Обозреватель - Observer |
Научно-практическая конференция ВОПД "Духовное наследие"
|
Уровень социополитического развития России при переходе в третье тысячелетие
Э.Скакунов, доктор юридических наук
Можно предложить два способа измерения уровня цивилизационного развития России: один из них ориентирован на общество, а другой — на политическую систему.
1. Определенная пропорция радикализма, либерализма и консерватизма, которая, по подсчетам Дж.Алмонда, в развивающемся обществе выражается в соотношении 45:25:30, тогда как в развитом обществе—10:40:50 (Almond), может быть использована для измерения уровня развития российского общества.
Результаты голосования по партийным спискам в Государственную Думу РФ показывают, что соотношение сторонников радикальных, либеральных и консервативных партий в России (с округлениями до 1,0)
При значительном отставании даже от развивающихся стран в уровне либерализма, Россия в 1999 г. занимала, где-то, срединное положение между развивающимися и развитыми странами по критериям радикальности и, что особенно важно, консерватизма.
2. Уровень демократичности политической системы России 90-х годов подтверждает эту версию, поскольку политические власти, став на путь практической модернизации страны, оказались, по классификации Вессона (Vesson), в рамках режима частичной демократии, при котором:
Этот режим впервые возник в России в 1905 г. с принятием Конституции, созданием Думы и разрешением политических партий, а затем действовал с февраля по октябрь в 1917 г., приведя к распаду российской государственности.
Последовавший затем 70-летний советский период стал временем сменявших друг друга тоталитарного и ограниченно-авторитарного политических режимов, когда государство видело основную угрозу своей стабильности не столько в оппозиции со стороны общества, сколько во внутреннем мятеже (восстании, перевороте) — насильственном захвате властных структур внутрисистемной элитной оппозицией с участием, как правило, военных.
Практическое начало преодоления наследия традиционализма в основных институтах государства и начало его поворота к интересам общества связаны поэтому с восстановлением режима частичной демократии в 1991 г., хотя это вновь произошло за счет распада, на этот раз — советской империи.
Чтобы определить степень продвинутости политической системы в завершении этапа частичной демократии, необходимо ответить на вопрос о степени решения государством соответствующих этому этапу вертикальных проблем политической конкуренции и горизонтальных проблем ограничения исполнительной власти.
Индикатором политических возможностей групп в обществе является политическая конкуренция, которая, количественно определяя ту или иную меру организованности общества, упорядочивает вертикальную структуру стремящейся к модернизации политической системы.
Результаты последних выборов подтверждают, что начавшийся в 1992 г. процесс реформирования в России происходят в условиях соответствующей нынешнему уровню демократичности политической системы ситуации неинституциональной политической конкуренции (Gurr), когда:
3. Это и есть программная для нашей страны стратегия развития, которая, в первую очередь, должна быть ориентирована на децентрализацию отношений центра с регионами, а по мере выполнения этой задачи — на выстраивание горизонтальной структуры политической системы в рамках модели от слабых до умеренных ограничений исполнительной власти.
При замедлении же этого процесса, как это и произошло в России на исходе 90-х годов, у властей остаются лишь принудительные возможности обеспечения структурной стабильности государства, что и объясняет продолжающуюся экономизацию государства, является основным источником целой системы позиционных конфликтов, возникающих между отдельными элитными группами, претендующими на те или иные роли в механизме принятия политических решений.
4. Этап частичной демократии, следовательно, может либо вновь вернуть страну к временам авторитарности, либо продвинуть ее в политическую фазу модернизации, базируемую, по Вессону, на режиме неустойчивой демократии, при котором, тем не менее:
|