Обозреватель - Observer 
Товарные рынки России 

 

КРАСНАЯ
КНИГА
 
товарных рынков России

А.СЕЛЕЗНЕВ,
доктор экономических наук,
действительный член
Российской академии социальных наук 
 
ПРОДУКЦИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ И ПРИБОРОСТРОЕНИЯ  

Ядро производства средств производства — машиностроение. Кризис экономики привел к тому, что машиностроительный комплекс (МСК), включая его оборонные отрасли производства, практически прекратил выпуск наукоемкой продукции на внутренний рынок для гражданской сферы и многократно сократил поставки для ВПК. В машиностроении отсутствуют долгосрочные инвестиции. Можно сказать, что машиностроение представлено в основном резко сократившимся автомобилестро ением, относительная доля которого и в продукции МСК, и в инвестициях, росла в силу полной деградации других отраслей, в том числе производства авиационной техники, техники для энергетики и для водного транспорта. 

За годы реформ спад в производстве продукции машиностроения составил 60%, доля экспорта гражданского машиностроения снизилась более чем в 2 раза, в том числе по грузовым автомобилям — по сравнению с 1990 г. более чем на 90%, а доля сложной наукоемкой техники (машин и оборудования) — до 6%, что соответству ет статусу слаборазвитой страны. (Справочно: в среднемировом экспорте доля машиностроитель ной продукции составляет более 30%.) В 1996 г. импорт продукции машиностроения превысил объем импорта в 1995 г. на 28% и свидетель ствует не об инвестиционной активности, а об упадке отечественного машиностроения. Сравнение указанных величин достаточно убедительно свидетельствует о вытеснении России с мировых рынков. 

В России экспорт продукции машиностроения, соответствующий критериям мирового рынка, практически отсутствует и не играет существенной роли ни в доходах от продаж, ни в укреплении позиций на зарубежных рынках. Кроме того, резко сократился экспорт наукоемкой продукции. Завоевание новых позиций на рынках идет крайне медленно и мелкомасштабно, хотя и по важным позициям. В частности, благодаря усилиям Воронежского механического завода потерпели фиаско американские фирмы, выпускавшие оборудование для нефте- и газодобычи. Воронежский завод разработал очень перспективную запорную арматуру, не имеющую аналогов в мире, и вытеснил с рынка американских конкурентов, причем не только в Европе, но и в странах Персидского залива, в Индокитае. 

Однако следует отметить, что и в современных условиях сохраняется такая же организация продажи техники за рубеж, какая была до 1991 г.: без соответствующего послепродажного обслужива ния. Кроме того, не организованы службы стратегического маркетинга. По данным Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей, около 70% обследованных предприятий не имеют за рубежом ни агентов по продаже своей продукции, ни специализированных представительств. Более того, производители России вытеснены и с внутреннего рынка. 

По инвестиционным видам продукции машиностроения (станки, дорожно-строительная техника и т.п.) по сравнению с 1991 г. падение спроса в 1996 г. составило до 80%; на сельскохозяйствен ную технику — более чем на 90%. Устойчивую тенденцию к снижению имеет и спрос на продукцию отечественной автомобильной промышленно сти. На внутреннем рынке спрос на легковые автомобили на 30% не использован в полной мере для стимулирования роста производства, поскольку значительная часть средств покупател ей "переключена" на приобретение импортных автомобилей. Резко упавшим, но все же единственно стабильным оказался спрос на пассажирские автобусы отечественного производства (45—50 тыс. единиц), что объясняется бюджетной поддержкой городских властей и подчеркивает непреходящее значение бюджетного финансирования социальной сферы. 

Автомобилестроение  

Выпуск автомобилей марки "ЗИЛ" за последние годы сократился в 20 раз — с 210 тыс. до приватизации до 10 тыс. — в ее итоге. Производство легковых автомобилей на ЗИЛе составляет всего лишь несколько штук в год. 

Только один завод "большой четверки" — ГАЗ — более или менее устоял, вовремя перейдя на производство экономичных и популярных "Газелей". 

На ЕлАЗе в Елабуге идет подготовка к "отверточной" сборке автомобилей "Шевроле-Блейзер" на базе применения комплектующих, поставка которых будет вестись бразильским отделением "Дженерал Моторс". 

Продвижением на российский рынок своих автомобилей занимается "Форд", продавший в Россию в 1994 г. 1100, а в 1995 г. — 1300 автомобилей. Уже определены модели, которые будут предлагаться по цене от 13,7 до 40 тыс. долл. В рамках корпоративной стратегии "Форда" в Москве открыто представительство фирмы, захватившей уже 13,3% мирового авторынка и более 12% — европейского. 

Аналогичная стратегия завоевания российского рынка существует и у немецкого "Мерседес-Бенц". В России создается соответствующая инфраструкту ра, включающая весь цикл обслуживания, вплоть до замены отдельных узлов. Есть конкретные проработки разветывания планов "Мерседес-Бенц" на Ульяновском автозаводе. 

Несмотря на столь мощное наступление на рынок автомобилей иностранного капитала, автомобилестроение — не самая депрессивная отрасль, поскольку разработки там все же ведутся. 

"КамАЗ" разработал грузовик нового поколения и приступил к реализации программы по его освоению. 

Однако и в эту отрасль, как и во многие другие, пущен иностраный капитал: комплектующие будут поставляться из-за рубежа, постепенно захватывая этот рынок. Та же новая модель КамаЗа будет производиться с использованием американской шестнадцатискоростной коробки передач "Камминс". 

Под внимательным наблюдением конкурентов находится российский рынок автомобильных шин. 

Учитывая повышенный интерес к импортным шинам, японская компания "Бриджстоун" проникла на российский рынок автопокрышек для тяжелых грузовиков и легковых автомобилей. Создана дилерская сеть. Ежегодно продается на российском рынке 15—20 тыс. автопокрышек для легковых автомобилей и около тысячи автопокрышек для автобусов и грузовиков. 

Аналогичные планы имеются у южнокорейских фирм. 

Станкостроение  

На рынке продукции станкостроения усиливаются позиции иностраных конкурентов. В частности, станкостроители Италии прочно обосновались на российском рынке металлорежущих станков, за один только 1995 г. увеличив их экспорт в Россию на 310% (на 80 млн. долл.). В условиях общего спада спроса на мировом рынке на станки в 1992 г. (объем рынка станков упал с 33,5 до 28,6 млрд. долл.) экспорт в Россию — очень дорогой подарок итальянцам. Затем спрос на мировом рынке вновь стал расти, но не в России: за 1992—1995 гг. выпуск станков в России в стоимостном выражении упал с 222 млн. долл. до 76 млн. Рост спроса на станки во всех странах, в том числе в США, не был использован станкостроителями России для расширения экспорта станкостроительной продукции. 

Уровень производства теперь таков, что Россия может торговать единичными экземплярами, что не решает проблемы в целом, а говорит лишь о высоком техническом уровне российского станкостроения. Китайский завод "Флуародзи" закупил на Ульяновском заводе тяжелых и уникальных станков портально-фрезерный станок стоимостью 1,7 млн. долл. Станок этого же завода закуплен египтянами. Прорыв на внешнем рынке совершил новосибирский "Тяжгидропресс", станки которого заказывают Южная Корея и Иран. Сегодня заказы покупателей из дальнего зарубежья превышают возможности отечественных производителей станков. 

Ситуацию можно было бы использовать, расширив инвестиционное кредитование станкостроите лей, а также существенно изменив сроки оплаты поставляемой и требующей длительного монтажа инвестиционной техники. Во всем мире срок оплаты больших инвестиционных контрактов установлен в пределах 3—5 лет, а в России — 180 дней. В последнее время Центральным Банком России принят годичный срок. Требует также отмены взимание пошлин на ввозимые комплектующие, которые в силу разрушения связей в рамках бывшего СССР приходится импортировать из других стран. Такой импорт убыточен и крайне негативно сказывается на развитии станкостроения. 

Часовая промышленность и радиопромышленность  

В период расцвета часовой промышленности CCCР во многих сборочных цехах технология была на грани фантастики. Особенно поразитель ной была автоматизированная сортировка часовых деталей для их селективной сборки. 

Продажи часов и часовых механизмов на внешнем рынке приносят российской казне до 20 млн. долл. в год, а в отдельные кварталы поступления превышают 6 млн. долл. 

Следует отметить, что многие часовые заводы были градообразующими. Так, Углич, где из 40 тысяч жителей 15 связаны с заводом, производил лучшие дамские механические часы; Сердобск (население — 30 тыс. чел.) известен традицией изготовления никем и нигде более не производимых бытовых часов с кукушкой; в г. Петродворце каждый шестой житель города — работник часового завода. По существу, каждый из этих городов — гордость отрасли. 

Для вытеснения с отечественного рынка броского по дизайну, но некачественного импортного товара в часовую промышленность требуются инвестиции. Кроме того, необходимо проводить сертификацию импортируемых часов. Нетрудно представить спрос на мужские и дамские часы изысканного дизайна. Такие часы в России производят. С использованием полудрагоценных камней налажено производство наручных часов и в Белоруссии. 

Не секрет, что производство и предложение отечественных радиоприемников и телевизоров в 1995 г. составлял и по отношению к уровню 1991 г. лишь 19—20%. Снижение спроса на отечественные видеомагнитофоны достигло 93%, по холодильни кам и морозильникам — на 50%, на стиральные машины — в 3 раза. 

Сама логика российского экспорта как преимущественно сырьевого и, следовательно, развивающегося экстенсивно, неизбежно предполагает стабилизацию экспорта сырья и даже его сокращение. При очень сильном "провале" в развитии обрабатывающих отраслей, резком снижении объема производства и потребления энергоносителей они уходят за границу. Очень важно отметить то, что вывоз в структуре ВВП составил уже более 20% (для сравнения — в СССР вывозилось около 7% ВВП). Критической считается доля вывоза (экспорта), равная 20—22%. Но даже при сокращении падения производства и постепенном его росте потребуется увеличение потребления сырья, материалов, энергоносителей. Не случайно МВФ поощряет в России все меры, направленные на продолжение спада в промышленности. 

Восстановление объемов экспорта продукции машиностроения возможно лишь при условии повышения качества и наукоемкости, а это быстро не делается, тем более при разрушенных конструкторских бюро, отсутствии финансирования НИОКР, поэтому острой останется проблема эквивалента импортируе мой техники. Им пока могут быть только сырье и энергоносители.





   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]