Обозреватель - Observer 
Образование 

Духовное наследие
РОССИИ
и образование
Содержание, проблемы и перспективы

   А.Подберезкин,
депутат Государственной Думы,
доктор исторических наук
 
М.Карпенко,
ректор Современного гуманитарного университета,
доктор технических наук, профессор 
Тенденции последнего десятилетия в социально-политическом развитии современного российского общества свидетельствуют об утверждении в его сознании двух полярных и противоречивых взглядов на проблему содержания духовного наследия. Два полюса в ее разрешении отражены в крайних и объективно непримиримых позициях:

с одной стороны, в национал-шовинистической, прикрываемой псевдопатриотическими лозунгами об исключительности «русской национальности»;

с другой — вульгарно-космополитической, строго ориентированной на западные традиции в экономике, политике и культуре.

Уже в самой постановке вопроса видно, что проблема содержания духовного наследия для российской ментальности имеет исторические корни, лежащие в революционных преобразованиях Петра I и развившихся в XIX в. в общественно-политических движениях, известных как «славянофильство» и «западничество». В дискуссии по этим теоретическим концепциям на десятилетия были вовлечены лучшие интеллектуальные и творческие силы России прошлого века.

К сожалению, на сегодня существующие противоречия в проблеме содержания духовного наследия Отечества или сознательно обходятся, или игнорируются из-за отсутствия их теоретического разрешения. Зачастую популистские амбиции превалируют над историческими фактами в доказательствах правомерности той или иной точки зрения. «Фронт борьбы» крайних позиций, в лучшем случае, проходит в далекой от науки и истории полемике на экранах телевидения или в печатных изданиях.

Вместе с тем, создается впечатление, что ряду СМИ «на руку» сложившаяся ситуация: противоречия обостряются, а выхода из нее не видно. На этой волне возможны сенсации, социальные взрывы и потрясения, от которых проигрывает общество, но выигрывают те, в чьих руках находятся СМИ, ориентированные на громкие скандалы и фарсы (например, с пресловутым Русским национальным единством).

Справедливости ради следует отметить, что политическое руководство страны и субъектов РФ всеми доступными им средствами пытаются решить данную проблему.

Но пора бы задуматься и о глубинной сущности вопросов, причины которых, на наш взгляд, кроются в стереотипе массового сознания, отвернувшегося от решения проблем содержания духовного наследия по тривиальным на сегодняшний день социально-экономическим причинам. Интеллектуальная элита страны также занята «своими проблемами» и особо не стремится укрепить народное и национальное согласие действительно фундаментальными теоретическими идеями.

За последнее десятилетие, за редким исключением, мы не найдем в научной и общественно-политической литературе методологических разработок по проблеме содержания духовного наследия. Не здесь ли кроется одна из причин того, что арена «битвы» непримирымых позиций из области теоретических исследований и исторических поисков переведена на улицы российских городов в виде боевых маршей националистов и стихийных противодействий им неорганизованной, но действительно патриотической части населения России, помнящей об уроках герман-ского нацизма и его последствиях.

Поэтому обращение к историческим и теоретическим аспектам проблемы духовного наследия в России представляется одним из средств выхода из существующего кризиса, преодоления вакуума, образовавшегося в сознании целого поколения о прошлом Отечества и перспектив заимствования его исторических достижений.
Проблема усугубляется еще и тем, что сегодня духовная ориентация россиян размыта, аморфна и неустойчива.

Духовный нигилизм российских граждан, особенно его молодежной части, детерминируется развалом экономики, провалом социальной политики государства, ситуативностью действий его руководства, постоянным игнорированием интересов большинства населения страны.

На этом фоне происходит огульное очернение или фальсификация исторического прошлого России, выделяются совершенно не присущие России традиции (превосходство русского народа над другими, его воинственность, природное стремление к экспансиям и великодержавию).

Можно утверждать, что Россия за все время своего существования в подавляющем большинстве вела освободительные войны (вспомним, Отечественную войну 1812 г., Великую Отечественную 1941—1945 гг. и др.). Их результаты, как правило, шли не только во благо нашего Отечества, но и работали на восстановление независимости суверенных государств.

В отличие от стран «просвещенной Европы» (Англии, Голландии, Испании, Португалии, Франции и др.), Россия никогда не вела колониальные войны. Так что исторические обвинения в природной кровожадности россиян и экспансионизме России совершенно беспочвенны.

Вместе с тем, не прекращаются попытки на популистской волне свести духовное наследие исключительно к возрождению лишь религиозных традиций, что ведет к искусственному упрощению менталитета народа и ограничению действительно огромного духовного наследия народов России, их интеллектуальных, научных, культурных, социальных и других традиций.

Не изживаются попытки одностороннего понимания содержания свободы совести в пользу одного, претендующего на исключительность религиозного мировоззрения.

Перекос в одностороннем восприятии свободы совести ни в коей мере не может интерпретироваться как компонент содержания духовного наследия народов страны. Реальным следствием такого подхода является представление привилегированного статуса верующим и полное пренебрежение ко всем остальным членам общества.

Чем грозит подобная религиозная однобокость, примеров в истории более чем достаточно. Хорошо известно, как последователи той или иной веры жестоко расправлялись с иноверцами, что явилось причиной упадка, физической и интеллектуальной гибели и деградации целых культур. Но никто не станет отрицать, что и верующие, и атеисты в равной мере являются созидателями национальной культуры в ее этическом и социокультурном значениях. Уже по одному этому основанию духовное наследие не должно иметь религиозных границ, мировоззренческих рамок и политических ограничений.

Поэтому ответы на вопросы о содержании духовного наследия лежат, в первую очередь, в плоскости его теоретического осмысления. На наш взгляд, духовное наследие, в широком смысле, — предельно общее понятие, отражающее результаты материальной и духовной деятельности народов, наций и государств в различных сферах их жизни.

Данное понятие интегрирует интеллектуальные, культурные, социальные, технологические, нравственные и иные достижения различных государственных и общественно-политических образований, социумов и групп в процессе их исторического развития. Именно такое определение отражает сущностные черты духовного наследия как социокультурного явления, препятствует его узкой интерпретации или сведению к какой-либо одной сфере жизнедеятельности общества и его подсистем.

Возникают закономерные вопросы: каковы же слагаемые духовного наследия России?

Или: что же необходимо взять современному российскому обществу из своего духовного прошлого?

Опираясь на данное выше определение, выделим несколько, на наш взгляд, наиболее актуальных для современной России элементов духовного наследия, которыми естественно, его содержание далеко не исчерпывается.

Открытость для других культур и, как следствие, принятие лучших зарубежных образцов в науке, образовании, экономике и других сферах жизни народов может претендовать на «звание» одного из важнейших компонентов духовного наследия России.

Открытость россиян представляется наиболее существенной чертой их ментальности по отношению к другим народам. Более того, открытость для Российского государства во все времена представлялась средством внедрения в мировое социокультурное пространство, приобщения к его лучшим традициям.

Вместе с тем, достижения российской науки и культуры традиционно составляли элитный интеллектуальный и творческий пласт мировой цивилизации.

К примеру, общепризнанным является факт мирового значения российской литературы и искусства (музыки, живописи, театра и т.д.) для культурного развития мирового сообщества, которое немыслимо без творчества Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, П.И.Чайковского, С.М.Рахманинова и многих других наших великих соотечественников. Не меньшим международным авторитетом и признанием традиционно обладала и продолжает обладать фундаментальная и прикладная российская наука.

Как следствие открытости, важным элементом содержания духовного наследия и исторического развития российской нации является ее постоянно расширяющаяся интегрированность в мировое социокультурное пространство. Взаимное обогащение народов мира во все исторические эпохи являлось важнейшим фактором и закономерностью прогресса человечества.

Уже в Древней Руси шло непрерывное взаимодействие с соседями. Этому способствовало ее расположение на пересечении важных торговых путей «из варяг в греки»: через Волгу и Каспий в Среднюю Азию и Китай.
Эпоха становления древнерусского государства совпала с периодом формирования европейских стран. Русь являлась одним из самых могущественных государственных новообразований, что подтверждается ее договорами с Византией. Уже в X—XII вв. Русь была связана династическими браками с крупнейшими дворами Европы — Англией, Византией, Германией, Францией, не говоря уже о соседях — Венгрии, Норвегии и Польше. Таким образом, древнерусское государство никогда не отвергало формы открытых контактов с зарубежными странами. Эта традиция (за исключением некоторых исторических периодов) была в целом унаследована и в дальнейшем.

В силу геополитических, географических, национально-этнических и других факторов Россия на протяжении всей своей истории выполняла цивилизационную функцию, которую с не меньшим основанием можно считать важнейшим компонентом отечественного духовного наследия. Особенно это касается народов Средней Азии и Закавказья, шагнувших благодаря России через века из феодальных отношений к социальным и технологическим достижениям.

Важнейшим отличительным признаком духовного наследия России было и остается евразийство, которое до сих пор привлекает народы континента к различным формам сотрудничества в образовании, науке и культуре. Не утратить эту функцию в нашем развитии — задача на сегодняшнимй день поистине историческая, требующая в современных условиях от нашего государства огромных усилий.

Актуальность цивилизационной функции России обусловливается, не только геополитическими, но и чисто экономическими интересами.

Взять для примера сферу образования. Если США ежегодно только на обучении 3 млн. иностранных студентов «зарабатывают» около 17 млрд. долл., а в России только порядка 50 тыс. иностранных студентов, что существенно меньше, чем обучалось в РСФСР при советской власти. Этот фактор, не только как политический, но даже как экономический, современным государственным руководством вообще игнорируется. А, может быть здесь кроется один из ответов на вопрос: где взять деньги на отечественное образование?

Особо следует отметить терпимость российского общества к самым различным религиям и конфессиям. Подобное российское «религиозное сосуществование» православного и католического христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий на протяжении столетий — явление в человеческой цивилизации поистине уникальное. Никто не отрицает, что основной культурной доминантой россиян уже более тысячи лет являлось православие. Это послужило основанием для утверждения некоторыми исследователями существования самостоятельной православно-славянской цивилизации.

Но российская нация формировалась при активном «участии» не только славян, но и целого ряда других народностей, в том числе восточно-славянских племен (поляки, вятичи, древляне, радимичи, новгородские словены и т.д.), так и угрофинских (мурома, меря, весь) и тюркских народов (берендеи, торки, черные клобуки).

Особо следует подчеркнуть, что понятия «Русь» и «Рос» впервые появляются в источниках с середины VI в. Причем византийцы применяли форму «Рос», а арабско-персидские авторы IX—XI вв. форму «Рус». В отечественной средневековой письменности употреблялись оба термина: «Русьская земля» и «Правда Росьская». В различных видах оба понятия дожили до наших дней (Россия, Русь, россияне, русский).

Понятие же «русский человек» в нашем сознании уже давно отражает в большей степени социокультурное явление, ибо за долгую историю своего существования, как уже подчеркивалось, россияне (русичи), еще раньше — восточные славяне, легко ассимилировали соседние этносы (половцев, булгар и т.д.), «подпитываясь» их культурой. Интересным в этой связи представляется замечание одного из героев романа Ф.М.Достоевского «Бесы»: «Национальность... никогда и не являлась у нас иначе как в виде клубной барской затеи, и вдобавок еще московской».

Народы России исповедовали практически все основные мировые религии. К примеру, на рубеже XVIII—XIX вв. государственной религией Российской Империи являлось православие, которого придерживалось 87% населения страны (русские, украинцы, белорусы и др.). В западных районах — Польше, Западной Украине и Западной Белоруссии, основным верованием было католичество, в Прибалтике — протестантизм.
Тюркоязычные народы исповедовали ислам, кочевые племена нижней Волги и Забайкалья — буддизм. Многие народы (мордва, мари и др.) сохранили язычество. После присоединения части польских земель к России в местах компактного расселения евреев началось распространение иудаизма.

Тем не менее больших кровавых погромов («Варфоломеевских ночей») и конфликтов на религиозной почве никогда не было. Национальные проблемы в России в различные эпохи решались с различной степенью адекватности эволюции многонацинального Российского государства. Но суммарный вектор национального развития государства, в целом, в наибольшей степени отражал общечеловеческие духовные ценности. «Между национальностью и человечеством, — писал Н.А.Бердяев, — не может быть противоположения, они представляют врастающие друг в друга реальности разных порядков. Человечество существует в нациях и через нации. Национальное чувство воспитывает человека для человечества, дисциплинирует его и заставляет преодолеть узость и мелочность своей эгоистичной и корыстной личной жизни». Такой подход в нашей национальной политике на рубеже II—III тысячелетий можно считать доминантным.

Таким образом, опираясь на многовековую историю России, можно утверждать, что одним из особых свойств российской духовности является ее поликонфессиональность и многонациональность, на массовом уровне выражающиеся в терпимости к представителям иной веры или мировоззрения, национальности или народности.

Важнейшим компонентом российского духовного наследия представляется его уникальность. Напомним, что культура народов России имеет более чем пятитысячелетнюю историю. По оценкам ученых, она намного старше культуры многих народов мира. Традиции многонационального российского общества уходят далеко вглубь веков, многие из которых сохранились и до наших дней. Российская культура всегда  взаимодействовала с иными культурами, но при этом, как отмечал еще Н.Я.Данилевский, она не утратила своей локальности, самобытности, самостоятельности, самодостаточности и перспективности.

Всякая культура синтетична. Длительное время эволюционное развитие российской нации обеспечивалось ее единым уникальным культурным пространством, которое служило мощным фактором консолидации народов России. «Само формирование древнерусского этноса на границе двух географических зон... — как указывал Л.Н.Гумилев, — определило уникальность и политической, и экономической, и культурной истории Древней Руси». Но, к сожалению, на сегодняшний день некоторые политики, лидеры псевдопатриотических движений пытаются по-иному «разыграть карту» уникальности российской культуры. Не прекращается, а порой и наращивается националистическая истерия по поводу якобы планомерной и запланированной потери нами своей культурной самобытности.

Проблем сохранения уникальности культуры российской нации с ее этнонациональной спецификой более чем достаточно. При проживании более 80% только представителей русской национальности в городах действительно происходит размывание народных традиций, национальной самобытности. Еще в большей степени эта проблема актуальна для других народов современной России.

Выход из сложившейся ситуации видится в создании государственной системы поддержки этнопсихологических исследований и национальной культуры.

Вопросы содержания духовного наследия являются действительно многогранной проблемой и обозначенными в статье компонентами, безусловно, не ограничиваются. Вместе с тем, конкретное определение содержания этого социокультурного явления дает возможность осознать направления и перспективы развития отечественного духовного наследия. А наследовать современному поколению россиян от своих предков есть что. Это тем более важно, что многие из перечисленных позиций россиянами сегодня по различным причинам забываются и утрачиваются.

Вспомним в качестве аналога содержание европейского Возрождения XV—XVI вв. Суть Ренессанса сводилась к возврату к античной культуре и ее дальнейшему развитию. Из-под влияния церкви были выведены государственная власть, наука, искусство, образование, воспитание и другие сферы жизни человека. Главное, что считалось необходимым возродить — это свободу человека, гуманное отношение к личности.
Это главная идея Возрождения, и она весьма актуальна для современного российского общества. Поэтому основной задачей отечественного духовного наследия будет правомерным считать возрождение гуманного отношения к человеку во всех его формах.

Особое место в решении задач реализации и развития отечественного духовного наследия принадлежит сфере образования. Система обучения и воспитания представляется одним из основных факторов развития любой цивилизации, индикатором и результатом ее прогресса. Современное мировое сообщество все в большей степени приходит к пониманию того, что развитость его демократических и социально-экономических основ в определяющей мере зависит от уровня образованности граждан.

Как следствие, в большинстве стран мира в последние десятилетия наблюдается рост числа студентов. По данным доклада Статистического управления Евросоюза за 20 лет удвоилось число студентов вузов 15 стран ЕС. Подобная тенденция начинает утверждаться последнее пятилетие и в России, что закладывает благоприятные основы для восстановления развития отечественного духовного наследия.

Вместе с тем, существующая система общего среднего образования в России не позволяет предоставлять качественные образовательные услуги всем. Кризисные явления в экономической, политической и социальной сферах жизни современного российского общества оказывают отрицательное влияние на состояние общего среднего образования. В некоторых регионах РФ состояние средней школы признается катастрофическим.

Во многих школах, особенно в сельской местности, ощущается потребность в увеличении количества учителей (в том числе так называемых «предметников» — специалистов по отдельным дисциплинам).

Как следствие, выпускники средних школ отдаленных регионов страны не могут на равных конкурировать с жителями крупных образовательных центров при поступлении в высшие учебные заведения, имеют пониженный стартовый потенциал. В результате, 50% молодых граждан, желающих получить высшее образование, в настоящее время лишены такой возможности, так как конкурс на поступление в вузы в среднем по Российской Федерации составляет около 2 чел. на место.

В этой связи Россия получает исторический шанс — реализовать свое богатейшее духовное наследие средствами образовательной сферы. Не использовать его — будет глобальной ошибкой с далеко идущими последствиями.

В достижении этой цели перед российским обществом есть возможность выбора: вернуться к унифицированной системе образования (ее заслуги никто не отрицает) или первыми в мире построить современную систему образования. Эта система должна быть способной реализовать гуманистический принцип, сформулированный выдающимся славянским педагогом-гуманистом Я.Каменским «Учить всех и всему», без каких-либо дискриминационных уточнений и ограничений. Это должен быть непрерывный процесс обучения и воспитания с широчайшим охватом всего населения страны, с использованием дистанционных, виртуальных, компьютерных, информационных и других современных технологий. Такая система особенно необходима именно в России, население которой рассосредоточено на большой территории. В этой связи Россий-ская Федерация по ряду геополитических, социальных и других причин может играть лидирующую роль в процессе эволюции образования.

Для становления такой высокотехнологичной системы образования существуют объективные предпосылки:

во-первых, у современного общества резко возросла потребность в массовости образования и повышении его качественного уровня ввиду значительного увеличения доли интеллектуального труда в ВВП и возросших требований не только к создателю, но и потребителю материальных и духовных благ. Тем не менее в РФ студенты составляют 2% населения страны, против 3—3,5% в большинстве цивилизованных стран мира и 5,5% в США;

во-вторых, утверждение гуманистического мировоззрения объективно проявляется во всех сферах жизни человека, в том числе в гуманистически ориентированных подходах и средствах обучения, которые в конце II— начале III тысячелетия становятся господствующими. А в чем может реализоваться гуманистический подход в образовательном процессе, как не в учете индивидуальных потребностей и уникальности человека?

в-третьих, осуществлен прорыв в коммуникационных технологиях, позволяющий реализовать передовые дистанционные методы обучения на индивидуально-вариативной основе.

Чтобы реализовать перечисленные предпосылки, может быть предложена оригинальная обучающая технология, позволяющая, на наш взгляд, добиться так необходимых нашей стране продуктивности, качества и демократизма отечественной школы, развития огромного культурно-исторического опыта российского народа. Базисом этого процесса представляется новая технология, позволяющая изменить организационные основы образовательной сферы. Она может включать следующие компоненты, дифференцированно применяемые на различных уровнях обучения и воспитания: виртуально-тренинговую систему обучения, систему индивидуального учебного планирования, систему аттестации и академическую мобильность обучающихся.

Описанные компоненты образовательной технологии предоставляют людям любого возраста возможность получать непрерывное и высококачественное образование на месте своего проживания и будущей профессиональной деятельности.

Сегодня мы можем с уверенностью констатировать, что духовное наследие на протяжении всей истории российской нации являлось и будет являться системообразующим фактором объединения народов нашего Отечества в единое социокультурное пространство, фактором его государственности, стабильности, прочности и величия. Ибо обстоятельство, что никакие катаклизмы, начиная с древних времен и до наших дней, не смогли разрушить — «развалить» российское государственное единство, во многом обусловлено наличием огромного духовного наследия народов России. Поэтому продолжение, развитие отечественного духовного наследия современными — высокотехнологичными средствами образования, заимствование его лучших образцов и компонентов было и остается жизненно важной проблемой для будущего России, вопросом ее цивилизационного развития.

404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(77);%>

   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]