Обозреватель - Observer
Экономика

Проблемы сотрудничекства России и ЕБРР

А.Соколов,кандидат экономических наук

Россия является соучредителем Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), созданного в 1990 г.

Объемы и динамика операций

С начала деятельности ЕБРР Советом директоров одобрено свыше 100 проектов в РФ общей сто-имостью порядка 11 млрд. экю (в том числе 3,4 млрд. экю за счет средств Банка), из них 9 проектов общей проектной стоимостью 956 млн. экю (в том числе 272 млн. экю за счет собственных средств Банка) — в 1998 г. Доля России в инвестиционном портфеле Банка составляет около 25%.

Структура портфеля проектов

Портфельное соотношение по вложениям в государственный и частный сектора экономики для России составляет соответственно — 18 и 82%.

Российский портфель ЕБРР содержит 11 проектов под государст-венные гарантии, из которых в стадии реализации находятся 8 общей проектной стоимостью 1,1 млрд. экю.

На эти проекты одобрено финансирование ЕБРР в размере 385 млн. экю, из которых 212 млн. экю использовано к началу 1999 г.

В отраслевом разрезе формирование структуры портфеля российских проектов ЕБРР выделяются три основных сектора операций ЕБРР:

  • нефинансовый сектор (предприятия отраслей материального производства и услуг, государственные хозяйственные структуры);
  • банковский сектор;
  • финансовый небанковский сектор.

    В нефинансовом секторе ЕБРР осуществляет прямое финансирование конкретных инвестиционных проектов. Вложения ЕБРР в финансовый сектор (банковский и небанковский) в основном означают предоставление денежных средств посредникам, которые доводят эти средства до конечных заемщиков внутри страны.

    Наибольшая часть одобренного в 1991—1998 гг. финансирования ЕБРР приходилась на финансовый сектор (в основном на банки) — 38% (1,32 млрд. экю из 1,97 млрд. экю общей стоимости) и промышленность — 37% (1,26 млрд. экю из 5,82 экю общей стоимости).

    Крупнейшие кредитные линии выделены на модернизацию российских железных дорог (108,8 млн. экю, апрель 1996 г.), на разработку нефтегазовых месторождений в Западной Сибири (80,9 млн. экю, май 1993 г.), на ликвидацию последствий аварии нефтепровода в Коми (22,6 млн. экю, май 1995 г.).

    Правительству России предо-ставлены два кредита для обеспечения процесса приватизации и поддержки приватизированных предприятий — приватизационный заем (декабрь 1992 г.), неиспользованная часть которого позже была переоформлена в постприватизационный заем (25,8 млн. экю, декабрь 1996 г.).

    В 1997 г. одобрен кредит под правительственную гарантию на строительство Мутновской геотермальной ТЭС (Камчатская область) в размере 90,5 млн. экю. Впервые в практике ЕБРР был одобрен кредит под муниципальную гарантию Правительству Санкт-Петербурга для поддержки и реструктуризации финансов города. Наиболее значимыми среди одобренных в 1998 г. проектов являются проект кредитования и участия в капитале совместного предприятия ФИАТ — ГАЗ (общая стоимость проекта 471 млн. экю, 101 млн. экю — ЕБРР), проект кредитования Черногорнефть (101 млн. экю, 67 млн. экю).

    Для банковского сектора в 1991—1998 гг. было одобрено выделение собственных финансовых средств ЕБРР в размере 1 млрд. экю, или 27% общей суммы, утвержденной за этот период на российские проекты.

    Основная часть ассигнований относится к 1994—1997 гг., когда было одобрено несколько достаточно крупных кредитных линий для российских банков. В частности, был утвержден Фонд поддержки малого бизнеса (RBSF) — револьверная кредитная линия для предоставления небольших кредитов частным предприятиям. В этот же период ЕБРР включился в финансирование Проекта развития финансовой инфраструктуры (FIDP), открыта кредитная линия по Программе стимулирования экспортно-импортных операций через российские банки (RTFP). Предо-ставлено несколько значительных «индивидуальных» кредитов и кредитных линий крупнейшим российским банкам, в том числе Сбербанку и Внешторгбанку.

    В 1998 г. активность работы ЕБРР в банковской системе России резко снизилась. Было утверждено всего 2 проекта на сумму 31 млн. ЭКЮ (в 1997 г. — 7 проектов по предоставлению финансовых средств российским банкам на сумму 209 млн. ЭКЮ). При этом, один из проектов по предо-ставлению кредитной линии СБС-Агро был остановлен практически сразу после утверждения в связи с решением Банка России о введении внешней администрации в этом банке.

    Основной причиной для снижения активности ЕБРР стало общее ухудшение состояния банковской системы России.

    Ситуация усугубилась потерями (27 млн. ЭКЮ), которые понес ЕБРР из-за банкротства Токобанка, а также явной угрозой дальнейших крупных потерь в связи с остановкой работы Инкомбанка и Онэксимбанка.

    К началу 1999 г. общая задолженность российских коммерческих банков перед ЕБРР составляла 451 млн. ЭКЮ. Из 19 российских банков, имеющих задолженность (без учета задолженности в 53 млн. ЭКЮ по проектам развития финансовой инфраструктуры (FIDP) и поддержки российских предприятий (ESP), которые предоставлены России для кредитования банков) перед ЕБРР, 86% общей задолженности приходится на 6 российских банков — Внешторгбанк, Онэксимбанк, Сбербанк, СБС-Агро, Автобанк и Московский международный банк. В основном эти банки являлись получателями «индивидуальных» кредитов и кредитных линий, тогда как большинство остальных банков получали финансирование по программе Фонда поддержки малого и среднего бизнеса (RSBF) и в этом плане выступали финансовыми посредниками ЕБРР.

    Программа Фонда поддержки малого и среднего бизнеса признана одной из наиболее успешных программ ЕБРР в России. Фонд был создан ЕБРР в соответствии с решением саммита «Группы семи» в Токио в 1993 г. Схема проекта предусматривает кредитование малых предприятий в разных областях России через предоставление российским банкам кредитных линий для последующей выдачи микро- и малых кредитов частным российским заемщикам. Помимо поддержки малого бизнеса, другой целью Фонда является внедрение международной практики проектного финансирования в российские банки. К началу ноября 1998 г. из RSBF российским заемщикам было предоставлено 20 тыс. микро (средняя сумма 7,6 тыс. долл. США) и 2,7 тыс. малых (средняя сумма 58,7 тыс. долл. США) кредитов на общую сумму 316 млн. долл. США.

    В настоящее время в ожидании прояснения обстановки Банк рассматривает возможности своего участия в реструктуризации российской банковской системы, а также продолжает вести разработки проектов с российскими банками на перспективу. В частности, в марте 1999 г. Совет Директоров ЕБРР одобрил проект создания банка в РФ для финансирования малого и среднего бизнеса (Банк микрофинансирования), который призван помочь в дальнейшем развитии работы по Фонду поддержки малого и среднего бизнеса (RSBF).

    В 1998 г. завершены переговоры с ЕБРР по урегулированию вопросов применения льгот и привилегий Банка в России.

    В конце 1997 г. Россия дала согласие на открытие и начало деятельности дополнительных реги-ональных представительств ЕБРР в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке. Продолжается работа по открытию проектных бюро ЕБРР в регионах России.

    Перспективы развития деятельности ЕБРР в России

    Принятая в 1997 г. Стратегия ЕБРР для России сохраняет базовые ориентиры, основывающиеся на его уставных положениях и направленные на достижение наибольшего стимулирующего воздействия на переходные процессы в экономике страны.

    Проект Стратегии предполагает дальнейшее расширение операций при сохранении доли России в общем портфеле проектов на уровне 30%. Исходя из этого, к 2001 г. российский портфель действующих проектов может достигнуть 5,0—5,5 млрд. экю.

    В отношении российских предприятий и организаций негосударственного сектора проект Стратегии выдвигает три ключевых приоритета.

    1. Концентрация деятельности Банка на реструктуризации крупных российских предприятий.
    2. Повышение активности ЕБРР в банковском секторе, расширение участия в других секторах финансовой сферы. В числе специальных задач Стратегия предусматривает достижение более полного использования российскими коммерческими банками уже выделенных им кредитных линий. Выделение новых кредитных линий будет осуществляться с учетом полноты использования ранее выделенных финансовых ресурсов.
    Акцентируется внимание на участии ЕБРР в деятельности и развитии небанковского финансового сектора России.
    Здесь в центре внимания находится работа созданных ЕБРР на территории РФ финансовых структур (региональные венчурные фонды, инвестиционные фонды с участием ЕБРР), укрепление их положения в качестве участников рынка.
    Особое значение придается деятельности ЕБРР на российском рынке капитала. Стратегическое сотрудничество ЕБРР с отдельными российскими предприятиями и регионами должно во многих случаях преследовать цель их вывода на внутренний и международный рынки ценных бумаг или получение рейтинга на фондовых биржах.
    3. Формирование новых подходов к работе с регионами. Банк намеревается осуществлять региональные проекты, обеспечивающие реформирование финансов и хозяйственного управления территориями, привлечение инвестиций для местной инфраструктуры.
    Стратегия ставит перед российской стороной вопрос о совершенствовании механизма работы ЕБРР с проектами под государственные гарантии.

    В настоящее время вопрос о характере и масштабах дальнейшего развития операций ЕБРР в России стал одним из ключевых проблем всей работы Банка в среднесрочной перспективе.

    *   *   *

    Реальное формирование как российского портфеля, так и кредитного портфеля Банка в целом, в значительной мере будет определяться под углом зрения оценки риска (так называемое «стратегическое управление портфелем») принимаемых к исполнению проектов с тем, чтобы обеспечить существенное улучшение финансовых показателей Банка и «качество» самого портфеля.

    При понимании всей важности поддержания здорового финансового состояния Банка, на практике такой подход может стать важным фактором, способствующим перераспределению кредитных ресурсов в пользу так называемых «наиболее продвинутых в рыночном отношении» государств — стран Восточной Европы и Балтии.

    В сложившихся условиях особое значение приобретает задача сохранения в российском кредитном портфеле наиболее важных, с точки зрения российской стороны, инвестиционных проектов. Ее решение, по-видимому, потребует существенного усиления политической поддержки наиболее «проблемным» проектам.

    В этой связи представляется чрезвычайно важным нахождение такого механизма консультаций с Банком, который позволял бы обеспечивать подключение федеральных ведомств к урегулированию возникающих у заемщиков вопросов на максимально ранней стадии.

    Таким механизмом «раннего оповещения» могла бы стать практика регулярного обзора российского портфеля ЕБРР, которая способствовала бы оперативному решению текущих проблем с отдельными заемщиками, не выводя их на «высокий политический уровень».

    Отдельный блок вопросов связан с ситуацией, сложившейся в отношениях ЕБРР с российскими банками. Сколь-либо существенные сдвиги в этой сфере, по-видимому, станут возможны только тогда, когда процесс реструктуризации банков в России обретет завершенную законодательно-нормативную базу и наберет определенную динамику.

    В ближайший период, очевидно, основными партнерами ЕБРР в России останутся государственные банковские учреждения, а также некоторые наиболее капитализированные банки с преимущественным иностранным капиталом (как, например, Московский международный банк). Вместе с тем, учитывая твердое намерение ЕБРР активно продолжать работу по кредитованию малого и среднего бизнеса, возможно оказание необходимой поддержки уже участвовавшим в этой программе региональным банкам в случае сохранения ими финансовой состоятельности.

    Развитие российского кредитного портфеля в последние годы происходило в основном за счет преимущественного наращивания частных проектов, не предусматривающих предоставление суверенных гарантий. Эта тенденция не только полностью соответствовала уставным требованиям Банка (максимальная доля госсектора в страновом портфеле не должна превышать 40%), но и позволяла решать задачи привлечения иностранных инвесторов без увеличения объема внешних заимствований.

    В настоящее время при определении наших перспективных задач сотрудничества с ЕБРР следует учитывать имеющиеся возможности для увеличения доли государственных проектов. В этой связи работе по подготовке таких проектов следует придать более планомерный характер, обеспечив четкое взаимодействие заемщика и ЕБРР с соответствующими российскими министерствами и ведомствами.



       TopList         




    [ СОДЕРЖАНИЕ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]