Обозреватель - Observer |
Наука и образование
|
Социальный портрет студента негосударственного вуза В.Волов, ректор Самарского филиала СГИ, доктор технических наук, профессор Тенденция роста численности студентов и роста численности вузов, несмотря на все углубляю-щийся кризис российского общест-ва, четко прослеживается в России. По данным Госкомстата России, начиная с 1995 г. интенсивный рост числа вузов идет преимущест-венно за счет негосударственных образовательных учреждений. Основная масса так называемых негосударственных образовательных учреждений строит свою организационную деятельность в соответствии с принципами, принятыми Минобразованием РФ, учебная деятельность в них осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами. На этом основании эти вузы правильнее назвать внебюджетными, так как они работают в режиме полного самофинансирования. Общая численность студентов государственных вузов в 1998/99 учебном году составила 3347 тыс., из которых 2039 обучаются по дневной форме, а негосударственных вузов составила 251 тыс., или 7% от числа студентов государственных вузов.
Внебюджетные вузы обеспечивают потребности тех 1,5 млн. абитуриентов, которые не попадают ежегодно в госвузы. Кроме того, они обеспечивают профессиональную переподготовку, в которой ежегодно нуждаются до 2 млн. чел. Это связано со структурными изменениями в экономике, социальной и политической жизни. Примерно 2/3 взрослого населения страны не охвачены никакими формами дополнительного образования. По данным федерального департамента США, в стране только 43% студентов вузов моложе 25 лет, остальная часть студентов — взрослые люди, для которых сложно посещать вузы по причине их занятости. В последнее время существенно вырос спрос на поствузовское образование — второе высшее образование для взрослых. Государственная комиссия США по образованию провела опрос среди законодателей штатов и должностных лиц об ориентациях системы высшего образования, результаты опроса показали, что 80% опрошенных назвали дистанционное об-разование направленим «важным» и «очень важным». Еще одно направление предназначено для военнослужащих. Это направление появилось в результате реформы армии. Федеральная целевая программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 1998—2000 гг. направлена на усиление защищенности бывших военнослужащих на современном рынке труда, на создание условий для максимального использования их потенциала с переходом к трудовой деятельности в гражданской жизни, на преодоление нарастания социальной напряженности. В соответствии с правительственными программами в 1998—2000 гг. предусмотрено переобучить более 59 тыс. чел. из числа военнослужащих, подлежащих увольнению или уволенных в запас, по специальностям, пользующимся спросом на рынке труда. Для этих целей рядом министерств и ведомств (Минтруда, Минобороны, Минобразования, ВЦСПС) были созданы и уже осуществляют профессиональную переподготовку несколько десятков учебных центров. Однако если учесть, что в 1998—2000 гг. из рядов ВС будет уволено более 200 тыс. военнослужащих, а как показывают расчеты, из них нуждаются в профессиональной переподготовке более 60%, то выясняется, что эти учебные центры не смогут полностью решить задачи профессиональной переподготовки военнослужащих. С этой задачей могут справиться только системы дистанционного обучения. И, наконец, совершенно новым для российского образования является контингент заключенных. Это большое количество лиц трудоспособного возраста, лишенных возможности получить профессиональную подготовку, повысить квалификацию, пройти переподготовку, вследствие чего после выхода на свободу бывшие заключенные не могут адаптироваться к экономическим и социальным условиям. Однако реализация этого на практике затрудняется не только из-за экономических, культурных, но и организационно-правовых причин. Отсюда напрашивается вывод, что по своим социальным характеристикам эти студенты должны отличаться от студентов традиционных вузов. Кроме того, большинство внебюджетных вузов используют новые нетрадиционные технологии обучения. По данным зарубежных экспертов, к 2000 г. для каждого работающего высшее образование будет минимальным уровнем образования. Обучение всей массы студентов по очной форме вряд ли возможно даже в самых благополучных странах, поэтому за последние десятилетия численность обучающихся по дистанционным технологиям растет быстрее числа студентов дневных отделений. Мировая тенденция перехода к дистанционным формам образования прослеживается и в росте чис-ла вузов, ведущих подготовку по этим технологиям. В мире за период 1900—1960 гг. их было создано 79, за 1960—1970 гг. — 70, за 1970—1980 гг. — 187, а за 1980—1995 гг. — 700. В России технологии дистанционного образования применяет, адаптируя их к российским условиям, Современный гуманитарный институт. В современных условиях, когда появляется все больше и больше инновационных форм обучения, крайне важно определить и изучить контингент, имеющий спрос на использование дистанционных технологий. Прежде всего следует отметить (на примере Самарского филиала СГИ) широкий возрастной диапазон: по имеющимся данным, в вуз поступили 38,1% студентов в возрасте 16—20 лет, 42,6% в возрасте 21—30 лет и 8,4% — в возрасте 31—38 лет. 93% студентов являются гражданами России, из них 70% проживают в городах (областных и районных центрах) и 22% — в деревнях и поселках городского типа. До поступления в вуз только 30% студентов учились в средней школе (причем 54% студентов имеют средний балл аттестата 3,5—4,5; 18% — 4,5—5 и только 6% — 3—3,5), остальные пришли после учебы в других учебных заведениях (10% — после техникумов, 6% — после вузов, 7% — из колледжей и 3% — после окончания ПТУ), 34% студентов работали (31% — на государст-венных предприятиях и 17% в негосударственных коммерческих структурах) и 9% служили в армии (5,2% имеют офицерское звание). Для сравнения можно привести следующие данные: студенты СГИ в большинстве своем также поступили в вуз после средней школы, но их число составляет 60% (средний балл аттестата 3—3,5 имеют 19%, 4,5—5 — 23%). До поступления в СГИ 20% студентов учились в ПТУ, 20% работали, 2% служили. По данным Самарского филиала СГИ, целью обучения для 65% является повышение уровня образования, для 32% — выгодное трудоустройство и 4,4% обучаются для получения знаний, помогающих в собственном бизнесе (а среди обучающихся 5,3% самарских студентов занимаются индивидуальным предпринимательством). В этом наши учащиеся также отличаются от среднестатистических студентов СГИ; повышение уровня образования интересует только 45%, а последующее выгодное трудоустройство — 51%. Большинство студентов не хотят останавливаться на достигнутом и имеют цель повышать свой уровень образованности и после окончания СГИ: степень магистра после степени бакалавра желают получить 30%, 4% хотят стать кандидатами наук и 7% — докторами наук; 50,7% студентов хотели бы пройти международную стажировку с получением сертификата; 46% не откажутся дополнительно к диплому СГИ получить диплом или сертификат зарубежного вуза (например, 36% хотели бы получить британский сертификат).
Для сравнения, по общим данным степень магистра хотели бы получить только 10% студентов, а пройти международную стажировку — 77%, и 69% желали бы получить диплом зарубежного вуза. Несмотря на «непопулярность» государственных предприятий, 37% самарских студентов по окончании обучения хотели бы работать именно в государственных структурах (и у 22% уже есть возможность самостоятельного трудоустройства на госпредприятиях), а 17% собираются использовать полученные знания для открытия собственного дела. В целом же, только 10% студентов всего института хотели бы работать на госпредприятиях и лишь 2% имеют возможность такого трудоустройства. Так что для самарских студентов государственные структуры оказываются более привлекательными, чем для студентов других регионов. Не менее важным для понимания социальной направленности студентов являются сведения о социальном статусе их родителей. Так, большинство из них имеют среднетехническое образование (54% матерей и 46% отцов), 29% отцов и 27% матерей имеют высшее образование и всего 3,6% отцов и 4,6% матерей образования не имеют. Среди матерей 42% работают на госпредприятиях, 13% — в коммерческих структурах и 4% занимаются индивидуальным предпринимательством. Причем из работающих 6,4% матерей являются руководителями высшего звена, 16,3% — руководителями среднего звена, 7,6% — руководителями низшего звена и 14,4% исполнителями. 33% матерей не работают. Среди отцов на госпредприятиях заняты 39%, в коммерческих структурах — 18%, индивидуальной деятельностью занимаются 6,6%. Среди работающих 8,7% — руководители высшего звена, 21,3% — руководители среднего и низшего звена, 34% — исполнители. По данным характеристикам особых различий между самарскими студентами и студентами других филиалов не наблюдается. Кроме того, было проведено более глубокое социологическое исследование по социологическим категориям родителей наших студентов. Оказалось, что наибольшее количество составляют рабочие — 40%, затем идут управляющие и работники образования, культуры, медицины — по 9% в каждой категории, далее следуют: инженеры и технические работники — 8%, занятые в сфере обслуживания и торговли — 7%, предприниматели — 6%, военнослужащие и работники сельского хозяйства — по 3%, юристы — 2%, домохозяйки, неработающие, пенсионеры — 2%. 10% составляют те, кто принадлежит к прочим социальным категориям. Распределение по социальным категориям дано на рис. 1. Таким образом, студенты Самарского филиала СГИ в основном относятся к средним слоям населения, являются городскими жителями, обладают определенными целями, реально осуществляемыми после окончания института. И так как большинство из них ориентированы на повышение своего уровня образованности и на дальнейшее продолжение учебы, знание социальных особенностей студентов помогает совершенствовать учебный процесс и максимально помочь им в достижении поставленных целей.
|
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(25);%>
|