Обозреватель - Observer |
Внешняя политика
|
Многие серьезные экономисты и политологи, а их в королевстве подготовлено немало, признают, что саудовское общество не поспевает за темпами экономического роста своей страны.
Задача социальной модернизации осознается и правящими кругами: в своем январском интервью 1997 г. король Фахд отметил, что она будет решаться, но постепенно, с учетом местных условий и исламской специфики страны. Отнюдь не случайно, выступая на открытии очередной сессии Консультативного совета КСА (назначаемого самим королем квазипарламента), развитие людских ресурсов и их рациональное использование он поставил на первое место среди приоритетов, обеспечивающих непрерывность экономического роста государства.
Местные социологи относят начало размывания родо-племенных черт саудовского общества лишь к 60—70-м годам ХХ столетия, когда в бурно кипящем тигле промышленного, а с ним и общеобразовательного и культурного развития, плавились этнорелигиозные различия и особенности, исчезали прежние многовековые представления о «достойных и недостойных для сыновей пустыни видах деятельности». Положение человека в быстро капитализировавшемся обществе становится все более отчужденным и определяется не его принадлежностью к тому или иному семейному клану, а личными способностями и усердием. На смену прежним морально-этическим и нравственным ценностям приходят новые, связанные в основном с погоней за наживой и обогащением. И эта закономерная трансформация является, на наш взгляд, одной из самых опасных мин, заложенных самим временем под патриархальные устои саудовского общества. Болезненный и противоречивый для традиционалистского общества процесс «смены вех и ориентиров» продолжается в королевстве и по сей день.
Несмотря на неостановимый процесс обновления, серьезное тормозящее воздействие на закономерное втягивание королевства в орбиту общемирового развития оказывают сохраняющие силу консервативные нормы и воззрения, унаследованные широкими слоями коренного населения от родоплеменных, бедуинских времен. Пересев с верблюда на современный автомобиль, овладев компьютером и телефоном сотовой связи, рядовой саудовец в силу инерционности человеческого сознания и мышления во многом сохранил свой прежний, доставшийся от отцов и дедов- кочевников менталитет и взгляды на окружающий мир и дорожит ими. К ним в первую очередь следует отнести вырабатывавшиеся веками тяжелой и полной опасностей жизни в пустыне зажатость и недоверие к чужакам и иноверцам, непоколебимую веру в превосходство своих религиозных убеждений, трудное, часто предубежденное восприятие всего нового и непривычного, завышенную самооценку и самомнение.
Бурное развитие средств трансконтинентальных коммуникаций и компьютерных сетей позволили всякому зажиточному жителю королевства, будь то в городе или в шатре кочевника, взглянуть на окружающий мир несколько по-иному, через окно спутникового телевидения. Отсюда своеобразное и по большей части противоречивое сочетание в среде местной интеллигенции и учащейся молодежи комплексов национальной гордости и превосходства с комплексом развивающейся нации, вынужденной догонять ушедший вперед в сфере технологий Запад. Такая «сшибка» двух разнонаправленных комплексов: прививаемых с детства силой государства сформировавшихся еще в раннем средневековье исламских духовных ценностей и идущего извне по нарастающей меркантилизма и корыстолюбия приводит к психологическому дискомфорту, брожению умов, укоренению в просвещенных слоях общества двойной морали — для себя и для окружающих, разъедающей личность, подтачивающей ее поведенческую устойчивость.
Существенное разрыхляющее и расслабляющее влияние на психологический
облик широких слоев коренного населения оказала «манна небесная», упавшая
на саудовцев в виде дождя нефтяных доходов. Государственные субсидии и
льготные займы подданным короля к началу 1998 г. достигли 77,3 млрд. долл.,
а кредиты на сооружение жилья — 29 млрд. долл. За минувшие двадцать лет
с помощью государства было построено 800 тыс. единиц жилья. К концу ХХ
в. 60% жителей крупных городов обитали в отдельных домах и виллах.
Единовременные пособия молодоженам на обустройство в 1998 г. составляли
5 тыс. долл. на семью.
За 1970—1998 гг. число государственных и частных больниц возросло с
74 до 285, а поликлиник и медпунктов с 591 до 3300. За этот же период количество
врачей ежегодно увеличивалось в среднем на 15%, превысив к 1999 г. 30,3
тыс. чел.
О материальном достатке коренных саудовцев можно судить по следующим данным: к концу 90-х годов 95% их семей имели телевизоры (многие со спутниковыми антеннами), 60—70% — стерео- и видеосистемы, в частном пользовании находилось полмиллиона компьютеров.
Щедрые государственные дотации выработали у многих, особенно у молодежи, не знавшей трудные «донефтяные» времена, пассивный подход к жизни, пренебрежительное отношение к систематическому труду. Социологи с горечью и озабоченностью отмечают, что в обмен на свою нефть саудовцы получили от Запада бездуховное потребительское общество, корыстолюбивые идеалы которого далеко не совпадают, а по ряду позиций и прямо противоречат традиционным морально-этическим постулатам ислама, на которых до сих пор зиждется идеология государства.
Отсюда настороженное отношение властей к внешней информационной экспансии.
Королевство последним из стран Персидского залива подошло к подключению
к «Интернету» (запланировано на начало 1999 г.). Предусмотрены существенные
ограничения доступа к этой глобальной системе, которые, по заявлению соответствующих
органов, должны воспрепятствовать проникновению в страну информации, идущей
вразрез с ценностями ислама.
Успехи Саудовской Аравии в образовательной сфере впечатляющи и неоспоримы. Если в конце 60-х годов в королевстве работало 3,3 тыс. школ, в основном начальной ступени, в которых обучалось около 540 тыс. учеников, то к концу 90-х годов их число приблизилось к 5 млн., а количество учебных заведений перевалило за 22 тыс. К началу 1998/99 учебного года число преподавателей всех уровней превысило 300 тыс. чел. На укрепление материальной базы системы просвещения и образования с 1982 по 1997 г. было израсходовано 6,7 млрд. долл. За минувшие 30 лет госсубсидии на организацию внеклассного досуга молодежи (культурные центры, спортивные клубы, летние лагеря и проч.) составили около 1 млрд. долл.
Если сравнить число учащихся с официальной оценкой численности населения страны (ок. 14 млн. чел.), то выходит, что учится каждый третий саудовец. Для страны, 50% населения которой — молодежь в возрасте до 15 лет, такая образовательная инфраструктура и ее наполняемость могут считаться предметом национальной гордости.
В результате предпринятых усилий уровень неграмотности снизился с 80% населения в 1953 г. и 67% — в 1974 г. до 13% среди мужчин и 34% среди женщин в 1997 г.
Большой скачок был сделан и в сфере профтехобразования: количество учащихся ПТУ и техникумов с 1970 по 1998 г. возросло в 33 раза, превысив 28 тыс. чел.
Ежегодно высшее образование в Саудовской Аравии получают 22 тыс. чел.
В королевстве работает 8 университетов с 69 факультетами, на которых учится
190 тыс. студентов обоих полов (раздельно) и преподается 390 учебных дисциплин.
За 25 лет (1970—1995 гг.) число саудовцев-выпускников зарубежных вузов
возросло в 15 раз, достигнув 11,6 тыс. чел.
До 2000 г. министерство образования планирует затратить 1,3 млрд. долл. на сооружение и оборудование около 700 новых школ. К началу нового века будет израсходовано более полумиллиарда долларов на развитие университетского образования. В частном секторе в этот же период на строительство школ будет выделено 400 млн. долл. Рост образовательной инфраструктуры позволит охватить дополнительно 1,2 млн. учащихся всех ступеней.
|