Экология
Обозреватель - Observer



 Большая Волга:
 проблемы и перспективы
 
И.КОМАРОВ,
доктор экономических наук
 

Экологический кризис, охвативший многие регионы страны, в значительной степени затронул и территорию бассейна Волги, издавна являющуюся национальным, духовным, экономическим и культурно-историческим ядром Российского государства.

В Волжском бассейне частично или полностью расположены 37 субъектов Российской Федерации; проживает 57 млн. чел., или 40% населения России; находится 42% от общего числа городов страны, в которых сосредоточено 74% всех проживающих в регионе.

Здесь за годы советской власти был создан мощный народнохозяйственный потенциал, обладающий высоким уровнем концентрации производства и оказывающий решающее влияние на экономическую, социальную и экологическую ситуацию России. Как никакой другой регион страны. Волжский бассейн испытал воздействие экологически неподготовленного ускоренного процесса индустриализации и урбанизации предвоенных и военных лет, а также периода создания мощного военно-промышленного комплекса в последующие годы.

На территории, занимающей 8% площади России, сосредоточено 45% промышленного производства страны, в том числе:

  • 90% общероссийского производства автомобилей;
  • 75% стальных труб;
  • 70% продукции нефтехимии;
  • 60% нефтепереработки;
  • 40% электроэнергетики;
  • урановая металлургия.

Все крупнейшие предприятия расположены на берегах Волги и ее притоках, что оказывает сильное негативное воздействие на экологическую обстановку и социальные условия жизни населения.

Сегодня области региона различаются по валовому производству продукции в 40 раз, по территории - в 7 раз, по численности жителей - в 20 раз. В новых условиях влияние таких факторов, как топливно-энергетические, минерально-сырьевые, трудовые ресурсы, состояние производственного аппарата и т.д., сказывается на развитии субъектов Федерации значительно в большей степени, чем при централизованном планировании.

Изменились цели регионального развития. Вместо обеспечения дополнительного экономического эффекта за счет территориальной специализации производства на первое место выдвинулась задача удовлетворения спроса и повышения конкурентоспособности предприятий для достижения социальной обеспеченности населения на каждой территории.

Спад производства, охвативший страну в 1991-1996 гг., в Волжском бассейне протекает более остро, чем в среднем по стране.

Неравномерность размещения сырьевых ресурсов и неоднородность социально-экономического развития сказались на уровне социально-экономического кризиса. Если Нижегородская, Ярославская и некоторые другие области региона являются высокоиндустриальными, то промышленность Калужской, Костромской, Ивановской областей, где "осуществляется" обвальная конверсия ц наиболее резко сокращается выпуск основной продукции, нуждается в дотациях.

Водный бассейн

Тяжелое положение сложилось с состоянием водных ресурсов самой Волги и ее притоков.

Строительство водохранилищ и нерациональное развитие хозяйственной деятельности резко изменили естественный режим рек и экологию водоемов. В два-три раза увеличились по сравнению с естественными условиями расходы воды в нижних бьефах гидроузлов в осенне-зимний период. Резко сократились расходы воды и объемы стока во время весеннего половодья. Крайне неудовлетворительно эксплуатируются малые водохранилища. По ориентировочным данным, в 240 водоемах объем (30% от общего числа Волжского бассейна) заиления превышает проектный мертвый объем.

Техническое состояние многих водохранилищ неудовлетворительное.

Несмотря на то что годовой сток Волги, за исключением ее верховий, полностью зарегулирован, при высоких половодьях периодически затопляется прибрежная зона.

Наиболее паводкоопасными остаются незарегулированные участки верховий и прибрежные зоны рек Оки, Клязьмы, Мокши в границах Рязанской, Владимирской областей и Республики Мордовия. По Средней Волге более половины площади паводкоопасных территорий сосредоточены в республиках Башкортостан, Татарстан, в Самарской и Кировской областях. Наибольший ущерб от наводнений наносится территориям на незарегулированном устьевом участке рек.

Одной из главных проблем является загрязнение водных объектов сточными водами. Сброс сточных вод составляет около 21 куб. км/год, в том числе без очистки или недостаточно очищенных - 11 куб. км. В расчете на 1 тыс. кв. км это в 3,5 раза больше, чем в среднем по России.

Ежегодно со сточными водами сбрасывается до 350 тыс. т органических веществ, до 18 тыс. т нефтепродуктов, до 100 тыс. т азота аммонийного, 90 тыс. т фенолов, 1 тыс. т цинка и т.д.

Вследствие этого Волга почти на всем протяжении от Твери до Астрахани - это водоем качественного истощения, вода которого непригодна для разбавления и "нейтрализации" даже нормативно очищенных сточных вод, поступающих в бассейн реки.

В настоящее время почти не работает механизм воздействия на предприятия за сбросы загрязняющих веществ в Волгу и ее притоки. Это в значительной мере объясняется отсутствием

действенной нормативно-правовой базы и системы экономических отношений в водном хозяйстве.

В результате многофакторного антропогенного воздействия сегодня трансформированы экосистемы всех крупных и значительной части малых рек Волжского бассейна. Создание каскада водохранилищ привело к значительному снижению интенсивности процессов самоочищения, деградации экосистем, коренным образом изменило уровневый режим низовьев и дельты реки.

На прилегающих к водохранилищам землях идут процессы подтопления и заболачивания; наблюдается накопление тяжелых металлов, нефтепродуктов и пестицидов. Накопление в донных отложениях водохранилища вредных веществ (поллюрантов) приводит к вторичному загрязнению воды.

Речной сток примерно на 45% формируется малыми реками, крупные же играют роль водоприемника. Ежегодно со склонов в русла малых рек, балки и овраги поступает до 7 млн. т мелкозема, идет обмеление, заиливание и отмирание верховий рек. За счет этого в последние годы происходит интенсивный захват земель в прибрежной зоне, так как местные власти выделяют земли под застройку в водоохранных зонах, что в значительной мере ускоряет деградацию малых рек.

В целом по бассейну Волги ресурс экологически чистой воды составляет не более 3% от общих ресурсов поверхностных вод.

Воздушный бассейн

В атмосферу Волжского бассейна поступает ежегодно около 20 млн. т вредных веществ, в том числе:

  • 51 % от предприятий промышленности,
  • 30% от автотранспорта,
  • 19% от теплоэнергетических установок.

Из 10 областей, предприятия которых наиболее загрязняют атмосферу, 7 находятся полностью или частично в пределах границ бассейна (Тульская, Самарская, Московская, Рязанская, Ярославская, Костромская, Нижегородская области; республики Башкортостан и Марий Эл).

Из 8 российских городов с наибольшим загрязнением атмосферы за счет автотранспорта 5 приходится на Волжский бассейн (Москва, Уфа, Волгоград, Нижний Новгород и Самара).

В расчете на 1 тыс. кв. км в Волжском регионе вредных веществ выбрасывается в атмосферу в 2,5 раза больше, чем в среднем по России.

Радиационная обстановка

В результате аварии на Чернобыльской АЭС на территории Волжского бассейна загрязнению цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239,240 подверглась зона, площадь которой составляет 2,5-3,0 млн. га (Брянская, Орловская, Тульская, Липецкая, Калужская, Смоленская, Рязанская области).

Земельные и лесные ресурсы

Почвы бассейна Волги в сильной степени истощены. Потери гумуса составляют в среднем 25-30% и не восполняются.

В районах Верхней Волга 50% земель заболочены и переувлажнены, 50% угодий имеют повышенную кислотность. Водной и ветровой эрозии подвержены около 60% пашни, 7,3% - заилены.

Важнейшей эколого-экономической проблемой Волжского региона является защита и рациональное использование лесных ресурсов. Площадь бассейна, непосредственно покрытая лесом, составляет 82 млн. га. Леса первой группы, выполняющие наиболее важные водоохранные и защитные функции, составляют 21% от общей площади лесов. Чрезвычайно малыми остаются площади под заповедниками, природными памятниками, национальными парками: в сумме 0,9% территории бассейна, что в 3 раза меньше, чем по экологическим нормам. Вместе с тем лесные ресурсы региона используются крайне нерационально. На лесосеках остается до 40 млн. куб. м древесных отходов.

* * *

Обобщающим показателем углубляющегося экономического кризиса в регионе и ухудшения социальных и экологических условий проживания можно считать рост заболеваемости и смертности.

По данным органов здравоохранения, до 30% заболеваний региона вызвано загрязнением атмосферного воздуха и питьевой воды. Наиболее сложная экологическая ситуация и, как следствие, высокая заболеваемость и смертность населения характерны для крупных и средних городов.

    Итак, современное состояние окружающей среды бассейна Волги характеризуется комплексом глобальных социальных, экономических и экологических проблем. Нерациональное и бессистемное развитие хозяйства в бассейне, сложная демографическая обстановка, острота экологической ситуации, отсутствие системы государственного регулирования развития отраслей и субъектов хозяйственной деятельности, территорий и городов, нестабильность политической обстановки - все это дает основание констатировать наличие кризиса системного порядка в Волжском бассейне.

Выход из существующего экологического кризиса может быть обеспечен последовательными, научно обоснованными системными и скоординированными действиями в процессе реализации Федеральной целевой программы "Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна" (Возрождение Волги). Программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. № 574-р1.

Программа "Возрождение Волги" содержит взаимоувязанную систему программных мероприятий, реализация которых обеспечивает охрану окружающей среды адекватно требованиям модели устойчивого развития Волжского бассейна.

Для обеспечения реализации программных мероприятий они расписаны по уровням управления - федеральному, бассейновому, отраслевому, территориальному, муниципальному, субъекта хозяйственной деятельности.

Основными целями Программы являются:

  • коренное улучшение экологической обстановки в Волжском бассейне, восстановление и сохранение природной среды для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности настоящих и будущих поколений;
  • увязка образа жизни человека с биологическими возможностями природной среды, поэтапный переход от ресурсорасточительных (ресурсоэнергоемких) технологий хозяйственной деятельности сегодняшнего дня к энергоресурсосберегающим малоотходным замкнутым технологическим циклам воспроизводства материальных благ.

Для достижения поставленных Программой целей предусматривается последовательное решение задач путем реализации комплексов взаимоувязанных организационно-экономических, экологических, научно-технических и других мероприятий.

Главный принцип достижения конечных целей Федеральной целевой программы "Возрождение Волги" заключается в модернизации и техническом перевооружении экологически опасного производства путем экономического стимулирования энерго- и ресурсосбережения и внедрения правовых, нормативных и экономических механизмов природопользования.

Основные направления программы следующие:

  • Правовое и нормативное обеспечение реализации федеральной целевой программы, предусматривающее развитие действующего законодательства, разработку системы нормативных актов для регламентации хозяйственной деятельности.
  • Реализация экономического механизма охраны окружающей среды и обеспечение устойчивого развития.
  • Комплекс экономических мер, направленных на рациональное использование природных ресурсов и улучшение среды обитания человека. Предусматривается поэтапное введение платного природопользования: "экологизация" налоговой политики; создание системы экологического страхования; совершенствование системы формирования и использования средств экологических фондов; порядок приватизации экологически опасных производств; эколого-экономически обоснованная инвестиционная и кредитная политика и др.
  • Обеспечение населения высококачественной питьевой водой.
  • Оздоровление экологической обстановки, охрана и рациональное использование малых рек.
  • Охрана и рациональное использование водохранилищ, создание оптимальных режимов работы Волжско-Камского каскада водохранилищ, совершенствование системы контроля их эксплуатации.
  • Очистка хозяйственно-бытовых, производственных и ливневых сточных вод.
  • Разработка кадастров водных и земельных ресурсов, особо охраняемых природных территорий и животного мира, кадастров населенных пунктов, что направлено на создание основы планирования хозяйственной деятельности и обеспечения рационального природопользования.
  • Защита территорий от подтопления и затопления.
  • Экологически безопасное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства. Малоотходные и безотходные технологические процессы.
  • Восстановление и предотвращение деградации лесов, создание единой сети особо охраняемых природных территорий, восстановление животного мира.
  • Создание экологически благоприятных условий для развития рыбохозяйственного комплекса.
  • Экологически безопасные складирование, переработка и утилизация промышленных и бытовых отходов.
  • Защита атмосферы от загрязнения газовыми выбросами промышленности, теплоэнергетики, транспорта.
  • Создание информационной системы Волжского бассейна для реализации Государственной стратегии охраны окружающей природной среды и обеспечения устойчивого развития.
  • Оздоровление экологической обстановки в городах Волжского бассейна.
  • Экологическое образование, воспитание и подготовка кадров.

Мероприятия Программы 1996-1997 гг.

Важнейшими направлениями первого этапа Программы являются:

  • разработка и практическая реализация экономического механизма экологически безопасного развития региона;
  • разработка организационно-технических мероприятий по наиболее актуальным проблемам оздоровления Волжского бассейна.

Первоочередные мероприятия разделены на два блока:

  • первый блок - первоочередные мероприятия федерального, бассейнового, отраслевого уровней;
  • второй блок - первоочередные мероприятия территориального, муниципального уровней и уровня хозяйствующих субъектов.

Стратегической задачей первого этапа Федеральной целевой программы является обеспечение эффективного функционирования механизма ее реализации на всех уровнях, включая правовой и экономический, управления практическим осуществлением программных мероприятий.

Первоочередные программные мероприятия предусматривают решение наиболее острых экологических проблем, в том числе:

  • исключение загрязнения водоемов, воздушного бассейна и почвы веществами, оказывающими мутагенное действие;
  • обеспечение высококачественной питьевой водой, обустройство водоохранных зон малых рек с прекращением распашки и застройки прибрежных территорий, техническое перевооружение систем очистки городских и производственных сточных вод и обработки осадков;
  • разработка кадастров водных и земельных ресурсов, особо охраняемых природных территорий и животного мира, кадастров населенных пунктов и т.д.

На первом этапе планируется по единой методологии завершение разработки социально-экономических, экологических территориальных программ, направленных на достижение поставленных целей Программы.

Мероприятия Программы 1998-2000 гг.

направлены на широкое использование ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий в различных отраслях промышленности, обеспечение населения высококачественной питьевой водой и экологически чистыми продуктами питания, перевод 30-40% автотранспорта региона на неэтилированный бензин, а 85% теплоэнергетических установок - на газовое топливо, завершение обустройства 60-70% водоохранных зон малых рек, первого этапа создания бассейновой системы мониторинга и т.д. На втором этапе широко внедряется в практику правовой и экономический механизмы экологически безопасного развития.

Мероприятия Программы 2001-2010 гг.

Эти мероприятия являются завершающим этапом, и их реализация обеспечит достижение ее стратегической цели - коренного улучшения экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановления и предотвращения деградации природных комплексов Волжского бассейна. В этот период осуществляется широкомасштабное внедрение программных мероприятий по всем направлениям федеральной целевой программы.

Начиная с 2001 г. предусматривается постоянное улучшение экологической обстановки в регионе - качество водных ресурсов, атмосферного воздуха, почвы, состояние экосистем, значительное сокращение негативного влияния окружающей среды на здоровье населения.

Организационно-экономический механизм реализации Программы

На первом этапе намечено сформировать правовую и институционную структуру рынка природных ресурсов, активизировать государственные формы управления природопользованием путем расширения деятельности экологических банков и фондов, компаний экологического страхования, лицензионно-сертификационных центров, постоянно действующих фондовых аукционов (бирж), экологического арбитража и акционерных организаций.

На втором этапе намечено создать систему инвестиционных региональных институтов, формирующих основу фондового рынка. Для реализации механизмов экономического стимулирования рационального использования ресурсно-хозяйственного потенциала предусматривается реконструкция системы управления природопользованием с ориентацией на государственное рыночное регулирование.

Предлагается формирование холдинговых и аудиторных структур, действующих от имени соответствующих глав администраций и обеспечивающих экономико-правовое воздействие на природопользователей.

В целях обеспечения экологической безопасности намечено реализовать такие механизмы охраны окружающей природной среды, которые не позволят получать дополнительную прибыль за счет экономии на природоохранных затратах и обеспечат преимущество экологически безопасным производствам в конкурентной борьбе.

Основные направления организационно-экологического механизма реализации программных мероприятий:

  • Введение платности природопользования.
  • Дифференциация платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ.
  • Экологизация налоговой политики.
  • Создание системы экологического страхования.
  • Совершенствование системы экологических фондов. Помимо федерального, республиканских и местных экологических фондов предлагается организовать:
    • водный фонд Волжского бассейна;
    • фонды экологической санации предприятий;
    • фонды по спасению исторического, культурного и духовного наследия, охраны здоровья;
    • общественные фонды охраны окружающей среды;
    • фонды по воспроизводству и охране отдельных видов природных ресурсов.
  • Основным источником формирования дополнительных фондов должны стать платежи за природопользование и загрязнение окружающей среды и средства за возмещение причиненного ущерба.
  • Разработка системы экономического стимулирования рационального природопользования.

>* * *

Учитывая сложность поставленной задачи, необходимость доведения конкретных целей и задач до большого числа исполнителей, РАУ-Корпорацией и КЕПС РАН готовится к выпуску монография "БОЛЬШАЯ ВОЛГА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ" (часть I).

В книге дается детальный анализ современного состояния экономики регионов Волжского бассейна, обоснованы направления структурной перестройки производства с целью повышения его эффективности и в увязке с проблемами экологического оздоровления территории, раскрывается государственная стратегия природопользования и охраны окружающей среды применительно к обеспечению устойчивого развития Волжского региона, излагаются неотложные меры по возрождению Волжского бассейна, основные принципы водохозяйственной и водоохранной политики.

Вторая часть монографии посвящена научному обоснованию новых направлений развития отдельных областей, расположенных на территории Волжского бассейна, а также всех городов с численностью населения 20 и более тысяч человек, их историко-культурному наследию.

1 Головные разработчики Программы: Нижегородская государственная архитектурно-строительная академия; Инженерный Центр по водному хозяйству, мелиорации и экологии "Союзводпроект", Институт водных проблем РАН. Для проработки конкретных вопросов Программы были привлечены 20 заинтересованных министерств и ведомств, около сорока отраслевых и академических научно-исследовательских и проектных организаций, администрации областей и республик Волжского бассейна, крупные ученые, специалисты народного хозяйства и общественность.

Государственным заказчиком выступил Комитет Российской Федерации по водному хозяйству. Программа прошла Государственную экспертизу, была рассмотрена и одобрена Правительством 11 ноября 1995 г.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]