Обозреватель - Observer
Научно-практическая конференция ВОПД "Духовное наследие"

Уровень социополитического развития России при переходе в третье тысячелетие

Э.Скакунов, доктор юридических наук

Можно предложить два способа измерения уровня цивилизационного развития России: один из них ориентирован на общество, а другой — на политическую систему.

1. Определенная пропорция радикализма, либерализма и консерватизма, которая, по подсчетам Дж.Алмонда, в развивающемся обществе выражается в соотношении 45:25:30, тогда как в развитом обществе—10:40:50 (Almond), может быть использована для измерения уровня развития российского общества.
Результаты голосования по партийным спискам в Государственную Думу РФ показывают, что соотношение сторонников радикальных, либеральных и консервативных партий в России (с округлениями до 1,0)

  • в 1993 г. составляло 44:37:7,
  • в 1995 г. — 47:20:11,
  • а в 1999 г. — 31:15:37.

    При значительном отставании даже от развивающихся стран в уровне либерализма, Россия в 1999 г. занимала, где-то, срединное положение между развивающимися и развитыми странами по критериям радикальности и, что особенно важно, консерватизма.

    2. Уровень демократичности политической системы России 90-х годов подтверждает эту версию, поскольку политические власти, став на путь практической модернизации страны, оказались, по классификации Вессона (Vesson), в рамках режима частичной демократии, при котором:

  • действуют выборные представительные органы, независимые от исполнительной власти, но с ограниченными полномочиями;
  • власти в своей деятельности в равной мере ориентированы как на принуждение, так и на компромисс с обществом.

    Этот режим впервые возник в России в 1905 г. с принятием Конституции, созданием Думы и разрешением политических партий, а затем действовал с февраля по октябрь в 1917 г., приведя к распаду российской государственности.

    Последовавший затем 70-летний советский период стал временем сменявших друг друга тоталитарного и ограниченно-авторитарного политических режимов, когда государство видело основную угрозу своей стабильности не столько в оппозиции со стороны общества, сколько во внутреннем мятеже (восстании, перевороте) — насильственном захвате властных структур внутрисистемной элитной оппозицией с участием, как правило, военных.

    Практическое начало преодоления наследия традиционализма в основных институтах государства и начало его поворота к интересам общества связаны поэтому с восстановлением режима частичной демократии в 1991 г., хотя это вновь произошло за счет распада, на этот раз — советской империи.

    Чтобы определить степень продвинутости политической системы в завершении этапа частичной демократии, необходимо ответить на вопрос о степени решения государством соответствующих этому этапу вертикальных проблем политической конкуренции и горизонтальных проблем ограничения исполнительной власти.

    Индикатором политических возможностей групп в обществе является политическая конкуренция, которая, количественно определяя ту или иную меру организованности общества, упорядочивает вертикальную структуру стремящейся к модернизации политической системы.

    Результаты последних выборов подтверждают, что начавшийся в 1992 г. процесс реформирования в России происходят в условиях соответствующей нынешнему уровню демократичности политической системы ситуации неинституциональной политической конкуренции (Gurr), когда:

  • политические группировки образуются, преимущественно, вокруг отдельных лидеров, региональных интересов, религий, этносов, кланов и ни одна из них не пользуется поддержкой более 20% мужского взрослого населения страны;
  • конкуренция между политическими группировками может приобретать форму конфликта, включая применение насилия.
    Горизонтальные же межэлитные отношения при режиме частичной демократии должны быть основаны на модели от слабых до умеренных ограничений исполнительной власти, благодаря которой:
  • представительный орган реально обладает законодательной инициативой по некоторым категориям законодательных актов;
  • представительный орган обладает возможностью задерживать осуществление действий или постановлений исполнительной власти;
  • исполнительная власть лишена возможности изменить конституционные ограничения, связанные с собственной преемственностью или продлением сроков своих полномочий;
  • реальная правящая партия (движение) пользуется правом законодательной инициативы и может предпринимать определенные административные действия;
  • устанавливается независимая от представительных и исполнительных органов судебная власть.

    3. Это и есть программная для нашей страны стратегия развития, которая, в первую очередь, должна быть ориентирована на децентрализацию отношений центра с регионами, а по мере выполнения этой задачи — на выстраивание горизонтальной структуры политической системы в рамках модели от слабых до умеренных ограничений исполнительной власти.

    При замедлении же этого процесса, как это и произошло в России на исходе 90-х годов, у властей остаются лишь принудительные возможности обеспечения структурной стабильности государства, что и объясняет продолжающуюся экономизацию государства, является основным источником целой системы позиционных конфликтов, возникающих между отдельными элитными группами, претендующими на те или иные роли в механизме принятия политических решений.

    4. Этап частичной демократии, следовательно, может либо вновь вернуть страну к временам авторитарности, либо продвинуть ее в политическую фазу модернизации, базируемую, по Вессону, на режиме неустойчивой демократии, при котором, тем не менее:

  • при проведении выборов случаются злоупотребления и подтасовки;
  • действия политических партий, армии, службы безопасности и милиции создают возможности для ограничения прав и свобод граждан;
  • не исключается возможность военного или иного переворота. В этих условиях национальное государство обретает перспективу стать стабильной демократией лишь на постсовременном уровне развития, когда, по Вессону, устанавливается политический режим, при котором:
  • существуют свободные и проводимые без нарушений выборы, в соответствии с которыми формируются органы государственной власти;
  • соблюдаются гражданские права и свободы;
  • свобода слова обеспечена;
  • возможность переворота исключена.



       TopList         




    [ СОДЕРЖАНИЕ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]