Обозреватель - Observer |
История
|
Включила телевизор, и на экране промелькнуло два слова: Александр Невский. По какому поводу была передача, я так и не поняла. Начались «Последние известия». Но эти два слова воскресили в моей памяти давно забытое, уже ставшее таким далеким. В моей памяти ярко всплывает Чехословакия, курортный городок Карловы Вары, санаторий Министерства здравоохранения СССР, корпус «Империал», август 1954 г. Закончилось курортное мероприятие — вечер танцев. Отдыхающие группами, медленно о чем-то беседуя, направляются в столовую «на кефир». Закончился и мой трудовой день. Оставив дежурной ключ от моего кабинетика, я иду к выходу из санатория. Дверь сама открылась, и я столкнулась с фигурой мужчины высокого роста. От неожиданности я вздрогнула и услыхала над своей головой приятный грудной баритон: К двери подходили женщина с грустным, усталым лицом и шофер нашего санатория с двумя чемоданами в руках. Я посторонилась, пропуская входивших, и пошла домой. Какое знакомое лицо! Где я видела это лицо? Эта мысль тормошила мой мозг. И вдруг вспомнила. Боже мой, да это же Черкасов, конечно, артист Черкасов! Всю дорогу я вспоминала, какие кинофильмы с его участием я смотрела. Так, фильм «Дети капитана Гранта», который я видела еще в школьном возрасте. Он играл роль рассеянного географа Паганеля. Не главную роль, но как запомнился этот чудаковатый человек. Другой фильм, имевший огромный успех, где Черкасов играл роль профессора, — «Депутат Балтики». В то время в Карловых Варах шла активная подготовка к проведению 8-го Международного кинофестиваля. Весь город был украшен плакатами, флагами, стендами с названиями стран и кинофильмов. В центре города — щит, на котором красавица Алла Ларионова в роли Анны, Александр Жаров — купец, Александр Вертинский в роли князя — главные герои кинофильма «Анна на шее» по одноименной повести А.П.Чехова. Возможно, Черкасов приехал для участия в фестивале? Утром в санатории мне сообщили: Черкасов с женой приехали на лечение. Фестиваль! До его открытия оставалось около десяти дней, а отдыхающие не давали мне покоя, спрашивая, как попасть на просмотры фестивальных фильмов. Черкасовых дня два я не встречала. На третий день Николай Константинович, увидев меня в фойе, спросил: После окончания фильма ко мне в кабинет заглянули Черкасовы. Они пришли поблагодарить и сказали, что они в санаторий приехали прямо из Парижа, где были в гостях у Чарли Чаплина. Я узнала много интересного о Чаплине, о его семье, о том, как радушно Черкасов был принят в доме знаменитого режиссера. Незаметно промелькнуло время, и около часу ночи дежурный врач санатория прервал нашу беседу. Удивительный был вечер. Расставались мы, как люди, давно знающие друг друга. Я узнала, что после окончания театрального техникума в 1926 г. Черкасов выступал на эстраде как артист-эксцентрик. У него коронной была роль Пата в эксцентрической сценке «Пат и Паташон». Я не поверила, и Николай Константинович продемонстрировал кусочек сценки. Какое моментальное перевоплощение! Он рассказал, как ему трудно было избавиться от штампа комедийного актера. В кино он начал сниматься тоже в 1926 г., в крохотной роли заезжего французика-парикмахера мсье Шарля в кинофильме «Поэт и Царь» (режиссер-постановщик В.Гардин). На просмотре фильма Гардин воскликнул: «Для артиста Черкасова надо писать специальный сценарий!».
Но прошло 10 лет, прежде чем Черкасов получил в руки сценарий, но написанный не для него. «Черкасовский образ Полежаева стал классическим образом советского ученого. И родился талант исключительного масштаба со своей генеральной гражданской темой. Черкасов стал политическим актером нашей эпохи», — так писала пресса после выхода на экран фильма «Депутат Балтики». В тот же вечер я узнала, что, снимаясь в фильме «Петр I», где он играл роль цесаревича Алексея, жалкого, тщедушного, скрытного молодого сына Петра, Черкасов вечером в театре им. Пушкина играл роль Петра Первого. И одновременно снимался в роли профессора Полежаева. Только воистину гениальный артист овладевает таким огромным талантом перевоплощения.К счастью, это была не единственная наша беседа.
Дня через два Николай Константинович встретил меня в фойе санатория и спросил: Двадцать мест на четыреста человек! Как делить эти места среди всех отдыхающих, не говоря уже о сотрудниках? Черкасов слышал разговор. Сидел молча. Утром он ждал меня в вестибюле. Я подошла поздороваться, а он подал мне клочок бумаги. На котором был написан номер телефона и чешская фамилия. Вот привез шофер фильм, все готово к демонстрации. Я делаю условленный знак. Но публика единогласно отказывается смотреть фильм — просит Николая Константиновича продолжить выступление. Но фильм начался.
За время фестиваля отдыхающие просмотрели более десяти фильмов. Узнали, благодаря кому им удалось их просмотреть. Он был общим любимцем. Все к нему тянулись. Каждый был рад с ним пообщаться. Как просто со всеми держался этот замечательный человек и один из талантливейших актеров страны. По-прежнему в «перекур» я имела возможность слушать его рассказы о съемках в кино. От него я узнала, как снимался фильм «Александр Невский», где он играл главную роль. Как они встретились с выдающимся советским кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном. Встретились две крупнейшие индивидуальности. Уже заявившие о себе в полный голос. Съемки проходили в сложных условиях московского лета 1938 г., когда от жары плавился асфальт на улицах. Сцены ледового побоища снимались на «Мосфильме». Льдом служила площадка, покрытая жидким тестом, нафталином и крупной солью. Фильм бал снят и смонтирован всего за полгода. За работу над ним режиссер и исполнитель главной роли были удостоены Сталинской премии. Александр Невский предстал в картине былинным витязем с широкой душой. Эйзенштейн определил особенность характера Невского как соединение большой страстности с мудростью. Именно таким предстает Невский-Черкасов в сцене новгородского вече. И в моем кабинетике я видела Николая Константиновича вновь в широком развевающемся на ветру плаще, наброшенном поверх доспехов воина. Он стоит, возвышаясь над бушующим человеческим морем и бросает в него уверенные, страстные и повелительные слова призыва: «За поля родные, за леса, за реки, за великий наш народ вставайте, люди русские!». Как современно во время Отечественной войны звучали сказанные с экрана артистом Черкасовым-Невским слова: «А вы идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости! А если кто с мечом к нам войдет — от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская земля». Так актер органически вошел в образный строй монументального эпического фильма и раскрыл еще новую грань своего таланта, создав ясный и мудрый образ героя. Творческое содружество двух талантливых создателей советского кино — Черкасова и Эйзенштейна — продолжалось и когда режиссер задумал трилогию об Иване Грозном. Именно Черкасова посчитал он единственным актером, способным воплотить на экране тему величия и трагизма царя Грозного. Дар внутреннего и внешнего перевоплощения оказался у Черкасова поистине безграничным. В роли царя Грозного Черкасов создает образ трагического, самовластного, жестокого и терзающегося и кающегося самодержца, но искренне страдающего за государство. Замысел фильма об Иване Грозном возник еще до войны, но воплотить его удалось только тогда, когда в условиях военного времени крупнейшие киностудии были эвакуированы в Ташкент и Алма-Ату. Условия съемок были тяжелейшими: «Днем не давали света, — рассказывал Черкасов, — поэтому снимать приходилось по ночам. Сцена взятия Казани снималась в казахстанской степи, дневная жара была изнуряющей для артистов, облаченных в кольчуги и шлемы. А я, Иван Грозный, — продолжал Черкасов, — произнося в сцене венчания на царство тронную речь со словами: «Ну что же наша отчизна, как не тело, по локти и по колени отрубленное?», видел в своем воображении Волхов, Двину, Волгу, мысленно видел, как мой народ сражается на фронтах. Я должен был быть вместе с народом». Снова история просматривается через призму современных раздумий — о русской государственности, о силах, способных объединить и разъединить земли и силы русских, о всевластности и трагизме единодержавной личности. Роль индивидуальности актера возросла здесь неизмеримо: актер выступил подлинным соавтором режиссера — создателем фильма, фильма режиссерского и актерского одновременно. И эта работа принесла обоим взаимное творческое обогащение. Но судьба фильма сложилась трагически. Первая серия имела огромный успех. Вторая, говорившая о самых трагических для Ивана Грозного и России днях его самовластия, не увидела света вплоть до 1958 г. Она появилась после смерти Сергея Эйзенштейна, которому так и не удалось увидеть свое детище на экранах кинозалов страны. И Черкасову не удалось больше играть героев такого масштаба, как Грозный. Иван Грозный остался вершиной творчества актера в фильме о русской истории, хотя ему довелось сыграть немало ролей в историко-биографических фильмах: изобретателя радио Александра Попова (к/ф «Александр Попов»), критика Стасова (к/ф серии «Могучая кучка» — «Мусоргский» и «Римский-Корсаков»), Максима Горького (фильм «Иван Павлов») и в историко-биографическом фильме «Ленин в 1918 году». Это были эпизодические роли.
Были и взлеты. Это фильм «Дон Кихот», режиссера Г.Козинцева, который играет Рыцаря Печального Образа. Лебединой песней артиста была главная роль в фильме «Все остается людям» (1963 г.) академика Дронова, снятого по пьесе С.Алешина, которая с Черкасовым шла на сцене Пушкинского театра в Ленинграде, где он проработал всю свою творческую жизнь. А затем сыграл в кино. Черкасов многократно дарил зрителям счастье — счастье встречи с ярким, крупным характером героев — с талантом большого артиста, Гражданина огромной страны, которой теперь нет, страны, которая называлась великий Советский Союз. Не стало и самого Николая Константиновича Черкасова. 14 сентября 1966 г. он ушел из жизни, оставив на память о себе будущему поколению яркие образы созданных им героев. Приближается новый век, пришло новое поколение, которое смотрит новые фильмы, но, к сожалению, часто воспитывающие духовное опустошение, жестокость, алчность, злобу, бездушие. Неужели прекрасные ленты, наполненные чувством глубокого патриотизма, исконно присущего, живущего в душах русского человека, никогда не возродятся, а будут стареть в киноархивах? Неужели новому поколению не будут известны творения великих мастеров киноискусства, создавших бессмертные киноленты эпохи советского времени и русской истории? Надеюсь, что все-таки вновь на экранах пойдут такие фильмы, как «Александр Невский», «Повесть о настоящем человеке», «Депутат Балтики», «Мы из Кронштадта», «Все остается людям» и многие другие фильмы, которые жили на экранах советского времени. Не надо забывать все то, что было хорошее, доброе, умное, созданное лучшими творцами ушедшего времени.
|
|