Внутренняя политика |
Обозреватель - Observer
|
А.ГАЛКИН,
доктор философских наук, профессор Ю.КРАСИН,
доктор исторических наук, профессор Авторитарные тенденции в нынешней российской действительности - реальность. За ними не только инерционная дань многовековой традиции, закрепленной в стереотипах политической культуры и социальной психологии. Налицо объективные условия, питающие эти тенденции: экономические, социальные, политические, культурно-ценностные. Экономические предпосылки - в потере управляемости народным хозяйством, вызванной быстрым распадом системы централизованного управления при практически полном отсутствии рыночных механизмов регулирования. После провала радикально-либеральных экспериментов, которые, по замыслу инициаторов, должны были автоматически обеспечить переход к демократии и рынку, возникло стремление преодолеть кризис с помощью сильных рычагов неэкономического воздействия. Авторитарные тенденции проявляются в трех разновидностях. Первая - попытки сохранить и реставрировать систему государственного патернализма и социального иждивенчества. Вторая - стремление твердой рукой надежно и быстро обеспечить правовые и политические условия для рыночной экономики. Третья - криминально-мафиозное перерождение целых сегментов народного хозяйства. Социальные предпосылки авторитаризма являются прямым результатом происходящих в структуре российского общества кардинальных изменений в положении, роли и взаимоотношениях различных общественных групп и слоев. Резкая ломка прежней жесткой системы связей опрокинула устоявшуюся иерархию социальной идентификации. Бездумное разрушение ранее существовавших социальных гарантий, пренебрежение адаптационными амортизаторами, полная неопределенность перспектив дальнейшего развития создали ситуацию, в которой большие группы людей оказались выбитыми из привычных жизненных ниш, лишенными социальных ориентиров и статуса, неспособными найти себе место в потоке перемен. Возникли новые формы отчуждения, порожденные разрушением общих условий общественного бытия, обнищанием и обездоленностью широких слоев населения, их незащищенностью перед коррумпированностью и некомпетентностью власти и негативными последствиями "дикого" рынка. Неустроенность и неопределенность, утрата идеалов и перспектив подталкивают большие массы людей к поиску утерянной идентичности и способов самовыражения за пределами общественных структур. Их социальная активность проявляется в приверженности сильным лидерам политических, национальных или даже мафиозных образований, группирующим вокруг себя "команды" преданных сторонников. Создается социальная среда для разрастания кумовства, непотизма, способствующего и сопутствующего авторитарным тенденциям. Политические предпосылки авторитаризма обусловлены распадом государственной системы административных институтов. Общество лишилось регулирующих и контролирующих механизмов общественно-политической жизни. Создать же принципиально новые механизмы оказалось невозможным в силу отсутствия главного условия работающей демократии - зрелого гражданского общества. Вновь возникшие институты власти оказались неспособными обеспечить ни эффективного прохождения управленческих импульсов сверху вниз, ни корректирующего воздействия обратных импульсов - снизу вверх. Пороки прежней системы управления были не ликвидированы, а возведены в степень. Разгул произвола и безвластия, в свою очередь, породил в обществе стремление к сильной, "действующей государственной власти". Перед угрозой полного распада власти, чреватого анархией и гражданской войной, произошел "откат" к прежним методам и структурам властвования. За демократическим фасадом новой власти (президентской, правительственной, региональной) возникли аппаратные структуры и рычаги власти, которые сформировали исходную базу для начавшейся институализации автократического правления. Под влиянием перечисленных объективных сдвигов произошли благоприятствующие авторитаризму перемены в общественном сознании. В принципе в любом обществе имеются лица, менталитет и ценностные ориентации которых относятся к авторитарному типу. Он характеризуется неприятием индивидуальной свободы как самоценности, стремлением подчинять и готовностью подчиняться, склонностью воспринимать информацию не самостоятельно, а в соответствии со сложившимися стереотипами, нетерпимостью ко всему выходящему за рамки привычного, способностью легко вписываться в организованную и строго регламентированную общность, растворяться в ней, обретая в этом смысл существования, и т.д. Обычно лица, наделенные этим типом сознания, составляют незначительное меньшинство. Россия не представляет собой исключения. Конечно, особенности ее исторического пути отложились и на народной ментальности. Численность авторитарно ориентированной части населения здесь несколько больше. Но не настолько, чтобы это имело определяющее значение. Согласно опросам Института социологии РАН, сторонники жесткого авторитаризма составляют в России около 2% населения, что очень близко к их удельному весу в западных странах. Авторитаризм в российском обществе обретает массовых носителей - реальных и потенциальных - не потому, что здесь много приверженцев соответствующего типа сознания, а потому, что к этому подталкивают кризисные процессы в системе политической власти. Убеждаясь в ее слабости и взвешивая масштабы подлежащих решению задач, люди приходят к заключению, что власть должна быть "сильной". Под этим общим знаменателем в общественном сознании утверждаются политические представления, для которых характерны такие ключевые понятия:
Указанные представления - закономерная реакция населения на глубокий кризис, переживаемый Россией. Сами по себе они никак не связаны с авторитаризмом. Однако провал программы и политики радикал-демократов, суливших стране демократический рай и экономическое процветание, а на деле заведших ее в тупик, привел к тому, что утверждение перечисленной совокупности ценностей подспудно ориентировано в народном сознании не на демократию, а на некую "твердую руку", готовую и способную кардинально решить накопившиеся проблемы. Иными словами, эти ценности увязываются в общественном сознании с установкой на авторитарные формы правления. Подобное односторонне "авторитаризованной" восприятие "сильной" власти расходится с рядом ключевых понятий демократии: политическим и идейным плюрализмом, представительской системой правления, ответственностью парламентариев перед избирателями, исполнительной власти - перед парламентом и т.д. Спекулируя на этих умонастроениях, сторонники авторитаризма противопоставляют демократическим принципам элитарность; результаты выборов трактуют как проявление незрелости электората; парламентскую деятельность - как трату средств и времени, как бесполезную говорильню. В сознании значительной части населения страны укореняется представление, будто демократия несовместима с сильной властью, и поэтому гарантом правового государства может стать лишь авторитарный режим. Это представление вряд ли изменится, пока на деле не будет доказана возможность сильной и эффективной власти в условиях демократии. Разумеется, авторитаризм в нынешней российской действительности утверждается отнюдь не беспрепятственно. Налицо факторы и обстоятельства, противостоящие ему:
В силу всех этих факторов в России пока нет целостного, системно оформленного автократического режима. Происходит постепенное вползание в некую "авторитарную ситуацию" - состояние, при котором правящие группировки, сохраняя фасад конституционной легитимности, фактически узурпируют властные функции. Осуществляется это скрыто, за кулисами официального политического процесса, по большей части незаметно для общественности. В нормах и процедурах внешне ничего не меняется, на деле же демократические каналы осуществления власти и контроля за нею блокируются. Центр тяжести выполнения властных функций все больше перемещается в сферу взаимоотношений узких групп лиц, образующих опору авторитарной власти. Собственно, такое направление развития заложено в действующей Конституции, скроенной под конкретную авторитарно ориентированную личность и навязанную обществу после расстрела Парламента в октябре 1993 г. Конституция освящает углубляющийся разрыв между провозглашенными демократическими правами и свободами личности и концентрацией властного инструментария в одних руках, по сути, исключающей реальное разделение властей. Очевидно, что в кризисных условиях такая Конституция способна послужить трамплином для перехода от "авторитарной ситуации" к жесткому авторитаризму. Угроза, исходящая от "авторитарной ситуации", заключается в том, что она вполне может оказаться промежуточной "станцией" к произвольному использованию принудительных силовых и административных действий там, где демократия обязывает к поиску согласия и компромиссов. "Авторитарная ситуация" опасна и застойной инерционностью длительного существования такого положения, при котором социальные группы и индивиды "привыкают" к состоянию равновесной неопределенности и переключают энергию своей жизнедеятельности в сферу частного или личного интереса. Подобного рода инерционность становится трудно преодолимым препятствием к оздоровлению общества и формированию массовой демократической культуры. Нынешнее наступление авторитаризма отнюдь не означает, что он является результатом некой фатальной предопределенности, неотвратимым предначертанием российской судьбы. Негативным историческим тенденциям может быть противопоставлена воля тех, кто не приемлет деспотизма и автократии, в каком бы обличье они ни выступали. |
|