Экология
Обозреватель - Observer

 

Отравление страны свинцом
 
С.ДАВЫДОВА,
доктор химических наук


Среди многих экологических проблем, стоящих перед Россией, снижение и предотвращение дальнейшего свинцового загрязнения окружающей среды за счет перехода на использование неэтилированного бензина является той проблемой, решение которой должно было быть реализовано уже вчера.

Опыт многих стран свидетельствует, что решение этой проблемы позволяет улучшить экологическую обстановку в городах в целом, повысить эффективность работы автомобилей, но главное - сохранить здоровье будущим поколениям.

Промышленные источники свинцового загрязнения известны - это предприятия цветной металлургии, лакокрасочные, аккумуляторные, машиностроительные и полиграфические производства. Следует отметить, что отравление свинцом всегда рассматривалось в России лишь как профессиональное заболевание, сопутствующее производству продукции на основе его соединений. Однако фактические масштабы свинцовой интоксикации среди населения страны неизвестны, они теряются среди данных общего анализа воздействия тяжелых металлов на здоровье человека. Но необходимо помнить, что среди тяжелых металлов свинец является единственным элементом, который благодаря длительности и масштабам применения накопился в окружающей среде в огромных количествах и практически повсеместно.

О риске отравления

Из-за недооценки риска поступления свинца в организм человека от различных источников и неадекватных стандартов качества окружающей среды проблемы свинцового загрязнения в России "как бы и нет". Методы, применяющиеся для оценки его воздействия на организм человека, практически несопоставимы с методологией, признанной во всем мире: основной принятый метод оценки свинцовой интоксикации в эпидемиологических исследованиях по анализу крови в России не применяется.

В истории цивилизации понятие о риске претерпело значительные трансформации вместе с эволюцией самого человека и его научными и технологическими знаниями. Каждой очередной технологической победе соответствовало увеличение риска как фактора эволюции самого человека.

При переходе от первобытного общества к промышленному инструментальный и промышленный риски добавились к природному; сегодня, в постиндустриальном обществе, человечество достигло определенных успехов в манипулировании атомом, генами, мозгом, экосистемами, и риск увеличился, но часто стал "неуловимым". Ужесточились и другие виды риска, связанные с социальными и политическими явлениями.

На рис. 1 приведено место риска отравления свинцом от выхлопа автомашин, от красок типа свинцового сурика; положение загрязнителя на координатах показано только относительно друг друга.

Влияние свинца на здоровье населения

Комиссия по устойчивому развитию ООН считает отказ от применения "этилированного" бензина первоочередной глобальной задачей для сохранения здоровья человека.

Исследования последних десятилетий, проведенные более чем в 60 странах мира, показывают, что влияние свинца на состояние здоровья человека выходит за чисто профессиональные рамки. Население, проживающее в непосредственной близости к промышленным предприятиям, подвергается отравлению свинцом.

Но куда более серьезным его источником является автотранспорт, работающий на "этилированном" бензине, что представляет собой постоянную угрозу свинцовой интоксикации.

Кроме того, свинец в нашей стране продолжает использоваться и при изготовлении товаров бытового назначения (для консервных банок, красок и пигментов, пластмасс, керамики и т.п.). Все это - источники свинцового отравления в домашних условиях. Свинец также аккумулируется в верхних слоях почвы (надолго оставаясь источником его повышенных концентраций в воздухе и пыли) и поступает затем в растения. А из растений и с мясом животных - прямо на наш стол*.

Из 92 встречающихся в природе химических элементов 81 обнаружен в организме человека. Микроэлементы (железо, йод, медь, цинк, кобальт, селен, марганец, мышьяк, фтор, кремний, литий) признаны эссенциальными, т.е. жизненно необходимыми. Предполагают, что олово и рубидий также относятся к этой группе. Любой из этих элементов в зависимости от концентрации может влиять на здоровье человека. Даже такой необходимый элемент, как калий, при потреблении его в сутки в количестве 1 г может привести к летальному исходу, а доза 100 мг является нормой. Для нормального развития организма доза кобальта, хрома, селена, серебра равна 0,001 мг/сутки, а доза кобальта 100 мг, хрома 100 мг, селена 10 мг и серебра 10 мг токсичны для людей. Свинец токсичен в сотых долях миллиграмма.

Рис. 1. Положение свинцового автовыхлопа, свинцовых красок и иных химических
загрязнителей в системе координат по риску (по А.В. Яблокову, 1993)


Свинцовая добавка
к автомобильным бензинам

Выпуск автомобильных бензинов в России осуществляется на 25 нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Производство автомобильных бензинов в 1995 г. составляло порядка 26 000 тыс. т, из которых около 40% приходилось на неэтилированный. На фоне общего экономического спада объемы производства автомобильных бензинов в России сократились к 1996 г. почти в два раза.

Понятно, что переход на выпуск неэтилированного бензина связан с реконструкцией технологических установок для производства более

высокооктанового бензина. Одним из наиболее важных процессов является каталитический реформинг, установками которого сегодня оснащены почти все НПЗ, однако использовались их мощности в целом к 1995 г. наполовину, а на заводах, производящих только неэтилированный бензин, процент использования мощностей составил менее 40%.

Хотя затраты, связанные с реконструкцией наших нефтеперерабатывающих заводов для производства более высокооктановых бензинов, увеличивают стоимость этих бензинов (по сравнений с "этилированными") на 0,01-0,1 долл. за литр Однако они существенно перекрываются улучшением работы автомобилей, увеличением срока их эксплуатации, а главное, предотвращением риска поступления свинца в окружающую среду

Разработанная в 1992 г. Министерством топлива и энергетики РФ программа реконструкции предприятий нефтепереработки включала переход на выпуск неэтилированного бензина. Согласно оценкам экспертов, ее реализация была рассчитана на десятилетний период, но в сегодняшних экономических условиях выполнение принятых мероприятий практически приостановлено.

В ряде стран мира в качестве октаноповышающих присадок вместо "этиловой жидкости" (тетра-этилсвинца) используется МТБЭ (метилтретбутиловый эфир), ММТ (метилциклопентадиентрикарбонил марганца). Но при переходе на использование новых октаноповышающих присадок к автомобильному топливу необходимо реально представлять масштабы потенциальной опасности применения их для здоровья населения и загрязнения окружающей среды, чтобы предупредить распространение новых "экологических эпидемий", подобно той, которую принесло миру использование присадок на основе свинца.

На рис. 2 показано существенное (на треть) снижение уровня свинца в крови населения США - сразу после пятилетнего запрета на использование этилированного бензина; запрет этот соблюдается и по настоящее время.




Меры по предотвращению
свинцового отравления

Экологическое законодательство многих стран мира включает сегодня акты, направленные на предотвращение распространения угрозы свинцового загрязнения окружающей среды.

Значительный рост автомобильного парка в России в последние годы заставляет обратить внимание на проблемы, связанные с использованием "этилированного" бензина. Правильнее было бы говорить "освинцованного" бензина, как это и практикуется в других странах (leaded gasoline); однако производители пытались завуалировать опасную компоненту добавки к бензинам. Непринятие сегодня соответствующих мер может обернуться завтра "свинцовой эпидемией", которую пережили развитые страны в начале 70-х годов.

Отсутствие систем нейтрализации отработанных газов автомобилей и контроля качества применяемых топлив и приводит к тому, что более 70% загрязнений атмосферы в крупных городах России приходится именно на автомобильный транспорт.

Однако по сей день в России нет ни жестких законодательных актов, ни серьезных программ, направленных на прекращение производства "этилированных" бензинов и на оснащение автомобилей системами нейтрализации отработанных газов.

Вопросу запрета на свинецсодержащие добавки к автомобильному топливу в последнее время уделяется и у нас чрезвычайное внимание. Международное совещание "Влияние свинца и других тяжелых металлов на здоровье детей" состоялось 18-21 сентября 1995 г., а российско-американский симпозиум "Предотвращение свинцового загрязнения в России: полный переход на неэтилированный бензин" прошел 13-15 декабря 1995 г.; оба мероприятия - под руководством председателя Комиссии по экологической безопасности Совета Безопасности РФ А.Яблокова. Было рекомендовано развернуть широкую кампанию по информированию граждан о вредном воздействии свинца и "этилированного" бензина на здоровье и жизнь россиян.


* О токсичности металлов см. "Обозреватель - Observer", 1996, № 2.

 
 



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]