Обозреватель - Observer 
Военно-политические проблемы 

 

 

РЕФОРМИРОВАНИЕ
 
военно-промышленного
комплекса

 

И.ТЕРЕХОВ,
кандидат технических наук
 

П ри распаде СССР к России отошло около 75% предприятий и организаций военно-промышленного комплекса (ВПК). В настоящее время ВПК России включает более полутора тысяч предприятий и организаций с количеством работающих в них более 3,5 млн. чел., то есть с учетом членов их семей проблемы ВПК затрагивают интересы почти 10% населения России. Предприятия ВПК расположены на территории большинства субъектов Российской Федерации, а некоторые районы РФ и более 70 городов-заводов, включая закрытые административно-территориальные образования, полностью зависят от работы ВПК, так как в них практически отсутствуют другие сферы приложения труда.

За годы существования СССР ВПК развивался приоритетно по сравнению с гражданским сектором экономики, что позволило оснастить оборонные заводы, НИИ и КБ новейшим высокопроизводительным научным и промышленным оборудованием, внедрить и освоить новейшие технологии военного и гражданского назначения. По уровню оплаты и престижности труда работники оборонных предприятий и организаций имели приоритет по сравнению с другими отраслями промышленности. Поэтому в ВПК удалось сконцентрировать наиболее квалифицированных и дисциплинированных работников.

Роль и значение ВПК определяются не только его основным целевым предназначением — создание вооружения и военной техники (ВВТ) и оснащения ими Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации. За последние годы объем производства ВВТ в общем объеме выпуска продукции ВПК составляет лишь 20%. Оборонная промышленность в общем народнохозяйственном комплексе страны играет определяющую роль в развитии телевидения, радиовещания, средств связи, оптического приборостроения, электронной техники и ряда других важнейших областей, оказывающих значительное влияние на социально-экономическое развитие страны в целом и во многом определяющих общий промышленно-технологический уровень России, ее статус среди промышленно развитых государств мира.

Ныне положение на предприятиях и в организациях ВПК иное и достигло критического состояния. Общий объем товарной продукции ВПК снизился за последние годы более чем на 50% и продолжает падать. Среди этой продукции находятся телевизоры, фотоаппараты, холодильники и морозильники, электропылесосы, электроутюги, трамвайные вагоны, универсальные погрузчики, медицинская техника, оборудование для агропромышленного комплекса, торговли, общественного питания, легкой промышленности и др. Объем производства ВВТ снизился до уровня 6% от объемов выпуска 1991 г., финансирование государственного оборонного заказа осуществляется прерывисто (помесячно) и на уровне существенно меньшем от запланированного Правительством и законодателями. В результате этого утрачиваются мобилизационные мощности, не финансируются в заданных объемах утвержденные конверсионные программы, происходит массовая остановка производств и отток из ВПК квалифицированных ученых, инженеров, рабочих и служащих, идет распад оборонной промышленности, утрата уникальных высоких технологий, составлявших некогда передовые рубежи российской науки и техники.

Недостаточность оборотных средств (хронические неплатежи заказчика — Минобороны РФ, непомерные налоги, доходящие до 90% изымаемой прибыли) привели к огромной задолженности предприятий ВПК перед госбюджетом и внебюджетными фондами. Упала инвестиционная активность предприятий как за счет собственных, так и за счет привлекаемых средств. Вследствие этого почти полностью затормозились процессы обновления основных производственных фондов.

Технологическая структура основного производственного парка оборудования уже не соответствует перспективным потребностям. Моральное устаревание технологической структуры при ускоряющемся общем физическом износе производственно-технологического оборудования создает реальную опасность того, что если в ближайшие годы не произойдет заметного повышения уровня инвестиций в реконструкцию и техническое перевооружение, оборонная промышленность России не сможет обеспечить после 2000 г. необходимый объем выпуска продукции даже на техническом уровне существующего поколения вооружения и военной техники.

Общая задолженность предприятий ВПК по заработной плате рабочим и служащим по со стоянию на начало года уже несколько лет подряд находится на уровне более одного триллиона рублей. Задержки в выплате зарплаты достигают от нескольких месяцев до полугода и более. И это при том, что средний уровень зарплаты на предприятиях ВПК в 1,6 раза ниже, чем в целом по промышленности России.

Реальные расходы на закупки ВВТ и на НИОКР соответственно в 5 и в 3 раза меньше, чем ежегодно тратят США. За последние годы расходы на закупки ВВТ сократились в 14 раз, а на военные НИОКР — в 13 раз.

По ряду видов ВВТ государственный оборонный заказ стал таким ничтожным, что обеспечивает загрузку производственных мощностей лишь на 10—15% и находится ниже минимально допустимого уровня рентабельности. При этом утрачиваются высокотехнологичные производства, распадаются кооперационные связи в создании наиболее важных видов ВВТ: самолетов, кораблей, подводных лодок, радиолокационных станций, систем управления войсками и оружием.

Из непомерной неурегулированности оборонного заказа неизбежно вытекают, помимо негативных экономических результатов, пагубные производственно-технические последствия: свертывание НИОКР, ликвидация научно-технического и технологического задела на будущее, старение парка оборудования, падение мобилизационной способности, потеря высококвалифицированных кадров. Катастрофическое сокращение бюджетных ассигнований привело к свертыванию работ по большинству начатых перспективных разработок, остановке работ по более чем 50 перспективным технологиям, в том числе в таких критически важных областях, как радио- и оптическая локация, новая вычислительная техника, двигательные установки и др.

Недостаточный уровень финансирования НИОКР оборонной направленности неизбежно приведет к сильному затягиванию сроков разработок ВВТ с соответствующим моральным устареванием разрабатываемых образцов, а также к дальнейшему снижению доли государственного оборонного заказа в общей производственной мощности НИИ и КБ.

Федеральный бюджет в части финансирования ВПК на протяжении уже нескольких лет не выполняется. Прошлогодние долги Правительства ложатся тяжелой ношей и на новый финансовый год, обостряя еще более имеющиеся проблемы.

Оборонные предприятия, не имея своевременного авансирования оборонного заказа и конверсионных программ из федерального бюджета, вынуждены брать кредиты в коммерческих банках под высокие проценты, закладывать свое имущество, чтобы начать производственный цикл или выкупить заказанное ранее для реализации конверсионных программ оборудование. В течение последних двух лет из-за задержек в оплате за выполненную работу по государственному оборонному заказу предприятия заплатили коммерческим банкам по процентам за кредиты почти ту же сумму, что получили из бюджета. Не получая своевременно средств из бюджета, многие предприятия не могут расплатиться за кредиты и оказываются на грани банкротства. Фактически Правительством и Государственной Думой предоставлено коммерческим банкам легальное право наживаться на оборонных расходах государства, являющихся и без того тяжким бременем для налогоплательщиков и страны в целом.

В наиболее сложном положении оказались предприятия, изготавливающие авиационную, судостроительную, бронетанковую технику и боеприпасы. В погоне за выживание идет спонтанная переориентация оборонных производств на выпуск другой продукции, происходит слабо управляемая конверсия военного производства.

В ВПК к настоящему времени акционировано в среднем более 30% предприятий. Однако среди них почти нет таких, где дела шли бы достаточно хорошо, ибо акционирование проходило на фоне недостаточно продуманной и глубокой конверсии, в ходе которой предприятия были вынуждены замещать снимаемую с производства военную технику случайной продукцией, которая, как правило, ничего не давала им для последующего развития. При этом резко ухудшалась фондоотдача. Подавляющее большинство предприятий, изменив свою организационно-правовую форму, по-прежнему рассматривают в качестве потенциального кредитора и инвестора только государственные органы управления.

В числе основных причин сложившегося в ВПК положения находятся: полное разрушение системы выделения ассигнований на строительство и реконструкцию предприятий, закупку оборудования, на подготовку производства; крайняя скудость, несвоевременная и не в полном объеме выплата конверсионных кредитов и дотаций; взаимные неплатежи, которые, по существу, начаты Правительством и которые оно до сих пор не в состоянии преодолеть; тяжкое налоговое бремя на товаропроизводителей; отсутствие льгот за выполняемый государственный оборонный заказ. Указы Президента и постановления Правительства Минфином не выполняются, что порождает в стране обстановку произвола и анархии. Вместо реальных денег широко распространены денежные суррогаты, которые еще более осложняют финансово-экономическое положение организаций и предприятий в ВПК.

Массовое высвобождение основного высокопрофессионального персонала из оборонного производства ведет к разрыву технологических цепочек и делает невозможным выпуск вооружения и военной техники в количестве и объемах, прогнозируемых на последующие годы.

К настоящему времени приблизительно половину высвобожденных в результате конверсии мощностей предприятий ВПК ничем загрузить не удается и они просто омертвлены, а другая половина загружена такой конверсионной продукцией, которая в большинстве случаев постепенно уничтожает производственно-технологический потенциал, не оставляя предприятию никаких шансов на выживание в ином технологическом облике.

Таким образом, конверсия работает на разрушение технологического потенциала оборонной промышленности. Это обстоятельство требует самого пристального внимания при проведении военной реформы и реформировании ВТП, оценке реализуемости программы вооружений и государственного оборонного заказа.

Необходимость реформирования ВПК обусловлена следующими основными особенностями:

- проводимой в стране военной реформой, сокращением Вооруженных Сил и государственного оборонного заказа;

- необходимостью концентрации государственных средств для реализации программ, направленных, прежде всего, на решение наиболее важных оборонных и народнохозяйственных проблем; переход в условиях жестких финансовых ограничений к селективной государственной поддержке перспективных видов ВВТ и выпуска отдельных видов продукции гражданского назначения, уменьшение числа приоритетов; перепрофилирование и модернизация высвобождаемых мощностей для организации, разработки и серийного производства высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции гражданского назначения и, прежде всего, наукоемкой продукции;

- структурной перестройкой оборонной промышленности путем создания жизнеспособных в рыночных условиях производств и научных коллективов с образованием на их базе широко диверсифицированных, устойчивых межотраслевых структур; реструктуризации оборонной промышленности путем концентрации разработки и производства ВВТ на ограниченном числе предприятий, дальнейшего акционирования предприятий, содержание которых в государственной собственности нецелесообразно, при определении доли и места различных форм собственности в этой категории предприятий в соответствии с перераспределением оборонных заказов и мобилизационных заданий;

- существенным избытком производственных мощностей оборонных предприятий к сложившемуся и ожидаемому в обозримой перспективе спросу на ВВТ, в том числе и с учетом возможных экспортных поставок;

- необходимостью сохранения и эффективностью использования конкурентоспособного на мировом уровне научного потенциала как базы создания современных видов материалов и производств;

- ослаблением социальной напряженности в регионах значительного сосредоточения оборонных предприятий, обеспечением надежных социальных гарантий работникам ВПК, высвобождаемым из военного производства;

- необходимостью развития эффективного военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

Мероприятия военной реформы требуется осуществлять в соответствии с экономическими возможностями государства, что и предопределяет необходимость реформирования военно-технической политики в сфере ВПК.

ВПК не может устойчиво существовать и развиваться без обеспечения определенности в перспективах развития систем вооружений и в государственных оборонных заказах, что является необходимыми условиями рациональной военно-технической политики.

Интересы страны требуют приведения военно-промышленного комплекса России, производственных мощностей оборонных организаций и предприятий в соответствие с потребностями ожидаемого в будущем спроса на вооружение и военную технику для всех силовых структур и выполнение международных контрактов, а также гражданского наукоемкого продукта на внутреннем и внешнем рынках.

Основными направлениями реформирования ВПК могут быть следующие:

- оптимизация состава оборонных предприятий за счет концентрации государственного оборонного заказа на казенных заводах, объединение их по технологическим и кооперационным “цепочкам” в корпорации, холдинги и финансово-промышленные группы, центральные компании которых имели бы государственный оборонный заказ на уровне 75—80% производственной мощности, отвечающий критерию экономической рентабельности;

- существенное увеличение доли научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в оборонном заказе, обеспечение адресной поддержки базовых (критических) технологий, которые являются общими для многих видов ВВТ. Необходимо также активнее поддерживать создание технологий двойного назначения, используемых одновременно для военных и гражданских нужд. Предприятия ВПК, реализующие такие технологии, целесообразно финансировать специальной строкой федерального бюджета или через президентские программы;

- направление технического перевооружения оборонных предприятий на рациональную диверсификацию производства, на использование преимущественно гибких, легко перестраиваемых производств, исходя из того, что государственный оборонный заказ и в перспективе будет ориентирован на выпуск вооружения и военной техники, в основном, малыми сериями и не обеспечит определяющей загрузки производственных мощностей ВПК;

- привлечение в ВПК нетрадиционных источников финансирования;

- воссоздание на новой экономической основе системы долгосрочного программно-целевого развития ВВТ и соответствующего научно-производственного потенциала оборонных предприятий.
 
Развитие оборонного потенциала требует инвестиций, что может быть достигнуто за счет государственной поддержки оборонного производства, централизованных капитальных вложений, протекционистских мер защиты отечественных производителей и наукоемкого производства, финансирования структурной перестройки оборонных производств и создания высокотехнологичной базы, использующей двойные технологии. Такая политика позволит через некоторый период времени повысить конкурентоспособность продукции отечественного оборонно-промышленного комплекса на мировом рынке.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]