Обозреватель - Observer
Ближнее зарубежье

Политическая элита Казахстана: успехи и поражения

А.КУРТОВ,
старший научный сотрудник
Российского Института стратегических исследований

Правящей элите Казахстана еще в советское время удалось выдвинуть из своих рядов незаурядного лидера - Н.А.Назарбаева, который, встав у руля государственного управления, умело маневрируя, вел свой корабль в неспокойных широтах происходящих перемен, как казалось, без особых потерь. На всем огромном постсоветском пространстве и даже за его пределами имидж делового и прогрессивного Президента новой азиатской страны стал олицетворением успеха и вверенного его заботам государства.

В этих условиях безрадостные, если не сказать больше, сообщения последнего времени из Казахстана вызвали у многих удивление и недоумение. Образ острова стабильности и покоя стремительно стал таять в холодных потоках сводок средств массовой информации. Все миражи когда-нибудь исчезают. Миражи политиков, пожалуй, исчезают быстрее других.

Начало

А как хорошо все шло. К числу несомненных успехов властной казахстанской элиты можно прежде всего отнести тот факт, что на протяжении длительного периода времени республике удалось избежать политических потрясений и разборок, коими изобилует вся постперестроечная история большинства новых суверенных государств. Казахстанское небо не содрогалось ни от гомона многотысячных митингов, ни от треска автоматных очередей сошедшихся в кровавой схватке бойцов за национальную идею, ни от залпов танковых орудий сторонников правового государства по собственному парламенту. Сегодня нам, привыкшим к крови и насилию, свершаемому не где-то в бантустанах Южной Африки, а на пороге своего дома, уже одно это кажется верхом мастерства политиков.

Мирный Казахстан - мост между Азией и Европой, регион с большими запасами природных ресурсов, сбросив "оковы имперской политики Москвы", стал жаждать любви со стороны экономически развитых стран. Заполучить их благосклонность было делом непростым, но в длинной веренице алчущих Казахстану удалось обойти многих конкурентов. И это была победа, значение которой не преминули раздуть до вселенских масштабов заинтерсованно услужливые органы пропаганды.

Нефть Тенгиза - богатейшего месторождения, входящего в десятку крупнейших в мире, при помощи заключенного с американской компанией "Шеврон" договора грозила в ближайшей перспективе пролиться вожделенным долларовым дождем над иссушенной солнцем ковыльной степью. Черного золота хватило и на французов - контракт на разработку Актюбинского месторождения был подписан с фирмой "Эльф-Акитен", и на англо-итальянский консорциум "Бритиш Газ-Аджип".

Несколько сложнее обстояли дела с восточными соседями Казахстана. Ни Китай, ни Япония никак не хотели вдохновляться идеей строительства мощного газопровода из Казахстана в Юго-Восточную Азию и не спешили выкладывать свои деньги на осуществление этого проекта.

Да и современные (по советским меркам) индустриальные гиганты Северного Казахстана оказывались не столь уж привлекательными для западных инвесторов. Жестко увязанные технологически со своими контрагентами в России, они не сулили скорой и легкой прибыли. Но без их возрождения все надежды на создание мощной индустриальной державы в Казахстане оставались лишь кабинетными мечтаниями политиков. Что ж, рассуждали местные специалисты, серьезного дела без издержек не бывает.

Что же дальше ждет Казахстан, может ли сделанный нынешним руководством задел стать надежным и крепким фундаментом дальнейшего поступательного движения республики к обещанным рубежам процветания и благополучия? Для семнадцатимиллионного населения Кахазстана это далеко не риторический вопрос. И политической элите Казахстана также, я уверен, есть над чем подумать.

В этих условиях очень важно понять, куда может склониться чаша весов, какой курс может выбрать себе в качестве путеводной звезды реально владеющая политической властью группировка. Чтобы понять это, без обращения к прошлому не обойтись.

От прошлого к настоящему

Государство в Казахстане начало складываться с конца XV века, после завоевания Средней Азии Шейбани-ханом. Государственность у кочевых народов, особенно на ранних стадиях своего развития, разительно отличается от классического варианта. Постепенно кочевые рода сформировали три крупных объединения - Старший, Средний и Младший жузы. Сложилась и своеобразная иерархия жузов и родов, при этом слабо отражающая численный состав последних.

Казахская пословица гласит: "Старший жуз - поставляет ханов. Средний - поэтов, а Младший - воинов". Нынешний Президент Казахстана - выходец из Старшего жуза, но из рода чапрашты, который не считается "элитным" в кочевой иерархии.

Клановые отношения, не исчезнувшие в советский период, получили новый импульс после обретения независимости. Окружение Назарбаева потратило немало усилий на возвеличивание прошлого казахов-кочевников. Устраивались пышные празднества в честь разных ханов, биев и батыров, проводились научные конференции, менялась топонимика. Основной целью этих мероприятии было стремление во что бы то ни стало доказать, что казахи уже имели свое государство до их присоединения к Российской империи, и это государство было именно в тех границах, которые сейчас обрамляют Республику Казахстан. Политический подтекст этого очевиден - выработать контраргументы для возможных споров с северным соседом.

Трайбализм своеобразно сочетается с особенностями геополитического положения Казахстана. Младший жуз занимает территорию Западного Казахстана. Средний - Северного, Центрального и Восточного, а Старший жуз - Южного и Юго-Восточного Казахстана.

Республика Казахстан занимает гигантскую территорию, но в этом не только сила, но и слабость этого нового государства. Геополитически Казахстан весьма уязвим. Дело в том, что у него нет мощного интегрирующего центра, имеющиеся претензии на эту роль Старшего жуза и соответственно Южного Казахстана весьма сомнительны.

Географически Центральный Казахстан представляет собой малонаселенную степь, точнее, полупустыню. Западный Казахстан (от Каспия и Предуралья до Арала) также не имеет большого числа крупных населенных пунктов. Здесь в структуре хозяйствования преобладают топливодобывающая промышленность и отгонно-пастбищное скотоводство. В Северном и Восточном Казахстане сосредоточены наиболее крупные промышленные предприятия, здесь в городах значительно преобладает русскоязычное население. В Северном Казахстане расположена и знаменитая зона целинного земледелия. В Южном и Юго-Восточном Казахстане развито традиционное скотоводство, промышленность же в основном добывающая.

Таким образом, трайбализм лишь усиливает имеющуюся региональную хозяйственную и этническую автономизацию Казахстана. В этих условиях разлом государства не кажется чем-то абсолютно невероятным, контуры этого гипотетического процесса вполне прослеживаются.

Старший жуз, являющийся основным поставщиком политической элиты, извлек немалые выгоды от курса Президента Назарбаева. Последний время от времени выступал с гневными Филиппинами в адрес пережитков родового строя, но до серьезных мер дело не доходило. Нурсултан Абишевич вынужден считаться с интересами элиты Старшего жуза. Понимая, что узко эгоистичная позиция южно-казахстанской верхушки объективно противоречит целям реформирования Казахстана в современное цивилизованное государство, Назарбаев иногда предпринимает попытки идти и против интересов этой части элиты, но они, как правило, все же безрезультатны.

Распустив в конце 1993 г. парламент, Назарбаев организовал новые выборы, при этом налицо было стремление показать миру, как далеко продвинулся Казахстан на пути строительства демократического общества. Эта попытка потерпела крах. Приглашенные международные наблюдатели дали весьма резкие оценки нарушениям демократического избирательного процесса, имевшим место весной 1994 г.

Примеров этого была масса. Приведем только один из них. Вопиющий случай нарушения избирательных прав был допущен в избирательной комиссии № 317 по Айнабулакскому избирательному округу Алма-Аты. Члены избирательной комиссии "случайно", "чисто механически" допустили "ошибку" - приписали голоса, поданные за Докучаеву (лидера славянского движения "Лад"), другому кандидату - Кравцову (тоже не избранному). В результате Докучаева недосчиталась более 400 голосов и проиграла Койшыбекову с разницей 52 голоса. Бюллетени, которые могли пролить свет на это дело, оказались странным образом утерянными, протоколы затерты чуть ли не до дыр.

Только одно это нарушение должно стать безусловным правовым основанием для аннулирования результатов голосования. Но Центральная избирательная комиссия вынесла решение, которое можно считать либо откровенным цинизмом, либо откровенным невежеством. Турысов, председатель Центризбиркома, заявил: "Если аннулировать выборы поэтому участку, автоматически победителем становится другой кандидат. Это было бы несправедливо". Прямо святая простота! Так ведь в том и состоит смысл выборов, чтобы на законных основаниях парламентарием становился кандидат, набравший большинство голосов.

Проблемы экономики и не только...

Приватизация породила определенные взаимные подозрения основных этносов Казахстана. 62% казахов - сельские жители. Естественно, они опасались того, что от проводимой приватизации наибольшую выгоду получат русские, составляющие подавляющую часть городского населения как более мобильного и занятого на тех предприятиях, которые и подлежали приватизации. Действительно, в этом был определенный резон. Чтобы как-то уравнять шансы, было установлено, что сельские жители получают на руки не 100 ПИКов, как обычные граждане, а 120 ПИКов (ПИК - казахский аналог ваучера).

Но это, в свою очередь, вызвало недовольство русскоязычного населения. В связи с тем, что казахские семьи, как правило, многодетны, русскоязычное население делает вывод, что не принимающие адекватного участия в промышленном производстве (а значит, и в создании национального богатства) казахи тем не менее получают дополнительную долю общественной собственности через ПИКи нетрудоспособного населения.

Но дело не только в этом. У граждан нет альтернативы в распоряжении дарованными бумажками. Можно лишь сдать их в один из специальных инвестиционных фондов. Фонды же эти в подавляющем большинстве расположены в Алма-Ате, равно как и основные банки республики. Это в значительной степени подрывает доверие населения к новым формам хозяйственной деятельности. Однако нынешней государственной элите такая ситуация дает возможность сохранить в своих руках контроль за ходом приватизации.

На руках у населения осталось также довольно много не использованных ранее выданных жилищных купонов, которые уже превратились в пустые бумажки. Понимая это, правительственные круги в последнее время сообщили, что оставшиеся у населения жилищные купоны будут каким-то образом допущены для участия в приватизации промышленных объектов.

В парламенте Казахстана усиливается движение за приостановление приватизации. Одной из причин этого процесса является стремление представителей Младшего и Среднего жузов потеснить господствующих в госструктурах южан и допустить к контролю за наиболее прибыльной областью экономического регулирования представителей других кланов. Против элиты Старшего жуза выступает и русскоязычное население, занятое на бедствующих промышленных предприятиях.

Областные администрации регионов Северного Казахстана предпринимают активные попытки создания единых казахстано-российских банков, в основе чего лежит не только стремление к скорейшему прохождению платежей и восстановлению разрушенных экономических связей между республиками, но и страстное желание избавиться от опеки южно-казахской номенклатуры.

Складывается впечатление, что элите Старшего жуза даже выгодно нынешнее бедственное положение промышленных предприятий Северного и Восточного Казахстана. Имея в своем распоряжении властные и финансовые рычаги, она стремится взять под свой контроль промышленность всей республики, для чего ей нужно ослабить возможное сопротивление такому курсу. Южно-казахстанская верхушка всегда жила за счет посреднических операций, караванной торговли, контрабанды. Нынешний период, связанный с дезорганизацией сложившихся в прошлом экономических структур и перераспределением доходов, представляет уникальную возможность для обогащения.

Прежде всего это касается тех, кто контролирует экспорт сырьевых ресурсов, в том числе энергоносителей. Увеличение экспортных возможностей государства может быть вызвано в первую очередь либо освоением новых богатых месторождений, либо введением жесточайшего режима внутренней экономии, либо резким уменьшением промышленного потребления энергоресурсов, так как именно промышленность является основным их потребителем.

Таким образом, в условиях проводимой приватизации, поставив собственную промышленность на колени, можно решить сразу две задачи: пополнить свой карман от поступлений за экспорт "свободных" энергоносителей и заполучить неспособные к сопротивлению промышленные предприятия в свою собственность. А учитывая, что основной контингент работников этих предприятий - русскоязычное население, то просматривается и решение третьей задачи - в рамках курса на создание этнократического государства.

Уже сейчас, по самым скромным оценкам, в иностранных банках лежит два миллиарда долларов, полученных местными нуворишами за счет экспорта из Казахстана. И эта цифра скорее всего еще не отражает реальной ситуации. Нефть республики способна обернуться очень большими состояниями. Реально же государство испытывает острую нехватку свободно конвертируемой валюты.

Казахстан уже должен более полутора миллиардов долларов, но активно ищет возможность получить кредиты еще. Основная причина инфляции - деградация собственного производства, внешняя финансовая помощь пока не дает возможности говорить о ней как о гаранте от нарастающего финансового кризиса.

С иностранными инвестициями дела у Казахстана в последнее время тоже обстоят не блестяще. Нет, отказов от инвестирования со стороны западных партнеров пока не так много, хотя массового притока капиталов тоже не наблюдается. Но дело в том, что в последнее время обозначилась тенденция к заключению таких договоров, условия которых становятся все менее выгодными для суверенного государства.

Так, в 1993 г. промышленный гигант "Филип Моррис" "дожал" Госкомимущество Казахстана, добившись крайне выгодных для себя условий заключенной сделки. В результате компания стала первым частным владельцем крупного казахстанского предприятия - единственной в республике табачной фабрики в Алма-Ате и табачных плантаций. Объем инвестиций составит около 350 млн. долл. Первоначально Казахстан настаивал на оставлении за собой 50% акций предприятия, но в итоге "Филип Моррис" получил 90% акций, а 10% будут принадлежать трудовому коллективу. Оправдания государственных чиновников о том, что в их руках остается некая "золотая акция", позволяющая в течение нескольких лет участвовать в контроле за управлением предприятием, конечно, мало впечатляет. Любой здравомыслящий грамотный специалист понимает, что иностранная компания получила фактически в свое полное распоряжение весьма значительный кусок государственной собственности.

Значительная часть инвестируемой валюты направлялась на разработку нефтеносных месторождений, наиболее привлекательных для зарубежных партнеров. Это и понятно, так как именно здесь можно обеспечить наиболее быстрый возврат вложенных капиталов. Ставка на эти проекты была очень высока. Настолько высока, что при их осуществлении Назарбаев допустил серьезную ошибку, непростительную для восточного политического деятеля.

"Контракт века" - совместная разработка в Северном Прикаспии силами американской нефтяной корпорации "Шеврон" перспективных нефтеносных Тенгизско го и Королевского месторождений фактически приостановлен. Разработка Тенгизского месторождения, по оценкам специалистов, входящего в первую мировую десятку по запасам нефти, не дала ожидаемых результатов - за первые полтора года был добыт лишь один миллион тонн нефти вместо ожидаемых четырех. Но главная проблема состоит в том, что Назарбаев уверил американцев в свое время, что с транспортировкой нефти проблем не будет.

Между тем Казахстан, не имеющий выхода к открытым морям и океанам, не располагает и своими собственными нефтетрубопроводами, причем как внешними, так и внутренними. Даже собственные нефтеперерабатывающие предприятия - заводы Павлодара (Северный Казахстан) и Чимкента (Южный Казахстан) - работали на российской нефти Западной Сибири, а свою казахстанскую нефть отправляли в Россию по нефтепроводу в Оренбург. На какие педали надеялся нажать Назарбаев, чтобы Россия дала возможность Казахстану качать нефть на Запад через ее нефтепроводы, - неизвестно. Но "неожиданно" российская сторона потребовала дополнительной компенсации за износ трубопроводов. Дело в том, что нефть Тенгиза содержит серные соединения - меркаптаны, которые, как известно, весьма агрессивны.

Справедливые претензии России в Казахстане не преминули преподнести как корыстное желание отхватить лакомый кусок от природных богатств республики. Но россияне стояли на своем твердо. Тогда Назарбаев предложил проект транскаспийского нефтепровода, по которому нефть Казахстана должна была течь прямехонько на побережье Персидского залива и там заливаться в танкеры западных держав. Упрямую Россию, таким образом, должны были оставить "на бобах".

Американцам настойчиво стали предлагать пойти на этот вариант, это стало даже одной из тем переговоров во время визита Назарбаева в США. Здесь-то и обнаружилось то, что было совершенно очевидно и раньше. США никогда не согласятся на осуществление подобного проекта, так как получалось бы, что американская нефть качается через систему иранских трубопроводов. Отношения же Ирана и Штатов общеизвестны. Американцы не могли пойти на то, чтобы попасть в нефтяную зависимость от Тегерана. Как это могло выпасть из поля зрения Назарбаева - понять трудно, но это стало его очень серьезным поражением.

"Шеврон" объявил о сворачивании работ в регионе, вслед за ним нечто подобное произошло и с французской компанией "Эльф-Акитен", прекратившей буровые работы на одной из скважин под Актюбинском, так и не дойдя до нефтеносного слоя. Сейчас ее специалисты занялись расчетами. Пока нет никаких гарантий, что затраты на разработку и добычу нефти на данном месторождении окупят себя.

С англо-итальянскими нефтяниками тоже не просто: добыча нефти на осваиваемом ими Карачаганакском месторождении связана с необходимостью больших затрат на экологическую безопасность и для поддержания возможности добычи нефти в будущем (так называемый сайклинг-процесс). Это резко удорожает стоимость добываемой нефти - так что и им есть над чем поломать голову, размышляя, стоит ли игра свеч.

Свалившиеся на Казахстан проблемы с нефтью в принципе решаемы. Возможная более тесная интеграция с Россией - лишь один из вариантов выхода из кризиса. Здесь не надо строить излишних иллюзий. У нас как-то принято считать, что общие проблемы, вставшие перед постсоветскими республиками, обязательно должны подталкивать их к поиску совместных решений по преодолению трудностей, то есть налицо вроде бы объективные причины для усиления интеграционного процесса.

Далеко не все столь уж однозначно. Например, Россия и Казахстан - две нефтедобывающие державы, обе заинтересованы в увеличении экспорта энергоносителей. В России нефтедобыча сокращается, в Казахстане - растет. Да, у них общие проблемы, но объективно они во многом конкуренты друг другу в плане возможностей увеличения экспорта. Это надо правильно понимать и учитывать в наших оценках создавшегося положения.

Осенью 1994 г. руководство Казахстана приняло решение о строительстве внутреннего нефтепровода - от скважин Западного Казахстана в Чимкент (Южный Казахстан), где расположен нефтеперерабатывающий завод. Возникает закономерный вопрос: почему именно в Чимкент, а не в Павлодар (Северный Казахстан), где также существует нефтеперерабатывающий гигант, оснащенный современным оборудованием, способным обеспечить очень глубокую 95%-ную переработку нефти? Расстояние от районов нефтедобычи до обоих заводов практически одинаковое. Следует учесть и то, что Павлодарский завод расположен в зоне целинного земледелия, а значит, может обеспечить горючим не только промышленные гиганты Севера, но и аграрников. Очевидно, что выбор в пользу Чимкента может объясняться либо сохраняющейся надеждой на получение нефти для Павлодарского предприятия из России (на что оно и было ориентировано при строительстве), либо стремлением южного клана заполучить еще один козырь - уже продукты нефтепереработки или для экспорта, или для внутреннего использования, но уже под своим контролем.

Переедет ли столица?

В этой связи не все так просто обстоит с планируемым переносом столицы республики из Алма-Аты в Акмолу. Вопрос этот имеет давнюю историю. Еще Н.Хрущев предлагал сделать областной центр Целиноград (нынешняя Акмола) столицей Казахстана. Н.Назарбаев, инициировавший нынешнее решение парламента о переносе столицы, привел целый набор аргументов для обоснования своей позиции. Здесь и близость нынешней столицы к китайской границе, (Китай, как известно, имеет некоторые территориальные претензии к Казахстану), и географическая удаленность от центра государства, и экологическое неблагополучие Алма-Аты, и невозможность здесь дальнейшего градостроительства.

При ближайшем рассмотрении все эти аргументы не кажутся столь уж весомыми. Страховкой от военного конфликта с Китаем у Казахстана может быть, конечно, не что иное, как простое отдаление столицы государства в глубь своей территории. С экологией тоже все не просто. Алма-Ата, расположенная в предгорьях, выглядит настоящим курортом по сравнению с Акмолой, находящейся в безлесной зоне, продуваемой зимой лютыми ветрами. Солончаки, на которых стоит этот город, тоже не подарок. Не зря же название Акмола буквально переводится как "белая могила".

Аналитики обычно указывают на некоторые возможные скрытые причины переноса столицы. Чаще всего предполагают, что Назарбаев хотел бы с помощью переноса столицы оторваться и от столичной бюрократии, и от растущей политической оппозиции своему режиму. Иногда главным мотивом переноса видят стремление сдвинуть массу этнического казахского населения в регионы численного преобладания русскоязычного населения. Вероятно, такие мотивы в той или иной мере присутствовали в позиции Назарбаева. Особенно в последний момент.

Юг Казахстана уже сегодня представляет собой трудоизбыточный регион. Выходцы из села на юге и составляют ту огромную маргинальную массу, которая вполне восприимчива к идее создания этнократического государства и откуда черпают своих сторонников такие политические партии и движения, как "Азат", "Желтоксан" и "Алаш". Казалось бы, южанам только на руку планируемый перенос столицы.

Но это не так. Переезд республиканских органов власти из региона, контролируемого Старшим жузом, на территорию Среднего жуза неизбежно должен будет сопровождаться ослаблением позиций южного клана и усилением позиций Среднего жуза, то есть произойдет перераспределение власти. На это Старший жуз никогда не пойдет: он слишком многое потеряет, если перенос все же состоится.

Вероятнее всего, никакого переезда не будет. Парламент принял решение (кстати, это произошло в день рождения Назарбаева, что спикером парламента преподносилось как "подарок" Нурсултану Абишевичу), в котором есть пункт, позволяющий вернуться к рассмотрению этого вопроса после представления необходимых расчетов и выкладок, во что обернется такой переезд. Даже самые приблизительные оценки говорят о сумме, равной трем годовым государственным бюджетам республики. Конечно, такого Казахстан позволить себе не может.

Решение о переезде столицы наверняка будет отменено, но это явится сильнейшим ударом по позиции и имиджу самого Президента Назарбаева. Настаивая на своем решении, он потеряет поддержку своего клана при одновременном усилении критики со стороны оппозиции и трудностях с "всенародным" одобрением такого шага.

Таким образом, решение о переезде столицы - это та ошибка Назарбаева, за которую может быть заплачена очень большая цена. Как знать, не является ли вся эта история ловушкой, в которую попался нынешний Президент? Не является ли это пробным шаром к смене лидера?

Можно, конечно, делать прогнозы на будущее, кто мог бы занять место Назарбаева, но это дело малоперспективное. Фигуры могут всплыть самые разные, и самое главное, что это будет в условиях Востока в порядке вещей.

Нужен межнациональный мир

В последнее время жузовые, родовые традиции и ценности усиленно насаждаются в Казахстане. Это находит отклик среди казахов. Дело в том, что в нынешнее неспокойное время родовые связи помогают многим выжить. Современные казахи совсем не кочевники степей прошлых веков.

Через русскую культуру казахи получили доступ к европейской цивилизации. Среди казахов есть интеллигенция, воспитанная почти целиком на традициях и нормах европейской культуры. Эта часть населения мало восприимчива к родовым связям, она понимает, что разрыв с Россией не на пользу республике. Но эта часть населения весьма немногочисленна - примерно 5 % казахов, воспитанных в условиях города уже не в первом поколении.

Они могли бы составить костяк новой политической элиты Казахстана, стать наиболее качественной частью кадрового корпуса государственных служащих. Однако в настоящее время все возможности этого слоя в Казахстане остаются невостребованными.

Одновременно идет скрытая от постороннего глаза борьба. Со стороны казахов, ориентирующихся на мифологизированные традиционные кочевые жизненные установки и ценности, нередко можно услышать упреки в адрес вышеназванной группы, что это, мол, "неполноценные казахи": по облику азиаты, по нутру - европейцы. Эта неприязнь имеет и далеко не безобидные внешние выражения. Так, стремясь подготовить собственных специалистов для дипломатического корпуса суверенного государства, в Алма-Атинском университете открыли соответствующее отделение, преподавание на котором предполагалось вести исключительно на казахском языке. При этом часть казахов, для которых русский язык стал более употребительным в силу целого ряда обстоятельств, искусственно отстранялись от доступа к наиболее престижной и важной сфере государственной деятельности. О русскоязычном же населении здесь уже говорить не приходится.

Этнократическое государство для Казахстана ничего, кроме вреда, принести не сможет. Российская пресса подчас неверно рисует мрачными красками будущие картины массового семимиллионного исхода - переселения русскоязычного населения Казахстана в Россию как один из возможных сценариев развития событий.

Такого никогда не будет. По нашему мнению, уедет максимум процентов 20 русскоязычного населения (о немцах - переселенцах в ФРГ - разговор особый). Да, среди них есть и те военные бывших союзных Вооруженных Сил, которым сейчас в Казахстане нет работы. Но в основном это люди, которых сейчас вытесняют из сферы науки, образования, культуры, управления. Республика теряет не просто квалифицированные кадры, уезжают те, кто способен был бы в силу своего образования и воспитания встать над этническими предрассудками и своим трудом помочь Казахстану достойно войти в число современных цивилизованных государств.

Уезжают те, кто способен хоть как-то адаптироваться в России или в других странах. Остаются те, у кого таких надежд нет. Они считают себя такими же коренными, как и казахи на своей земле. И они будут стоять на этом. Их голоса были отданы в свое время за Назарбаева как за Президента, обещавшего сделать Казахстан процветающим государством, где все народы будут равны. К ним прежде всего были да и сейчас обращены все призывы

Президента, говорящего о своем стремлении к интеграции республик бывшего Союза. Если они будут обмануты в своих надеждах, они не смирятся. Настроения этой части населения постепенно радикализуются. Уже нередко можно услышать разговор о том, что если и придется уходить им из Казахстана, то это будет исход с автоматом в руках.

Узколобая политика может обернуться национальной трагедией Казахстана. Если это произойдет, то одним Казахстаном не кончится. В этом регионе мир вообще весьма хрупок. Любая серъзная дестабилизация может иметь далеко идущие последствия. Так же как и в случае с Таджикистаном, не только Россия, не только страны Центральной Азии, но и все мировое сообщество кровно заинтересовано в спокойствии в этом регионе.

Серьезная дестабилизация могла бы вылиться в вооруженные конфликты, в которые будет втянут целый ряд государств. Уже сейчас существуют весьма активные силы, рассчитывающие на перекройку государственных границ в регионе. Воюющий уже не первое десятилетие Афганистан, фактически разделенный на ряд автономных и конфликтующих между собой образований, имеющих к тому же этническую подоплеку, может стать катализатором процесса насильственного переобустройства этой части исламского Востока. Возможность появления новых государственных образований, включающих и территории бывших Среднеазиатских республик, совсем не плод досужих рассуждений кабинетных аналитиков. Соседний Пакистан также время от времени сотрясают кровавые конфликты на этнической почве. Ряд пуштун ских политических организаций мечтаете собственном государстве. Так что горючего материала здесь хватает.

Если полыхнет пламя конфликта и не удастся его локализовать в пределах существующих государственных границ, то огненный вал пойдет на север к России и на запад к Турции. Не преминут воспользоваться ситуацией курды, давно и упорно ведущие вооруженную борьбу. В новую фазу войдут ирано-иракские, арабо-израильские и межарабские противоречия. Чем это кончится и чего будет стоить мировому сообществу погасить такой конфликт, сейчас вряд ли кто сможет точно сказать.

Такая перспектива, конечно, не входит в планы элиты ни одного из казахских жузов. Хватит ли у верхушки Старшего жуза элементарного инстинкта самосохранения или стремление к абсолютной власти и корысть блокируют его? Многое будет зависеть от позиции России.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]