Обозреватель - Observer 
Духовное наследие 

Представляем команду ВОПД «Духовное наследие»

 

ТЫЩЕНКО
Владислав
Владимирович
Заместитель генерального директора Федерального государственного предприятия «Научно-исследовательский институт космического приборостроения».
Член Центрального Совета Всероссийского общественно-политического движения «ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ».

В.В.ТЫЩЕНКО родился в 1966 г. в г. Москве. Служил в Советской Армии. Окончил факультет международных экономических отношений Московского финансового института. Работал в Валютно-финансовом управлении Министерства иностранных дел.
С середины 80-х годов В.В.Тыщенко, получивший солидное финансовое образование и практические навыки работы, в коллективе единомышленников начинает разрабатывать и внедрять новые банковские модели финансово-кредитных и коммерческих отношений в различных областях экономики, в частности, в строительном секторе, в перерабатывающей промышленности, в ряде предприятий оборонного сектора, деятельность которых перестраивалась на производство гражданской продукции.
Широкий кругозор и потребность использовать накопленный опыт постоянно влекли В.В.Тыщенко к общественной деятельности. Уже в институте он активно работал в комсомоле, избирался секретарем комсомольской организации. В настоящее время он является членом Правления Международной ассоциации «Породненные Города», в рамках которой активно участвует в деятельности по установлению плодотворных и эффективных хозяйственных и экономических отношений, а также в укреплении культурных связей с городами СНГ.
В апреле 1998 г. В.В.Тыщенко активно включился в деятельность Всероссийского общественно-политического движения «Духовное наследие» и был избран членом Центрального Совета Движения.

Будет ли Россия
на рынке наукоемкой продукции?
 
В.ТЫЩЕНКО,
заместитель генерального директора НИИ космического приборостроения
 
Большинство стран мира строит свою экономику на рыночной основе. Но лишь семь из них по ВВП, объемам внешней торговли, финансовому капиталу отнесены к числу промышленно развитых. Что же предопределило успех «семерки» в мировой практике последних лет? Это — макротехнологии или так называемые высокие технологии, позволяющие выпускать наукоемкую продукцию.

На мировом рынке продукция, произведенная с помощью высоких технологий, оставила далеко позади сырьевые и энергетические ресурсы: ее годовой объем сегодня достиг 2 трлн. 300 млрд. долл.

Лидерство прочно удерживает автомобилестроение, на долю которого приходится около 450 млрд. долл. в год. За ним идут электроника — примерно 200 млрд., информационные технологии и телекоммуникации — порядка 160 млрд., авиация и космос — 142 млрд., вооружение — около 106 млрд. долл. в год.

На эти и другие виды наукоемкой продукции в мире существует устойчивый, быстрорастущий спрос. Судя по прогнозам, ее объем к 2015 г. обещает достичь 4 трлн. долл. в год.

Что может иметь Россия? Если не будут приняты экстренные меры, то в лучшем случае мы сможем сохранить за собой те 0,3% от мирового объема наукоемкой продукции, которая приходится на нашу долю сегодня.
Такое положение явно не соответствует промышленному потенциалу России, уровню развития ее науки и образования. И свидетельствует об отсутствии целенаправленной научно-технической политики, недооценки процессов, происходящих в мире.

Производство наукоемкой продукции обеспечивают всего около 50 макротехнологий. Причем приоритет по большинству из них, как и 80% наукоемкой продукции, принадлежит все тем же семи промышленно развитым странам. На долю США приходится примерно 22 макротехнологии, Германии — 11, Японии — 8, Англии и Франции — по 3—4. А весь остальной мир может претендовать на авторство лишь по 2—3 макротехнологиям.

Следует отметить, что, несмотря на растущий экспорт, Россия обладает лишь 2—3 макротехнологиями, конкурентными на мировом рынке наукоемкой продукции. Однако, по оценкам российских ученых, при целенаправленной политике уже в начале ХХI в. Россия может иметь таких макротехнологий по меньшей мере 10—12. Основанием для такого прогноза служат не только наши былые успехи, но пока еще существующий потенциал на таких направлениях, как авиакосмическая техника, атомная энергетика, вооружение и ряд других.

Учитывая, что в России платежеспособный спрос на наукоемкую продукцию пока весьма ограничен, эти 10—12 макротехнологий должны ориентировать значительную часть нашего научного и производственного потенциала на те страны, где такой спрос существует. Это позволит России претендовать на 10—15% мирового рынка этой продукции, доведя объем ее экспорта в начале века до 120—180 млрд., а к 2015 г. — до 150—220 млрд. долл. в год.

Ставка на макротехнологии позволит сформировать ядро эффективной и конкурентной промышленности, возродит социальный спрос на науку и образование, заинтересованность в фундаментальных и прикладных исследованиях. Будут обеспечены технологическая независимость и оборонная безопасность России. При этом, четкая ориентация не просто на конечный результат, а на конкурентную продукцию должна привлечь как российские банки и финансовые группы, так и западных инвесторов. И подход должен быть один: надо идти туда, где есть и будет платежеспособный спрос. Сегодня ситуация такова, что благополучие России и всех нас зависит от того, как быстро мы научимся зарабатывать. Не на дешевых сырьевых ресурсах, а на дорогой наукоемкой продукции. Только макротехнологии в состоянии вывезти экономику России.

В качестве примера рассмотрим ситуацию в Научно-исследовательском институте космического приборостроения (НИИ КП). Этот институт был одним из ведущих в СССР и является в настоящее время ведущим предприятием по разработкам и производству приборов для космических кораблей и наземных систем слежения, управления и связи.

С началом перестройки большинство предприятий и научных организаций, деятельность которых ранее была ориентирована на реализацию программ оборонного сектора страны и финансировалась за счет государственного бюджета, было включено в процесс конверсии. Следует отметить, что Закон от 20 марта 1992 г. № 2551-1 о конверсии оборонной промышленности РФ не был обеспечен бюджетным и внебюджетным финансированием. Сегодняшнее положение промышленности и близко не соответствует этому закону. Промышленность находится в состоянии прогрессирующего развала, и можно подумать, что у государства имеются более важные задачи, чем включение в работу тысяч остановленных заводов и предприятий — основных наполнителей федерального бюджета.

Более того, положение дел с конверсией замалчивается, конверсия попала в информационную блокаду, и если еще в недрах Госдумы иногда клокочут страсти по конверсии, то в СМИ они не выходят. Да и само слово «конверсия» настолько затаскано и заболтано, что теряет или уже потеряло свое первоначальное значение. С момента провозглашения конверсии прошло почти десять лет, а заводы и предприятия остановлены, основные фонды стареют. Закон 1992 г. не стал движущей силой идеи конверсии.

В то же время есть предприятия, которые, идя порой на риск, изыскивают собственные пути выживания. Так, НИИ КП реализовал несколько проектов с использованием передовых высоких технологий и создал наукоемкие системы и приборы, в том числе для гражданского применения, которые по своим параметрам не уступают и даже в некоторых случаях превосходят зарубежные аналоги. Однако прохождение проработки таких проектов и их коммерциализация неизбежно сталкиваются с проблемами, которые уже приобрели хронический характер.

Например:

1. Системы региональных станций приема спутниковых телевизионных сигналов. Актуальность разработки таких станций очевидна: после раздела СССР прибалтийские страны отключили наземные средства, проходившие по их территории из Санкт-Петербурга и Москвы и передававшие телевизионные программы в Калининградскую область. Сложилась пиковая ситуация. И только использование высоких, космических технологий смогло помочь делу. Минсвязи России поручило НИИ КП срочно изготовить и развернуть в Калининградской области 18 станций приема спутниковых телевизионных сигналов. Заказ был выполнен и была восстановлена связь между областью и Россией.

Подобные станции приема спутниковых телевизионных сигналов давно уже были введены по стране. Без них не обходится ни один регион. Но со временем они устарели морально (всего 2-3 телевизионных канала), износились физически (прядка 20 лет эксплуатации), к тому же спутники связи выработали свой ресурс. А на новые в стране нет денег. Вот почему была развернута программа плановой модернизации всей сети станций. Сегодня в России введено в действие порядка 700 наземных приемных спутниковых станций. Это — Урал и Зауралье, Сибирь, Юг и Калининградская область.

Однако проблемы здесь те же, что и везде: хроническое отсутствие финансирования, поиск различных схем реализации работ с помощью заинтересованных телеканалов: ОРТ, НТВ, ТВ-6, Ren-TV, МУЗ-ТВ и т.д. И здесь потребуется приложить много усилий, в том числе в поиске схем финансирования, так как модернизации подлежат примерно 7000 российских станций.

2. Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС). Она служит для высокоточного определения местоположения и времени в любой точке Земли. Россия и США примерно одновременно (в 1995—1996 гг.) развернули системы (ГЛОНАСС) (РФ) и (Навстар) (США). Была создана вся инфраструктура для их управления. Но на первом этапе все усилия НИИ КП были сосредоточены на разработке аппаратуры пользователей для своих специфических вопросов. Американцы же развернули массовое производство приемников потребителей для всех желающих частных лиц (рыбаков, яхтсменов, туристов, автомобилистов, геологов и т.д.) и естественно их аппаратура работает лишь по системе американской (Навстар) (GPS).
НИИ КП также взял курс на разработку и производство аппаратуры для широкого круга потребителей, работающих по сигналам российской (ГЛОНАСС) и американской (Навстар) навигационных систем, что придало им большое преимущество. Однако из-за общей кризисной экономической обстановки НИИ КП не может развернуть массовое производство, хотя преимущества использования этой системы в экономике России велики.

Тактико-технические параметры системы позволяют определить месторасположение движущего транспорта с точностью 10—15 м, его скорость с точностью до 0,1м/сек., а при специальном оборудовании точность повышается до 1—2 м. Это позволяет осуществлять (слепую) посадку самолетов в тяжелых метеоусловиях, проводку судов по рекам и морским фарватерам и решение других задач на новом качественном уровне. На базе этой аппаратуры могут быть довольно просто реализованы диспетчерские системы для пассажирского транспорта (и первая система (След) для московских автобусов уже сертифицирована), для МЧС, патрульных служб МВД, скорой помощи, пожарных, служб перевозок денег и ценностей, а также взрывчатых, радиоактивных и ядовитых веществ и т.д.

Применение аппаратуры потребителей в управлении воздушным движением позволяет повысить безопасность полетов, сузить воздушные коридоры, а за счет точности удержания курса самолета снизить расход топлива до 25%.

Но вся эта жизненно важная аппаратура фактически не востребована. Внедрение отдельных приборов иностранного производства не может решить проблемы России:

во-первых, эти приборы ориентированы лишь на американскую систему (Новстар), а она менее точна и просто опасна для постоянного использования, так как в случае любого политического конфликта США может ввести режим помех в сигналы, излучаемые американскими навигационными спутниками в зоне видимости страны, подвергающейся санкциям;

во-вторых, — широкое производство российской продукции ограничено из-за отсутствия оборотных средств как у производителей оборудования, так и у пользователей.

3. Разработка НИИ КП аварийного буя. 20 лет назад США, Франция, Канада и СССР создали космическую систему обнаружения судов, терпящих бедствие. Она получила название КОСПАС — САРСАТ и с тех пор успешно работает. Сегодня к ней присоединилось еще 22 страны. Когда наши специалисты слышат, что исчезает самолет или вертолет, а затем его неделями ищут, они всегда удивляются. Ведь достаточно взять на борт воздушного судна специальный аварийный буй, включающийся вручную или при ударе, или при падении в воду (для морских судов), и в кратчайшее время через систему национальных центров место катастрофы будет определено, а по кодированному сигналу будет ясно, кто, где и когда терпит бедствие. НИИ КП разработало и изгоовило опытные образцы авиационных буев разного класса — и для салона самолета, и карманные для бортпроводниц, и специальные для особо тяжелых катастроф, выдерживающие удар до 1000 g.

Но на пути внедрения стоит малая заинтересованность владельцев и арендаторов воздушных и морских судов в приобретении дополнительного оборудования. Отсутствуют законодательные либо директивные акты, предписывающие обязательное оснащение воздушных судов (самолетов, вертолетов) аварийными буями спасения. С учетом всей экономической обстановки НИИ КП продвигает этот жизненно важный наукоемкий продукт пока на рынок России.

4. Медицинский биохиманализатор. Специалисты НИИ КП, используя свой и зарубежный опыт, разработали прибор (Биодот) для анализа различных биохимических жидкостей как медицинских — кровь, плазма, моча, так и немедицинских — растворы в фармацевтике, пищевой промышленности, контроль питьевой воды и т.д.

Итак, отрасль, к которой принадлежит НИИ КП, — это в известном смысле лицо страны. НИИ КП имеет еще много наработок, ноу-хау, идей и воплощенных замыслов, которые могли бы составить честь любой стране. Имеются системы и комплексы, от которых напрямую зависит жизнедеятельность экономики и обороны России, благосостояние ее граждан. Однако из-за кризисных проблем много специалистов уволились, так как оплата их труда, в том числе интеллектуального, весьма низка. Но к счастью, еще остались энтузиасты, которые и несут нелегкое бремя создателей приборов и систем для космической техники.

Эта статья не является программной и ее замысел заключается в том, чтобы показать экономические проблемы, некоторые пути их решения, а также конкретные примеры сложнейшей ситуации на одном из ведущих российских предприятий наукоемкой продукции, механизмы реализации которой требуют глубокого осмысленного подхода, неординарных решений и жесткого регулирования, в том числе государственного.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]