Обозреватель - Observer 
Внутренняя политика 

 

Комиссия

Государственной Думы

работу завершила
 

В.ВОРОТНИКОВ,
депутат
Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации

 
12 сентября 1997 г. Постановлением Государственной Думы Российской Федерации образована Комиссия по анализу и проверке соответствия законодательству Российской Федерации порядка, условий, результатов и последствий аукционов по продаже пакетов акций ОАО “Связьинвест”, ОАО “Тюменская нефтяная компания”, ОАО “Сибнефть” и РАО “Норильский никель”. Комиссии указанным постановлением были определены следующие задачи:

- проверка эффективности, целесообразности и соответствия законодательству РФ продажи находившихся в федеральной собственности пакетов акций указанных акционерных обществ;
- анализ экономической обоснованности установления начальных цен пакетов акций, находившихся в федеральной собственности, и рассмотрение процедуры их продажи;
- проверка законности происхождения средств и своевременность их поступления при продаже указанных пакетов акций;
- рассмотрение действий должностных лиц, принимавших участие в организации и проведении указанных аукционов;
- подготовка предложений о включении в работу Государственной Думы законопроектов, необходимых для решения указанных задач.

Идея проведения инвестиционных конкурсов по продаже пакетов акций акционерных обществ (АО), созданных в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий, впервые была выдвинута и законодательно закреплена в Законе РСФСР 1991 г. “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР”. Основные цели этой идеи в указанном Законе четко сформулированы не были. Предполагалось, однако, и это было выражено в самом термине “инвестиционные конкурсы”, что продажа коммерческим организациям каких-то частей акций, принадлежащих государству, даст значительный приток финансовых средств в реальную экономику, будет способствовать оживлению производства конкурентоспособных товаров, что, в свою очередь, будет расширять налогооблагаемую базу и пополнять тем самым государственную казну. При этом имелось в виду, что государство будет оказывать поддержку коммерческим организациям, которые на конкурсной основе согласятся инвестировать приватизированные предприятия.

Практическая реализация этой идеи нашла свое выражение в нескольких видах конкурсов.

Конкурс — это соревнование, имеющее целью выделить из числа его участников наилучших по целому ряду признаков: помимо предложенной цены за акции, принимаются во внимание взятые на себя участником конкурса инвестиционные обязательства, обязательства выплатить долги предприятия, осуществить его структурную перестройку, поддерживать социальную сферу и другие.

Термином аукцион принято обозначать продажу имущества с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившем за него наивысшую цену, без каких-либо других условий.

Сделки по продаже пакетов акций, о которых мы ведем речь, правильно называть конкурсами. Только применительно к продаже акций ОАО “Связьинвест” более менее уместен термин “аукцион”. Неточность обозначения этих сделок, по нашему мнению, допущена и в постановлении Государственной Думы, в котором эти сделки названы аукционами.

Проведено большое количество коммерческих конкурсов с инвестиционными условиями по продаже государственных пакетов акций АО, созданных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий (инвестиционные конкурсы).

Проведение этого вида конкурсов в самом общем виде предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 22.01.1992 г. № 66 “Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий”, от 22.07.1994 г. № 1535 “Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года” и ряде других.

Указом от 22.07.1994 г. № 1017 предусмотрены обязательные требования (условия) конкурса, предъявляемые к победителю:

- осуществление объемов предложенных им инвестиций (в денежной и иной форме) в срок не более трех лет с момента заключения договора купли-продажи пакета акций;

- в месячный срок с момента заключения договора купли-продажи по итогам конкурса внесение денежными средствами не менее 20% от общего объема инвестиций на расчетный счет предприятия-эмитента, в том числе 0,5% от этой суммы в равных долях на счета соответствующего комитета по управлению имуществом и фонда имущества;

- оплата приобретаемого пакета акций по начальной цене.

Указами Президента поручалось Правительству РФ разработать Положение о проведении инвестиционных конкурсов. К сожалению, Правительство до сих пор такое положение не разработало, и инвестиционные конкурсы проводятся на основе Положения Госкомимущества, утвержденного распоряжением от 15 февраля 1994 г. № 342р.

Следует при этом иметь в виду, что инвестиционные конкурсы на основе процедур, установленных указанным Положением Госкомимущества, проводятся не только по продаже государственных пакетов акций, но также и по продаже пакетов акций муниципальных предприятий. Продаются также пакеты (части) акций, принадлежащих АО. Порядок их продажи регламентируется Федеральным законом “Об акционерных обществах в Российской Федерации” 1977 г. и поименованным выше Положением Госкомимущества.

Указом Президента от 17.09.1994 г. № 1928 “О частных инвестициях в Российской Федерации” предусмотрено проведение конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов (конкурсы на получение государственной поддержки). Эти конкурсы зачастую также именуются “инвестиционными конкурсами”, что не совсем верно по смыслу. Эти конкурсы существенно отличаются от конкурсов по продаже пакетов акций с инвестиционными условиями. Инвестор, выигравший конкурс на реализацию инвестиционного проекта на конкретном предприятии, в развитии которого заинтересовано государство, вкладывает 20% собственных средств, необходимых для реализации проекта, остальные средства для реализации данного проекта на строго возвратной основе в установленные договором сроки выделяет государство. Особенность этого вида конкурса состоит в том, что инвестор также приобретает право собственности на созданные (или реконструируемые) объекты и производства в соответствии с долей вложенных средств, но для реализации инвестиционного проекта он получает еще и государственную поддержку из федерального бюджета.

Порядок предоставления государственной поддержки для реализации прошедших конкурсный отбор проектов установлен Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 534 “О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации”. Процедуры проведения этих конкурсов и контроль за реализацией конкурсных инвестиционных проектов осуществляет Минэкономики РФ.

Указом Президента от 31.08.1995 г. № 889 “О порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеральной собственности” было предусмотрено проведение залоговых аукционов1. Перечень пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности и предназначенных для передачи в залог, был утвержден распоряжением Госкомимущества России от 25.09.1995 г. и включал 29 таких важных в российской экономике крупнейших предприятий, как нефтяная компания “Лукойл”, “Сиданко”, “Юкос”, “Сибнефть”, РАО “Норильский никель”, “Новороссийское морское пароходство”, “Мурманское пароходство” и др. По залоговым аукционам государственные пакеты акций АО использовались в качестве предмета залога для заимствования средств в федеральный бюджет у коммерческих организаций.

Уместно отметить, что все залоговые аукционы выиграли крупнейшие коммерческие банки (“Онэксимбанк”, “Империал”, “Столичный банк сбережений”, “Менатеп”, АКБ “Международная финансовая компания”). Проведенные залоговые аукционы сделали очевидным тот факт, что банки-победители уже в то время получили возможность распоряжаться судьбой важнейших предприятий страны либо диктовать свою политику управления ими. В последующем переданные в залог акции были проданы на инвестиционных конкурсах. В большинстве случаев их купили коммерческие банки, которым эти акции ранее были переданы в залог.

И, наконец, еще один вид конкурсов — коммерческая продажа государственных пакетов акций на конкурсной основе без инвестиционных и иных каких бы то ни было условий (денежный аукцион). Этот вид конкурса действующим законодательством не предусмотрен, он проводится на основе указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ разового характера. По такому конкурсу, в частности, были проданы “Онексимбанку” 25% плюс одна акция ОАО “Связьинвест”. Денежные аукционы проведены и по акциям многих других как государственных, так и муниципальных предприятий.

Мы не располагаем полной и точной информацией о том, сколько всего было проведено рассмотренных выше четырех видов конкурсов. Только по данным Госкомимущества на 1 января 1996 г., по итогам коммерческих конкурсов с инвестиционными условиями заключено 907 договоров, всего в поле зрения ГКИ на тот период времени находилось 1123 договора, заключенных по всем видам конкурсов. На сегодняшний день такого рода договоров заключено около полутора тысяч. Частным лицам, коммерческим банкам, различного рода фирмам проданы государственные пакеты акций и акции, принадлежащие АО, многих сотен предприятий. Во многих инвестиционных конкурсах по приобретению государственных пакетов акций предприятий приняли непосредственное участие, либо участие через подставные организации иностранные физические и юридические лица. Они стали совладельцами акций ряда морских торговых портов, практически всех предприятий алюминиевой промышленности, многих предприятий авиационной промышленности, нефтяных компаний, значительного количества акций многих предприятий ВПК. Наряду с этим многие коммерческие организации азвили бурную деятельность по нелегальной (незаконной) скупке акций, особенно акций хорошо функционирующих предприятий. Тайно скупая акции, сколачивая весомый пакет, их представители затем предъявляют предприятиям права собственников, требуют проведения собраний акционеров, перевыборов руководящих органов, диктуют им свои правила и условия игры.

Государственная Дума и Счетная палата изучением результатов проведения инвестиционных конкурсов вынуждены были заниматься постоянно. По отдельным конкурсам, в частности по залогу акций РАО “Норильский никель”, работала комиссия Госдумы во главе с депутатом П.Романовым. Этим же вопросам было уделено внимание на парламентских слушаниях по проблемам приватизации в июне 1997 г. Государственной Думой принят ряд постановлений по вскрытым нарушениям, которые направлялись Правительству РФ и правоохранительным органам с соответствующими рекомендациями.

Справедливо возникает вопрос, почему Государственная Дума и Счетная палата вновь подняли вопрос об инвестиционных конкурсах и, в частности, почему Госдумой была создана Комиссия по анализу и проверке результатов только четырех инвестиционных конкурсов по продаже госпакетов акций РАО “Норильский никель”, ОАО “ТНК”, ОАО “Сибнефть” и денежного конкурса по продаже акций ОАО “Связьинвест”?

Поводом для создания Комиссии явился мощный общественный резонанс, вызванный итогами проведения многих инвестиционных конкурсов. Государственную Думу, ее депутатов буквально забросали письмами отдельные граждане, трудовые коллективы, профсоюзные организации, руководители предприятий, акции которых передавались в залог и продавались на инвестиционных конкурсах. Залоговые аукционы указанных предприятий, в особенности приватизационно-конкурсные скандалы вокруг РАО “Норильский никель” оказались в центре внимания российской общественности и средств массовой информации.

Комиссией изучено большое количество правовых, организационно-методических, финансовых, экономических документов, полученных от Правительства РФ, министерств и ведомств, субъектов Федерации, предприятий и организаций. Проведены собеседования со многими специалистами, экспертами и непосредственными организаторами и участниками конкурсов. Изучены источники происхождения средств, использованных покупателями в приобретении акций, проверена правильность поступления средств на счета продавцов и движение этих средств в бюджет государства, на инвестиционные цели и по другим обязательствам, которые брали на себя покупатели акций по договорам.

Члены Комиссии побывали в соответствующих организациях и трудовых коллективах АО, акции которых были проданы на конкурсах, тщательно изучили экономическую ситуацию, которая была на предприятиях до сдачи в залог и продажи их акций, а также ситуацию, которая сложилась после проведенных конкурсов.

Несмотря на то что в состав Комиссии входили депутаты различных фракций и объединений, нам удалось подняться над политическими, партийными и конъюнктурными пристрастиями и сосредоточить усилия на том, чтобы в основе выводов были только реально установленные факты, оцененные с позиций интересов государства, общества и закона. Это и определило конструктивный и согласованный характер работы Комиссии по достижению поставленных перед нею целей и задач.

Очень важно отметить, что параллельно с работой Комиссии Государственной Думы изучение тех же вопросов проводили специалисты Счетной палаты. Члены Комиссии в своей работе самым тесным образом взаимодействовали со Счетной платой.

Результаты работы Комиссии с подробным изложением скрытых нарушений даны в четырех актах — отдельно по анализу и проверке конкурсов по продаже пакета акций РАО “Норильский никель”, ОАО “Связьинвест”, ОАО “Тюменская нефтяная компания” и ОАО “Сибнефть”. По каждому из четырех конкурсов Комиссия подготовила заключения, в которых сформулированы оценки, выводы и предложения. Все материалы и документы Комиссия доложила Государственной Думе, которая 11 марта 1998 г. по итогам и результатам работы Комиссии приняла постановление.

Комиссия пришла к выводу о том, что серьезные отступления от законного порядка, многочисленные нарушения действующего Федерального законодательства, указов Президента и постановлений Правительства РФ допущены при организации и проведении всех четырех конкурсов.

Условно все вскрытые нарушения можно разделить на две основные группы:

- нарушения процедуры, порядка проведения конкурсов;
- нарушения кредитно-финансового характера.

И те, и другие нарушения могут иметь серьезные правовые последствия, вплоть до признания сделок ничтожными. Что касается нарушений кредитно-финансового характера, то, кроме того, что они являются основанием для признания сделок недействительными, они могут также стать основанием и для возбуждения уголовных дел, они должны повлечь за собой очень серьезные материально-правовые последствия. И если по нарушениям процедурного характера организаторы и участники конкурсов могут спорить, оправдывать свои действия нечеткостью законодательства или даже отсутствием норм права, то кредитно-финансовые нарушения вторгаются в сферу действий уголовного, гражданского, валютно-финансового законодательства, которые содержат четкие, конкретные и никем не оспариваемые нормы.

О том, какие последствия могут иметь нарушения процедуры проведения коммерческого конкурса, можно показать на следующем установленном Счетной палатой факте.

Договор купли-продажи пакета акций ОАО “Связьинвест” (25%+1 акция) между продавцом (РФФИ) и покупателем (Mustkom limited) был подписан 30 июля 1997 г. За 2 дня до его подписания, 28 июля 1997 г., был официально опубликован (СЗ, № 30, 1997 г.) и вступил в действие новый Закон РФ “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации” № 123-ФЗ.

Статья 9 этого закона требует обязательного представления покупателями — юридическими лицами своих балансовых отчетов за последние три года деятельности, а также справок налоговой инспекции (последнее — в случае совершения сделок купли-продажи на сумму более 10 000 минимальных размеров оплаты труда). Эти документы продавцом не были востребованы. Справка об источниках денежных средств, направляемых на приватизацию государственной и муниципальной собственности, составлена с отступлением от установленной формы и не позволяет сделать заключение относительно достоверности сведений о наличии у компании средств за счет упомянутого ею источника на дату, указанную в справке. Несоответствие этих сведений информации, содержащейся в других документах, требует проведения проверки их достоверности в соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. № 206 и с учетом требования Закона “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации”. При выявлении фактов, свидетельствующих о недостоверности информации, содержащейся в справке компании “Mustkom Limited”, сделка в порядке, установленном законодательством, подлежит признанию недействительной.

Заключение договора купли-продажи пакета акций ОАО “Связьинвест” и регистрация этого договора, осуществленные РФФИ с компанией “Mustkom Limited” без соблюдения покупателем всех предъявляемых к нему новым законом требований, являются основанием для признания в установленном порядке сделки ничтожной.

Все вскрытые Комиссией Госдумы и Счетной палатой недостатки обобщенно можно свести к следующим:

По всем четырем конкурсам сделан вывод о том, что продажа государственных пакетов акций была экономически нецелесообразной. Явно заниженной оказалась цена всех проданных пакетов акций, в результате чего продажа акций не только не принесла государству ощутимых финансовых выгод, но и обернулась для него значительным экономическим ущербом. Расчет начальной цены пакета акций проводился на основе разработанных ГКИ методик, а не закона. При этом совершенно не учитывались, в частности, значение, объемы и стоимость нефтяных и других ресурсных запасов. По заключениям Счетной палаты РФ, по этим только причинам государство недополучило многие миллиарды долларов, а победители аукционов приобрели государственное имущество, реальная стоимость которого многократно превышала цену покупки.

Так: 1. При продаже пакета акций РАО “Норильский никель” РФФИ не выполнил требования Указа Президента РФ от 31.08.1995 г. № 889 и Договора Комиссии № 1-11-2/772 в части осуществления предпродажной подготовки акций, обеспечивающей повышение их продажной цены.

Объявленная начальная цена 38% акций на коммерческом конкурсе с инвестиционными условиями составляет 131 607 921 ЭКЮ. Между тем начальная цена пакета в 47 879 968 акций, определяемая по методике, обязывающей продавца учитывать показатель конъюнктуры рынка, должна была иметь следующее значение:

в руб. 1 826 715 361 321
в долл. 329 466 044
в ЭКЮ 277 567 002

Следует иметь в виду, что и в ранее проведенном залоговом аукционе окончательная цена в 170,1 млн. долл. США выставленных на аукцион 38% акций РАО “Норильский никель” превысила стартовую цену в 170,0 млн. долл. США, значительно заниженную относительно рыночной, на символическую величину в 100,0 тыс. долл., что составляет 0,06% от стартовой.

Характерно при этом, что Комиссионер не представил в Счетную палату документы, подтверждающие утверждение Конкурсной комиссией предложенной им цены, хотя, в соответствии с установленным порядком, расчет начальной цены продажи акций утверждается Конкурсной комиссией, а ее решения оформляются протоколом.

Таким образом, неправомерное снижение начальной цены пакета акций и ограничение круга участников не позволили продать на конкурсе пакет акций РАО “Норильский никель” по большей цене.

Согласно письму Мингосимущества РФ от 25 июля 1997 г. № М-4811, минимальная сумма средств, которую должен внести покупатель пакета акций РАО “Норильский никель”, должна быть не ниже 550 млн. долл. США. Реально в федеральный бюджет поступило менее 250,0 млн. долл. США.

По данным, которыми располагает Комиссия, выручка от реализации товарной продукции РАО “Нориль-ский никель” только за первое полугодие 1997 г. составила 1,6 млрд. долл. США. Годовая выручка, по данным специалистов, могла составить 4,0 млрд. долл. Сравнение этой суммы со средствами, вырученными от продажи 38% акций, дает представление о том, насколько была занижена цена этой продажи.

2. По оценкам, которые дает Счетная палата, цена пакета акций ОАО “Тюменская нефтяная компания” (без учета инвестиций) на проведенном инвестиционном конкурсе должна находиться в интервале от 3,03 до 7,3 трлн. руб. Действительная цена продажи указанного пакета акций занижена РФФИ минимум на 2,89 трлн. руб., и в федеральный бюджет, таким образом, поступило всего 117,4 млрд. руб. Перечисленные в счет погашения задолженностей ОАО ТНК перед федеральным бюджетом 1088,9 млрд. руб. рассматривать в качестве дохода от продажи государственного пакета акций оснований не имеется.

3. Продажа государственных пакетов акций ОАО “Сибнефть” была проведена на трех коммерческих конкурсах с инвестиционными условиями.

20 сентября 1996 г. РФФИ проведен инвестиционный конкурс по продаже 19% акций ОАО “Сибнефть”.
24 октября на таком же конкурсе продан пакет акций, составляющих 15% этой компании.
12 мая 1997 г. на конкурсе продан уже 51% акций ОАО “Сибнефть”.

По заключению Счетной палаты, цены всех трех проданных пакетов акций были занижены. Залогодержателем и организатором конкурса по продаже 51% акций ЗАО “Нефтяная финансовая компания” (НФК) не была проведена предпродажная подготовка предмета продажи и не была осуществлена оценка рыночной стоимости этого пакета акций ОАО “Сибнефть”, чем были нарушены требования Договора комиссии от 30 декабря 1995 г. № 1-11-2/1016.

Рыночная стоимость 51%-ного пакета акций ОАО “Сибнефть”, по оценкам Счетной палаты, составляет 2,8 млрд. долл. США (16,2 трлн. руб.), что более чем в 25 раз больше начальной цены этого пакета акций. Вследствие того, что при оценке пакета акций не была учтена стоимость запасов нефти месторождений, на которых добывают нефть ОАО “Сибнефть”, начальная цена 51% ее акций занижена, как минимум, на 500,0 млн. долл. США.

4. Существенные нарушения допущены в оценках выставлявшегося на денежный аукцион пакета акций (25% + 1 акция) ОАО “Связьинвест”. Вообще с продажей пакета акций ОАО “Связьинвест” предстоит еще разобраться самым внимательным образом. Дело в том, что ОАО “Связьинвест” — это не обычное АО, а крупный холдинг-монополист. К моменту выставления на аукцион его акций консолидация его уставного пакета акций не была завершена. Известно, что ОАО “Связьинвест” было создано во исполнение Указа Президента РФ от 10.10.1994 г. № 1989 “Об особенностях государственного управления сетью электросвязи общего пользования Российской Федерации”. Уставный капитал ОАО “Связьинвест” формировался путем консолидации 85 региональных акционированных предприятий связи. По подавляющему большинству этих предприятий в федеральной собственности находилось 38 и более процентов акций, т.е. контрольные пакеты. При этом 100% акций, выпущенных при учреждении ОАО “Связьинвест”, закреплялись в федеральной собственности. Процесс консолидации пакетов акций в уставный капитал ОАО “Связьинвест” на момент проведения конкурса завершен не был.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.1997 г. “О реализации акций открытого акционерного общества “Связьинвест” Мингосимуществу РФ было поручено обеспечить продажу 49% акций ОАО “Связьинвест”, в том числе 25% + 1 акция — на аукционе с привлечением российских и иностранных инвесторов. Этим же Постановлением была определена цена данного пакета акций в рублях в сумме, эквивалентной 1,180 млрд. долл. США по курсу Центрального Банка России на дату платежей. Это было сделано до увеличения уставного капитала (определения его новой величины) и установления сроков продажи акций.

Мингосимущество своими распоряжениями несколько раз изменяло суммы уставного капитала ОАО “Связьинвест” и цены его акций.

Наконец, Мингосимущество России издает распоряжение от 20 июня 1997 г. № 487-р “Об определении стоимости акций открытых акционерных обществ “Ростелеком”, “Центральный телеграф”, “Екатеринбургская городская телефонная сеть”, и “Гипросвязь”, вносимых в уставный капитал открытого ОАО “Связьинвест”. Данным распоряжением Мингосимущество России утвердило расчет рыночной стоимости пакетов акций названных предприятий, вносимых в оплату уставного капитала ОАО “Связьинвест”.

Установленную рыночную стоимость пакетов акций в следующем размере:

“Ростелеком” (38%) — 10 879 000,0 млн. руб.,
“Центральный телеграф” (38%) — 626 900,0 млн. руб.,
“Екатеринбургская городская телефонная сеть” (38%) — 120 000,0 млн. руб.,
“Гипросвязь” (38%) — 57 500,0 млн. руб.,

в сумме составляющую 11 683 400,0 млн. руб., Мингосимущество России последовательно включает как в расчет уставного капитала ОАО “Связьинвест”, так и в расчет начальной цены продажи пакета акций (25% + 1 акция) этого АО.

Иные пакеты акций, внесенные в уставный капитал ОАО “Связьинвест”, рыночной переоценке не подвергались.

В нарушение ст. 100 Гражданского кодекса РФ, ч. 1, увеличение уставного капитала проведено при отсутствии полной оплаты его первоначальной стоимости. Изначально включенные в ОАО “Связьинвест” 85 дочерних компаний организационно “не успели” увеличить свои уставные капиталы суммарно с 5,278 млрд. руб. до 7,702 трлн. руб., зарегистрировать эмиссии акций и передать соответствующие сертификаты пакетов акций в ОАО “Связьинвест”. Из-за этого в балансе последнего возникла и остается дебиторская задолженность по взносам в его уставный капитал (в сумме 7,829 трлн. руб.). Этот факт в опубликованной к аукциону информации РФФИ отсутствовал (был скрыт в общей величине оборотных активов).

Таким образом, уставный капитал ОАО “Связьинвест” к моменту продажи не был сформирован (оплачен) и предмет продажи отсутствовал. Вследствие этого Счетная палата сделала заключение о том, что сделка может быть признана недействительной согласно ст. 100, 168 ч. I Гражданского кодекса РФ.

На основании изученных материалов Счетная палата и Комиссия Государственной Думы вообще сделку по продаже пакета акций ОАО “Связьинвест” признают нецелесообразной, экономически необоснованной. Очевидно, что она продиктована не долговременными интересами развития экономики страны, а поиском источников для экстренного пополнения бюджета.

Кроме того, намеченный постепенный переход холдинга-монополиста из государственной собственности в частную требует отдельного изучения в аспекте национальной безопасности страны. Решение о таком преобразовании должно основываться на Федеральном законе.

Кроме того, ОАО “Связьинвест”, объединяющее все предприятия электрической связи страны, является одной из самых высокодоходных отраслей. Доходы от основной деятельности всех входящих в него предприятий в 1996 г. превысили 22,7 трлн. руб. (в 1-ом полугодии 1997 г. их рост составил 120%), из них доходы от предоставления услуг связи населению составили 8,18 трлн. руб. Причем услуги связи, предоставляемой населению, постоянно возрастают. Совершенно очевидно, что переход такого холдинга-монополиста в частную собственность приведет к еще большему повышению цен на его услуги, что уже сегодня можно наблюдать по многим симптомам.

При оценке акций ОАО “Связьинвест” не учтена практика мирового и российского фондового рынков, согласно которой акции холдинговой компании котируются в 3—5 раз выше, нежели арифметическая сумма стоимости долей входящих в нее дочерних компаний. Исходя из минимального повышающего коэффициента, равного 2,5, учитывающего недостаточность внутреннего платежеспособного спроса, наличия политических и иных рисков, по проведенным расчетам Счетной палатой, реальной цена продажи акций ОАО “Связьинвест” на этом аукционе была бы в 3,5—3,8 млрд. долл. США, то есть примерно в 3 раза выше стартовой и в 2 раза выше фактически сложившейся.

При проведении отдельных конкурсов практически отсутствовал тот элемент соревновательности на выявление из многих наилучшего, который и определяет суть конкурса. Например, сделка, совершенная по результатам конкурса по передаче в залог 38% акций РАО “Норильский никель”, по существу являлась притворной. Участниками залогового аукциона и их гарантами являлись три юридических лица, попеременно выступавшие то в роли участников конкурса, то в роли их гарантов, что позволяло им согласовывать свои действия. Вот как выглядела эта схема взаимодействия участников залогового конкурса: АКБ “Международная финансовая корпорация” (гарант Онэксимбанк), ООО “Реола” (гарант АКБ “Международная финансовая корпорация”), Онэксимбанк (гарант АКБ “Международная финансовая корпорация”).

Инвестиционный конкурс по продаже 38% акций РАО “Норильский никель”, находящихся в залоге у Онэксимбанка, выиграло ЗАО “Свифт лтд.”. Проверкой Счетной палаты установлено, что эта организация аффилирована Онэксимбанку. Приобретение ею пакета акций осуществлено за счет кредитов, полученных у Онэксимбанка, АКБ “МФК”, ЗАО “Славинвест” и ЗАО “КМ Инвест”. Характерно, что директором ЗАО “КМ Инвест” и ЗАО “Свифт лтд.” является одно и то же физическое лицо.

Существует и используется сложная система соподчинения, взаимного учреждения и взаимодействия организаций (аффилирования), за которой в конечном счете стоит, как правило, крупный коммерческий банк. Такие системы аффилированных коммерческих организаций участвуют и в других конкурсах. Не случайно выигравшие конкурс организации уклоняются от представления в РФФИ достоверной информации об источниках и законности происхождения средств, которые они использовали при приобретении пакетов акций. Что касается представленной информации, то она требует тщательной проверки по многим параметрам.

Комиссией и Счетной палатой вскрыто много других нарушений. Обо всех нарушениях, вскрытых Комиссией Государственной Думы и Счетной палатой, информирована, с представлением всех итоговых документов, Генеральная прокуратура РФ. Мы ожидаем, что она, как это предписано действующим законодательством, самым внимательным образом рассмотрит эти документы и примет по изложенным в них фактам соответствующие законодательству решения.

Совершенно очевидно, что продажей государственных пакетов акций таких стратегически важных для страны объектов, как “Норильский никель”, “Связьинвест”, “Сибнефть”, “Тюменская нефтяная компания” Правительство РФ поставленных целей не достигло. Более того, проблему проведения инвестиционных конкурсов из своих рук выпустило, должного внимания этим исключительно ответственным мероприятиям не уделяло. Не была подготовлена для этого и прочная нормативно-правовая база. Контроль за проведением конкурсов осуществлялся слабо. Коммерческие организации, в том числе банки, приобретшие контрольные и блокирующие пакеты акций предприятий, их оздоровлением не занимаются. Исходя из эгоистических амбиций собственников, инвесторы практически разрушают сложившиеся системы управления предприятиями, освобождаются от опытных кадров, назначают на их место своих людей. Сами же инвесторы управление предприятиями на необходимом уровне не организовали.
 
1 Здесь термин “аукцион” вообще использован неправильно, поскольку никакой продажи, торгов здесь нет. Правильнее эту сделку именовать “залоговый конкурс”. Но мы вынуждены пользоваться термином “аукцион”, поскольку он проходит через многие нормативные акты.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]