЧНО. Суммарные показатели трудовых затрат (% от численности рабочей силы) составляли: в 1965 ф.г. - 7,6%. в 1970 - 7,9%, в 1980 - 4,6%, в 1990 - 5,0%, в 1992 ф.г. - 4,5%. В докладе МО США, к сожалению, не приводятся аналогичные данные за 1995-1997 ф.г. В докладе приводятся данные о структуре стратегических сил США в последние годы. Как это видно из данных табл. 3 наблюдается активный процесс перестройки и модернизации состава стратегических сил. В области межконтинентальных ракет наземного базирования снижается удельный вес МБР "Минитмен II" и "Минитмен III". На постоянном уровне сохраняется МБР "Пискипер" с 10 боеголовками. Существенно сокращается парк устаревших стратегических бомбардировщиков B-52G, В-52Н и В-1В. При этом высокими темпами наращивается парк стратегических бомбардировщиков-"невидимок" В-2. Аналогичный процесс модернизации флота подводных ракетоносцев. На смену БР "Посейдон" (С-3) и "Трайдент (С-4), базировавшихся на ПЛА устаревающих типов, поступают более современные БР "Трайдент С-4 и Д-5", базирующиеся на ПЛА класса "Огайо".
Таблица3 в 1990-1997 финансовых годах*
* Annual Report to the President and the Congress. William J. Perry, Secretary of Defense. Department of Defence, Wash., March 1996.
Определенные сокращения федеральных ассигнований МО США и численности ВС сопровождаются существенными изменениями самой структуры расходов в соответствии с новыми геополитическими условиями и коррективами, вносимыми в стратегию обеспечения национальной безопасности. Такие изменения прослеживаются в структуре финансовых ресурсов в распределении по организационным компонентам (видам вооруженных сил) и функциональному назначению (содержание личного состава, закупки В и ВТ и пр.). Как отмечалось выше, годовой уровень ассигнований МО США за 1990-1997 ф.г. сократился в сопоставимых ценах 1997 ф.г. на 31,2%. За тот же период объем ассигнований, выделенных армии (сухопутным силам), сократился на 37,1%, ВМС на 38,2%, ВВС на 35,5%. В результате асимметрии в сокращении уровня ассигнований изменилась структура распределения федеральных ассигнований по так называемым "организационным компонентам", т.е. по видам вооруженных сил. СПРАВОЧНО. Если в 1990 ф.г. на долю армии приходилось 27,0% общих ассигнований МО США, то в 1997 ф.г. - 24,6%. Снизился удельный вес в общем объеме ассигнований МО США ВМС и ВВС соответственно - с 34,1 до 30,5% и с 31,6 до 29,7%. С другой стороны, резко возрастает доля ассигнований МО США, выделяемых на содержание управлений центрального аппарата МО США и так называемые общевойсковые цели соответственно с 7,3% в 1990 ф.г. до 15,2% в 1997 ф.г.
Таблица 4 на 1990-1997 финансовые годы*
* Annual Report to the President and the Congress. William J. Perry, Secretary of Defense. Department of Defence, Wash., March 1996.
He меньший интерес представляют официальные данные МО США об изменениях в функциональной или целевой структуре ассигнований на содержание вооруженных сил. Как показывает анализ статистических материалов, проводимое с 1990 ф.г., сокращение общих уровней затрат МО США осуществляется неравномерно по всем видам расходов (табл. 4). Как это видно из данных табл. 4 сокращение общих объемов ассигнований МО США отнюдь не сказалось на масштабах программы жилищного строительства для военнослужащих. Более того, за 1990-1997 ф.г. отпускаемые на эти цели средства заметно выросли. СПРАВОЧНО. При сокращении общего уровня ассигнований на 31,2% снижение затрат по содержанию военного персонала составило лишь 28,8%, эксплуатационных расходов на 16,8%, затрат на проведение научных исследований и разработок на 18,2%. В связи с этим в функциональной структуре ассигнований МО США произошло увеличение удельного веса ряда статей (эксплуатационные расходы, содержание военного персонала, научные исследования и разработки, военное строительство, жилищное строительство). Важно и социальное значение перестройки структуры распределения федеральных ассигнований МО США. СПРАВОЧНО. Так в 1990 ф.г. на содержание военного персонала было выделено 97,9 млрд. долл., или 47,3 тыс. долл. в среднем на одного военнослужащего. В 1997 ф.г. затраты на содержание военного персонала снизились на 28,1 млрд. долл. и составили 69,8 млрд. долл. Однако за тот же период существенно сократились и контингенты. находящиеся на действительной военной службе, - соответственно с 2069 до 1457 тыс. чел. Таким образом, средний уровень затрат по содержанию личного состава составил в 1997 ф.г. в расчете на одного военнослужащего 47,9 тыс. долл. В 1990 ф.г. в расчете на одного военнослужащего выделялись средства на жилищное строительство в объеме 2,9 тыс. долл., а в 1997 ф.г. - 3,9 тыс. долл. Наиболее радикальные изменения в структуре распределения ассигнований МО США связаны с резким сокращением объема закупок В и ВТ. СПРАВОЧНО. За 1990-1997 ф.г. закупки оружия и военной техники сократились в сопоставимых ценах с 95,0 до 38,9 млрд. долл., или в 2,4 раза. В докладе МО США отмечается: "В последние пять лет МО США стремились в максимальной степени использовать преимущества окончания "холодной войны" и для сокращения военных противостоящих потенциалов, в том числе посредством уменьшения закупок новых систем оружия, конечно же при сохранении превосходства ВС США. В этом плане бюджет МО США по закупкам В и ВТ находится на наиболее низком уровне за весь период начиная с 1950 г. Запрашиваемые у Конгресса ассигнования для закупки В и ВТ составляют 38,9 млрд. долл., что в сопоставимых ценах не превышает 1/3 аналогичных по своему целевому назначению ассигнований в 1985 ф.г., в объеме 96,8 млрд. долл., или 134,3 млрд. долл. в сопоставимых ценах 1997 ф.г. В докладе утверждается, что несмотря на сокращение ассигнований не происходит "устаревания" систем оружия, ибо устаревшие оружие и военная техника списываются. Далее в докладе указывается: "Для обеспечения обороноспособности США в долгосрочном плане МО США должно модернизировать свои вооруженные силы, ставя на вооружение новые системы оружия и совершенствуя существующие, гарантируя вооруженным силам страны безусловное техническое и качественное превосходство на театрах военных действий. Последующие несколько лет станут решающими в материальном переоснащении вооруженных сил США для обеспечения их высокой боеготовности в следующем столетии. В связи с этим, видимо, будет изменяться структура ассигнований МО США. Ожидается, что в 2001 ф.г. объем закупок В и ВТ поднимется до 60,1 млрд. долл., что превысит уровень аналогичных закупок в 1997 ф.г. на 41% в сопоставимых ценах". В перспективном плане МО США намерено осуществить модернизацию материальной основы своих вооруженных сил с акцентом на практическое использование продукции наиболее наукоемких отраслей, при этом особенно подчеркивается значение для обороноспособности США в следующем столетии такой новейшей техники, как новые сенсоры, компьютеры, средства связи. Среди наиболее приоритетных планов модернизации систем оружия отмечаются:
В докладе МО США подчеркивается особое значение для роста боеготовности вооруженных сил США реализации специальной программы "качество жизни" (военнослужащих). Авторы доклада полагают, что боеготовность вооруженных сил прямо зависит от. привлекательности военной службы для наиболее квалифицированного персонала, что в свою очередь определяется уровнем получаемой заработной платы, а также другими факторами, связанными с уровнем так называемого "качества жизни". Программа "качество жизни" была инициирована Б.Клинтоном в феврале 1995 г., когда он объявил о выделении на нее 25 млрд. долл. Основной блок мероприятий, предусматриваемых этой программой, связан с тремя направлениями в улучшении условий жизни военнослужащих и членов их семей: повышением заработной платы, улучшением жилищных условий, поддержкой семей. Программа рассчитана на период до 2000 г. Из общего объема средств, выделенных на программу, 7,7 млрд. долл. будут направлены непосредственно на повышение заработной платы. Предполагается, что это, а также мероприятия в социальной области, позволит повысить конкурентоспособность службы в вооруженных силах в сравнении с другими сферами деятельности и привлекать на службу наиболее квалифицированные и физически развитые кадры. Значительное внимание уделяется жилищным проблемам. В докладе отмечается, что в настоящее время около 30 тыс. семей военнослужащих проживает в так называемых "дорогих" районах, где стоимость товаров и услуг существенно превышает уровень для страны, МО США начало в 1.995 г. выплачивать компенсацию военнослужащим, проживающим в этих районах, в размере от 40 до 167 долл. в месяц в расчете на семью. Большую помощь оказывают военнослужащим и членам их семей интендантство и его отделения (201 на территории США и 111 за границей). Интендантство поставляет пищевые продукты и другие потребительские товары по более низким ценам в сравнении с коммерческими магазинами розничной торговли (на 20-25%). Таким образом, экономия может достигать от нескольких сотен до 1,5-2,0 тыс. долл. в год в расчете на семью. Той же программой предусматривается значительное улучшение жилищных условий неженатых военнослужащих. В настоящее время в казармах проживают около 0,5 млн. военнослужащих. МО США начало проводить широкую программу обновления, реконструкции и строительства новых казарм. По принятым в 1996 г. новым нормам "чистая жилая" площадь в казармах должна быть не менее 11 кв.м в расчете на одного военнослужащего. Значительная поддержка оказывается МО США в области охраны здоровья, воспитания и обучения детей военнослужащих. В настоящее время на территории США находятся 346 детских учреждений, рассчитанных на 155 тыс. мест. В 1996 г. МО США выделило на дальнейшее развитие системы здравоохранения детей военнослужащих 38 млн. долл. МО США для поддержания физического здоровья и морального духа создают "американские дома" в районах зарубежной дислокации своих войск. В таких центрах физической и духовной реабилитации создаются условия для проведения спортивных мероприятий, посещения библиотек, молодежных развлекательных программ, игровых залов и других форм коллективного отдыха, к которым американские военнослужащие привыкли у себя дома. Наибольшим приоритетом в таких центрах пользуются программы, связанные со спортом и проведением различных конкурсов и соревнований. В 1996 г. МО США выделило в рамках программы "качество жизни" около 195 млн. долл. для расширения и повышения качества деятельности "американских домов" для военнослужащих корпуса морской пехоты, ВМС и других видов ВС, размещенных за пределами США. Большая роль в осуществлении программы "качество жизни" отводится 313 "семейным центрам" МО США, выступающим в качестве основы получения объективной информации о социально-экономическом положении 1,6 млн. военнослужащих и 2,3 млн. членов их семей. Такие "семейные центры" обеспечивают информационные и консультационные услуги всем членам "военного сообщества", т.е. одиноким и женатым военнослужащим, и выступают едва ли не наиболее надежным источником поступления информации о реальном положении дел с обеспечением "качества жизни" военнослужащих и их семей. Упомянутые центры оказывают всестороннюю помощь в условиях разнообразных "нештатных" ситуаций. Эти центры тесно взаимодействуют с различными гражданскими организациями, используют их возможности и средства для оказания помощи семьям военнослужащих. В период балканского конфликта для связи между "семейными центрами" было выделено пять горячих линий связи в Бад Крейценах, Баумхолдере, Гейдельберге, Манхайме и Кайзерслаутерне.
Ежегодный доклад МО США - довольно пространный документ объемом более 400 стр., а потому возможности всестороннего его анализа в рамках журнальной статьи весьма ограничены. Хотелось бы обратить внимание читателя лишь на то, как осуществляют США сокращение своих вооруженных сил. Как заботится исполнительная и законодательная власть этой страны с заведомо рыночной экономикой об армии - одном из важнейших институтов государства.
|
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(53);%>
|