Военно-политические проблемы |
Обозреватель - Observer
|
А.ЩЕРБАКОВ,
статс-секретарь - заместитель директора ФПС России, генерал-полковник, доктор политических наук
Реализуя и утверждая свое историческое право на экономическую, политическую и культурную самостоятельность, Россия (Древняя Русь - Российская Империя - Советский Союз - Российская Федерация) в общем русле государственной политики всегда решала вполне конкретные задачи защиты государственности на своих рубежах. Это естественно уже и потому, что само возникновение государства предполагает его обособление в геополитической картине мира, а государственная граница или ее элементы становятся первым зримым пределом сферы политического влияния социальных сил, которые из общности экономических и общественных интересов и родственности культурных и языковых устоев способны востребовать становление этого государства. В этом отношении наше государство не является исключением из правил. Его становление объективно предполагало обеспечение контроля за безопасностью пределов сферы экономических основ государства, ключевыми торговыми путями (особенно в западном и южном направлении), защитой населения от набегов и обстановкой в приграничных областях. И уже тысячу лет назад на южных и северо-западных древнерусских рубежах появились первые пограничные заставы. Археологические раскопки и летописные источники свидетельствуют о широко разветвленном, продуманном и действенном комплексе мероприятий, включавшем строительство крепостиц-застав, налаживание системы оповещения, отбор ратников порубежья, разведку в приграничье и другие акции. Так нашими пращурами1 закладывались на границе основы пограничной безопасности Древнерусского государства. В результате длительного периода развития и многочисленных преобразований исторически сложилось так, что к началу XXI в. институциональным ядром системы обеспечения пограничной безопасности нашего государства стала Пограничная служба Российской Федерации. По существу сегодня это законодательно закрепленный результат многовекового опыта защиты интересов государства на его границе, естественный и логичный итог развития межгосударственных отношений и событий общественной жизни последних лет. Под национальной безопасностью Российской Федерации сегодня понимается "безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации"2 . В контексте практической государственной политики речь идет об активной защите интересов нашего государства по самому широкому спектру социальной жизни - во внешне- и внутриполитической, экономической, военной, информационной, пограничной, экологической и других сферах жизнедеятельности государства. Интересы государства в собственно пограничной сфере, интегрируя множество отдельных граней всех сфер общественной жизни, актуализируются в направлении, которое связано с обеспечением пограничной безопасности. Уровень пограничной безопасности как состояние защищенности государственной границы и приграничной территории Российской Федерации, жизненно важных интересов личности, общества и государства от всего спектра возможных и реальных внешних и внутренних угроз в пограничной сфере - важный и весьма точный индикатор стабильности государства, тесно связанный с безопасностью границ и обстановкой в пограничном пространстве. По своей сути обеспечение пограничной безопасности - это стержневое, концентрированное выражение пограничной политики государства, формируемой на основе его национальных интересов.
Анализируя современный уровень пограничной безопасности России, следует иметь в виду, что на исходе ХХ в. в нашей стране и в мире произошли значительные военно-политические и социально-экономические изменения. Они существенно повлияли на состояние национальной безопасности России и востребовали к жизни разработку и реализацию принципиально новых подходов к ее обеспечению, в том числе в пограничной сфере. Как известно, пограничная сфера государственных интересов - кроме всего прочего, а возможно и прежде всего - характеризуется ее уникальным местоположением в ряду многих других сфер. Упрощенно говоря, пограничная сфера находится на пересечении двух крупных областей политико-экономической жизни любого государства - внутренней и внешней. Развитие любого государства на планетарном уровне в определенной степени также носит "пограничный" характер - как диалектическая результатирующая внутренних перемен и внешних условий и воздействий. Стабильность ситуации, складывающейся в каждой из данных областей (внешней и внутренней), предопределяет достаточно устойчивый по времени и характеру, иногда даже "привычный", комплекс угроз пограничной безопасности любого государства. Тем не менее Концепция национальной безопасности Российской Федерации сегодня не случайно выделяет угрозы национальной безопасности и основные задачи в пограничной сфере как в одной из важнейших сфер жизнедеятельности государства, общества и личности. Дело в том, что принципиальное отличие ныне существующих угроз пограничной безопасности России от угроз, существовавших еще только несколько десятков лет назад, заключается в их формировании на фоне резко возросшей внутренней социально-экономической и политической неустойчивости страны. Оставляя в стороне основные причины внутренней нестабильности, отметим, что этот факт естественным образом повлек за собой "компенсирующее" изменение внешней среды. При этом в считанные годы возникли две группы основных факторов, повлиявших на состояние национальной безопасности государства, - соответственно внутреннего и внешнего характера. К первой группе следует отнести: 1. Распад системы социальнообразующих и целеполагающих политических, идеологических, правовых, нравственных, культурных и других групп ценностей. 2. Экономические и финансовые потрясения основ развития государства последнего десятилетия, и прежде всего несбалансированное и непродуманное разгосударствление экономики. 3. Центробежный и дезинтеграционный характер устремлений в социальном развитии большинства республик СССР, некоторых национальных окраин и отдельных регионов. Вторую группу факторов составляют прежде всего: 1. Утрата Россией традиционных союзников, резкое ухудшение геополитического положения государства, установление системы однополярного мироустройства3. 2. Активное "встраивание" России в общемировую систему социально-экономических отношений на роли поставщика сырьевых, экологических и территориальных ресурсов, дешевой рабочей силы, научно-интеллектуальных разработок и денежной массы; а также в качестве потребителя внешних товаров; производителя и утилизатора экологически небезопасной продукции и отходов и др. 3. Использование евразийского положения России в качестве буферной зоны "противостояния Запада и Востока" между так называемыми "свободными" и "тоталитарными" цивилизациями. Данные факторы, влияющие на состояние национальной безопасности в целом, в пограничной сфере нашего государства объективно проявляются в угрозах пограничной безопасности, основными из которых являются:
Нет никаких сомнений, что перечисленные угрозы пограничной безопасности государства вполне могут быть дополнены. Как несложно заметить, они располагаются в весьма широком диапазоне интересов государства - от глобальных внешнеполитических и экономических сфер жизнедеятельности нашего государства до круга вопросов, связанных с региональными экологическими вопросами или ростом преступности в приграничье. Заметим при этом, что для отдельных угроз пограничной безопасности характерна исключительно тесная взаимозависимость и взаимосвязь. К примеру, асоциализация и криминализация населения, распространение наркотиков и оружия, эскалация социальной напряженности и конфликтов, экстремизм и терроризм, сепаратизм и угроза территориальной целостности - звенья одной цепи. Звенья другой - невнимание общества к границе, социальное пренебрежение проблемами офицерского корпуса, недофинансирование, утрата сопричастности к целеполагающим общественным ценностям, утечка кадров. Эффективная локализация подобных подгрупп угроз пограничной безопасности, как показывает исторический опыт, может вестись только комплексно. Отметим также, что углубление отдельных внешних, а особенно отдельных внутренних угроз пограничной безопасности объективно может подвести к серьезному кризису внутри самой системы обеспечения пограничной безопасности (СОПБ). Этот внутрисистемный кризис, в частности, уже проявляется в отставании развития СОПБ от динамики роста угроз пограничной безопасности, что само по себе является дополнительной угрозой.
пограничной безопасности
Проблема приведения системы обеспечения пограничной безопасности государства в соответствие всему спектру и масштабам уже перечисленных выше и вновь возникающих угроз и является самой насущной проблемой пограничной безопасности нашего государства. Нейтрализация всего комплекса угроз пограничной безопасности - процесс многонаправленный, затрагивающий необходимость нормализации положения в целом ряде смежных сфер жизнедеятельности государства: внешнеполитической, экономической, правовой, социальной и др. При этом решение основной проблемы пограничной безопасности предполагает по меньшей мере три основных вектора деятельности: 1. Стабилизацию и укрепление системы межгосударственных отношений в пограничной сфере (как реагирование на доступные изменению внешние факторы, влияющие на состояние пограничной безопасности страны); 2. Приоритетный учет в пограничной сфере экономического аспекта интересов развития государства (как реагирование на ведущий внутренний фактор, определяющий состояние пограничной безопасности государства); 3. Совершенствование и развитие собственно системы обеспечения пограничной безопасности государства (для исключения возможности возникновения внутрисистемного кризиса). Приведение системы обеспечения пограничной безопасности государства в соответствие угрозам пограничной безопасности в рамках данных направлений предполагает широкий диапазон конкретных действий. Обозначим только наиболее актуальные сегодня практические пути решения данной проблемы.
Таков, на наш взгляд, круг только самых актуальных вопросов обеспечения пограничной безопасности нашего государства и далеко не полный перечень основных путей решения накопившихся проблем. Отдельным, сознательно не выделенным нами направлением корректировки процессов, происходящих в пограничной сфере, является нормативно-правовая деятельность, лежащая в основе всей работы по совершенствованию системы обеспечения пограничной безопасности нашего государства. Не случайно Концепцией национальной безопасности Российской Федерации первой задачей государства в пограничной сфере определяется именно создание необходимой нормативно-правовой базы.
__________________ 1 Любопытно, что "пращур" (т.е. предок), "Чур" или "Чура" (покровитель рубежей у ряда славянских племен), "чересчур" (т.е. слишком уж) и выражение "Чур, меня" (т.е. огради, сохрани) - это однокоренные слова.
|
|