Обозреватель - Observer
Научно-практическая конференция ВОПД "Духовное наследие"

О стратегии России в отношении СНГ

О.БЕЛОСЛУДЦЕВ,старший научный сотрудник Института военной истории Министерства обороны России,кандидат исторических наук

За последние 10 лет наша страна потерпела геополитическое поражение и последовательно оставляла завоеванные ею ранее позиции в Африке, Азии, Латинской Америке, Центральной и Восточной Европе, и к настоящему моменту сохранила возможность для своего влияния только на постсоветском пространстве. Однако все мы видим, что не прекращаются усилия и по вытеснению России из ближнего зарубежья. Поэтому, в силу ограниченности сегодняшних ресурсов нашего государства, основные усилия по обеспечению российских интересов необходимо сосредоточить именно на постсоветском пространстве.

В ближайшее время положение России в ближнем зарубежье будут определять следующие факторы:

  • Дальнейшая деятельность Соединенных Штатов по созданию на постсоветском пространстве центра силы, альтернативного России, в виде объединения ГУАМ и втягивания стран СНГ в орбиту своих интересов.
  • Стремление постсоветских государств обеспечить свои национальные интересы при помощи сил за пределами СНГ.
  • Степень настойчивости России по отстаиванию своих интересов в ближнем зарубежье при помощи укрепления структур СНГ и системы военного сотрудничества с Содружеством.
  • Экономическое положение России и развитие экономических связей со странами СНГ, а также экономическая нестабильность стран СНГ и зависимость их экономик от России.

    Исходя из этого, в ближайшем будущем наиболее последовательными союзниками России будут оставаться Белоруссия, Армения и Таджикистан.

    Белоруссия с учетом поддержки большинством населения нынешнего курса Президента Лукашенко по максимальному сближению с Россией, видит решение проблемы обеспечения национальной безопасности только в тесном союзе с Москвой. Задача будущего российского руководства – использовать потенциал, заложенный в Союзе России и Белоруссии, для дальнейшего его укрепления.

    Армения, находясь в состоянии вялотекущего конфликта с Азербайджаном, пытается обеспечить свою безопасность путем военно-политического сближения с Россией. Оправдывая свою политику в Закавказье необходимостью решения проблем добычи и транспортировки каспийской нефти, Вашингтон сделал ставку на поддержку Баку. Турция также оказывает Азербайджану всестороннюю военно-политическую поддержку. Поэтому Армения будет нуждаться в российском покровительстве, и Россия должна окончательно определиться со своими приоритетами в Закавказье.

    Успешное решение проблемы статуса Чечни даст дополнительный импульс для отстаивания интересов России в этом важнейшем геостратегическом направлении.

    Таджикистан также заинтересован в поддержке России в условиях незавершенности процесса межтаджикского урегулирования. Кроме того, близость нестабильного Афганистана и неровные отношения с Узбекистаном усиливают зависимость таджикского руководства от военной и политической помощи Москвы. Поскольку в ближайшем будущем все эти проблемы, а также экономическая слабость Душанбе, сохранятся, то России следует использовать расширение сотрудничества с Таджикистаном для усилия своего влияния в Центральной Азии.

    Важным фактором сохранения Россией своих позиций в Таджикистане будет являться также и то, что Турция по этническим причинам не в состоянии влиять на политику таджикского государства.

    Казахстан в последнее время все чаще старается подчеркнуто демонстрировать свою независимость от России на международной арене. Внешне высказывая согласие с российскими внешнеполитическими позициями, Астана пытается играть ведущую роль в Цен-трально-Азиатском регионе. Кроме того, казахстанские экономические интересы на Каспии расходятся с российскими.

    Главная проблема национальной безопасности Казахстана находится внутри страны, а не за ее пределами, поэтому Казахстан не ожидает какого-либо содействия России в их решении. Тем не менее Россия должна предпринять все усилия для сохранения Казахстана в орбите своих интересов. Тесные экономические и военные отношения между нашими странами позволяют обеспечить российское влияние на этой части постсоветского пространства.

    Наибольшую угрозу российским интересам на постсоветском пространстве представляет созданное под патронажем Соединенных Штатов объединение ГУУАМ, которое включает Грузию, Украину, Узбекистан, Азербайджан и Молдавию. Наряду с заявленной экономической интеграцией этих стран, активно развивается военная составляющая их сотрудничества. Главным объединяющим фактором стран, которые составляют это объединение, является их общее недовольство политикой России на постсоветском пространстве. Грузия, Азербайджан и Молдавия считают Россию главным препятствием на пути решения проблемы их территориальной целостности, а Узбекистан недоволен россий-ской активностью по урегулированию таджикской проблемы. Политическая элита Украины считает Россию главным противником и угрозой независимости своей страны.

    Все это укладывается в доктрину геополитического плюрализма, активно проводимого Соединенными Штатами на бывших просторах Советского Союза, суть которой заключается в создании мощного противовеса влиянию России в СНГ. Поэтому в ближайшем будущем вполне вероятен распад СНГ и образование двух объединений с разнонаправленными векторами тяготения.

    В состав первого из них войдут Россия, Белоруссия, Армения и Таджикистан, второе составят члены ГУУАМ. Казахстан и Киргизия будут объектами для вовлечения в орбиту интересов каждого из этих блоков, однако, более вероятно их тяготение к России.

    Туркменистан, как государство, заявившее о своем нейтралитете, останется в стороне и, скорее всего, усилит изоляционизм в отношении республик бывшего СССР.

    Подтверждением такого развития событий является заявление Азербайджана, Грузии и Узбекистана о нежелании пролонгировать Договор о коллективной безопасности, так называемый Ташкентский договор.

    Символичным является также и тот факт, что Узбекистан присоединился к ГУУАМ именно в Вашинг-тоне на юбилейном саммите НАТО, посвященном 50-летию альянса. В этих условиях политика России на постсоветском пространстве могла бы заключаться в установлении реальных союзнических отношений со странами, заинтересованными в тесном сотрудничест-ве с Москвой.

    При этом главной целью могло бы стать создание межгосударственного или государственного образования с единым экономическим и военным пространст-вом. Перед лицом действия США по установлению нового мирового порядка это становится насущной проблемой.

    Об отношении других государств СНГ, сориентировавших свою политику в направлении США, необходимо использовать меры экономического и политического воздействия с целью минимизации ущерба для России и противодействия возможному снижению влияния в СНГ. Такими мерами могли бы стать, в частности, введение визового режима, квотирование рабочей силы, ужесточение получения российского гражданства и другие. В случае усиления этими странами антироссийского курса возможно будирование нерешенных территориальных проблем. При этом руководство России должно объявить о признании всего постсоветского пространства зоной своих жизненных интересов.

    Таким образом, для России наступило время определения своего отношения к судьбе Содружества Независимых Государств — либо она будет продолжать сохранять видимость нормального существования Содружества в ущерб своим интересам, либо осуществлять реальную интеграцию с государствами, желающими тесного политического и военного сближения с Россией. Времени для этого в условиях складывающихся тенденций современной международной обстановки остается не так много.

       TopList         




    [ СОДЕРЖАНИЕ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]