Обозреватель - Observer |
Духовное наследие
|
Со всей определенностью можно сказать, что положение дел в области духовной экологии в современной России не менее, а возможно более критическое, чем в области экологии физической. Общая ситуация характеризуется выраженной тенденцией к духовной, нравственной и интеллектуальной деградации, которая сопряжена непосредственно с продолжающимся ухудшением психического и физического здоровья населения страны, его постепенным вырождением, о чем свидетельствуют опубликованные демографические данные. Академик А.Яблоков писал: «Последние статистические данные говорят об «обвале» смертей, о «выгорании» целых групп населения, и прежде всего — мужчин трудоспособного возраста...» Из данных статистики можно сделать единственный и однозначный вывод: состояние здоровья населения России угрожает ее безопасности.
В материалах XII съезда психиатров России (конец 1995 г.) сообщалось, что число людей, которые имеют проблемы с психическим здоровьем достигает в России 50 млн. чел.
На конференции психиатров в Томске (1996 г.) было отмечено, что в оказании специализированной помощи нуждаются 250 чел. из 1000 городского населения Сибири.
Частота психических нарушений непсихотического уровня у пенсионеров составляет свыше 30%. Уровень самоубийств по данным Госкомстата в 1993 г. среди населения Северного, Уральского и Восточно-Сибирского регионов превысил 50 чел. на 100 тыс. населения, что значительно выше среднемировых показателей. Показатель завершенных самоубийств в Кемеровской области за период с 1989 по 1994 г. возрос с 34,1 до 61,6 чел. на 100 тыс. населения.
За последние годы стремительно растут социально-стрессовые невротические психические расстройства, которые обусловлены социально-психологической и экономической напряженностью в обществе.
Академик К.Судаков, анализируя распространенность и механизмы психо-эмоционального стресса, считает, что резкие социально-экономические преобразования последних лет в России породили важную проблему «засорения» духовной жизни человека. Духовный мир миллионов людей подвергается значительным изменениям и деформации. Эти процессы сопровождаются пси-хическим напряжением, тревогой, опасениями, подавленностью, что является одной из самых важных причин возникновения психических нарушений, алкоголизма, наркомании, самоубийств. Затяжные отрицательные эмоции, вызванные социально-стрессовыми (безработица или угроза безработицы, невыплата зарплаты и пенсий, рост налогов и платежей) и информационно-психологическими агрессивными воздейст-виями (назойливая, бестактная, раздражающая реклама, излишне детальная информация об убийствах, насилии, преступлениях и другое), приводят при их накоплении к образованию очагов застойного возбуждения в мозгу, что создает предпосылки к развитию психических и психосоматических (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, эндокринные заболевания) заболеваний.
Разложение и деформация общественного сознания, которые подрывают духовное
здоровье, а затем психическое и физическое, происходят во всех его сферах.
Особенно ярко проявляются эти процессы в сфере культуры и искусства. Широкое
распространение получает массовая культура западных образцов в ущерб национальной
культуре. Киноискусство и кинопродукция почти полностью американизировались.
На киноэкранах и в видеосалонах засилие американских боевиков и эротических
фильмов, оказывающих большей частью растлевающее влияние на незрелое сознание
молодежи, пропагандирующих культ денег, наживы, насилия, «красивой жизни».
На страницах молодежных газет и журналов ведется безудержная пропаганда
секса, открыто продается эротико-порнографическая продукция, проводятся
эротические конкурсы и шоу, появилось пип-шоу (подглядывание за обнажающейся
женщиной), которое рекламировалось «Московским комсомольцем». Происходит
тотальная эротизация и сексуализация общества, которым сопутствуют рост
проституции и изнасилований, широкое распространение венерических заболеваний
и СПИДа, особенно среди молодежи.
Другой областью общественного сознания, подвергающейся разложению с помощью СМИ, является наука. Великая отечественная наука, давшая миру много выдающихся ученых, открытий, изобретений, выдвинувшая нашу страну в число великих держав мира. Она теперь лишается финансовой и экономической поддержки государства, стала нищенкой. Российские ученые поставлены в унизительное положение. Они стали ненужными. Престиж науки и ученых в массовом сознании, благодаря СМИ, значительно упал. Зато псевдонаука, полунаука, паранаука процветают.
Газеты, радио, телевидение сообщают об НЛО, инопланетянах, космической
энергии, которая питает экстрасенсов, колдунов, ясновидящих, телепатов.
Почетное место даже в солидных периодических изданиях заняла — астрология,
астрологические прогнозы. В сознание доверчивых людей настойчиво внедряются
различные мифы, мистические и полумистические представления, поощряются
вера в сверхестественные силы, покорность их влиянияю. Отрицательное влияние
на психическое здоровье, нравственное и интеллектуальное здоровье населения
оказывает широкое распространение и пропаганда через СМИ оккультизма и
мистицизма в форме «белой» и «черной» магии, колдовства, парапсихологии.
Повышению уровня внушаемости и тревожности с увеличением предрасположенности
к болезненным формам реагирования способствует также популяризация через
СМИ различных суеверий, веры в домовых, леших, вампиров, нечистую силу,
привидения. Этому же способствует показ фильмов ужасов (триллеров). Все
чаще в практике психиатров и психотерапевтов встречаются пациенты с навязчивыми
и сверхценными идеями «порчи» и «сглаза», которые с помощью СМИ культивируются
среди населения. «Снимаю порчу и сглаз».
«Приворожу». Подобные рекламные объявления можно встретить в различных
СМИ, которые стали не очень разборчивыми и руководствуются прежде всего
коммерческими соображениями.
Таким образом происходит процесс массовой невротизации населения с повышением уровня тревожности, мнительности, готовности к страху, эмоциональной неустойчивости.
Еще одной формой общественного сознания, которая используется для манипулирования людьми с помощь СМИ, является религия. Речь не идет о свободе совести, вероисповедания. Эти общечеловеческие свободы и ценности не подлежат сомнению. Каждый человек волен свободно выбирать себе убеждения и веру. Однако религиозная вера не должна ему навязываться. Она не должна широко и громко, как это делается сейчас зарубежными проповедниками, пропагандироваться через СМИ. Широкая пропаганда религиозных и оккультных учений, фактическая эпидемия иррационализма и антиинтеллектуализма с одновременным вытравливанием научного мировоззрения из общественного сознания способствуют активизации деятельности религиозных деструктивных сект, наводнивших Россию.
Некоторые СМИ предоставляют им теле- и радиоэфирное время, как это было
с печально известной деятельностью японской секты «Аум Синрике», скупившей
эфирное время на «Маяке» и телеканале «2х2». Деструктивные религиозные
секты: «Белое братство», «Аум Синрике», «Богородичный центр», «Свидетели
Иеговы», «Виссарион», «Церковь Христа» и другие часто оказывают отрицательное
влияние на психическое и интеллектуальное здоровье молодежи в процессе
богослужений, литургий, инициаций, медитаций.
Через механизм развития состояний измененного сознания, через механизмы
психического внушения, заражения, подражания, к которым предрасположена
молодежь, секты формируют психологическую зависимость от них молодых людей,
погружение в мире иллюзий, фантазий, однобокого, превратного представления
о жизни, о мире. Формируется жесткая зависимость от лидера секты, готовность
выполнить любые его установки и указания. В сектантской деятельности применяются,
в том числе с помощью СМИ, приемы массовой гипнотизации, коллективного
внушения с воздействием на подсознание. Используются приемы кодирования
и программирования, которые применяются в психотерапевтической практике
лечения алкоголизма, ожирения и других болезненных состояний. В результате
могут развиваться расстройства личности, формируются патологические изменения
личности, сопровождающиеся ее деформацией и нередко разрушением. Личность
вступившего в деструктивную религиозную секту неузнаваемо меняется. Такой
человек выпадает из семьи, из учебной деятельности, иногда бросает работу.
Несмотря на судебные процессы над «Белым братством» и «Аум Синрике», деятельность этих сект полностью не прекращена. Остальные беспрепятственно осуществляют свою деятельность на территории России, на канонической территории православия, сея религиозную рознь, выступая открыто против православия. Преследуется цель раздробления духовного пространства России, подрыва ее духовных корней, разрушения единства народа за счет навязывания им чуждой веры, чуждого мировоззрения. В условиях духовного и мировоззренческого вакуума и «застоя» эта цель может быть реализована.
Многие СМИ вольно или невольно способствуют реализации указанной цели. Однако при поверхностном взгляде на деятельность СМИ у обывателя складывается впечатление, что никаких проблем в духовной сфере, в сфере культуры, образования, воспитания и многих других сферах духовной жизни нет. По всем каналам телевидения идет поток развлекательных программ, различных шоу на западный манер, шумных игр с дорогими призами, эстрадных представлений, старых американских фильмов. Все это должно создавать впечатление благополучного существования нашего современного общества, отвлекать внимание людей от насущных и злободневных проблем. Этим же целям служат многочисленные и нескончаемые зарубежные телесериалы, которые исподволь навязывают миллионам российских телезрителей иной, западный стиль и образ жизни, чуждые нам представления и ценности.
Яркий образец информационно-психологической агрессии представляет теле- и радиореклама. Бестактная, назойливая, однообразная, агрессивная, подчас нелепая теле- и радиореклама нередко раздражает, иногда возмущает, оскорбляет, обижает, угнетает. Часто неуместно и нелепо выглядит назойливая реклама импортных жевательных резинок, зубной пасты, предметов личной гигиены, ювелирных изделий, предметов роскоши, изысканных продуктов и блюд, что может вызывать у многих чувство обиды и оскорбления, так как она предназначена в основном для «новых русских». Необходимо подчеркнуть, что каждый человек испытывает явную или скрытую потребность в уважении своей личности, обладает чувством собственного достоинства. Многие образцы телерекламы, повторяемой многократно, и рассчитанные на состоятельных людей, дают всем остальным как бы понять, что они — люди второго и третьего сорта.
Особенно отрицательно действует на психику телезрителей реклама, вставляемая по ходу увлекательного фильма или серьезной, интересной передачи. В этих случаях в процесс сосредоточенного внимания телезрителей грубо вмешиваются рекламодатели, разрывая целенаправленное внимание, поток сознания людей, вызывая у них досаду, раздражение, возмущение, недовольство. Многократно повторяясь, накапливаясь, это может способствовать расшатыванию и ослаблению нервной системы. Именно подобный прием применяли научные сотрудники академика И.Павлова для вызывания экспериментальных неврозов у собак, правда без помощи телевидения. Ради коммерческой выгоды узкой группы людей, внутренний мир, сознание миллионов телезрителей систематически засоряется всякой макулатурой. Тем самым постепенно оказывается отрицательное влияние на их интеллектуальное здоровье.
Страшным по своим последствиям является прямой и в большей степени косвенный вклад СМИ в пропаганду питейных традиций и пьянства, в дальнейшее распространение грозной, разрушительной эпидемии пьянства и алкоголизма, поразившей Россию. С одной стороны, эта эпидемия является непосредственным отражением и проявлением неблагополучного состояния духовного и интеллектуального здоровья населения, всего общества, с другой стороны, она наносит колоссальный ущерб психическому и физическому здоровью нации, способствуя ее физическому вымиранию и духовной деградации. Современные СМИ полностью отказались от антиалкогольного воспитания молодежи.
Между тем алкоголь стал главным убийцей россиян! До 50% случаев смерти от несчастных случаев, дорожно-транспортных происшествий, значительная часть убийств и самоубийств, о которых так любят теперь живописать в подробностях СМИ, связаны с приемом алкогольных напитков, которые увеличивают вероятность насильственной смерти в 10 раз. Продолжается беспрецедентный рост смертных отравлений алкоголем. Растет число смертей мужчин и женщин трудоспособного возраста в результате пьянства и алкоголизма. Однако вместо того, чтобы бить в набат, многие СМИ стали партнерами некоторых политиков и коммерсантов, выпускающих именные бутылки водки, рекламируя их.
Алкогольная эпидемия в России, которой потворствуют СМИ, представляет
собой национальную трагедию, подрывающую безопасность государства, его
жизнеспособность. Совершенно ясно, что в подобной ситуации попытки проведения
эффективных социально-экономических реформ обречены на провал. Пьяное и
духовно больное общество не в состоянии себя реформировать. Тем более,
что острота ситуации нарастает.
Прогнозируется дальнейший рост потребления алкоголя в России, который
и сейчас является самым высоким в мире, составляя свыше 14 литров чистого
спирта на человека, или до 180 бутылок водки на одного взрослого мужчину
в год. Алкоголизация охватывает не только трудоспособных мужчин, но и женщин,
подростков, детей. Она отрицательно сказывается не генофонде нации, что
прямо связано с физическим и интеллектуальным вырождением.
Для того чтобы не выглядеть голословным в отношении проалкогольной настроенности многих СМИ, приведем один яркий пример. В иллюстрированном приложении «Наша Марка» № 13 за 1996 г. к популярной молодежной газете «Московский комсомолец» журналистка И.Комиссарова поместила свой репортаж под заголовком «Против пьянства нет приема». В нем она убеждает читателей в том, что «...жизнь показала обратное: народ пил, пьет и будет пить... Пьют, как известно, либо от плохой жизни, либо от хорошей. Поскольку жизнь у нас «или-или» и третьего не дано, то пить должны все... можно обойтись утверждением, что пьет в стране только подавляющее большинство... Ныне состояние всеобщего опьянения народа волнует государство меньше: у него своих проблем хватает».
Тем самым журналистка признает неизбежность пьянства, необходимостью
примирения с ним оправдывает несостоятельную, а по большому счету преступную
позицию и роль государства в этом вопросе.
Отдельно следует сказать, не только о гражданской безответственности
многих СМИ, но и о цинизме и развязности, с которыми они подают разнообразную
информацию. Эти качества, как и разухабистость, ерничание, смакование криминальных
или интимных подробностей, считаются атрибутами свободы слова (на самом
же деле злоупотреблением свободы слова). Забывается (а может быть и хорошо
учитывается), что молодежь склонна поддаваться массовому внушению, психологическому
подражанию. И в результате перенимает от таких СМИ такие качества, как
цинизм, развязность, безответственность, поверхностное отношение к серьезным
вопросам, расценивая провозглашенную свободу слова и прав личности как
вседозволенность, опрокидывающую все рамки приличий, традиций, культуры,
духовности.
Вряд ли все это не понимают люди, руководящие СМИ. Значит они следуют порочным путем, который кем-то задается. А может быть они выполняют чей-то заказ? Анализ всех вышеприведенных данных приводит к выводу о том, что после «холодной войны» с Западном началась психологическая война, информационная война, в которой главным орудием и оружием выступают средства массовой информации. Эта информационно-психологическая война, агрессия, интервенция направлена на разрушение национального сознания и самосознания, на подрыв духовного и интеллектуального здоровья русского народа, без которых он не сможет восстановить величие России, ее былую славу и высокий авторитет в мире. Ему готовится место на задворках цивилизации.
Вот почему жизненно важным является безотлагательная разработка и принятие
Закона об информационно-психологической безопасности населения и Закона
об охране духовного и интеллектуального здоровья россиян. В качестве оперативных
мер предлагается принять необходимые поправки к Закону «О средствах массовой
информации», которые должны быть направлены на повышение ответственности
СМИ за нанесение ущерба духовному и нравственному здоровью населения.
|