Обозреватель - Observer 
Наука 

 
Что такое демократия?

О.ЧЕБОТАРЕВ
 

ПАРАДОКС ИЛИ НОНСЕНС?

Термину «демократия» около
 полутора тысяч лет. Но, странное дело, чем дальше человечество уходит от первобытных отношений, тем чаще употребляется великое слово. Так что же происходит?! Термин имеет очень обобщающий характер и включает в себя как смысловое содержание, так и эмоциональную оценку общественных явлений. Последнее всегда тенденциозно. Отсюда и парадокс, заключающийся в помещении в смысловую часть термина множества различных концепций общественных отношений. Смысловое содержание, которое древние греки, нарождающаяся буржуазия, ранние коммунисты и современная плутократия вложили в термин, различно. Но никому из них и в голову не приходило отказаться от самого этого слова. Оно и понятно, народ, без долгих размышлений, на основе одних только чувств, причисляет к демократии любое явление общественной жизни, которое, по идее, должно положительно сказаться на его жизни.

Итак, термин «демократия» ласкает слух и туманит сознание масс. Такое сочетание двух мощных свойств в одном термине охотно используют разные политические силы для достижения своих целей.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ТЕРМИНА
«ДЕМОКРАТИЯ», ПРИМЕНЯЕМЫЕ «ДЕМОКРАТАМИ»

Уотечественных “демократов”  существуют две концепции. Обе пришли с Запада. Одна из них подразумевает установление в стране власти интеллектуальной элиты, как лучших представителей народа. Но поскольку в мире отсутствуют объективные критерии для определения уровня интеллекта у претендентов в элиту, такой отбор имеет одну особенность. Он осуществляется по прихоти лица уже обладающего всей полнотой власти. Результаты реализации такой несложной концепции демократии население России ощущает на собственной шкуре.

Вторая политическая концепция базируется на принятой ООН “Декларации прав человека”. Ее сутью является утверждение приоритета личности в обществе и государстве. Короче говоря, потребности, интересы и представления отдельных индивидов ставятся выше идентичных факторов государства и общества. Естественно, чтобы втиснуть такой тезис в консервативные рамки термина “демократия” без схоластики не обойтись.

Сначала необходимо все разные личности как-то уравнять. Чтобы появившиеся у сильных претензии на приоритет не вызывали у слабых мыслей о плутократии, олигархии, диктатуре. Такая операция по формальному уравниванию неравных уже давно разработана. Для этого применяется прием «показа одной стороны медали». Из общественного противоречия формально равных прав и реально различных возможностей граждан следует скрыть вторую половину тезиса. В схоластике это делается просто. Нежелательная часть тезиса замалчивается, чтобы не нарушала образовавшейся гармонии. В результате роль и значимость обладателей дохода, размером в минимальный прожиточный уровень, и владельцев состояний, соизмеримых с государственным бюджетом, выравниваются. Пусть иллюзорно, но говорить о равенстве уже можно.

Теперь требуется произвести еще более сложную операцию по подмене и ревизии понятий народ и личность. Так, чтобы подогнать всю общность уже формально равных личностей, все еще руководствующихся своим приоритетом, под название народ. В схоластике все можно, хотя и сложно. Только в результате всех ухищрений демократия превращается в демагогию.

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ ЗАПАДА О ДЕМОКРАТИИ

Современная научная мысль
 Запада рассматривает общественно-политические системы своих стран как образцы демо-кратии. Главным здесь является выделение учеными ряда характерных черт системы.

Во-первых, имеется в виду наличие гармонии интересов основных социальных сил общества, то есть предпринимателей, государства и населения на основе взаимного стремления к сущест-вованию стабильных социальных отношений в обществе. Достигается такая гармония путем разграничения сфер деятельности при удовлетворении взаимных потребностей и интересов.

1. «Цивилизованному предпринимательству» принадлежит господствующая роль. Поскольку от него зависит выполнение основного условия стабильности, заключающегося в максимальном удовлетворении потребности людей в комфорте: материальном и духовном. Ведущая роль предпринимательства базируется на существовании независимых от государства самостоятельных институтов предпринимательства, а именно:

Абсолютно все области жизни общества входят в сферу интересов предпринимательства, действующего на основе своих стимулов, таких как погоня за максимальной прибылью, удовлетворение честолюбивых замыслов и т.д. В подавляющем большинстве эти стимулы далеко не идеальны, главенствует среди них универсальный стимул рыночных отношений, называемый деньгами.
Отличительным качеством “цивилизованного предпринимательства” является расширение источников прибыли. Теперь она извлекается не только за счет труда наемных работников, но и за счет эксплуатации природных ресурсов всей планеты, использования достижений научно-технического прогресса своих стран и через их монополию на мировой финансовый капитал. Поскольку он кроме денег и ценных бумаг оперирует еще и мировым распределением труда, мировыми рынками сбыта и сырья, определяя тем самым уровень развития и потребления всех стран мира при иссякающих ресурсах планеты.

2. «Цивилизованное государство» характеризуется тем, что в сферу полномочий входит выполнение следующих функций, а именно:

Отличительным качеством “цивилизованного государства” является деление государственного аппарата на три государственных института власти: законодательную, исполнительную и судебную. При верховенстве законодательной, что обеспечивает не только высокую эффективность работы специализированных органов власти, но, кроме того, общество защищается от возможности силового вмешательства государства в его жизнь при стабильных условиях.

Парламентская деятельность способствует возникновению представлений о демократичности государственной власти. Хотя парламент, по сути, является промежуточным звеном между институтами предпринимательства и власти. Сам факт наличия определенных гражданских прав создает представление о наличии демократических свобод, а несоответствие формальных прав реальным возможностям нейтрализуется вечным желанием равенства и вечной надеждой на торжество справедливости. Эти факторы социальной психологии масс срабатывают безотказно.

Периодические выборы народом законодательного парламента, ряда должностных лиц исполнительного аппарата и суда создают все формальные признаки демократии. Выборная власть очень сильно зависит от общественного мнения населения. Да только в современных условиях само общественное мнение целенаправленно формируется средствами массовой информации — одним из институтов предпринимательства. Кандидатов в депутаты и претендентов на выборные государственные должности выдвигают политические партии, т.е. опять же институт предпринимательства, то и демократия получается несколько иллюзорной.

3. Остается еще «цивилизованный народ». В упорядоченной общественной системе для него заготовлена свободная ниша, называемая конформизмом, которую большинство населения с удовольствием и занимает, поскольку в ней спокойно и комфортно. Государство оберегает законопослушных налогоплательщиков, а предприниматели обеспечивают активных потребителей всем необходимым. Неискоренимое своекорыстие предпринимателей в новых условиях видоизменилось. Отныне оно проявляется через формирование у населения потребительского образа жизни, а значит, и мировоззрения, направленных на безграничное расширение массового спроса (типовые материальные блага и “поп”-развлечения).

Потребительство становится самоцелью общества за счет разрушения сфер сложной духовной жизни и социальных интересов людей. Оно падает на благоприятную почву, к комфорту склонны все. Но развитие такого типа общества ведет к деградации самого вида homo sapiens.

Но гораздо опаснее другое обстоятельство. То, что индивидуализм, как и потребительство, не встречает преград своему распространению в сложившейся цивилизации. Дело в том, что любому человеку свойственно природное чувство эгоизма, а существующие условия способствуют его развитию. В урбанизированном обществе, да еще при господстве всеохватывающих денежных отношений, естественные социальные связи, привязанности легко распадаются.

Вот теперь и подумайте, как конформист воспринимает картину окружающего его мира, если она проходит в его сознании через мощные призмы индивидуализма, потребительства и воздействие СМИ. Кажется в самый раз извлечь из первого раздела статьи фразу “термин демократия ласкает слух и туманит сознание масс”.
Во-вторых, научная мысль выделяет, как отдельный признак, господство в жизни некриминализованной части цивилизованного общества отношений, именуемых законностью. Законность воспринимается на Западе как явление ординарное, а не исключительное. На обязательном соблюдении законов всеми некриминальными социальными силами и держится вся “западная демо-кратия”. Законность сложилась на Западе исторически как главное условие развития стабильных экономических отношений.

Итак, можно сделать вывод, что явление, именуемое “западной демократией” есть не что иное, как сбалансированная система интересов предпринимателей, государства и населения (основанная на законности). Такое объяснение применяемого термина намного яснее политических кон-цепций современных “демократов”.

Характерные особенности “западных демократий” сформирова-
 лись естественным путем в определенных исторических условиях. Попытки искусственно насадить их на  чужую почву в новых исторических условиях приводят к полной деформации внедряемой модели.  “Западные демократии” ни на йоту не уступят другим занятого места под солнцем, поскольку сами нуждаются в его расширении ради собственного развития. Кажется, их “помощь” является идеологической диверсией и направлена на бесконечное расшатывание стабильности социальных отношений в “зоне жизненных интересов” семерки промышленно развитых стран мира.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]