Обозреватель - Observer |
Союз Беларуси и России
|
На пути к единению.
М.МЯСНИКОВИЧ, Мясникович Михаил Владимирович, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, государственный и общественный деятель. Родился 6 мая 1950 г. в деревне Новый Снов Несвижского района Минской области в семье крестьянина. В 1972 г. окончил Брестский инженерно-строительный институт, а в 1989 — Минскую ВПШ. С 1997 г. доктор экономических наук. Трудовую деятельность начал в 1972 г. Длительное время работал на инженерных должностях. За высокие достижения в труде в 1981 г. награжден орденом «Знак почета». Лауреат ВДНХ СССР (бронзовая медаль). В 1983 г. избран председателем Советского райисполкома г. Минска, работал заместителем председателя Минского горисполкома, секретарем Минского горкома КПБ, министром жилищно-коммунального хозяйства республики. С 1990 г. — заместитель председателя Совета Министров Республики Беларусь — председатель Госэкономплана, а с 1991 по 1994 г. — первый заместитель председателя Совета Министров Республики Беларусь. В 1994—1995 гг. — заместитель премьер-министра. В октябре 1995 г. М.Мясникович назначается Главой Администрации Президента Республики Беларусь. М.Мясникович активный сторонник интеграции стран СНГ и Союза Беларуси и России, является одним из разработчиков основополагающих документов о создании Белорусско-Российского Союза. М.Мясникович автор двух монографий: «Становление рыночной экономики в Республике Беларусь» и «Формирование финансово-промышленных групп в переходных экономиках (на примере Республики Беларусь и Российской Федерации)», ряда научных трудов и публикаций по экономике, структурным реформам, международному сотрудничеству, государственному строительству. Женат. Имеет дочь и сына. Подписанный в декабре прошлого года Договор о создании Союзного государства определяет новый этап единения Беларуси и России. Сегодня, на постсоветском пространстве, это жизнеспособное и динамично развивающееся интеграционное образование, отличающееся конкретными делами и результатами. Да, пожалуй, и не только на постсоветском. Если исходить из степени реальной интеграции, то мы уже шагнули дальше многих межгосударственных объединений, образовавшихся в последние десятилетия на всех континентах планеты. Безусловно, бесспорный лидер здесь Европей-ский Союз. Но следует учитывать, что весной 2001 г. Европейскому Союзу исполнится 50 лет, а Союзу Беларуси и России — всего 5. Этот путь не был прогулкой под ясным, безоблачным небом. Наши государства после развала СССР каждое по своему определили путь самостоятельного развития. Россия выбрала радикальный путь проведения рыночных преобразований, в соответствии с которым государственные функции регулирования в реальных секторах экономики были сведены до минимума. Ускоренными темпами прошли либерализация торговли и цен, разгосударствление и приватизация собственности, в том числе и в добывающих отраслях. Беларусь избрала путь плавного вхождения в рыночную экономику. Здесь в полной мере учитывалась мировая тенденция, связанная с нарастанием роли государства в распределении ВВП, что благоприятст-вовало стимулированию экономического роста и осуществлению программ социального развития. В Беларуси роль государства в экономике проявилась посредством сохранения контроля над основными отраслями производства и предприятиями, а также через механизм регулирования, обеспечения поддержки и защиты отечественных производителей. Приватизация в Беларуси осуществлялась не стихийно, а под жестким контролем государства. Экономика реформировалась с учетом рациональности, постепенности, добровольности и с учетом мнений трудовых коллективов реформируемых предприятий. Меры государственного регулирования национальной экономики сегодня позволяют поддерживать в Беларуси самый высокий темп экономического роста среди стран СНГ. Но самое главное, они дают возможность обеспечить хотя бы минимальную поддержку наиболее незащищенной части населения. Белорусская экономика стремится к стабильности развития, при низкой инфляции и увеличении реальных доходов населения. Такие цели ставит перед собой экономическая система каждой страны. Другое дело, насколько удается ее достичь. Пока мы не смогли обуздать инфляцию в полной мере, но настойчиво продолжаем работу по ее существенному сокращению. Уверены в том, что наиболее выверенный путь — это, прежде всего, организация эффективной работы реального сектора экономики. Создание Союзного государства, образование единого экономического пространства призваны обеспечить наиболее благоприятные условия для функционирования предприятий двух стран. Через реализацию этой масштабной задачи мы предполагаем добиться снижения инфляции. Создавая единое экономическое пространство, мы ставим задачу обеспечить равные условия всем субъ-ектам хозяйствования. Интеграционные процессы в сфере экономики, восстановление и укрепление хозяйст-венных связей способствуют улучшению работы наших предприятий. В конце прошлого года подписаны и вступили в силу межправительственные соглашения о проведении единой структурной промышленной политики и о производственной кооперации. В этой связи получили развитие межгосударственные финансово-промышленные группы (ФПГ). Они обеспечивают кооперирование сырьевых и обрабатывающих отраслей для выпуска конечной продукции, одновременно решая проблему привлечения финансового капитала в реальный сектор экономики и ускорения на этой основе технического и технологического прогресса. Являясь продуктом развития рыночных отношений, ФПГ способствуют переводу предприятий в систему этих отношений, при этом поддерживая участников в конкурентной борьбе и давая им возможность адаптироваться к рынку. Кроме того, в условиях острого экономического кризиса, который переживают все без исключения страны СНГ, ФПГ оказывают общее стабилизирующее влияние на экономическую ситуацию за счет создания новых рабочих мест, оперативной мобилизации ресурсов, их эффективного распределения и использования в ключевых сферах производства и научно-технического развития. Это особенно актуально в настоящее переходное время, т.к. объединенный промышленный, торговый и финансовый капитал может многое. Уже зарегистрировано 9 ФПГ с участием белорусских и российских юридических лиц, в том числе «БелРусАвто» — по производству нового поколения большегрузных дизельных автомобилей; «Межгосметиз» — по производству и реализации бортовой проволоки и металлокорда; «Формаш» — по реализации межгосударственных программ создания новой техники, созданию и освоению производства оборудования для легкой промышленности; «Электронные технологии» — по внедрению новых технологий в области электроники, производства телевизоров и средств связи. Каждый участник ФПГ самостоятельно решает вопросы вступления и выхода из группы, степень своей интегрированности с другими участниками. Здесь речь не идет о поглощении одних предприятий другими. Стержнем объединительного процесса являются торгово-экономические отношения. В рамках Союзного государства должна значительно возрасти торговля между нашими странами. Это социально важно. В структуре белорусского экспорта в Россию преобладают, прежде всего, такие виды продукции, как тракторы, грузовые автомобили, телевизоры, холодильники и морозильники, мотоциклы и велосипеды, металлообрабатывающие станки, шины, нити комплексные и синтетические, удобрения азотные и калийные, продукты переработки нефти, мебель, продовольствие. Всего более 80 основных видов продукции, производимой ведущими белорусскими предприятиями. Наша взаимоторговля в последнее время несколько снизилась. Основная причина снижения удельного веса экспортных поставок из Беларуси — это, прежде всего, последствия августовского 1998 г. финансового кризиса в России. Произошла резкая девальвация российского рубля, его курс к доллару США фактически одномоментно снизился в четыре раза. Цены при этом на российском рынке выросли в российских рублях не более чем в 1,5—2 раза, а в долларах на столько же снизились. Например, средняя валютная цена белорусских станков металлорежущих, двигателей и генераторов электрических снизилась — в 3 раза, автомобилей грузовых, велосипедов, холодильников и морозильников, двигателей внутреннего сгорания, автопогрузчиков — в 2 раза, телевизоров — на 25% и так далее. Статистика внешней торговли у нас ведется в долларовом исчислении. Очевидно, что при сохранении в этих условиях поставок в Россию продукции в натуральных показателях на прежнем уровне, их объем в долларовом эквиваленте сокращается в 2 раза. Это, как говорится, простая арифметика. Значительно уменьшились реальные доходы российских предприятий и населения, что привело к снижению платежеспособного спроса в РФ, в том числе и на белорусские товары. Это предопределило сокращение экспорта по отдельным позициям. При этом нельзя забывать, что после августовского кризиса сложились благоприятные условия для деятельности российских субъектов хозяйствования, что способствовало оживлению товаропроизводителей в России, а это в свою очередь вызвало на российском рынке конкуренцию (по ценовому фактору) для отдельных белорусских товаропроизводителей. Например, россиянам нравится белорусская мебель, она устраивает их по своему дизайну, конструкционным, другим показателям и в целом успешно конкурирует на российском рынке мебели. Однако она стала дороже российской и покупается меньше, чем до кризиса. К слову сказать, многие известные фирмы развитых стран, продукция которых после августа 1998 г. стала большинству россиян не по карману, вынуждены были значительно сократить свое присутствие на российском рынке, а то и уйти с него. Белорусские производители не только сохранили свои позиции в России, но многие существенно нарастили объемы продаж в натуральных показателях. Это далось непросто, пришлось снижать цены, подтягивать качество, развивать и укреплять товаропроводящую сеть. Но решающее значение, безусловно, сыграла та огромная работа, которая проведена по сближению наших стран в рамках Союза Беларуси и России. За годы самостоятельного развития и Беларусь, и Россия приняли ряд законов, постановлений и решений, имеющих существенные, а порой и принципиальные различия. Поэтому сегодня ведется непростая работа по их унификации. Унификации законодательства в торгово-экономической сфере мы уделяем особое внимание, начав эту работу фактически сразу же после подписания в 1995 г. Беларусью, Россией, Kазaxcтаном и Кыргызстаном Соглашения о создании Таможенного Союза, а затем продолжив в рамках договоров о Сообществе и Союзе Беларуси и России. Особую последовательность и целенаправленность она получила в ходе реализации Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования и Протокола к нему, а также Договора от 25 декабря 1998 г. о равных правах граждан. В течение прошлого года в рамках этих документов было подписано порядка 20 межправительственных и межведомственных соглашений, устанавлива-ющих одинаковые правила деятельности в различных сферах. Начата работа по выравниванию основных макроэкономических показателей развития. Введена в практику разработка совместных прогнозов социально-экономического развития. По единой методологии составлены согласованные прогнозные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции. Осуществляется мониторинг состояния экономики и хода экономических реформ. Вводится единая статистика, систематически готовятся данные об итогах социально-экономического развития Республики Беларусь и Российской Федерации. Это позволяет правительствам двух государств прогнозировать и принимать решения при выработке согласованной экономической политики. Важен и такой аспект нашего сотрудничества, как работа по унификации бюджетных систем. Закон о бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах, Правила составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды разработаны с учетом действующего законодательства в Российской Федерации. Унифицирован и порядок составления и исполнения бюджетов двух государств. Белорусская сторона концептуально проработала и предложила свой вариант перехода к единой денежной единице. В этом процессе можно выделить три основных этапа: Безусловно, это лишь общая схема. Позиция российской стороны имеет некоторые отличия от белорусской. Конкретный механизм и сроки будут определены межправительственным соглашением, проект которого сейчас разрабатывается. Близится к завершению унификация налогового законодательства. Первая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного с российским, внесена на рассмотрение Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь. Подготовлены его вторая и третья части. Введены в действие в новой редакции законы Республики Беларусь «Об акцизах» и «О подоходном налоге с граждан», которые на момент их принятия были полностью унифицированы с соответствующими документами Российской Федерации. С 2000 г. Республика Беларусь перешла на зачетный метод при исчислении НДС, который применяется и в Российской Федерации. Сегодня можно говорить о том, что нормы законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации по вопросам косвенного налогообложения в основном унифицированы. Вопросы унификации законодательства Беларуси и России были рассмотрены Президентом Республики Беларусь А.Лукашенко и Президентом Российской Федерации В.Путиным во время их встречи 16 апреля 2000 г. в г. Минске. Среди других, были обсуждены принципы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг), хода реализации Договора о равных правах граждан, о введении Россий-ской Федерацией таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров, выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь, о взаимодействии Беларуси и России при вступлении во Всемирную торговую организацию. В ходе апрельской нынешнего года встречи премьер-министра Республики Беларусь В.Ермошина с первым заместителем председателя Правительства РФ М.Касьяновым1 белорусской стороной было внесено предложение о разработке Соглашения о создании единого налогового законодательства. Это предложение принято. В сфере денежно-кредитной политики постепенно приходит более глубокое понимание проблем друг друга и сближение позиций. Уже подписаны и реализуются соглашения о сотрудничестве в области надзора за деятельностью кредитных организаций, о переходе к применению общих ставок рефинансирования и общих норм резервных требований к кредитным организациям, по вопросам свободного обращения ценных бумаг. Эти соглашения создают систему общих правил деятельности банковских систем двух государств. С прошлого года Национальный банк Республики Беларусь приступил к установлению единого курса белорусского рубля, а Центральный банк РФ возобновил котировку белорусского рубля. Совсем недавно в Беларуси сделан решительный шаг по либерализации курса валют в наличном обращении, а также снято ограничение по купле-продаже иностранной валюты на внебиржевом валютном рынке. Это создает реальные предпосылки для выравнивания ситуации в банковской сфере. Мы заметно продвинулись в вопросах введения единой валюты и формирования единого эмиссионного центра. Нам удалось существенно сблизить позиции во взглядах на эту архиважную проблему. Центробанками двух государств образован Межбанковский валютный совет, призванный выработать согласованные предложения по осуществлению валютной интеграции. В сфере промышленности подписано и реализуется важное межправительственное соглашение о проведении единой структурной промышленной политики. Разрабатывается единая система государственной поддержки и защиты интересов отечественных товаропроизводителей. Исполнительным Комитетом Союза одобрены совместные меры Республики Беларусь и Российской Федерации в области защиты отечественных товаропроизводителей. Обеспечен равный взаимный доступ субъектов хозяйствования Беларуси и России к участию в тендерных (конкурсных) торгах. По проблемам объединенной транспортной системы Союза Беларуси и России работает Координационная комиссия, одобрены основные принципы формирования и функционирования общей транспортной системы. В области автомобильного транспорта — согласованы единые подходы к построению тарифов на автомобильном и внутреннем водном транспорте. В марте прошлого года подписано Соглашение об организации контроля автотранспортных средств на границе Союза Беларуси и России с третьими странами. В 1998 г. заключены межправительственные соглашения о координации деятельности железнодорожного транспорта, о единых подходах в построении тарифов на перевозки грузов в сообщении между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, о порядке их регулирования. В ноябре 1999 г. подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительст-вом Российской Федерации о создании объединенной электроэнергетической системы. Беларусь и Россия последовательно осуществляют меры по обеспечению равных прав граждан. Белорусам и россиянам предоставлены равные права на территории двух государств на приобретение жилья. Обмен жилой площадью между гражданами Беларуси и России осуществляется беспрепятственно в соответствии с национальным законодательством и является основанием для выдачи им разрешений на постоянное жительство на территории Республики Беларусь и Российской Федерации. Наши граждане имеют равные права на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом на территориях двух стран, на трудоустройство и оплату труда. Граждане Беларуси и России пользуются равными правами в получении среднего, средне-специального, высшего и послевузовского профессионального образования. Взаимно признаются и эквивалентны документы об образовании, ученых степенях и званиях. Создается единое образовательное пространство — утверждена Концепция системы образования, подготовки и переподготовки кадров. В Республике Беларусь и в Российской Федерации гражданам обеих стран обеспечивается беспрепятственное бесплатное предоставление скорой и неотложной медицинской помощи. Бесплатно, также, в учреждениях государственной системы здравоохранения осуществляется диагностика опасных заболеваний, возникших в период временного пребывания в государстве. Граждане наших государств обладают практически равными правами в области социального страхования, предоставления льгот и гарантий ветеранам войны, труда и Вооруженных Сил, а также поддержки семей, воспитывающих детей. Следует при этом отметить, что законодательство Республики Беларусь в области социального обеспечения не содержит ограничений для граждан России, постоянно проживающих на территории Беларуси. Законом Республики Беларусь от 23 сентября 1998 г. «О выборах депутатов местных Советов Республики Беларусь» гражданам Российской Федерации предоставлено право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления Беларуси. Мы в Беларуси рассчитываем, что аналогичный закон будет принят и Государственной Думой России. Спектр направлений унификации весьма широк. Он наглядно свидетельствует о масштабности и огромном объеме этой работы. Беларусь и Россия все чаще выступают на международной арене как единое целое. Реализуя договоры о Сообществе и Союзе Беларуси и России, программы согласованных действий в области внешней политики, которые последовательно разрабатывались начиная с 1996 г., мы выступаем на международной арене, как правило, с единых согласованных позиций. Это дало возможность значительно эффективнее решать внешнеполитические задачи как Республике Беларусь, так и Российской Федерации. Имеющийся опыт мы намерены использовать и дальше. Уже разработан и на совместном заседании коллегий министерств иностранных дел двух наших государств в феврале текущего года одобрен проект совместной программы на 2000—2001 гг. Документ будет рассмотрен на заседании Высшего Государст-венного Совета. Одним из приоритетных направлений во внешней политике должна стать, согласно данной программе, активная работа по укреплению Содружества Независимых Государств, развитию сотрудничества со странами СНГ. Беларусь и Россия заинтересованы в нормализации отношений с западными странами. Здесь важно наладить конструктивный диалог со странами Европейского Союза и США. В этих целях необходимо выработать механизм регулярных консультаций с ЕС по вопросам политического и экономического взаимодействия, обмена опытом работы органов управления по развитию интеграционных процессов. Нужно совместными усилиями добиваться признания Европейским Союзом рыночного характера экономики России и Беларуси и отмены антидемпинговых санкций в отношении некоторых российских и белорусских товаров, противодействовать попыткам США и некоторых других западных стран организовать международную изоляцию Республики Беларусь. Конечно же, будем продолжать совместную работу по восстановлению статуса Беларуси как «специально приглашенного» государства в Парламентской Ассамблее Совета Европы, а затем и получению полноправного членства в этой организации. Эти вопросы также нашли отражение в проекте программы. Беларусь и Россия как полноправные европейские государства, субъекты международного права намерены активно сотрудничать с европейскими и другими международными организациями. Это сотрудничество должно охватывать вопросы формирования на пространстве ОБСЕ системы равной и неделимой безопасности в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, принципами и целями Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта и итогами Стамбульского саммита ОБСЕ, укрепления организационной структуры этой организации и повышения эффективности ее основных институтов. На согласованных позициях стороны планируют взаимодействие в Организации Объединенных Наций. Мы не можем оставаться безучастными к процессу расширения НАТО на Восток и будем совместными усилиями противостоять попыткам навязывания натоцентристской модели формирования структуры европейской безопасности. Планируем совместно работать и в сфере разоружения, контроля над вооружениями. Здесь предстоит обеспечить тесное сотрудничество по вопросам выполнения Договора СНВ-1, реализации адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе и Венского документа 1999 г. по мерам укрепления доверия и безопасности, взаимодействия в Постоянной консультативной комиссии по Договору по ПРО, подключения Беларуси в качестве полно-правного члена в международные механизмы экспортного контроля. Безусловно, будут предприниматься шаги по продвижению белорусской инициативы о создании пространства, свободного от ядерного оружия в Центральной и Восточной Европе. Наше военное сотрудничество сегодня осущест-вляется через укрепление и углубление взаимодействия по всем направлениям Вооруженных Сил Республики Беларусь и Вооруженных Сил России. Оно ведется на основе принятой Концепции совместной оборонной политики Беларуси и России, а также общих принципов военного строительства и ежегодных планов двустороннего сотрудничества. Для координации деятельности создана и успешно работает совместная Коллегия Министерств Обороны Республики Беларусь и Российской Федерации. Основные направления военного сотрудничества включают формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей согласованное развитие вооруженных сил двух государств и принятие совместных мер по предотвращению угрозы суверенитету и независимости участников Союза, регулярное планирование и проведение совместных командно-штабных учений и тренировок, отработку вопросов управления региональной группировкой войск (сил), решение вопросов военно-технического обеспечения, а также совместной разработки и производства современных видов вооружений и военной техники. Планируется разработать и в 2000 г. принять военную доктрину Союзного государства, включающую военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы. Будет осуществлена разработка совместной Программы вооружений на 2001—2005 гг. и совместного оборонного заказа. Намечается также принять Положение о проведении совместных научно-исследовательских работ в интересах министерств обороны государств-участников. В принципиальном плане эти документы должны предусматривать: Возвращение ядерного оружия на территорию Республики Беларусь в планах развития военного сотрудничества в Союзном государстве не предусматривается. В Конституции нашего государства провозглашено, что «Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство — нейтральным». Этой целью мы и руководствуемся. Каким я вижу будущее Союзное государство? Договор определяет, что «Союзное государство является светским, демократическим, социальным, правовым государством, в котором признаются политическое и идеологическое многообразие». Это государство с единым экономическим пространством, единой транспортной системой, единой таможенной территорией. Необходимо предпринять ряд мер по переходу к общей денежной единице. Для осуществления переданных Союзному государству функций и реализации совместных проектов и программ, нужен соответствующий общий бюджет. И что самое важное, граждане Союзного государства будут наделены равными правами и гарантиями. Договор не фиксирует в общеустановленных рамках форму устройства Союзного государства. При сохранении государственного суверенитета участников Договора, предусматривается передача отдельных вопросов на общегосударственный уровень, для чего будут созданы наднациональные органы. Мы хотим построить сильное и демократическое Союзное государство, которое будет пользоваться высоким авторитетом в мировом сообществе, государство, в котором реально будут обеспечиваться и надежно защищаться права гражданина и человека. Мы ставим перед собой цель создать мощную экономику, обеспечить в Союзном государстве белорусам и россиянам достойный уровень жизни, высокую социальную защищенность, стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Таким хотят видеть его белорусы и россияне, таким, убежден, оно и будет.
|
|