Внешняя политика
Обозреватель - Observer



 ПРОБЛЕМА ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
 НА КОРЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ
 
В.ДЕНИСОВ,
доктор исторических наук
 
Обеспечение ядерной безопасности является для мирового сообщества сегодня, пожалуй, самой приоритетной задачей. От ее решения будет зависеть, с каким багажом (ядерным или безъядерным) подойдет человечество к началу следующего века.

В настоящее время более 170 государств стали участниками Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Не будь этого договора, "ядерный клуб" сегодня не ограничился бы пятью членами, а был значительно расширен (по крайней мере до 40 государств). Ведь не секрет, что десятки стран располагают сейчас техническими возможностями для налаживания производства ядерного оружия. Вполне понятно, что бессрочное продление ДНЯО - а этого добиваются абсолютное большинство участников Договора - должно обеспечить не только нераспространение ядерного оружия, но и его сокращение, а затем и полное уничтожение государствами - обладателями этого смертоносного оружия. Именно - за достижение этих целей выступает Российская Федерация, рассматривая заключение бессрочного ДНЯО в качестве одного их своих главных внешнеполитических приоритетов.

К числу проблем, вызывающих у нас особое беспокойство, принадлежит северокорейский ядерный вопрос. Россия не может допустить появления ядерного оружия вблизи своих границ. На протяжении десяти последних лет ядерная проблема на Корейском полуострове периодически приобретает масштабы серьезного международного кризиса. Несмотря на предпринимаемые усилия, урегулирование ее пока не найдено.

Научно-исследовательская база в ядерной области КНДР создавалась при содействии и участии Советского Союза в 60-е годы. Между СССР и КНДР было заключено соглашение о сотрудничестве в мирном использовании ядерной энергии. В соответствии с этим соглашением в г. Ненбене был построен ядерный центр.

До середины 80-х годов северокорейской ядерной проблемы как таковой не существовало, хотя настораживало то, что КНДР под различными предлогами отказывалась присоединиться к Договору о ядерном нераспространении. Советский Союз неоднократно обращался к Северной Корее с предложением стать участницей ДНЯО, однако в Пхеньяне отказывались от этого, заявляя, что Договор носит "дискриминационный характер по отношению к неядерным государствам. Только сейчас стали известны подлинные причины нежелания северокорейского руководства стать членом ДНЯО. По данным СВР, на рубеже 70-х годов Ким Ир Сен принял решение о начале работ по созданию ядерного оружия в КНДР. Этот фактор, как очевидно, и "удерживал" Пхеньян от участия в договоре. Тем не менее в декабре 1985 г. КНДР присоединилась к ДНЯО, так как Москва поставила подписание этого документа в качестве условия реализации соглашения о сотрудничестве в сооружении в КНДР АЭС.

В 1986 г. Соединенными Штатами в районе Ненбена были обнаружены еще один ядерный реактор и установка по производству топлива для него, которые не находились под контролем МАГАТЭ. Северокорейская сторона утверждала, что это не новый, а прежний советский реактор, мощность которого якобы увеличена до 5 МВт. С этого времени началась жесткая политическая борьба по ядерному вопросу между Пхеньяном, с одной стороны, и международным сообществом - с другой. МАГАТЭ, ООН требовали соблюдения КНДР своих обязательств по ДНЯО, заключения контрольного соглашения с международным агентством.

Северная Корея в такой обстановке избрала тактику "многослойного диалога": КНДР - США, КНДР - РК, КНДР - МАГАТЭ, надеясь найти выход из набиравшей остроту ситуации. В ноябре 1989 г. МИД КНДР выступил с заявлением, в котором было предложено провести переговоры с участием КНДР, США и Южной Кореи о выводе американского ядерного оружия из РК, а также переговоры Пхеньян - Сеул с целью разработки и подписания декларации о безъядерном статусе Корейского полуострова.

Параллельно с публичными шагами КНДР активно использовала конфиденциальные контакты с Вашингтоном, в результате которых в конце 1991 г. был достигнут компромисс:

КНДР заключает соглашение о гарантиях с МАГАТЭ, по которому международное агентство приступает к инспекции северокорейских ядерных объектов, а США и РК обязуются не проводить совместные маневры "Тим спирит-92"; Пхеньян и Сеул подписывают два политических документа - Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах и Декларацию о денуклеаризации Корейского полуострова. Последний документ (хотя и несет в себе элементы большого компромисса) отразил намерение обеих корейских сторон приступить к работе по созданию безъядерной зоны на полуострове.

Декларация включает следующие весьма важные с точки зрения ядерного нераспространения положения:

  • отказ от испытания, производства, владения, ввоза, хранения, размещения и применения ядерного оружия;
  • обязательство использовать ядерную энергию исключительно в мирных целях;
  • отказ от строительства производств по переработке обогащенного урана;
  • проведение инспекции ядерных объектов;
  • создание Комитета ядерного контроля.

К сожалению, до практической реализации этого документа дело так и не дошло. Стороны начали препирательство по каждому пункту декларации. К тому же на этот период пришелся новый всплеск общей межкорейской политической конфронтации, что, естественно, не могло способствовать осуществлению договоренностей по ядерному вопросу. Как показали дальнейшие события, для Северной Кореи важнее всего было не реализация декларации, а установление диалога с Соединенными Штатами и в перспективе - нормализация отношений с этой страной.

Проведенные в 1992-1993 гг. инспекторами МАГАТЭ проверки северокорейских ядерных объектов выявили большие расхождения между данными, предоставленными КНДР, и результатами, полученными специалистами Агентства. Основные расхождения состояли в том, что заявленный КНДР плутоний не соответствовал тем отходам, которые были получены при производстве этого материала. По расчетам инспекторов МАГАТЭ, в Северной Корее переработано большее количество облученного урана и скрыто значительное количество выделенного плутония. Кроме того, вблизи контролируемых МАГАТЭ ядерных объектов находятся два сооружения, которые северокорейцы отказались показать международным инспекторам, ссылаясь на то, что это - военные сооружения.

Все это вызвало напряженность в отношениях КНДР с МАГАТЭ, США, РК, со многими другими государствами. Совет управляющих МАГАТЭ принял несколько резолюций, призывавших Пхеньян к честному сотрудничеству с Агентством. В качестве ответной меры США и РК возобновили учения "Тим спирит-93". Обстановка на Корейском полуострове резко обострилась. КНДР объявила 12 марта 1993 г. о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия, ссылаясь на наличие "ядерной угрозы" со стороны США и "несправедливых требований определенных кругов МАГАТЭ". Власти Северной Кореи ввели полувоенное положение в стране.

Обострившаяся ситуация на полуострове стала предметом рассмотрения на заседании Совета

Безопасности ООН. В мае 1993 г. СБ ООН принял резолюцию, призывавшую КНДР оставаться участницей ДНЯО, соблюдать все свои обязательства по договору и соглашению о гарантиях.

Со стороны Пхеньяна резолюция СБ ООН была охарактеризована как "вмешательство во внутренние дела и посягательство на суверенитет страны". Северокорейцы одновременно дали понять, что ядерная проблема может быть решена только через диалог с США, которые в конечном итоге пошли на переговоры с КНДР.

Переговорный процесс Пхеньян - Вашингтон в 1993-1994 гг. был напряженным, несколько раз прерывался. Северная Корея делала заявления о "приостановлении" вступления в силу ее решения о выходе из ДНЯО. Пхеньян также объявил о выходе из МАГАТЭ, так как Агентство прекратило оказание технического содействия КНДР в осуществлении ряда проектов. Ситуация снова приобрела кризисный характер. Обстановка несколько разрядилась после поездки в июне 1994 г. Дж. Картера в Сеул и Пхеньян. США и КНДР возобновили в августе 1994 г. диалог, который 21 октября 1994 г. завершился подписанием рамочного соглашения.

Этот документ включает следующие пункты:

1. Обязательство США к 2003 г. реализовать в КНДР проект создания легководных реакторов (ЛВР). В этих целях формируется международный консорциум для финансирования и поставки в Северную Корею ЛВР.

2. США осуществляют меры по компенсации энергетических потерь КНДР в результате замораживания ею графитовых реакторов на период до ввода в действие первого ЛВР путем поставок мазута (500 тыс. т ежегодно).

3. Со своей стороны КНДР, получив гарантии США в отношении ЛВР и энергоносителей, замораживает свои графитовые реакторы и в конечном итоге демонтирует их по завершении строительства ЛВР.

4. КНДР и США продвигаются к полной нормализации политических и экономических отношений, открывают в столицах своих стран бюро связи.

5. США предоставляют КНДР официальные гарантии неприменения силы или угрозы применения ядерного оружия. Пхеньян, со своей стороны, предпринимает шаги по реализации Совместной декларации Севера и Юга о денуклеаризации Корейского полуострова и начинает диалог с Сеулом.

6. КНДР берет на себя обязательства оставаться участницей Договора о нераспространении и выполнять соглашение о гарантиях с МАГАТЭ.

7. После завершения поставок в КНДР легководных реакторов возобновляются рутинные и специальные инспекции объектов, не подлежащих замораживанию. Одновременно на этих объектах проводятся инспекции МАГАТЭ с тем, чтобы обеспечить преемственность гарантий.

Американо-северокорейские договоренности, касающиеся гарантий со стороны США поставок альтернативного топлива, отмены ограничений на торговые и финансовые операции с КНДР, были реализованы. Президент Б. Клинтон направил руководителю КНДР Ким Чен Иру послание, в котором официально подтвердил намерение США "способствовать достижению договоренностей по финансированию и сооружению легководного ядерного реактора в КНДР". В январе 1995 г. в Северную Корею была поставлена первая партия мазута (50 тыс. т).

Северокорейская сторона также приняла ряд мер по осуществлению рамочного соглашения с США. Остановлен реактор (5 МВт), отработанное топливо из него выгружено и складировано в хранилищах. Пхеньян осуществил некоторые шаги по восстановлению торговых связей с Вашингтоном, разрешил заход в порты американских торговых судов. Возобновились контакты по вопросам нормализации двусторонних отношений и поставки в КНДР ЛВР.

Наиболее сложной проблемой стал выбор типа легководного реактора. Вашингтон и Сеул настаивают на поставках южнокорейского ЛВР. Пхеньян, в свою очередь, был настроен резко отрицательно, отвергал южнокорейский реактор, считая, что таким образом Сеул стремится не столько к решению ядерного вопроса, сколько к получению политических дивидентов, а именно "вскрыть" северокорейское общество, а затем развалить его.

В марте 1995 г. в Нью-Йорке была официально сформирована Организация развития энергетики Корейского полуострова (КЕДО), в задачу которой входит обеспечить финансирование и поставку ЛВР в КНДР. Учредителями КЕДО стали США, Южная Корея и Япония. Причем Республика Корея, как объявлено, "будет играть ведущую роль в финансировании и сооружении в КНДР двух реакторов".

По предварительным расчетам, стоимость всего проекта составит 4-4,5 млрд. долл.; 60% этой суммы должна выделить Южная Корея, 25% - Япония. Остальные средства должны поступить от других членов КЕДО. Большинство участвовавших в нью-йоркской встрече представителей (всего от 23 стран) в принципе согласились с идеей создания КЕДО, однако медлят с выделением денег, кроме Австралии (5 млн. ам. долл.) и Новой Зеландии (320 тыс. ам. долл.). Не всех устраивает то, что ключевая роль в осуществлении проекта отдана РК, США и Японии. Ряд государств поэтому занимает выжидательную позицию, а Китай вообще отказался войт в консорциум.

С самого возникновения северокореиской ядерной проблемы Россия стремилась играть конструктивную роль, не допустить доведения ситуации до "критической точки". Москва однозначно и последовательно выступала за полноценное участие КНДР в ДНЯО, против ее "особого статуса" в договоре. МИД РФ 12 июня 1993 г. выразил глубокую озабоченность в связи с заявлением КНДР о выходе из ДНЯО, подчеркнув, что Россия "не может быть безучастной к любому шагу, который ведет к подрыву международного режима ядерного нераспространения".

Периодические срывы в американо-северо-корейских контактах, обострение ситуации "заставили" Россию предпринять самостоятельные шаги в деле урегулирования ядерной проблемы КНДР. 24 марта 1994 г. МИД РФ выступил с заявлением, в котором предлагалось провести международную конференцию по безопасности и безъядерному статусу Корейского полуострова с участием России, США, Китая, .Японии, КНДР, РК, а также представителей генерального секретаря ООН и генерального директора МАГАТЭ. Цель форума - попытаться найти комплексное решение проблемы ядерного нераспространения в Корее и устранить преграды на пути его воплощения в жизнь. Такое комплексное решение могло бы включать осуществление следующих мер:

  • содействие денуаклеризации Корейского полуострова;
  • гарантии невмешательства во внутренние дела обоих корейских государств и их суверенитет;
  • осуществление мер доверия в военной области на полуострове;
  • замена соглашения о перемирии 1953 г. мирным договором;
  • нормализация двусторонних отношений между государствами - участниками конференции (КНДР - США, КНДР - Япония).

По мнению российской стороны, реализация предложенных к рассмотрению на многостороннем форуме мер позволила бы укрепить режим ядерного нераспространения на полуострове, предотвратить сползание к конфронтации.

Нельзя не признать, что российская инициатива сыграла свою позитивную роль. Наряду с усилиями СБ ООН, МАГАТЭ наша идея о международной конференции способствовала спаду напряженности вокруг ядерного вопроса в КНДР, стимулировала возобновление северо-корейско-американского диалога, который завершился женевскими договоренностями.

Россия рассматривает рамочное соглашение между США и КНДР как шаг, ведущий к безъядерному статусу Корейского полуострова, полноценному участию Северной Кореи в ДНЯО и выполнению ею соглашения о гарантиях МАГАТЭ. Вместе с тем нельзя не видеть, что этот документ носит компромиссный характер, и в этом его недостаток.

В складывающейся обстановке возрастает актуальность международного форума по Корее. Созыву многосторонней конференции по безопасности и безъядерному статусу Корейского полуострова практически нет разумной альтернативы. Ядерный аспект - это ведь только часть проблемы, хотя и достаточно важный. Поэтому требуется широкий, комплексный подход к ее урегулированию, чего можно добиться только на представительном международном форуме.

Для России важно также - с учетом, естественно, быстро меняющейся обстановки - продолжать линию на усиление самостоятельной конструктивной роли в решении ядерной проблемы КНДР, проведение которой, с одной стороны, способствовало бы укреплению влияния России на упрочение режима ядерного нераспространения в этом районе, а с другой - подталкивало бы все стороны, имеющие отношение к этой проблеме, к гибкости, компромиссам, без нанесения, конечно, ущерба интересам Российской Федерации.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]