Обозреватель - Observer
Экономика

Повышение роли Севморпути — важнейшая стратегическая проблема России1

А.Адамеску,
доктор экономических наук, профессор,
академик Академии экономических наук и предпринимательской деятельности России и Международной академии информатизации

Географическое положение России, новые геополитические и экономические условия ее развития вызывают необходимость повышения роли и эффективности функционирования Северного морского пути (СМП) — единой морской транспортной системы и важнейшего инфраструктурного звена и рычага хозяйственного освоения Российского Севера, что способствует и сохранению единого экономического пространства страны. В целях успешного социально-экономического развития северных районов принята установка на опережающий рост их инфраструктуры, в первую очередь, транспорта и связи, включая Северный морской путь.
Выдвижение этой стратегической задачи вызвано следующими важными факторами:

  • усложнением и удорожанием «северного завоза» вследствие экономического кризиса и дестабилизации национальной экономики, резкого возрастания транспортных тарифов, ухудшения технического состояния торгового и ледокольного флота и портового хозяйства;
  • освоением в районах Севера новых крупных топливно-энергетических, рудных, лесных и других природных ресурсов, в том числе нефти и газа прибрежных территорий и морского шельфа, вызывающим развитие в Заполярье существующих и появление новых промышленных и торгово-транспортных центров;
  • усилением значения морских портов круглогодичного действия в западном секторе Севморпути после утери крупных портов на Балтийском и Черном морях;
  • необходимостью форсирования хозяйственной интеграции северных территорий с основными промышленными и сельскохозяйственными районами для рационализации внутрироссийского территориального разделения труда и противодействия экспансивным замыслам агрессивных сил, направленных на экономическое и военное отторжение Севера от России;
  • благоприятными перспективами расширения не только внутренних экономических, но и экспортно-импортных связей, а также транзитных межконтинентальных сообщений иностранных государств через территорию и акваторию Арктической зоны;
  • сохранением в военно-стратегических и экономических целях самых коротких внутренних морских коммуникаций между европейскими и азиатскими регионами страны, проходящих по северным морям (фактор обороноспособности и безопасности государства).

    Состояние и прогнозная оценка морских грузоперевозок в Арктике

    К трасе Севморпути относится прибрежная материковая зона от Новоземельских проливов до Берингова, включая острова и бассейны, вернее судоходные части бассейновых рек Енисей, Хатанга, Анабар, Оленек, Яна, Индигирка, Колыма, а также Лена.

    Завоз морским флотом в порты СМП осуществляется по традиционной схеме с запада и востока, а также по рекам Енисей и Лена (с юга на север) с перевалкой в Дудинке и Тикси на морские суда — преимущественно уголь, лесные грузы, нефтепродукты, техника:

  • из портов Севера (Мурманск, Архангельск) — нефтепродукты наливом, технические грузы, продовольствие;
  • из базовых портов Приморья (Владивосток, Находка, Ванино и др.) — нефтепродукты наливом, строительные материалы, технические и технологические грузы, продовольствие, уголь (из Беренговска).
    В последние годы схема арктических перевозок претерпела некоторые изменения — нефтепродукты почти в полном объеме доставляются из портов Севера. Экспортные перевозки представлены цветными металлами Норильского горно-металлургического комбината (из Дудинки) и пилолесом из Игарки и Тикси.

    Вывоз каботажем из Арктики ориентирован в основном на запад — через порты Мурманск, Архангельск. Это — медноникелевая необогащенная руда, цветные металлы из Дудинки. На восток идет незначительный объем вывоза металлического лома из Певека.

    Начиная с послевоенных лет, объемы перевозок морским транспортом по СМП имели тенденцию альное количество грузов, в составе которых преобладали нефтепродукты в танкерах (завоз), медноникелевая руда и цветные металлы, уголь, строительные материалы, оборудование, машины, технологические грузы, продовольствие. Через 10 лет, к 1998 г. грузоперевозки сократились до предельно низкого уровня и существенно изменилась их структура: практически отсутствуют строительные материалы, машины, оборудование, увеличилась доля нефтепродуктов, угля, продовольствия. С 1997 г. прекращен вывоз морем круглого леса из Тикси в Японию, а поставки пиломатериалов из Енисея на внешний рынок резко сократились. Возрождение и развитие морских перевозок зависит от характера и темпов хозяйственного освоения районов, тяготеющих к трассе СМП. Для оценки перспективных арктических грузопотоков большое значение имеет баланс завоза и вывоза грузов.

    Во внешних перевозках Севера в целом все в большей мере наблюдается преобладание вывоза над завозом как по объему, так и по стоимости.

    Морской транспорт в Арктике обеспечивает перевозки отдельных промышленных комплексов и регионов, в том числе Норильского промышленного узла, нефтегазового комплекса Западной Сибири, предприятий добывающей промышленности Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа, лесопромышленных комплексов, экспортирующих лес по СМП, и т.д.

    На сегодня отсутствуют четкие государственные программы социально-экономического развития северных территорий и нет обосновывающих материалов на долгосрочную перспективу развития Севера и его арктической зоны.
    Поэтому при формировании прогноза учитывалось, что:

  • строительство железной дороги до Якутска от БАМа даст возможность переключить поток лесных грузов из Республики Саха (Якутия) на экспорт по железной дороге через порты Приморья и усилить поток грузов по Лене для получателей северных районов Республики Саха (Якутия);
  • морской транспорт останется основным видом транспорта для перевозки массовых грузов в Арктике;
  • темпы прироста производства добывающей промышленности, цветной металлургии, лесопромышленного комплекса и других отраслей, их масштабы и сроки могут рассматриваться в качестве условных.

    Значительной будет роль транзитных перевозок. Рассматривается проблема поставок сырой нефти и сжиженного газа с месторождений Баренцева моря и Ямала (газ) в Японию, возрождения и дальнейшего развития международного транзита между странами Юго-Восточной Азии, Японией, Китаем, с одной стороны, и странами Европы — с другой.

    В то же время современное состояние транспортного флота, ледоколов и морских портов не способно обеспечить надежную работу СМП. Действующие транспортные суда, способные работать в Арктике, стареют, а новые почти не строятся. С каждым годом потенциал работающего в Арктике тоннажа снижается. Аналогичная ситуация складывается с ледокольным флотом. Предстоит списать в ближайшие годы большое количество линейных ледоколов. Строительство новых также не ведется. Морские порты различной подчиненности, расположенные на Арктическом побережье, нуждаются в серьезной реконструкции. Следовательно, состояние материально-технической базы морского транспорта в Арктике будет сдерживать развитие грузоперевозок по трассе СМП. Негативно отразится на развитии грузовой базы себестоимость перевозок. С учетом ледокольной составляющей, она, в сравнении с другими видами транспорта, останется высокой. Однако учитывая тенденции экономического развития, в перспективе можно ожидать значительных приростов грузопотоков за счет освоения запасов природного газа, нефти, угля, конденсата, увеличения производства металла, серы, продукции лесной промышленности.

    Оценка предложений о создании РАО «Северный морской путь»

    Для повышения государственной значимости и экономической роли транссеверной морской магистрали, реализации проектов ее реконструкции и развития Госкомсевер2 России предлагал новую, более эффективную, по его мнению, систему управления ею — Российское акционерное общество — концерн «Северный морской путь». Это связано с необходимостью кардинальных мер по восстановлению транспортной системы Севморпути к 2003—2005 гг., техническому обновлению морского и речного флота и портовой инфраструктуры для осуществления доставки соответствующих объемов грузов в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а в более отдаленной перспективе — по обеспечению эффективной, рентабельной работы этой системы.

    В противоположность Минтрансу, Госкомсевер не считал целесообразным сводить функции РАО «СМП» только к транспортным функциям — осуществлению арктического судоходства, а расширить до общехозяйственных, с тем чтобы способствовать выходу из кризиса и оживлению экономики северных районов. Это позволит также снизить общие затраты и тарифы на перевозку грузов, уменьшить размеры государственной поддержки территорий Севера из государственного бюджета, органически увязать воедино интересы федеральных, региональных и коммерческих структур.

    Цели и задачи РАО «СМП» сформулированы так: сочетание успешной транспортной деятельности (обеспечение своевременной и в необходимых количествах доставки грузов по назначению; безопасное, устойчивое и эффективное функционирование национальной транспортной магистрали в Арктике и т.д.) с реализацией общих хозяйственных функций (стабилизация социально-экономического положения; обеспечение экономической активности и перехода к устойчивому развитию в арктических районах, стимулирование производства и перевозок важнейших на Севере видов продукции и др.).

    Следует отметить как положительный момент предложение по усилению государственного влияния в создаваемом РАО за счет вхождения государственных ведомств (Госкомсевер, Минтранс, Мингосимущество и др.) в состав его основных учредителей, внесения имущественного паевого вклада предприятий с федеральной формой собственности (порты, государственный ледокольный флот и др.) в уставной капитал корпорации. Рационально построенной выглядит предлагаемая схема организации РАО, опирающаяся на смешанный капитал: федеральный, региональный (субъектов РФ и органов местного самоуправления) и частный акционерный, включая в ограниченной доле (не более 10—15%) иностранный капитал. Имеется в виду, что контрольный пакет акций создаваемой корпорации (концерна) будет находиться в руках государства.

    Таким образом, авторы предложений исходят из насущных целей и проблем структурной перестройки северной экономики на базе модернизации ее транспортной инфраструктуры, опираясь при этом в основном на отечественный опыт хозяйствования в экстремальных условиях.

    Перспективность создания суперкомпании РАО «СМП», по нашему мнению, определяется системным комплексным подходом к развитию хозяйственной деятельности в Арктике на основе:

  • стратегических интересов России в сохранении единого и подконтрольного экономического пространства;
  • принципов экономической эффективности, базирующихся на межрегиональном и международном разделении труда, диверсификации использования ресурсов Севера (не только сырьевых, но и рекреационных, культурных, национальных и биосферных).

    Геосистемный анализ указывает на предпочтительность формирования в Арктике структуры, ответственной не только за своевременную доставку грузов, но и за обеспечение жизнедеятельности всего Крайнего Севера России. РАО «СМП» представляется именно такой компанией, сочетающей интересы государства, северных регионов, непосредственно их жителей3.

    Но прежде чем принимать решение о создании РАО «СМП», необходимо разработать технико-экономическое обоснование различных вариантов функционирования СМП, а также альтернативных проектов жизнеобеспечения Крайнего Севера и развития транспортных перевозок в Арктической и Приарктической зонах. Например, учесть вариант смешанных перевозок железнодорожным, речным и другим транспортом, вплоть до применения крупнотоннажного авиатранспорта (самолетов и дирижаблей).

    Требует расчетного подтверждения и возможность реального достижения достаточно перспективных объемов грузоперевозок по трассе СМП — до 10 млн. т к 2005—2010 гг. и 20—25 млн.т после 2010 г., обеспечивающих экономическую эффективность трансарктического судоходства.

    В первую очередь необходим анализ долгосрочного развития грузообразующих и грузопотребляющих северных предприятий — нефте-, газо- и горнодобывающих с учетом сырьевой базы, тенденций спроса на их продукцию на отечественном и мировом рынках, а также структурной и технической (ресурсосберегающей) политики.
    Кроме того, должен быть проработан вопрос:

  • стимулирования заинтересованности зарубежных стран и компаний в перевозках по СМП, сопряженных с дополнительным риском (ныне страховые сборы компании «Ллойд» для судовладельцев в Арктике отпугивают потенциальных клиентов);
  • законодательного обеспечения и государственных гарантий.

    В противном случае международный транзит грузов по СМП окажется менее выгодным по сравнению с доставкой грузов через Суэцкий и Панамский каналы или трансконтинентальными железнодорожными перевозками. Политические решения по открытию сквозного пути в российской Арктике, следует основывать на комплексных и детальных технико-экономических проектировках, оценивающих перспективность транспортировки отдельных видов грузов и ее масштабы, а также объемы и затраты технического обеспечения транзита (ледоколы — количество, тип, водоизмещение, сухогрузы и танкеры, приспособленные для плавания в арктических морях, портовое хозяйство, системы навигации и т.д.).

    Кроме того, имеется ряд принципиально важных вопросов, которые не отражены в имеющихся предложениях. Так, не определено, как вновь создаваемая корпорация будет строить свои взаимоотношения с основными хозяйствующими в данное время субъектами, например, с Мурманским морским пароходством, на долю которого приходится 70% всех арктических перевозок, с компанией «Лукойл», которая приобрела контрольный пакет этого пароходства, то есть является конкурентом проектируемого РАО «СМП» в части возможного осуществления северного завоза, предлагающая к тому же более низкие тарифы на перевозку грузов. Для более взвешенного подхода следует не только выявить положительные стороны образования РАО «СМП», но и те объективные трудности, которые могут возникнуть в связи с его появлением.

    Вместе с тем, учитывая суровые природно-климатические условия Арктической зоны и серьезные препятствия для нормального функционирования в этой обстановке транспортно-производственного объединения акционерного типа, с одной стороны, а, с другой, — необходимость активного перехода и здесь к современным экономическим отношениям, целесообразно рассмотреть хотя бы для первого этапа и другой вариант управления важной морской магистралью, а именно ации иного типа — государственного унитарного предприятия «Северный морской путь».
    Как известно (Гражданский кодекс, ст. 113, 294, 295):

  • имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и принадлежит самому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • унитарное предприятие с государственным имуществом на праве хозяйственного ведения владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определенных законодательством (общественный капитал как бы распадается на капитал-собственность и капитал-функцию);
  • при этом собственник имеет право на получение части прибыли от использования такого имущества, а остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно (за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами);
  • предприятие, имущество которого передается ему в оперативное управление (казенное предприятие), выполняет в основном государственные заказы на продукцию и услуги особой важности, и государственные органы несут экономическую ответственность (своими бюджетами) за обязательства и деятельность казенного предприятия.

    Этот вариант призван послужить экспериментальной проверкой возможностей успешной коммерциализации крупномасштабной транспортной и другой хозяйственной деятельности в рамках организационной структуры Севморпути при государственной поддержке. Он не связан с достижением какого-то определенного уровня хозяйствования в Арктике и на Северном морском пути и может начать реализовываться в любое время на основе решения соответствующего федерального органа исполнительной власти.

    1. Подготовлена на основе выполненного под руководством Адамеску А.А. исследования «Оценка уровня экономического развития арктической зоны, при котором может быть востребовано российское акционерное общество (концерн) «Северный морской путь». Исполнители: Адамеску А.А., Кистанов В.В., Винокуров А.А., Кобылковский Г.П., Криворучко О.Н., Плаксий В.Я., Елагина Г.Н.
    2. Госкомсевер упразднен Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867, частично его функции переданы в Министерство экономического развития и торговли и Министерство по делам Федерации, национальностей и миграционной политики.
    3. Значительно более широкие функции и весьма успешно, начиная с 30-х годов и до развала СССР, выполнял Главсевморпуть. Особенно следует отметить деятельность Главсевморпути в годы второй мировой войны (Ред.).




  •    TopList         




    [ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]