Обозреватель - Observer |
Внешняя политика
|
Весьма высокий уровень доходов на душу населения (до войны в Заливе — около 12,6 тыс. долл. в год), составляющий материальную основу внутриполитической стабильности, к 1996 г., по данным МВФ, снизился вдвое, что не могло не создать дополнительных экономических и социальных проблем. Сбережения, к примеру, столичных жителей сократились по отношению к доходам с 27% в 1986—1987 гг. до 13% в 1996—1997 гг.. В конце 90-х годов в результате падения цен на нефть в саудовской экономике нарастают стагнационные явления, государство вынуждено урезать или замораживать бюджетное финансирование ряда хозяйственных объектов, происходят задержки с выплатой дотаций и субсидий.
Для развязки обостряющихся экономических проблем еще в начале 90-х годов были намечены новые ориентиры. Главнейшие из них — реструктуризация экономики, дальнейшее ослабление зависимости от поступлений из нефтяного сектора, дающих до настоящего времени около 80% его доходной части.
Раскрывая современную экономическую стратегию саудовского руководства, министр торговли КСА И.Д.Факиг заявил в одном из своих выступлений осенью 1997 г., что «политика Саудовской Аравии за минувшие тридцать лет исходила из того, что нефть является истощимым источником, ее необходимо использовать в качестве стимулятора экономического роста, но недопустимо, чтобы она неизменно оставалась его двигателем». На практике такой подход, по мнению министра, означает «диверсификацию экономической базы и источников национального дохода».
Для ее достижения на ближайшую пятилетку (2000—2005 гг. — королевство живет по пятилетним планам развития) будет выделено около 133 млрд. долл. в виде капвложений в сферу производства и инфраструктуру. Основной упор при этом делается на развязывание инициативы частного сектора, привлечение местных и зарубежных инвесторов.
В силу исторических особенностей развития страны значительную и во многом определяющую роль в экономическом взлете королевства в минувшие годы (с 1969 по 1996 г. его ВВП увеличился в 4 раза) сыграл государственный сектор, который из-за архаичности и слабости традиционных хозяйственных структур был один способен обеспечить рациональное использование нараставших финансовых поступлений от вывоза нефти.
Создав предпосылки для построения современной экономики, государство к середине 90-х годов перешло к привлечению частного сектора к участию в хозяйственном развитии страны. Его доля в ВВП в 1996 г. составила 35% и к 2000 г. должна возрасти до 45%. По разным оценкам, в частных руках в КСА находится около 100 млрд. долл. ликвидных средств. По подсчетам главного экономиста Саудо-американского банка Л.Тэкера, 420 млрд. долл. в виде портфельных инвестиций размещены саудовскими частными предпринимателями за пределами королевства. Эта огромная сумма приносит им 6% годовых, или около 25 млрд. долл. Если бы лишь половина из этих прибылей была вложена в саудовскую экономику, ВВП королевства вырос бы на 10%.
Следует отметить, что привлекая частника к хозяйственному строительству, саудовское руководство не упраздняет, а лишь модифицирует роль государства. По мнению И.Д.Факига, «свободный экономический режим и созидательные инициативы частного сектора являются той опорной базой, на которой можно добиваться глобального роста экономики и гарантировать его непрерывность... Вмешательство же государства, за которым остается направляющая и наблюдающая роль, в экономические дела должно быть временным, нацеленным на оказание содействия частному сектору.
О масштабности и сложности задач в этой области можно судить по данным исследования, проведенного торгово-промышленной палатой деловой столицы королевства — г. Джидды: на 82% торговых предприятий города (а в сфере распределения и оперирует в основном саудовский частник) к концу 90-х годов работало по 10 и менее служащих, 99% заведений принадлежало семейному капиталу, действовав-шему замкнуто и не помышлявшему о корпоративных началах. Как показывает то же исследование, молодое поколение торгового капитала, получив современное коммерческое образование и начиная активную предпринимательскую деятельность, следует фамильным традициям, предпочитая вести ее самостоятельно, без кооперации с соотечественниками, используя лишь собственные финансовые средства и нанимая менеджеров и прочих служащих из числа иностранцев.
В современных экономических условиях королевства дробление капитала по мелким компаниям и предприятиям имеет, по мнению руководителя одной из консалтинговых фирм И.Саджини, одно важное преимущество: оно позволяет создавать дополнительные рабочие места, ослабляя тем самым остроту проблемы занятости. Тем не менее государство предпринимает шаги (как поощрительного, так и репрессивного характера) по упорядочению форм собственности и перерегистрации существующих семейных фирм, отдавая предпочтение их преобразованию в акционерные общества.
Другая составляющая саудовского НЭПа — привлечение и поощрение иностранных инвестиций. Как отметил И.Д.Факиг, «королевство в своих связях с мировым сообществом учитывает процессы глобализации, проводя политику «открытости» для инвестирования, передачи технологии, использования накопленного зарубежного опыта и благоприятных возможностей для торговых обменов.
О результатах такой политики свидетельствуют следующие данные: к началу
1998 г. объем иностранных прямых инвестиций (по ним КСА занимает среди
развивающихся стран седьмое место) в более чем 1140 совместных предприятий
превысил 30 млрд. долл., 88% из которых были вложены в нефтехимическое
производство.
|