Обозреватель - Observer |
История
|
Я люблю бывать на кольце, у начала Ядринского тракта, там, где кончается наш город и начинается Гузовский лес. Подолгу смотрю на скульптурную группу, которая названа моими земляками «Дорогой на Москву». Это прекраcный памятник чувашским послам, которые в далекие годы середины XVI в. отправились в Москву, чтобы договариваться с русскими — быть в дальнейшем вместе, в беде, горестях и в счастье.
Памятник создан талантливым чувашским скульптором Федором Мадуровым по мотивам моего исторического романа «Дорога на Москву». Кто читал первое его издание на чувашском языке (1965 г.), тот знает, на ее обложке очень похожие рисунки замечательного нашего художника Анатолия Миттова.
И у моего романа, и у этой скульптурной группы — трудная и одинаковая судьба, во многом похожая друг на друга и на многие другие судьбы, не уложившиеся в каноны понимания тогдашней партократии. Но сейчас я хочу сказать не об этом.
С тех пор, как моя родная Чувашия и Россия, встретившись на Дороге на Москву, пожали друг другу руки и произнесли слова клятвы быть вместе, прошло более четырехсот сорока лет.
Много облаков проплыло с тех пор по небу Чувашии и России.
Много воды утекло по Волге, великой реке, объединяющей наши народы.
Разные были времена. Но сквозь века и испытания временем наши народы пронесли свои клятвы — быть вместе.
В 1552 г. чуваши помогали русским в борьбе с ханскими войсками. Чувашский князь Камай вел московские войска по тайным тропам и вывел их в тыл врага. В дни взятия Казани прославился князь Дмитрий Чюваш, потомок славного чувашского мурзы Вагрима, который еще в XV в. со своим родом ушел на земли Московии и стал верно служить великому князю Василию Темному.
Чувашские воины, верные присяге, данной при вхождении их земель в состав Российского государства, участвовали во всех войнах, которые велись впоследствии. Чуваши верно служили интересам великой России, судьба которой была и судьбой Чувашии.
В тяжелые 1611—1612 гг., во время польского нашествия, чуваши оказали русским большую поддержку. Помогали оружием и продовольствием. Чувашские дружины во главе с лучшими баторами влились в Нижегородское ополчение.
Чувашский князь Буртас был одним из друзей предводителя нижегородского ополчения Кузьмы Минина и воеводы Дмитрия Пожарского. Плечом к плечу с русскими чуваши, в том числе и князь Буртас, сражались под стенами древнего Кремля, громили шляхтичей и предателей-бояр.
Чуваши участвовали в походах Суворова, Кутузова.
Кони чувашей прогарцевали в 1760 г. по улицам Берлина.
Отечественная война 1812 г. еще раз скрепила кровью узы дружбы двух народов. Большое число чувашей отличилось в этой войне, было награждено медалями и воинскими знаками.
Посмотрим, о чем рассказывают послужные списки участников этой войны, одной из кровопролитнейших и великих войн тех давних времен.
«Военное дело изучил прилично, солдат смелый», — так писали о чуваше Иване Романове.
Он был родом из деревни Буртас Цивильского уезда. Его послужной список свидетельствует, что солдат Романов храбро сражался в боях под Смоленском, под Можайском; отважно дрался с французами под Бородино и был тяжело ранен, после чего в 1813 г. вернулся домой.
А вот чуваш Алексей Ямбиков как победитель прошагал через Польшу, Богемию, Австрию, Саксонию, Вестфалию, Гольштинию, Пруссию; сражался в битве народов под Дрезденом, громил врага под Гамбургом.
Чуваш Сидор Семенов, родом из деревни Кожар-Яндобы Ядринского уезда, был рядовым Киевского гренадерского полка. За храбрые боевые действия при взятии Парижа Сидор Семенов награжден медалью, а позже его грудь украсили знаки отличия «Святой Анны», «За военное достоинство 5—1 степени» и серебряная медаль «За взятие Варшавы».
А Василий Григорьев из деревни Орбаши Козьмодемьянского уезда, в числе первых воинов русской армии, «полез на стену Парижа». Кроме того, он был награжден знаком отличия «Святая Анна».
В Оренбургском государственном музее хранится прошение чуваша новокрещенца Макара Андреева из чувашского села Бишкаин Оренбургской губернии, в котором он просит зачислить его добровольцем в русскую армию, чтобы изгнать постылого француза из родной земли.
Отличились чуваши и в Крымской войне 1853—1856 гг. при обороне Севастополя.
Вместе с тем чувашский народ не мог не видеть, что, избавившись от гнета казанского хана, он попал под ярмо русского царизма. Вместо ханских данников по селам и деревням рыскали теперь царские сборщики ясака.
Вместо ханских баскаков суд над чувашами теперь вершили царские слуги и воеводы. И потому каждый раз, когда русский трудовой народ поднимался на борьбу с угнетателями, не отставал от него и чувашский народ, помогая во всем своему брату-соседу.
Не было в царской России ни одного крупного восстания, в котором не участвовали бы чуваши.
Как известно, выступление крестьян под руководством Ивана Болотникова (1606 — 1607 гг.) не охватило территории Чувашии, но отряды чувашских крестьян участвовали и в нем.
В эти годы среди чувашей выдвинулся борец за свободу по имени Енбахта. Его отряды вместе с войсками мордвина Воркодина и восставшими русскими крестьянами взяли Арзамас и осадили Нижний Новгород — главный оплот национального угнетения народов Поволжья того времени.
Особенно активно выступали чуваши в XVII в. в восстании Степана Разина.
Разинские «прелестные грамоты», в которых он обещал чувашам дать волю, не угнетать веру, десятками доходили до чувашских селений, поднимали крестьян на борьбу.
Замечательные народные герои выдвинулись в тех сражениях.
Вот имена некоторых чувашей — разинских полковников, атаманов, есаулов, прапорщиков: мужественный полковник Пайдул, сын Искея из деревни Хоракасси, храбрейший из храбрых атаман Тойдемир, сын Емайдина из селения Искеево. Это они во главе большого отряда чувашских повстанцев, выполняя волю Разина, били войска Барятинского на подступах к Симбирску и у стен города.
Ровно через сто лет потомки разинцев снова поднялись на завоевание свободы и вольной доли.
Возглавил восставших Емельян Пугачев, обещавший в своих манифестах освобождение крестьян от власти помещиков, избавление от гнета.
Чуваши любовно называли Пугачева «патька-патша».
Снова выдвинулись сотни военачальников из чувашей. В числе их были Негей, Савкильда, Хузанка и даже девушка-чувашка Угаслу.
В краеведческом музее в Чебоксарах хранится знамя Ядринского отряда пугачевцев — холщовое полотнище с черной крестообразной нашивкой посередине. Это единственное знамя, сохранившееся со времен Пугачева до наших дней.
Есть у украинцев национальный герой, гроза помещиков — Кармелюк. Он несколько раз бежал из Сибири, с каторги, к себе на Украину. И каждый раз путь его пролегал через земли, где у Кармелюка были друзья из чувашей, которые помогали ему во всем.
Много крови пролил чувашский народ, добывая себе счастье и свободу. Много крови пролил и русский народ, отстаивая свое право на счастье и свободу. И их пути всегда шли вместе.
Передовые русские люди помогли чувашам создать новую письменность на основе кириллицы, открыть Симбирскую Чувашскую Школу (СЧШ), которая стала центром чувашского Возрождения. А воспитанники СЧШ в 1914 г., уходя добровольцами на защиту Отечества, писали в своих прошениях: «Ввиду тяжелого положения нашего дорогого Отечества, вызванного хищническим нападением Германии с единственной целью разгромить и подчинить своей власти нашу Родину, я решился поступить добровольцем в армию...».
Сейчас многие чуваши спрашивают друг у друга:
Каким путем мы должны идти?
Чуваши — древний народ. У нас своя вековая культура. У нашего народа — свой исторический путь, пройденный за многие века.
Да, мы должны сохранить себя как народ.
Мы должны любить свою культуру, свой родной язык, бесценное богатство, оставленное предками.
Мы должны хранить, как зеницу ока, свои обычаи, традиции, все ценное, оставленное нам нашими предками.
Мы должны укрепить свой суверенитет.
Мы должны дружить со всеми, как равный с равными.
В дружбе не бывает ни старшего, ни младшего, все должны быть равны. Все вопросы и проблемы должны решаться за круглым столом переговоров. Но все это не говорит о том, что мы должны уйти из России.
Мы должны быть вместе с Россией. Чувашия и Россия — две сестры, у которых должны быть равные права, равные возможности и равные голоса в решении всех вопросов, возникающих в жизни.
Мы должны быть вместе с Россией.
Российская Федерация сейчас переживает трудные времена. В то же время, я знаю, для России это в какой-то степени период становления, поиска пути. Но великая Россия пересилит себя и найдет возможность выхода из кризиса, я в это верю...
«Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью!» — говорил наш великий патриарх И.Яковлев, составляя нам, потомкам, свое завещание. Я верю в Россию. Дайто Бог, чтобы она и нам, чувашам, как говорил И.Яковлев, стала настоящей матерью, а не мачехой.
Я верю в тебя, Россия.
Я люблю тебя, Россия, так же, как мою мать Чувашию.
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(117);%>
|