Обозреватель - Observer
История


Воспоминания о Царском Селе

Ю.Парусникова

Значение любого юбилея, тем более двухсотлетие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, намного превосходит конкретные временные даты. И хотя юбилейный Пушкинский год уже стал достоянием истории, нелишнее еще раз оглянуться в прошлое, пытаясь понять и определить те истоки, что питали и взрастили эту незаурядную личность.

Где и как закладываются основы мироощущения и мировоззрения будущего Гражданина? Разумеется, в семье, а также в учебном заведении, будь то школа или вуз. Не случайно еще в древности студенты окрестили его Alma mater (буквально — «кормящая мать»), то есть дающая духовную пищу.

Эта социальная функция изначально была присуща российским университетам — наиболее ранним типам светских высших учебных заведений.

Роль образования и воспитания в определении будущей судьбы Отечества и Державы хорошо понимали патриоты России, немало внимания уделявшие развитию отечественного образования.

И в этой истории есть одна во многом уникальная страница, связанная как со многими знаменательными событиями XIX в., известными фамилиями, так и с именем «солнца русской поэзии» — Александр Сергеевич Пушкин.

Конечно же, речь идет о Царскосельском Лицее. Поскольку не вызывает сомнения, что именно Лицей (не случайно же название его заимствовано у древнегреческой философской школы Аристотеля) стал важным этапом гражданского воспитания и становления незаурядной личности Александра Пушкина. Нашим современникам стоит напомнить историю этого уникального учебного заведения.

Учреждение его стало символом и начальным этапом формирования гражданского общества в России, развития национального и гражданского самосознания, связанного с именами многих достойных его выпускников.

А вначале было слово. Нет, не только Указ Александра I, повелевавший открыть в бывшем Детском корпусе Екатерининского дворца, непосредственно при летней резиденции императора, это элитарное учебное заведение. Были слова, мысли, планы, верноподданнические записки и доклады императору неутомимого реформатора Михаила Михайловича Сперанского, известного юриста и государственного деятеля России эпохи надежд и разочарований. Эпохи, начавшейся с составления «Плана государственных преобразований» (1809 г.), предусматривающего конституционную реформу, и окончившейся расстрелом инако- и свободомыслия на Дворцовой площади 14 декабря 1825 г.

Уместно напомнить, что сам автор проекта в 1812 г. попал в опалу, был уволен и даже сослан, хотя через четыре года был назначен пензенским губернатором, а впоследствии занимал ряд важнейших постов на государственной службе, оставил в назидание потомкам «Полное собрание законов Российской империи».

Лицей изначально задумывался как специальное учебное заведение для подготовки просвещенных государственных мужей, радеющих о будущем и о благе России.

Император Александр Павлович, сам проведший в стенах будущего Лицея немало беззаботных и беспечных дней детства, по достоинству оценил прожект главного реформатора и идеолога изменения всей государственной жизни, повелев отобрать для обучения здесь достойных отпрысков лучших фамилий России.

И 19 октября 1811 г. 30 юношей впервые поднялись на второй этаж флигеля Екатерининского дворца для того, чтобы покинуть его почти через 6 лет — 9 июля 1817 г.

Пушкин был едва ли не самый молодой его воспитанник. И в самом слове «воспитанник», то есть воспитанный Лицеем, нет никакого преувеличения, поскольку он являлся закрытым заведением пансионного типа, предоставлявшим школярам лишь 1 месяц каникул и занятия в котором проходили 6 дней в неделю. Да и особой свободой передвижения, не считая небольшого садика, на скамейку которого в 1900 г. задумчиво присел бронзовый Пушкин (работы Р.Р.Баха), лицеисты не пользовались.

Основную часть времени проводили на 2—3 этажах добротного здания, где размещались учебные классы, библиотека, залы самоподготовки, гимнастический, рекреация и 52 изолированные, просто, если не сказать скромно, обставленные спальни, расположившиеся на 4 этаже (2 из них занимали наставники, следившие за порядком). Первый этаж занимали хозяйственные службы.

Так что условия учебы и распорядок дня в Лицее удивительно напоминают современное военно-учебное заведение. И не случайно, в 1822 г. Лицей был передан «в военное ведомство».

Именно здесь юные пытливые умы вбирали те ученые премудрости, что принесли им заслуженную славу в дальнейшем.

Первым директором Лицея был назначен единомышленник М.М.Сперанского, просветитель и публицист Василий Федорович Малиновский, который еще в 1802 г. предложил проект отмены крепостного права. В доме Малиновского устраивались литературные и музыкальные вечера, куда приглашались и лицеисты. Бывал здесь и Пушкин. Кстати сказать, сын Василия Федоровича — Михаил, одноклассник Пушкина, ставший к 1825 г. полковником, был близок к кругу декабристов, хотя лично участия в событиях 14 декабря не принимал.

Помимо образования, лицеисты получали и гражданское воспитание, во многом основанное на самом современном отечественном и зарубежном опыте.

С первых дней в Лицее «нравственные науки» преподавал ставший впоследствии известным юристом Александр Петрович Куницын, выпустивший в 1818 г. первую часть своей работы «Право естественное», которая вызвала неудовольствие властей и привела к его увольнению из университета. На Пушкинском курсе он читал «Право естественное» и «Изображение системы политических наук».

Однако не только над учебниками корпели Пушкин и его друзья. Лицеисты выпускали также рукописные журналы, соревнуясь в коллекционировании понравившихся высказываний и афоризмов, писали стихи. Пушкин был не единственным поэтом в Лицее и даже далеко не первым, кто увидел напечатанным свое стихотворение. Популярны были среди лицеистов и соревнования на лучшее оригинальное сочинение. Эта практика очень напоминает современную самостоятельную научно-исследовательскую работу студентов — НИРС, которая по сути своей являлась отличительной особенностью и принципом организации российского высшего образования, начиная с первого Московского университета, основанного М.В.Ломоносовым.

В Лицее Пушкиным был созданы десятки стихов, включаемых ныне во все издания сочинений поэта, в том числе и то, что появилось в № 13 «Вестника Европы» в 1814 г.

В Царском Селе размещался ряд полков, вернувшихся из победоносного похода против Наполеона. И вполне естественно, что молодые офицеры были кумирами лицеистов.

В 1814 г. друзья Пушкина — Дельвиг, Пущин, Ольховский и Кюхельбекер. Трое последних — будущие декабристы — знакомятся с молодыми офицерами — членами «Священной артели», как они именовали свой кружок. Члены его изучали общественные предметы и иностранные языки под руководством преподавателей Лицея. По воспоминаниям И.И.Пущина, это был «мыслящий кружок», настроенный антикрепостнически. И не случайно поэтому, впоследствии, уже через два года некоторые его члены стали инициаторами образования «Общества истинных и верных сынов Отечества», или «Союза благоденствия», явившегося первой организацией декабристов.

В том же году Пушкин близко сходится с 20-летним лейб-гусаром Петром Чаадаевым, будущим известным писателем и философом.

В такой обстановке, «в тени дубрав, вдали от суеты», шло взросление и социализация — как называют эту стадию человеческой жизни сегодня, — будущей российской элиты, на которую возлагались немалые надежды.

О мироощущении воспитанника Пушкина, наверное, лучше всего свидетельствует стихотворное послание его царскосельскому другу Петру Чаадаеву:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Как известно, все лицеисты сохранили теплые воспоминания о своей Alma mater. Мотивы грусти расставания с друзьями и юностью на пороге самостоятельной жизни заметны во многих пушкинских стихах первой половины 1817 г., написанных в Лицее.

Неоднократно лицеисты «первого призыва» собирались 19 октября, чтобы вспомнить совместно проведенные годы и помянуть того, «кого уже нет меж нами».

Полумистически-пророчески звучат строки Пушкина, написанные к 19 октября 1825 г. в Михайлов-ской ссылке за два месяца до событий 14 декабря на Дворцовой площади:

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют...
Но многие ль и там из нас пируют?
Еще кого не досчитались вы?

     * * *

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

     * * *

Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто дальний сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему...
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придется одному?

Но, несмотря на заметный и знаменательный след, оставленный одноклассниками поэта в отечественной истории — имена многих из которых мы или забыли, или которые мало что говорят нам сегодня, — был бы Лицей столь известен и притягателен для многих отечественных и зарубежных посетителей, не подари он всему миру Пушкина?

Из числа однокашников поэта следует назвать будущего «великого канцлера», то есть министра иностранных дел Александра Михайловича Горчакова, чье двухсотлетие со дня рождения торжественно отмечалось в 1998 г. Кстати сказать, он стал последним лицеистом, намного пережившим своих друзей.

Федора Федоровича Матюшкина, ученого и море-плавателя, ставшего в 1867 г. адмиралом.

М.Л.Яковлев дослужился до звания тайного советника — весьма высокого престижного ранга III класса. Стал сенатором.

Антон Антонович Дельвиг, романтический поэт, стал после Лицея издателем альманаха «Северные цветы», а впоследствии при участии Пушкина издавал и «Литературную газету».

Другие выпускники лицея несли ратную службу, или являлись чиновниками иностранной коллегии, в министерстве юстиции или в министерстве финансов. Четверо из них стали декабристами.

Через пять с небольшим лет после освобождения г. Пушкина (бывшего Царского Села) от немецко-фашистских оккупантов, к ста пятидесятилетию со дня рождения Пушкина, 9 июня 1949 г. в здании Лицея состоялось торжественное открытие мемориального музея поэта.

Остается добавить, что в 1843 г. Лицей, переведенный в Петербург, получил название Александровского лицея. Однако всему культурному миру он более известен как Пушкинский лицей. Задуманный как элитарное учебное заведение, равное по уровню образования университету, «во благо России», лицей, благодаря своим выпускникам, приобрел всемирную известность. И стоит ли сегодня забывать об этом?

Летом 1831 г. поэт вновь приехал сюда с женой Наталией Николаевной, где они провели несколько месяцев.

В 1958 г. в бывшем доме Китаевой (Пушкинская улица, д. 2) был открыт еще один музей. В этом доме поэта часто посещали Н.В.Гоголь и В.А.Жуковский. Здесь были написаны «Бородинская годовщина», «Клеветникам России», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Письмо Татьяны к Онегину», стихотворение, посвященное 20-летию Лицея.

Царскосельский мемориальный комплекс, связанный с именем великого сына России по-прежнему посещают многочисленные отечественные и иностранные туристы.

А тот, кто хоть раз прошелся по царскосельским аллеям, навсегда сохранит в своей памяти чувство личной прикосновенности к истории России.




   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]