Обозреватель - Observer |
Научно-практическая конференция ВОПД "Духовное наследие"
|
Роль независимой оценки имущества в развитии экономики в Российской Федерации
Е.Нейман,первый вице-президент Российского общества оценщиков,кандидат технических наук
Политические изменения в обществе, назревшая необходимость в пересмотре целого ряда положений экономического развития вызывают необходимость в разработке концептуальных положений развития различных институциональных систем, обеспечивающих функционирование экономики.
Но чтобы определить основные задачи, необходимо вначале провести анализ сложившейся ситуации, а также попытаться проанализировать те ошибки, которые были допущены, начиная с 1992 г. В этом отношении опыт развития независимой оценки является уникальным, поскольку развитие независимой оценки происходило как движение «снизу».
Основные задачи независимой оценки имущества можно сформулировать следующим образом:
Включение процедур независимой оценки в общую экономическую и финансовую системы учета, налогообложения, системы регистрации объектов граждан-ского оборота через системы стандартов, системы информационного обеспечения и т.д. позволяет говорить о формировании новой экономической среды.
Независимая оценка как раз и призвана явиться одним из элементов проведения процесса разделения власти и собственности мирным и цивилизованным способом.
Если на первом этапе реформ произошел «обмен власти на собственность», то этот «обмен» был осуществлен именно на уровне Федеральной исполнительной власти.
На уровне субъектов Федерации, учитывая лозунг первых лет реформ «берите столько суверенитета, сколько сможете», исполнительная местная власть, за редким исключением, этого «обмена» не допустила.
Наиболее жесткое давление на независимую оценку существует в Москве, где объединение власти и собственности является основой формирования экономической политики.
В основном в рамках административно-командной экономики в СССР имело место развитие ведомственного подхода к формированию общей экономической политики при наличии слабо выраженной региональной компоненты.
В настоящее время можно наблюдать смену центров экономической власти. Ослабленные на федеральном уровне ведомства, уступили свое место субъектам Федерации, которые в основном и являются сегодня центрами формирования экономической политики. При этом свое влияние на формирование экономической политики региональная старая и новая номенклатуры пытается не только распространить на традиционные сферы, но и на вопросы, являющиеся, по определению, сферой деятельности федеральной власти. В этом отношении попытки введения своих «систем» регулирования оценочной деятельности, включая требования к лицензированию, системы подготовки оценщиков и т.д. на уровне субъектов Федерации, является тревожным симптомом нарастания центробежных сил.
Попытки создания общефедеральных изолированных ведомственных систем оценки имущества также постоянно предпринимались и предпринимаются, однако они менее агрессивны, и, по-видимому, связаны с уже произошедшим ослаблением старой административной системы управления на федеральном уровне.
Таким образом, анализ ситуации позволяет сформулировать первый принцип формирования концепции развития оценочной деятельности как составной части общей Концепции развития экономики РФ:
Формирование оценки возможно только на основе создания общего правового, методологического и информационного пространства на всей территории Российской Федерации. Создание изолированных региональных или ведомственных нормативных и инструктивных актов или иных документов, не основанных на общей системе оценки в РФ, является недопустимым.
|