Обозреватель - Observer 
Наши интервью 

 
ПРИОРИТЕТ ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
КАЛИНИН Юрий Иванович родился в 1946 г. в Саратовской области. Имеет высшее юридическое образование. Трудовую деятельность начал с 16 лет. Служил в армии. С 1971 по 1997 г. проходил службу в уголовно-исполнительной системе, где последовательно прошел все должности начальствующего состава с присвоением званий от младшего лейтенанта до генерал-лейтенанта. Работал оперуполномоченным, заместителем начальника исправительной колонии, начальником ИК, начальником управления ИТУ УВД Саратовской области. В 1988 г. переведен в Москву и был назначен начальником ведущего управления Главного управления по исправительным делам МВД СССР, затем заместителем начальника службы по исправительным делам МВД РСФСР, начальником Главного управления исполнения наказаний МВД России. При его непосредственном участии была начата работа по реформированию уголовно-исполнительной системы, подготовлен ряд законодательных актов, принимались меры по укреплению в исправительных учреждениях правопорядка и законности, раскрытию преступлений.
Калинин Ю.И. участвовал в боевых операциях по защите конституционного порядка в Северной Осетии и Чеченской Республике. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и орденом Мужества.
В декабре 1997 г. перешел на работу в Министерство юстиции России заместителем руководителя Департамента законодательства о государственной безопасности и правоохранительной деятельности, а в июле 1998 г. выдвинут на должность заместителя министра юстиции Российской Федерации, возглавив работу по реорганизации уголовно-исполнительной системы и передаче ее из МВД России в ведение Министерства юстиции России. Является государственным советником юстиции 1-го класса. Женат, имеет двоих детей.
 
Необходимо изменить
уголовную политику
в целом
 
Интервью
главного редактора журнала «Обозреватель - Observer» В.Штоля
с заместителем министра юстиции РФ
Ю.КАЛИНИНЫМ
  Действительно это так. 12 марта 1879 г. (27 февраля по старому стилю) впервые в истории централизованного Российского государства в составе Министерства внутренних дел было образовано Главное тюремное управление, положившее начало функционированию единой государственной пенитенциарной системы.

До этого органы, отвечающие за исполнение наказаний, находились в различных структурах государственной власти.

Чтобы иметь представление о том, как исполнялись наказания в прошлом, достаточно посмотреть исторические фильмы или посетить казематы Петропавловской крепости. Изучению этого вопроса посвящены труды ученых, работающих в области пенитенциарной системы. К примеру, к 120-летию уголовно-исправительной системы (УИС) выйдет в свет книга доктора юридических наук М.Деткова «Тюрьмы, лагеря и колонии России» (под общей редакцией министра юстиции П.Крашенинникова). В ней дается подробный ответ на Ваш вопрос.

Прежде всего необходимо обратить внимание на законодательную базу, на основе которой выносились и исполнялись наказания. В различные исторические эпохи существовали соответствующие законы. До XV в. это так называемая «Краткая Правда», затем обновленный вариант под названием «Русская правда», в XVI в. — «Судебники», в XVII в. — «Соборное уложение», далее воинские артикулы Петра I, тюремные инструкции и т.д.

Остановимся, к примеру, на «Соборном уложении» 1649 г. В 25 главах этого документа содержалось 967 статей. В них заложено дальнейшее наращивание устрашающего начала наказания и процесса его исполнения, ярко выражена месть преступнику за совершенное злодеяние. Ведущими видами наказания были смертная казнь, телесные (в том числе членовредитель-ские) меры, тюремное заключение, ссылка.
Более 50 разновидностей преступлений карались смертной казнью. Чтобы усилить эффект смертной казни, предусматривались не только простые ее виды (повешение, отсечение головы), но и квалифицированные (сожжение, залитие горла расплавленным металлом), закапывание в землю до наступления смерти и т.д.
Широкое распространение получили различные виды телесных наказаний, а также членовредительные меры, наносящие увечья: битье батогами, кнутом, вырывание глаз, отсечение одной или обеих рук, отрезание ушей и т.д.

Особенностью этого документа являлось то, что в нем присутствовал принцип неопределенности наказания типа: казнить смертью без всякой пощады.

Последующие законы также усиливали суровость наказаний и их исполнения. Были попытки, особенно во времена правления Екатерины II, создания пенитенциарного права. Ее проект Устава об устройстве тюрем предусматривал совершенствование системы тюремных учреждений, гуманизацию условий содержания заключенных, определял правовой статус администрации. К сожалению, заложенные в нем идеи опережали время.

До начала XIX в. в России отсутствовала стройная система законов и структура управления процессом исполнения наказаний. Первым систематизированным законодательным актом об исполнении лишения свободы стал Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных 1832 г.

В соответствии с принятым при Николае I Уложением 1845 г. все наказания делились на два разряда: уголовные и исправительные. К наказаниям уголовным, например, были отнесены: лишение всех прав состояния и смертная казнь, лишение всех прав состояния и ссылка в каторжные работы, на поселение в Сибирь или на Кавказ.

К исправительным мерам относились: временное заключение в крепости, в смирительном доме, в тюрьме с лишением некоторых особенных прав и преимуществ либо без оного; краткосрочный арест; денежные взыскания; выговоры, замечания, внушения в присутствии суда.

Формирование уголовной и пенитенциарной политики России XIX в. происходило под влиянием прогрессивных взглядов и идей отечественных и зарубежных ученых, журналистов и писателей, активной позиции передовой российской общественности. В 70-е годы XIX столетия появились новые военно-пенитенциарные акты, собранные в Свод военных постановлений.

В настоящее время действующим уголовным кодексом (УК) предусмотрены меры наказания как без изоляции от общества (штрафы, исправительные работы, невозможность занимать определенные должности), так и связанные с лишением свободы. По 5 статьям УК назначается высшая мера наказания — смертная казнь.

Основной документ, регламентирующий деятельность уголовно-исполнительной системы, — это уголовно-исполнительный кодекс (УИК), который вступил в действие с 1 июля 1997 г. В нем нашла отражение новая идеология уголовно-исполнительной политики государства. В документе наиболее полно реализуется идея дифференциации порядка и условий отбывания наказаний в зависимости от поведения осужденных, детально регламентированы элементы принуждения, необходимые для организации эффективного применения уголовно-правовых мер воздействия, четко определены права и обязанности администрации учреждений и осужденных.

Если к политическим отнести осужденных за преступления против интересов государства (измена, шпионаж), то вопрос имеет место. И содержатся они отдельно от остальных осужденных. А возможность для самообразования имеется во всех учреждениях системы, было бы желание для этого. В принципе ситуация не изменилась потому, что закон не изменился, закон обязывает содержать категорию этих людей отдельно и я думаю, что это совершенно правильно. Конечно, из различных категорий нашего общества люди совершают преступления, но тем не менее отношение к тем людям, о которых Вы задали вопрос, специфическое, и подвергать их дополнительному риску со стороны закконтингента, я думаю, и бесчеловечно, и неверно. Такие колонии у нас есть, в частности, в Нижнем Тагиле и в Саратовской области. Это люди, связанные с государственными должностями, работники правоохранительных органов и так далее. Я думаю, что пока нет законодательного решения, все заявления имеют, можно сказать, превентивный характер. Известная многим «Бутырка» построена в XVII в. как острог. В конце XVIII в. по проекту архитектора Казакова М.С. на основе острога был построен Губернский тюремный замок, который в 1879 г.
реконструировался. В начале XX в. его расширили, доведя количество мест до 2500. Сейчас это следственный изолятор № 2. Сравнивать условия содержания в нем в прошлом и сейчас очень трудно. Как и многие изоляторы в стране, он переполнен. Об этом много уже сказано и написано. При лимите мест 3500, сейчас там содержится около 6000 чел. В камерах, рассчитанных на 28—36 мест, фактически содержится 70—80 арестованных. Отсюда и другие проблемы, такие, как распространение вирусных заболеваний, особенно туберкулеза. Не почти, а точно. Самое тяжелое — это следственные изоляторы. И мы заявляем об этом. А нечеловеческие условия потому, что на человека приходится в среднем 1 кв. м. Отсюда  и кислородное голодание, и санитарные условия; туберкулез, инфекционные заболевания, педикулез, конфликтные ситуации.
Для решения этой проблемы есть два пути: незатратный и затратный.

Незатратный — это законодательное регулирование, ограничивающее поступление в следственный изолятор. У нас очень неразумно применяется мера пресечения «взятие под стражу». «Нарисовали», судьи возбудили уголовное дело по факту и — в следственный изолятор.

На 100% дел, рассматриваемых в судах, 34—36% идут дела о лишении свободы, а остальные освобождаются по реабилитирующим факторам, альтернативным видам наказания и так далее. Ну какой человек это будет воспринимать нормально и какое государство может выдержать все это?

Значит, более 60% (ну даже 50%) людей по оценке судов не имеют большой общественной опасности. Зачем их загонять в следственные изоляторы, зачем менять обычные условия жизни, ломать им семейные отношения? Впервые судимые, как правило, теряют работу, которую с трудом нашли.

В закон «Содержание под стражей» мы ввели две нормы, дающие право начальнику изолятора освобождать, если в отношении человека не продлевается в установленном законом порядке срок содержания под стражей. Первая такая акция была проведена в Нижнем Новгороде: при поддержке Прокуратуры начальник изолятора и территориальные органы управления освободили там более 300 чел. Один только исчез. Все остальные прошли процедуру следствия и суда, никто не ушел. Все прошло нормально.

В Саратове освободили из СИЗО около 600 чел. Ни один никуда не делся. Сами приходили к следователю, в суд.

С одной стороны, это меньшая криминализация, меньшее напряжение, а с другой стороны, даже для следователя это более удобные условия работы, так как в изоляторе просто невозможно работать (не хватает кабинетов, подследственные содержатся в таких условиях, что контакт с ними практически невозможно установить).

А в целом вопрос очень серьезный. Мы сейчас все настойчивее говорим о необходимости изменения уголовной политики в целом, иначе наше дорогое общество постепенно все пройдет через тюрьму. В течение года у нас проходит около 2 млн. чел. Но это же люди в возрасте 32—34 лет. Из 147 млн., если отбросить дедушек, бабушек, детей, школьников, пионеров, у нас работоспособных около 60 млн. чел. и при этом 2 млн. каждый год проходят через нашу систему! А это вопрос демографии, это вопрос социальный, это вопрос криминальный.

Кто попадает из тюрьмы в криминальные сообщества? У нас такой полной статистики нет. Но мы просчитываем, примерно 12—15% уходит туда.

Кто выходит из тюрьмы здоровым после 3—4 лет содержания там — единицы. Там здоровье теряется и, прежде всего, психическое здоровье.

Кто подумал о демографии, о репродукции населения, приросте населения? Кто папа, кто мама, кого на свет они произведут? Тоже вопрос.

Поэтому мы считаем нужно очень основательно пересмотреть все основы уголовной политики, уголовного наказания. В места лишения свободы должен попадать человек за опасные преступления, и он должен получать оценку «за опасные преступления». За менее опасные преступления, должна быть альтернатива: штрафы, принудительные работы, любые виды, которые в мировой практике существуют, но только не тюрьма.

Такие законопроекты есть. Нас сейчас очень здорово поддерживают в Прокуратуре, в Госдуме, в правительстве, в МВД. Недавно было совещание. Мы приглашали к себе представителей уголовного розыска. Они тоже считают, что нужно меньше сажать. Они сталкиваются с рецидивом. Когда человек выходит из следственного изолятора, у него, естественно, появляется озлобленность. А почему он должен весело смотреть?

Итак, чтобы как-то разрядить обстановку в учреждениях этого типа, мы считаем необходимым внести в законодательство изменения, направленные на расширение использования других мер пресечения, не связанных с арестом, а также на ограничение срока рассмотрения уголовных дел в судах. Соответствующие законопроекты нами подготовлены.

Второй путь решения этой проблемы — строительство новых и реконструкция старых изоляторов. К сожалению, принятая соответствующая федеральная программа практически не финансируется по понятным всем нам причинам.

Мы должны прекрасно представлять себе, какая тюрьма по карману сегодня нашему государству. И говоря о снижении численности заключенных, наши работники порой тоже не с того конца заезжают.

Надо думать о последствиях, о целях наказания, о человеке вообще. Мы, кстати, первыми поставили вопрос о снижении численности заключенных. Сейчас эта программа разворачивается во всех странах Европы. У нас же об этом никто не думает.

Если говорить о реформировании нашей системы, то нужно в первую очередь реформировать следственную систему, судебную систему. Мы — последняя инстанция в этой цепочке. Там задерживают — сажают, здесь судят — сажают, а мы — уже результат и должны принимать все, что они произвели.

Недостатков следственной и судебной систем никто не видит. Ну и главное, что ни один политик не понимает (я встречался со многими), что такое тюремное население, и не видит в целом влияния всей этой системы на судьбы нашего государства: 60 млн. всего и 2 млн. каждый год проходит через нашу систему.

К нашему счастью, мы сейчас не видим каких-то явных противодействий. В Госдуме и во всех фракциях все понимают. Жестко сопротивляется всем нашим предложениям, законопроектам только суд. Судьи не ограничены в сроках рассмотрения дел. Ни один судья не ответил за эти «передержки». А законом на него должна возлагаться какая-то ответственность.

Судья годами держит человека, потом освобождает и говорит:

— Да, ну посидел, ну и что?

Это не признается как судебная ошибка. В лучшем случае квалификационная комиссия его как-то пожурит или лишит его судебного звания. Но это очень редко.

Но и это не вся проблема. Все сочетается в общем результате. Следственный аппарат — тяжелейшая работа. Я считаю, что вообще в правоохранительной деятельности две самые сложные профессии: следователь и сыщик. Самые трудоемкие, черные. Почему популярность следственной работы упала? Кто за такую зарплату будет работать? Около 60% следственного аппарата МВД сегодня не имеет юридического образования. Как следователь, руководствуясь законом, работая с человеком, преступником или подозреваемым, не зная закона, будет оценивать их действия и вести следствие? Это сложнейший процесс — человеческие взаимоотношения. Тем более в области преступления и раскрытия преступления. И люди не имеют соответствующего образования.

Мы сейчас записали в законопроект норму, чтобы суды не возвращали дело на доследование. Сейчас практика такая: срок кончается у следователя, и он передает дело в суд, там посмотрели — открывают дело № 2 и отправляют на доследование. Мы сейчас подготовили законопроект, что доследование назначать нельзя. Я думаю, он будет принят. Если следователь в установленный законом срок не уложился, не доказал вину, то все, выпускай человека, начинай снова собирать доказательства. Потом можно еще хоть десять раз человека арестовать.

Я несколько раз был в Америке, изучал работу: полицейский не имеет право арестовать человека, пока он не докажет своим коллегам, руководителям, что у него имеется достаточная доказательная база. Там ни один прокурор не пойдет на то, чтобы санкционировать арест без доказательства. И порой по несколько лет они знают о преступной деятельности, несколько лет могут за лидером следить, наблюдать, собирать доказательства. Потом посадили, но нужны гарантии, что он виновен. А у нас как?

Вот пример. Года два назад был такой случай. Во дворе одного дома убили человека. Оказался президент какого-то акционерного общества. Тут же арестовали человека из Академии Наук, работавшего по программе «Буран». Арестовали потому, что акционерное общество имело какую-то конфликтную ситуацию с этим космическим объектом, что-то связанное с акционированием. Обратились ко мне, мы поехали к сыщикам, а те говорят:

— А что нам делать? Ну уж раз взяли, пусть посидит. Когда возьмем, кого нужно, — потом потихонечку этот уйдет.

Если в целом говорить о реформе, то она должна быть глобальной. Мы много говорим о программе борьбы с преступностью. Да, она не реализуется, она материального подкрепления не имеет каждый год. Но нужно думать и об изменении уголовной политики, определяя цели, задачи и исследуя последствия наказания для человека, для общества, для семьи, для отдельного региона и т.д.

Вопрос поставлен несколько некорректно. Заключение под стражу — это мера пресечения, предусмотренная уголовно-процессуальным кодексом, для того, чтобы подозреваемый в преступлениях не смог скрыться от органов следствия, повлиять на ход расследования, совершить новое преступление.

В отношении лиц, отбывающих назначенное судом наказание в виде лишения свободы, УИК говорит о цели исправления осужденных, а не об исправлении и перевоспитании, как это было в ранее действующем законодательстве. Это подтверждают многие статьи законов, направленные на гуманизацию условий отбывания наказаний. Прежде всего, возможность общения с родственниками, так как место отбывания наказания, по возможности, приближено к месту жительства, увеличено количество длительных и краткосрочных свиданий, сняты ограничения на отправку осужденными писем и телеграмм.

Впервые законодательно осужденным гарантирована свобода совести и вероисповедания. Служители культа получили право доступа в места лишения свободы, отправления религиозных обрядов. Каждый осужденный имеет возможность получить общее и профессиональное образование, практикуется даже получение высшего образования. В местах лишения свободы укрепляется психологическая служба. Во многих колониях работают психологи, созданы психологические лаборатории. Рязанский институт права и экономики готовит для нас кадры профессиональных психологов.

Видимо, задавая вопрос, Вы имели в виду положение в следственных изоляторах, о котором я говорил ранее. Еще раз повторю, там ситуация, действительно, тяжелая. Что же касается наших колоний, то условия содержания в них вполне приемлемые, учитывая общее состояние нашей экономики и финансов.

Руководство министерства, Главное управление исполнения наказаний (ГУИН), территориальных органов УИС делает все возможное, чтобы облегчить жизнь заключенных. Со своими проблемами мы постоянно обращаемся в правительство, в местные органы управления, и находим там понимание и помощь.

Кроме того, с передачей системы в ведение Министерства юстиции процесс ее реформирования совсем не закончен. Наступил следующий этап, главная задача которого — во многом пересмотреть концепцию деятельности пенитенциарной системы с учетом происшедших в стране политических и экономических изменений, приблизить условия ее функционирования к международным стандартам. Естественно, потребуются как значительные изменения законодательства, так и время на их реализацию.

Это может быть избитое выражение, но я думаю, что это, наверное, дух времени, веление времени.
Мы в реформировании системы прошли достаточно динамичный период, если считать от 1990 г. За этот период очень много было сделано для реформы, в том числе в законодательном плане. Нормативная база была изменена значительным образом. Это позволило по иному определить условия наказания, условия предварительного заключения, самое главное, по иному определить взаимоотношения контингента и сотрудников, изменить психологию отношений в целом. То, что мы не ошиблись в том, что делали, подтверждается стабильной оперативной обстановкой в местах лишения свободы.

Я работаю уже почти 29 лет в системе. И в хорошие «сытые» годы у нас периодически ежегодно вспыхивали какие-то массовые эксцессы. Я лично принимал участие в разрешении массовых конфликтов в колониях.
Сейчас мы этого не допускаем и не за счет какого-то большого силового давления, а наоборот, мы сняли ограничения, которые были у людей за «забором»: ведь жизнь там существует совершенно по другим критериям и ценности совершенно иные. Для меня или для Вас, сигарета — это сигарета, ну сломал, выкинул, там это ценность, также как пачка чая, кусок хлеба и так далее.

Наше право во многом было «кусочным», когда вид режима, наказания и кара определялись в какой-то мере произвольно: вот здесь кусочек побольше, здесь поменьше, здесь передача одна, здесь вот посылочка, а здесь — свиданьице, а если что не так, то мы лишим тебя свиданьица, переписочки с родственниками.

Мы сейчас убрали все это. Свидания сейчас никто не имеет права лишить. Как и передач, посылок и так далее. Таким образом большой объем напряженности у человека ушел.

Раньше конфликты накапливались, потом мы говорили, что преступники или авторитеты уголовной среды вели людей устраивать массовые беспорядки. Однако часто предпосылки к беспорядкам создавала сама администрация в силу неумения, в силу очень неразумной законодательной базы того времени, а этим (авторитетам) ничего не оставалось делать — только дестабилизировать обстановку.

За последнее время мы увеличили численный состав нашего персонала. У нас всегда были ограничения по численности. За эти годы развернули (примерно в 2,5 раза) численность. Это тоже поспособствовало улучшению обстановки, но мы уже пришли к тому, что нового качества без каких-то иных серьезных решений не может быть. Когда мы перешли из МВД в Минюст, мы стали одной их самых приоритетных служб здесь, в министерстве. Внимание правительства, Администрации Президента, Госдумы к нам совершенно изменилось. Основные направления в МВД — борьба с преступностью, раскрываемость, внутренние войска, а за последние годы и все эти ситуации с «горячими точками». Поэтому наша система всегда была где-то в стороне. Сейчас же мы получили возможность участвовать в законопроектной работе, появились перспективы на создание соответствующей законодательной базы. Стабильнее стали финансироваться: за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь мы получили впервые полностью все деньги, которые нам полагаются. По лимитам, даже не очень богатым лимитам, — но мы получили. В МВД постоянно из этих лимитов у нас «отстегивали». За последние два с небольшим года из бюджета Главка было отвлечено около 2 млрд. руб. (деноминированных). Это очень приличная сумма.

Закон должен соответствовать состоянию дел и целям наказания. Он не должен отягощать сотрудников какими-то излишними ограничениями. Человек в погонах может реализовать свои человеческие качества, когда у него достаточная законодательная база.

Подбор кадров очень важен. Работа наша никогда не была популярной, особенно в стабильное время, когда можно было иметь альтернативу работы. Сейчас увеличивается безработица, сокращается армия, внутренние войска и ряд других структур и люди идут к нам. Я считаю, что идут не только от безысходной жизни. Потихонечку отсеиваются случайные, и остаются люди, которые работают. Костяк мощный. 1998 г. показал, что если б мы не имели стабильных кадров, если б мы не имели стабильного руководства в региональном звене, то система, конечно, раскачалась бы, так как долгое время люди были в неведении, не было информации о документах, которые бы определили порядок перехода из одного министерства в другое. Они были несколько задержаны. Но благодаря стабильным кадрам система удержалась...

Еще о преступности в нашей системе. Я считаю, что показатель снижения конфликтности, снижения напряженности в каждом человеке и в межличностных отношениях определяют уровень преступности в местах лишения свободы. В течение нескольких лет преступность там стабильно снижается: хулиганские проявления, убийства, тяжкие телесные и так далее.

Такого явления в наших учреждениях нет. Если у Вас имеются конкретные факты, пожалуйста, сообщите нам и мы разберемся. Здесь можно сказать о том, что, имея в своем распоряжении значительные финансовые ресурсы и прекрасно понимая, что небольшая заработная плата наших сотрудников, выдаваемая к тому же нерегулярно, не позволяет достойно обеспечить семью, так называемые «воры в законе» и авторитеты стараются путем подкупа или дачи взяток получить какие-то льготы для себя и своего окружения. В этом направлении у нас работают соответствующие службы. По каждому известному нам факту проводятся проверки, и, как правило, с такими сотрудниками мы расстаемся.

В целом же ситуация в учреждениях уголовно-исполнительной системы, как и положено, находится под нашим контролем.

Воспитательная работа с осужденными несовершеннолетними проводится в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством. При его разработке был учтен опыт работы с несовершеннолетними осужденными, накопленный в воспитательных колониях за 130 лет их существования, и новые аспекты, обусловленные вступлением нашей страны в Совет Европы и реформированием УИС.
Во всех воспитательных колониях подростки проходят общеобразовательное обучение, получают профессиональную подготовку. В послед-ние годы стало больше уделяться внимания индивидуальной работе, активизировалась работа пенитенциарных психологов. В среднем на 150 осужденных приходится один психолог. Конечно, этого явно недостаточно и мы стремимся к развитию психологической службы. Новое законодательство значительно расширило возможности для привлечения к воспитательной работе с несовершеннолетними представителей общественных объединений и религиозных конфессий. Активное участие в этом принимают попечительские советы при воспитательных колониях.

Новой формой работы стало содержание подростков в обычных, облегченных, строгих и льготных условиях отбывания наказаний, что позволило гибко и оперативно реагировать на изменяющееся поведение несовершеннолетнего и стимулировать его правопослушное поведение. Широко применяется предоставленная законодательством возможность вывода их за пределы колонии для посещения театров, музеев, участия в спортивных мероприятиях, проводимых среди подростков города и области.

В настоящее время идет поиск новых форм этой работы, которые бы учитывали специфику подросткового возраста.

Так что воспитательная работа с несовершеннолетними — это не застывшая система, а постоянный поиск новых форм, направленных на возвращение в общество социально адаптированных граждан.
Во все времена серьезное внимание уделялось трудовому воспитанию правонарушителей. Право на труд и вознаграждение за него являются конституционным правом каждого. Однако, на сегодня лишь в 36 из 63 воспитательных колониях (ВК) сохранены промышленные предприятия. И это результат титанических усилий руководителей этих колоний. Предприятия, работающие в ВК, не могут приносить большую прибыль хотя бы потому, что работающие там подростки не имеют ни необходимых трудовых навыков, ни специальности. Тем не менее воспитательные колонии вынуждены выплачивать 15 видов налогов и платежей.

Между тем эти деньги могли бы быть направлены на улучшение условий содержания.
Крайне важно решить на правительственном уровне вопрос о том, чтобы воспитательные колонии содержались полностью за счет федерального бюджета и были освобождены от налогов.

Это ответ на первую часть вопроса.

И все же почему подростки зачастую возвращаются к нам в систему?

Несовершеннолетние поступают в воспитательные колонии в среднем на год (в срок наказания засчитывается время с начала задержания, досудебного и судебного расследования, время этапирования). За это время, конечно, крайне сложно полностью изменить личность, которая формировалась на протяжении 16—17 лет совершенно не так, как хотелось бы обществу. Возвращаются подростки опять в те же условия. Они не могут трудоустроиться, найти жилье, чтобы уйти от пьющих родителей. Кроме того, каждый 10-й подросток сирота, либо лицо, оставшееся без родительского попечения, а каждый 3-й имеет отклонения в психическом развитии. Таким детям еще сложнее закрепиться в жизни.

Поэтому проблема рецидива среди подростков не столько проблема мест лишения свободы, сколько социальная, и решать ее надо совместными усилиями.

Именно так определено законом. В нашей системе имеются колонии с различными режимами (общий и строгий) содержания, 13 тюрем, в которых предусмотрен особый режим, 3 колонии для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы. Даже в одной колонии есть разделение условий содержания в зависимости от поведения осужденного.

Трудно этот принцип сохранить в следственных изоляторах, в которых подозреваемые по различным преступлениям находятся вместе.

Очень сложно сказать, когда. Это зависит от каждого, кто работает в правоохранении. Я понял одно, что если можешь сделать что-то, то нужно делать.

Невозможно говорить о реформах в правоохранительной системе не имея нормального тюремщика, подготовленного, достаточно обеспеченного, даже по уровню я не хочу, чтобы он «выскакивал»; чтобы свою зарплату он мог получать каждый месяц; чтобы мы смогли всех их обучить (учебные заведения сейчас переходят в наше ведение). То что мы сегодня делаем в Минюсте, я считаю, что эта работа во многом способствует поднятию престижности профессии и статуса персонала.

Ведь не все деньги решают. У нас есть действительно люди, которые другой специальности не видят для себя, нормально работают. Сейчас Минюст широко открыл возможность присвоения досрочных званий, сверх потолка, и представления к наградам. Вот к 120-летию, кстати, Администрация Президента дала нам такую «квоту»: 120 чел. будут отмечены государственными наградами. Это воспринимается очень здорово.

Интересуют, конечно. И звания интересуют, и форма. Это кастовость людей, мы же порой не выбирали профессию. Мы приходим в профессию и остаемся в ней, или она нас не принимает. Вот люди, которые пришли в нашу профессию, и составляют костяк, то для них это (награды, звания) очень и очень важно. Это важно не только у нас.

Где бы я ни был в Европе, Америке, я обращаю на это внимание: шеврончик, нашивочка, значки. Ну казалось бы, что особенного? А это очень здорово поднимает и дух, и настроение человека. Он понимает, что его отметили. Мы тоже будем это направление развивать.

Ничего подобного. Никаких шагов в этом направлении Министерство юстиции не предпринимает. Все сроки определены законом, если действительно кто-то не успеет перерегистрироваться или зарегистрироваться — это уже беда партии, но это не вина Министерства юстиции. Министры юстиции и С.Степашин, и сейчас П.Крашининников, как мне кажется, принимают практически всех лидеров крупных объединений, фракций и так далее. Двери всегда открыты. Я почти 20 лет в этой системе; работал оперативником, заместителем начальника колонии по оперработе, начальником колонии, начальником областного управления. В Москве я прошел должности начальника управления по руководству ИТУ главка, начальника оперативного управления Главка. В 1991 г. В.Баранников меня пригласил на работу в российское министерство. С конца января 1992 г. я стал начальником Главка. Вот это вся жизнь.

Увлечения: спортом занимался и сейчас пытаюсь иногда. То лень меня переборет, то я ее немножко.
Семья: у меня жена, двое детей. Жена в МВД работает — свой милиционер дома. Девочки учатся. Старшая на четвертом курсе института им. Мориса Тореза (французский, английский).
Младшая учится на втором курсе юридического вуза.
 

Спасибо за интервью.




   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]