Обозреватель - Observer
Внешняя политика

РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКАЯ ИДЕЯ

Т. ПАРХАЛИНА,
кандидат исторических наук

На новом этапе мирового развития, который начался после завершения "холодной войны" и характеризуется глубинными изменениями на европейском континенте, острейшими социально-экономическими конфликтами и вновь возникающими политическими проблемами, по-новому следует оценить дискуссию, в течение десятилетий ведущуюся на академическом и политическом уровнях на Западе и Востоке о роли и месте России в Европе.

Проблема "Россия и Европа" является центральной для русской философской мысли, для русской культуры в целом начиная с XIX века. И это не случайно, поскольку русская культура была расколота на получивших европейское образование аристократию и дворянство и традиционное по своей культуре крестьянство. Преодоление раскола в обществе и в душе каждого русского человека между ценностями, привитыми европейским образованием, и русским образом жизни является определяющим фактором для понимания попыток реформирования России, предпринятых в прошлом и нынешнем столетии.

Симптоматично и то, что как славянофилы, так и западники выделяли Россию как нечто особое в мировой культуре и мировой истории. Так, западник Чаадаев видел историческое значение России в демонстрации всему миру устрашающего урока - что такое жить в исключенности из мирового духовного единства; а славянофил Киреевский - в возможности нового синтеза между философским созерцанием и чисто материальным типом существования.

Полуторасотлетний диалог западников и славянофилов в России, первые из которых, как писал П.Анненков в "Литературных воспоминаниях", никогда не отвергали исторических условий, дающих особенный характер цивилизации каждого народа, а вторые никогда не имели наклонность к установлению неподвижных форм для науки и искусства, лишь показывает, что в России существуют условия для синтеза культур Востока и Запада, основанных на различных философских и религиозных концепциях.

Сегодня же ясно одно, что перспективы взаимодействия России и Европы являются одним из фактором, определяющих будущее системы международных отношений на нашем континенте, а через нее - и место Европы в меняющемся мире. В конце XX столетия перед Россией открываются принципиально новые возможности, базирующиеся на представительной демократии и рыночной экономике, на ценностных установках, не связанных с односторонней идеологической интерпретацией. Тем самым Россия подключается к общемировому цивилизационному процессу. Однако сама эта возможность предполагает различные политические сценарии: обособленный вариант; "растворение" России в Европе; сохранение национальной самобытности в сочетании с конструктивным сотрудничеством с Западом, прежде всего с Европой, но также с гибкими равновесными отношениями с соседями на Востоке.

Наша страна сейчас находится на перепутье. По какому пути пойдет Россия? Какой является оптимальным? Это зависит от целого ряда факторов, одним из которых представляется глубокий анализ происходящих ныне процессов, не обусловленный стремлением "подыграть" каким-то политическим силам, научная аргументация, основанная на выявлении тенденций общественного развития.

История человечества показывает разнообразие реакций на одинаковые раздражения в обществе и неоднородность ответов на одинаковые стимулы в общественной жизни. По этой причине одни и те же рецепты, направленные на изменение социальной болезни, далеко не всегда дают желаемые и прогнозируемые результаты. Послеоктябрьская история России демонстрирует это с полной очевидностью. На развитие того или иного общества оказывают влияние как внутренние силы социального поряд ка, так и внешние силы окружающей природы.

Поэтому, когда уважаемые отечественные и зарубежные коллеги прогнозируют развитие ситуации России, отталкиваясь от логики развития событий на Западе или пытаясь полностью перенести западный опыт на российскую почву, в большинстве случаев они обрекают себя на неудачу.

Вместе с тем противопоставление России Европе также бесперспективно с научной точки зрения. В наши дни существуют различные толкования понятия "Европа". Наиболее полно они представлены в книге Йено Шюч, изданной в Париже в 1987 г. и носящей название "Три Европы"*. Первое имело в виду Западную Европу, второе - Западную и Восточную без существовавшего еще тогда Советского Союза, третье включало и Советский Союз. Нельзя сказать, что многое изменилось и после развала СССР. Западные политологи охотно считают Европой страны Балтии, Белоруссию, Украину, однако к России относятся с большой настороженностью, что, впрочем, в определенной степени оправданно, ибо Россия является евроазиатской страной.

Формирование взгляда на Европу с позиций Западноевропейского региона следует отнести к XI столетию, когда произошел раскол церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Именно раскол церкви и существование двух империй - Каролингов и Византии - породили на Западе большое количество сочинений, авторы которых стремились "отлучить" восточную часть континента и от христианства, и от Европы. Эта традиция или этот предрассудок прошли многие исторические периоды и дошли до наших дней, получили дальнейшее обоснование и развитие после 1917 г. и после второй мировой войны, когда произошел "раздел" Европы по социально-классовому признаку.

Однако ни один непредвзятый исследователь не будет отрицать, что восток и запад нашего континента объединяют общие европейские традиции, исторически сложившаяся система экономических и политических отношений, вековые культурные связи, обусловившие высокую степень взаимозависимости населяющих Европу народов.

Более того, несколько раз в своей истории Россия воплощала европейскую идею. Ее геостратегическое положение между европейским Западом и азиатским Востоком обусловило ее роль защитницы Европы. А.С.Пушкин писал: "России определено было высокое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего Востока. Образующееся Просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией".

Крушение коммунизма в Восточной Европе и в СССР явилось событием, которое будет иметь долгосрочные последствия не только для тех стран, где существовали коммунистические режимы, но и для всей Европы, для всего мира. Конец биполярной системы знаменует собой и конец той системообразующей, которая являла собой существо второй половины XX столетия. Мы являемся свидетелями смены политической парадигмы - перехода от традиционной системы политических партий к некой альтернативной системе, ростки которой уже обозначились в ряде стран Западной Европы.

Хотелось бы обратить внимание еще на один чрезвычайно важный фактор. Нынешний этап развития НТР подвел человечество к той черте, за которой либо его тотальное самоуничтожение, либо осознание необходимости пересмотра взаимодействия с окружающей средой, под которой я имею в виду не только нашу планету, но и космическое пространство. Будучи частью энергетической и информационной системы Вселенной, человечество должно осознать свою ответственность и научиться вести себя в соответствии с этой ответственностью. Лишь создав качественно новую цивилизацию, отличную от индустриально-технократической, человечество имеет шанс на выживание.

В основе новой цивилизации могут лежать метарелигиозные, метакультурные подходы, т.е. не конфронтация, а взаимодействие различных религий, различных культур. Наступила эра интеграции, под которой я понимаю прежде всего интеграцию в природную среду, в духовной сфере, а затем уже экономическую и политическую. Необходима новая модель взаимодействия духовности Востока и рациональности Запада, которая однажды уже дала свои плоды в XIX столетии. И как бы это парадоксально ни звучало сегодня, такая модель формируется в России, которая, будучи евроазиатской страной, имеет корневую систему, сплетенную из различных, на первый взгляд противостоящих друг другу, духовно-культурных составляющих.

В XX веке произошел скачкообразный переход от массовой религиозности к массовому атеизму, результатом чего явился дефицит духовности не только на востоке, но и на западе континента. Потребительское общество также не отвечает идеалам нашего времени. На Западе, как и у нас, мы наблюдаем антисоциальное поведение молодежи, наркоманию, терроризм, несмотря на существование достаточно совершенных механизмов в экономической и политической области. Преодолеть этот дефицит духовности возможно на пути осознания всеми своей принадлежности к определенной системе ценностей, базирующейся на философии прав человека, единого экономического пространства, терпимости к другим культурам и цивилизациям.

В нынешнем столетии Россия оказалась в эпицентре кризисного развития - от войн и революций до экологических и демографических катастроф. Нынешняя идеологическая поляризация общества является следствием ее тоталитарного прошлого, разрыва культурной преемственности. Вместе с тем именно в России в большей степени, нежели в других странах, происходит десекуляризация общества, возрождение религий, создающее основу для самоидентификации.

В своей статье "Конфликт цивилизаций?" С.Хантингтон писал, что мир будущего будет определяться взаимодействием 7-8 цивилизаций: западной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, славяно-православной, латиноамериканской и африканской. В России представлена по меньшей мере половина из них. Поэтому в России, как в своеобразной лаборатории, отрабатывается модель их взаимодействия. От того, сможет ли Россия создать взаимоприемлемую интеграционную модель в духовно-культурной сфере, зависят, на мой взгляд, как возможность самой России по преодолению экономического и политического кризиса, так и, что еще более важно, возможности Европы в поисках ответов на вызовы XXI века.

Мировой сообщество, по всей видимости, вступает в эпоху экономического регионализма. Причем успешное развитие экономических группировок, с одной стороны, будет зависеть от того, принадлежит ли входящие в них страны к одной системе культурных ценностей, а с другой - прогресс экономического регионализма будет способствовать усилению сознания принадлежности к единой системе ценностей.

Поэтому Россия должна быть включена в европейские интеграционные процессы (при этом я, конечно, не имею в виду ее членство в ЕС), что, во-первых, сделает необратимыми происходящие в ней процессы реформирования. Во-вторых, каким бы парадоксальным это ни показалось на первый взгляд, успех европейской интеграции в рамках не только западноевропейского, но и всего Европейского региона в определенной степени зависит и от успешного диалога различных типов культур, которые распространены в России и неизбежно оказывают влияние на развитие ситуации на европейском континенте.

Во всех этих процессах огромную роль играет фактор европейской культурной идентичности. Строго говоря, понятие идентичности означает основополагающие и устойчивые черты, составляющие своеобразие личности или группы, а также психологическое чувство принадлежности к группе, основанное на географической, лингвистической, культурной общности. Осознание общности является основой решения социально-экономических и социально-политических проблем.

Хочу подчеркнуть, что европейская культурная идентичность не может противопоставляться национальной идентичности.

Существует несколько уровней идентичности: национальная, региональная, европейская. Они должны быть совместимыми. Интеграция не значит растворение. Речь идет о Европе со всем ее разнообразием: культурным, религиозным, языковым, школ и систем образования. Речь идет о Европе, способной воспринимать другие культуры и вступать в диалог со всеми и в то же время способной сохранить свои собственные культурно-философские традиции. Тремя основными элементами европейской культурной идентичности являются: свободный обмен идеями и исследователями между крупнейшими европейскими университетскими центрами; существование так называемых "культурных оазисов", языковая практика как символ и средство интеллектуального обмена и проявление европейского космополитизма.

В значительной степени благодаря университетам произошел тот великий культурный синтез, из которого выросла европейская культура XIX - начала XX столетия. Этот синтез произошел как результат встречи двух начал - восточноевропейского, напитанного духовной культурой Православной церкви, и западноевропейского, оплодотворенного традициями эпохи Реформации и Просвещения.

Одной из форм сотрудничества могли бы стать программы обучения школьников и студентов, обмен школьниками, студентами, аспирантами, создание международных научных центров и лабораторий, куда приглашались бы не только видные ученые, но и начинающие исследователи.

Что касается возрождения "культурных оазисов", которые существовали в Гейдельберге, Вене, Неаполе, Париже, Павловске, то они будут способствовать созданию гуманистической культурной среды, где на основе мировоззренческой общности и единства культурных установок складывались бы новые формы общения. Важно то, чтобы эта среда не была социально замкнутой и способствовала бы формированию новой психологии и нового стиля поведения. Воссоздание подобных культурных очагов было бы интегрирующим фактором, способствовало бы осознанию всеми европейцами единства европейского культурного наследия.

Языковая практика - это средство общения, без которого невозможно знакомство с культурами различных стран. Знание нескольких европейских языков является непременным условием формирования любого европейца. В Западной Европе этот вопрос практически решен благодаря широким обменам школьниками и студентами, благодаря образовательным программам ЕС. В Восточной Европе, особенно в России, дело обстоит значительно хуже. Заполнению лакун в данной области могут способствовать широкая сеть языковых курсов, прежде всего детей школьного возраста, а также возможность посещения школьниками и студентами соответствующих европейских стран, общение со сверстниками, посещение и/или проживание в семьях. Все это связано с финансовыми проблемами, однако, как и в случае с обменами молодыми учеными, подобная практика способствовала бы формированию нового поколения европейцев, воспитанных на единых духовных ценностях, а следовательно, внесла бы огромный вклад в строительство новой Европы.

Европейская идентичность предполагает стремление к сосуществованию, восприятию и правильной интерпретации интересов других стран и народов. Все должно начинаться на местном уровне. Каждый европеец должен научиться жить с иностранцами в своем родном городе. Это трудная задача, но без ее решения европейское сотрудничество обречено на провал. Интеграция должна коснуться не только экономической, финансовой, политической областей - интеграция предполагает право на убежище и прием иностранцев. А эти проблемы связаны с общим культурным уровнем, с терпимостью, с открытостью, с созданием атмосферы доверия, без чего процесс европейского единения невозможен. Что необходимо делать в этом направлении?

Во-первых, стараться смягчить всплески национализма, которые приобретают все более уродливые формы. Восточноевропейский национализм требует усиления регионального сотрудничества. Во-вторых, необходимо противостоять религиозному фундаментализму всех типов. В-третьих, европейцы должны содействовать развитию экономического сотрудничества по линии Север-Юг. На этом направлении цели сотрудничества могут быть определены как экономическая политика соразвития, эффективное использование ресурсов, распространение европейской системы ценностей, основанной на концепции прав человека. И хотя приоритеты на шкале этой системы ценностей меняются, непреходящим должно оставаться значение человеческой личности.

Поэтому индустриальному Северу необходимо проявить больше внимания к чужим религиям и культурам, помощь развивающимся странам Юга должна быть не средством распространения эволюции европейских стран, а способом поощрения тех методов развития, при которых сохраняется разнообразие культур. Эта помощь не должна лишить развивающиеся страны воли к самостоятельному решению своих демографических, экономических и социальных проблем, тормозящих развитие.

В-четвертых, западноевропейские страны должны развивать двусторонние отношения с восточноевропейскими, не преувеличивая при этом различия, но делая акцент на объединяющих факторах. В-пятых, необходим широкий диалог по коренным проблемам истории современности и будущего Европы, который поможет преодолеть взаимное непонимание и недоверие.

Особенно перспективен такой диалог по проблемам сохранения уникального наследия европейской духовной и материальной культуры, сохранения культурного разнообразия населяющих Европу народов. В Европе существует несколько уровней идентичности - общеевропейский, западно-восточноевропейский, национальный, региональный. Осознание этого многообразия составляет одну из основ европейской политической культуры. Абсолютизация одного из этих слоев нередко приводила Европу на грань катастрофы. Совместимость этих различных слоев идентичности во многом определит будущее континента.

В контексте этого диалога очень важным представляется сравнительный анализ европейской и иных цивилизаций, что поможет европейцам избавиться от свойственного им европоцентризма, с одной стороны, а с другой - поможет сбалансировать различные слои европейской идентичности.

Если возвратиться к России, то подобный диалог может помочь ее внутреннему духовно-нравственному возрождению, без которого невозможно возрождение России ни экономическими, ни политическими средствами.

России нужна идея, которая поможет объединить людей, оказавшихся в духовном вакууме. Можно было бы сказать, что такой идеей может быть единственно национальная идея и вера в то, что нация должна занять подобающее ей место в семье других народов. Но Россия - государство многонациональное, причем складывалось оно иначе, чем, например, США, куда приблизительно в одно время съехались представители разных народов. Россия как государство сформировалась в результате многовекового собирания земель вокруг русского Московского княжества. Поэтому мне могут совершенно справедливо возразить, что национальная идея, понятая как русская, вновь может привести к воссозданию Российской империи.

Российская идея, близкая всему многонациональному сообществу, населяющему Россию, должна, на мой взгляд, предопределить философию возрождения страны, совпадение различных уровней идентичности - российского, национального, регионального, местного. Российская идея, которая предполагает восстановление культуры, создание демократического, экономически сильного государства, где русские - не старший брат, а равные среди равных. Россия только тогда обретет будущее, когда все населяющие ее народы осознают стоящую перед ними задачу во всех ее измерениях.

__________
* Jeno Szucs "Les Trois Europes", 1987.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]