Обозреватель - Observer |
Внутренняя политика
|
М.Арсентьев
К рубежу XXI в. Россия приближается в условиях углубляющегося кризиса. За годы, прошедшие с начала реформ, облик российской экономики благодаря отечественным «реформаторам» неузнаваемо изменился. Причем процессы разрушения шли с явным опережением по сравнению с созидательными действиями.
Спад производства продолжается уже 10 лет подряд. Беспрецедентный характер принял процесс криминализации хозяйственной деятельности. Стремительно нарастает внутренний и внешний долг, величина которого составляет 60% годового объема ВВП. Налицо глубочайший финансовый кризис, проявляющийся в непрекращающемся росте неплатежей в реальном секторе экономики, кризисе банковской системы и неспособности правительства обеспечить сбор налогов на минимально приемлемом уровне. Это создает опасность очередного неуправляемого скачка инфляции.
Чрезвычайно тяжелой оказалась социальная цена реформ. Уже несколько лет продолжается процесс депопуляции России (средняя продолжительность жизни снизилась на 4 года). По некоторым важнейшим социальным показателям Россия оказалась за порогом допустимого (в частности, в масштабах самоубийств и дебильности населения, в потреблении животного белка). Произошло резкое разделение населения на бедных и богатых, растет число нищих и обездоленных. Продолжается укрепление позиций организованной преступности, которая всерьез претендует на контроль над обширными сферами экономики, политики и правоохранительной деятельности государства. В тяжелейшем положении оказались культура, образование, здравоохранение и наука.
За последние годы значительно обострилась ситуация на рынке труда, в результате чего возросла угроза массовой безработицы. Фактором дальнейшего ухудшения ситуации на рынке труда является наличие скрытой (потенциальной) безработицы.
Причины переживаемой страной трагедии многообразны. Сказались и проявившиеся экономические и социальные противоречия прошлого, и результаты развала союзного государства, и просчеты российских правительств. Однако сегодня становится очевидно, что не только это объясняет всю глубину и масштабы современного кризиса. Главная причина — в самом курсе реформ, недвусмысленно обнаруживающем последовательное отступление от цели, которая только и может наполнить их смыслом и принести успех. Такая цель — социальная рыночная экономика была провозглашена, но фактическая направленность реформ с самого начала и по сей день не имеет с ней ничего общего.
Бюджет России в результате гайдаровской «шоковой терапии», чубайсовской приватизации и прочих «рыночных» технологий ограбления страны и народа составил от бюджета РСФСР 1990 г. к 1994 г. — 15%, в 1997 г. — 12,5%, в 1998 г. — 10,2%, в 1999 г. — еще меньше, в 2000 г. эта тенденция сохранилась.
Каким уровнем некомпетенции надо обладать, чтобы, предложив такой бюджет, говорить о наступившей стабилизации и оживлении промышленности России!
Для примера, предложенный на 1999 г. бюджет «позволял» нам произвести по сравнению с США в 22 раза меньший ВВП, иметь в 12 раз меньшие расходы на оборону, в 35,6 раза меньшие расходы на НИОКР и космические программы, в том числе на поддержание в рабочем состоянии станции «Мир», на работы по станции «Альфа», на доведение до практического применения космического корабля многоразового использования «Энергия—Буран».
Иными словами, нам предлагают жить в 14 раз хуже, чем мы жили в 1990 г., и в 35 раз хуже, чем собираются жить американцы.
Поэтому радикальное обновление курса реформ является безотлагательным требованием времени. И тут же «великие экономисты-реформаторы» Гайдар и Ко предлагают свою новую программу действий. Хотя по своей идеологии эта программа не содержит ничего нового по сравнению с проводившейся до сих пор политикой «вашингтонского консенсуса», а ожидаемые результаты ее применения мало чем отличаются от последствий многократного наступления на од-ни и те же грабли.
В этой связи можно процитировать С.Глазьева: «Новая радикальная программа оздоровления экономики наших шокотерапевтов насквозь пропитана ложными оценками и прогнозами. Как и ранее, в свою бытность министрами экономики (среди авторов — три бывших министра экономики последних лет), авторы программы не утруждают себя серьезными расчетами и глубоким анализом, произвольно манипулируют цифрами, подгоняя их под умозрительные и оторванные от реальности положения».
Обновление стратегии и тактики реформ не может быть осуществлено одномоментно. Для этого требуются серьезная подготовка, разработка и реализация рассчитанной на ряд лет программы. Она призвана опираться на четко сформулированные цели и приоритеты социально-экономической политики, понятные народу и разделяемые ведущими общественными движениями страны.
Мировой опыт свидетельствует, что трансформационные процессы в экономике не могут быть стихийными, и особенно в тех случаях, когда экономика находится далеко от состояния равновесия.
Возможности механизмов рыночной саморегуляции в этих случаях недостаточны. Поэтому необходимо соединить либерализационные преобразования с усилением регулирующих функций государст-ва в проведении целенаправленной структурной, инвестиционной и научно-технической политики, в стимулировании деловой активности реального сектора экономики, в решении социальных вопросов реформы, в наполнении реальным экономическим содержанием федеративных отношений.
По многочисленным прогнозам специалистов, в долгосрочной перспективе (20—25 лет) темпы экономического роста в развитых странах составят около 2,5% в год. Для того чтобы за этот период отставание России от развитых стран по уровню ВВП на душу населения, по крайней мере, не увеличилось, необходимо уже в 2000—2005 гг. обеспечить среднегодовые темпы экономического роста не ни-же 5—6%. Прорыв к росту — стержень предлагаемой концепции среднесрочной программы.
Опорой для прорыва страны к экономическому росту является неиспользуемая в настоящее время часть производственных мощностей обрабатывающей промышленности, где в настоящее время простаивают от 30 до 90% производственных мощностей. Среди них есть неэффективные, физически и морально устаревшие. Но есть и такие, которые были остановлены по причине резкого удорожания сырья, материалов, энергии, развала хозяйственных связей со странами СНГ, импортной экспансии, искусственного сокращения платежеспособного спроса. Необходимо отметить, что производственные мощности металлургии, текстильной, химической, пищевкусовой отраслей промышленности СССР в период 1986—1990 гг. были в значительной мере сформированы на импортном оборудовании и вполне в состоянии выпускать конкурентоспособную продукцию.
Учитывая, что за период бездействия производственных мощностей часть персонала переквалифицировалась или просто утратила необходимые профессиональные навыки, что за это время распались необходимые хозяйственные связи, утрачен оборотный капитал, процедура реанимации потребует серьезных организационных усилий со стороны исполнительной власти, а главное — времени. Потребуется от одного года до четырех лет, чтобы восстановить бездействующие производства.
А для подготовки, разработки и реализации новой программы нужна новая команда политиков и экономистов. Гайдары, чубайсы, юшенковы и иже с ними показали, как индустриально развитую державу можно превратить в сырьевой придаток. Теперь нам необходимы политики уровня Петра Великого, чтобы нищая Россия вновь стала индустриально развитой державой.
А для этого необходимо, хотя бы на первом этапе, тесное взаимодействие и возможно объединение наиболее известных и прагматичных россий-ских политиков и экономистов, таких как А.Подберезкин, Л.Абалкин, С.Глазьев, и др. в единую команду единомышленников.
И начинать необходимо уже сегодня. Завтра может быть уже поздно. А простым избирателям пора серьезно задуматься о целесообразности пребывания «реформаторов» во власти.
|