Обозреватель - Observer |
Экономика
|
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕГИОНОВ РОССИИ
М.Голубицкая,кандидат экономических наук
6. Северо-Кавказский экономический район
Основу экономического потенциала Северо-Кавказского района составляют самые крупные в России аграрно-промышленный и курортно-рекреационный комплексы, пищевая промышленность, многоотраслевое машиностроение.
Последствия реформенных лет оказались для района катастрофическими. Объем промышленного производства к началу 1998 г. составил около 28% к уровню 1990 г. В большинстве субъектов РФ, расположенных на территории района, этот уровень был еще ниже; только в Ростовской области и Ставропольском крае он незначительно превышал 40%. В 1997 г., когда в ряде районов наметилось некоторое оживление производства, на Северном Кавказе продолжалось падение его объемов; кардинальных изменений не произошло и в 1998 г. (табл. 1).
В состоянии спада производства до сих пор находится и сельское хозяйство.Глубочайший кризис промышленности привел к существенным изменениям ее структуры.
Общие тенденции этих изменений в районе в целом, носящие в основном конъюнктурный характер, имеют следующее количественное выражение: доля электроэнергетики за «реформенные» годы увеличилась почти в 10 раз; доля машиностроения уменьшилась вдвое, а химической и нефтехимической — в 1,5 раза
К началу 1998 г. в структуре промышленности:
Краснодарского края более трети продукции (около 38%) производилось в пищевой промышленности, более пятой части — в электроэнергетике, десятая часть — в машиностроении.
В территориальном разделении труда в промышленности сколько-нибудь значима роль Краснодарского края (в пищевой отрасли), Ставропольского края (в химической и пищевой) и Ростовской области (в электроэнергетике, машиностроении, легкой и пищевой отраслях).
В сельском хозяйстве роль района более сущестенна:
Район в целом производил в 1997 г. около 17% российских объемов зерна, более 30% — сахарной свеклы, более 43% — семян подсолнечника, 24% — плодов и ягод, более 45% — шерсти.
Общий уровень экономического развития района существенно отстает от среднего по стране. Даже в наиболее развитых регионах — Ставропольском и Краснодарском краях, Ростовской области он едва превышает 50% от уровня экономического развития страны в целом. Национальные образования Северо-Кавказ-ского района имеют исторически сложившийся низкий уровень экономического развития. Кризис 1991—1998 гг. и обострение национальных проблем привели к практически полному распаду хозяйства этих регионов.
Анализ структуры ВРП2 и уровня производства ВДС3 в важнейших сферах экономики позволяет сделать следующие два вывода:
Уровень обеспеченности основными фондами Северо-Кавказского района в целом и всех субъектов РФ существенно ниже среднероссийской величины. Субъекты РФ Северного Кавказа по этому показателю занимают самые последние места среди субъектов России. Наиболее низок он в республиках Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Адыгея, Северная Осетия. Наивысший уровень обеспеченности основными фондами не достигает трех четвертей от средней величины этого показателя по России.
Образовательный уровень занятых в экономике имеет дифференцированный характер (табл. 3). При этом просматривается нестандартная ситуация. В отличие от многих других районов, отстающих от среднероссийского показателя «численность занятых с высшим образованием» и превосходящих средний показатель «численность занятых со средним образованием», в большинстве регионов Северного Кавказа имеем другие соотношения. В пяти субъектах региона, в том числе четырех из шести национальных республик, численность занятых с высшим образованием существенно выше средней по стране; численность занятых со средним образованием ниже среднероссийской в большинстве субъектов РФ.
Эта ситуация имеет, видимо, «остаточный» от советской политики характер. Можно предполагать, что она со временем изменится.
Таким образом, общий уровень экономического развития большинства субъектов РФ Северного Кавказа является едва ли не самым низким, несмотря на благоприятные природно-климатические и транспортно-географические условия. Обстоятельства последних лет, когда переплелись экономические проблемы, проблемы межнациональных отношений, миграции населения и обустройства переселенцев, а теперь и проблемы финансового обеспечения восстановительных работ, не способствуют быстрому наращиванию потенциала района и занятию субъектами РФ более высоких позиций среди регионов России.
По уровню финансовых ресурсов, создаваемых на ду-шу населения, все национальные республики входят в состав группы регионов с уровнем финансовой обеспеченности, не превышающей 50% от средней по России, остальные субъекты (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область) — в третью группу регионов с уровнем финансовых ресурсов, изменяющимся в пределах 0,75—0,5 от среднероссийского (табл. 4).
Северо-Кавказский район в целом занимает последнее среди экономических районов место с показателем, едва превышающим половину среднероссий-ского уровня (0,51). Структура финансовых ресурсов района в целом приведена на рис.1.
Негативные тенденции в динамике уровня жизни, свойственные всем районам России, в Северо-Кавказском районе обострены до крайности нестабильной политической обстановкой, самым низким уровнем жизни, самым высоким уровнем безработицы, самой низкой покупательной способностью населения.
По численности населения с доходами ниже прожиточного минимума субъекты РФ, расположенные на территории Северо-Кавказского района, превосходят в 1,3—2,9 раза средний показатель по России. В наихудшем положении находятся национальные республики. Тенденции в динамике этого показателя нестабильны и дифференцированы по субъектам РФ.
Так, в Дагестане, Северной Осетии, Ростовской области наметилась чуть заметная тенденция к уменьшению этой категории населения, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесской республиках, а также в Ставропольском крае — наоборот, к небольшому увеличению.
Уровень розничного товарооборота в национальных республиках Северного Кавказа не превышает половины среднероссийского уровня; в остальных субъектах РФ он несколько выше, но также существенно ниже среднего по стране — не превышает двух третей (табл. 5).
Общая численность зарегистрированных безработных дифференцирована по субъектам РФ. В наци-ональных республиках она значительно выше среднего уровня по стране, в Краснодарском, Ставропольском краях и Ростовской области — почти вдвое ниже, что можно объяснить, видимо, в первую очередь высокой степенью занятости населения в сельском хозяйстве.
Перспективы социально-экономического развития Северо-Кавказского района связаны с необходимостью более эффективного использования внутренних преимуществ района, а именно:
Каждый из субъектов РФ имеет специфические проблемы развития. Так:
В Республике Адыгея наиболее важным и перспективным является освоение ресурсов минеральных вод, повышение степени использования рекреационного потенциала, повышение урожайности зерна, винограда и других культур, составляющих ее специализацию.
Подъем экономики Дагестана связан с углублением специализации на производстве зерновых и плодово-ягодных культур, овцеводстве, пищевой промышленности, а в перспективе — с нефтяными ресурсами Каспия, добыча которых может существенно изменить индустриальный потенциал республики.
Для Кабардино-Балкарии злободневно наращивание потенциала пищевой и легкой промышленности, эффективное использование минерально-сырьевых ресурсов — вольфрама, молибдена, создание в Приэль-брусье санаторно-курортного сервиса мирового класса.
Приоритеты и проблемы Карачаево-Черкесской республики находятся в области развития АПК (повышение урожайности, товарности) и курортно-рекреационной сферы.
Для Краснодарского края перспективно опережающее развитие сферы переработки сельскохозяйственного сырья и увеличение выпуска разнообразной конкурентоспособной продукции, а также производство высококачественных товаров народного потребления и оборудования для перерабатывающих отраслей промышленности.
Для Ставропольского края важно наращивать производство сельскохозяйственной продукции, повышать качество ее переработки, развивать курортно-рекреационной комплекс Кавказских минеральных вод. Важна также структурная перестройка промышленности с целью сокращения в ее структуре доли энергоемких и тяжелых отраслей.
В Ростовской области, наряду с ускоренным развитием АПК, важны проблемы конверсии оборонных предприятий и структурные изменения в промышленности, направленные на ориентацию производства на обслуживание нужд области и района, развитие наукоемких производств, а также более полное использование курортно-оздоровительного потенциала Азовского моря и дельты реки Дона.
Для всех субъектов РФ, особенно для национальных республик, актуальны вопросы увеличения занятости населения и повышения уровня жизни.
7. Поволжский экономический район
Поволжский район является третьим после Центра и Урала по масштабам и уровню развития промышленности, вторым после Северного Кавказа — по развитию сельского хозяйства.
В территориальном разделении труда Поволжье является крупным производителем продукции химической и нефтехимической промышленности (синтетических смол, пластмасс, химических волокон, бытовой химии), машиностроения (легковых и грузовых автомобилей), а также зерна, подсолнечника, овощей. Значительна роль района в производстве энергоресурсов и продуктов пищевой промышленности.
За реформенные годы объем промышленного производства уменьшился наполовину.
Наибольшие потери в промышленности имеют Республика Калмыкия, Пензенская, Волгоградская, Саратовская области. К началу 1998 г. эти субъекты РФ потеряли 70—60% своего индустриального потенциала.
Несмотря на некоторое оживление промышленности в 1997 и 1998 гг., в ряде субъектов РФ продолжается дальнейший спад производства (табл. 1).
Глубокий спад производства и конъюнктура рынка привели к существенным структурным изменениям в промышленности. Более чем в два раза увеличилась доля отраслей ТЭК (около 29% вместо 11% в 1990 г.); заметно снизилась доля машиностроения (с 40 до 33%); почти в семь раз снизилась роль легкой промышленности.
К началу 1998 г.:
В территориальном разделении труда наиболее значима роль Самарской области (в машиностроении, отраслях ТЭК, химической и нефтехимической, пищевой промышленности), Татарстана (в химической и нефтехимической, пищевой промышленности, отраслях ТЭК), Волгоградской области (в химической и нефтехимической промышленности), Ульяновской области (в машиностроении и легкой промышленности).
Общий уровень экономического развития Поволжского района в целом и практически всех субъектов РФ, кроме Самарской области, ниже среднероссийского:
Источники формирования ВРП и уровень производства ВДС в различных сферах экономики имеют резкую дифференциацию по субъектам РФ.
В Самарской, Ульяновской областях и Республике Татарстан уровень производства ВДС в материальной сфере и промышленности превышает среднероссий-ский уровень и общий уровень экономического развития этих субъектов РФ; уровень проиводства ВДС в сфере услуг на 20—50% ниже уровня производства ВДС в материальной сфере. В Астраханской, Волгоградской, Пензенской и Саратовской областях на фоне невысокого уровня общего экономического развития имеем примерно равные между собой уровни производства ВДС в важнейших сферах экономики с тенденцией опережения уровня производства ВДС в сфере услуг.
Уровень производства ВДС в сельском хозяйстве в пяти из восьми субъектов РФ и в районе в целом существенно (на 25—59%) превышает среднероссийский уровень.
Уровень обеспеченности основными фондами в большинстве субъектов РФ ниже среднего по России. Выше среднего обеспеченность фондами имеют Республика Татарстан и Самарская область. Износ фондов в пяти из восьми субъектов РФ превышает средний по стране. Наиболее высок он в Волгоград-ской, Самарской областях и Республике Татарстан.
По образовательному уровню большинство субъ-ектов РФ, расположенных на территории Поволжского района, отстают от среднероссийского уровня. Численность занятых с высшим образованием выше среднего уровня лишь в Саратовской области и Республике Калмыкия, численность занятых со средним образованием — в Астраханской, Волгоградской и Самарской областях (табл. 3).
По уровню финансовых ресурсов, создаваемых на ду-шу населения, субъекты РФ резко дифференцированы. Этот уровень изменяется от 159 до 32% от среднероссийской величины.
Наибольшую обеспеченность финансовыми ресурсами, превышающую среднюю по стране, имеют Самарская область и Республика Татарстан.
В Ульяновской и Волгоградской областях уровень финансовой обеспеченности равнозначен трем четвертям, в Саратовской и Астраханской областях он меньше двух третей от среднероссийской величины. Остальные субъекты РФ входят в состав группы регионов с наименьшей обеспеченностью финансовыми ресурсами (табл. 4).
Негативные тенденции в динамике уровня жизни населения не обошли Поволжский район, несмотря на высокий уровень индустриального развития и некоторые особенности региональной социальной политики. Только в трех субъектах РФ — Республике Татарстан, Самарской и Ульяновской областях численность населения с доходами ниже прожиточного минимума меньше, чем в стране в целом. В остальных субъектах РФ она превышает среднероссийскую величину на 20—24%. (табл. 5).
Уровень розничного товарооборота выше среднего в стране только в Самарской области. Отставание от среднероссийского уровня остальных субъектов РФ составляет от 20% в Ульяновской области до 70% в Республике Калмыкия.
Численность зарегистрированных безработных меньше, чем в стране в целом, в Татарстане, Волгоградской и Самарской областях; на уровне средней величины этого показателя находятся Саратовская и Ульяновская области. Уровень безработицы в Калмыкии, Астраханской и Пензенской областях существенно превышает средний в России.
Выход из кризисного состояния и переход на траекторию устойчивого роста экономики Поволжского района связан с более эффективным использованием имеющегося индустриального и кадрового потенциала, природно-климатических условий, благоприятных для развития сельского хозяйства (земельных, водных), транспортно-географического положения (железные дороги, Волго-Балтийский, Волго-Донской водный путь), придающих этому району уникальный характер.
Экономический потенциал Поволжского района, огромный по масштабам, оказался недостаточно эффективным в современных экономических условиях. Поэтому проблемы дальнейшего развития лежат в основном в области структурной перестройки всей сферы материального производства. Важнейшими из первоочередных проблем и имеющими общий для всех субъектов РФ характер являются:
Для всех субъектов РФ, расположенных на территории Поволжского района, большое значение имеют вопросы увеличения их роли в решении продовольственной проблемы России.
|