Обозреватель - Observer |
Внешняя политика
|
В последние годы Бельгия заметно прибавила активности во внешнеполитических делах. Главная заслуга в этом принадлежит министру иностранных дел Э.Дерейке, который, опираясь на поддержку премьер-министра Ж.-Л.Дехане, в 1996—1997 гг. провел в МИД Бельгии большую аналитическую работу над новой внешнеполитической доктриной страны и начал успешно воплощать ее в жизнь.
Основные положения доктрины сводятся к следующему. Бельгийцы, трезво оценивая свои ограниченные возможности самостоятельных действий на международной арене, тем не менее намерены влиять на решение вопросов, которые представляют для них практический интерес или «моральную ценность». В этих целях они намерены использовать прежде всего каналы Евросоюза и ООН.
С этой стратегической установкой сопряжены и главные внешнеполитические приоритеты страны на ближайшую перспективу: содействие укреплению международного потенциала «трансформированного» Евросоюза и реорганизации глобальных механизмов международных отношений путем проведения кардинальной реформы ООН и ее институтов. При этом бельгийцы не забывают подчеркивать и традиционную приоритетность своего участия в НАТО и ЗЕС.
По мере возможности Бельгия намерена сохранять свой внешнеполитический «профиль» и в ряде конкретных международных вопросов: построение новой европейской архитектуры безопасности, югокризис, БВУ, Центральная и Южная Африка; организация Конвенции о запрещении противопехотных мин.
Бельгия и Евросоюз. Накануне Амстердам-ского «евросаммита» бельгийцы вошли в число «инициаторов» принятия «продвинутого» варианта Договора, который закладывал бы солидную базу расширения ЕС при одновременном гарантированном сохранении «фундаментальных прав» стран — учредителей Союза. Этими гарантиями, как считают в Брюсселе, должны быть перерас-пределение голосов в Евросовете и введение практики принятия решений квалифицированным большинством голосов. В этом случае, рассчитывают бельгийцы, будет устранен главный «изъян» в ЕСовском организационном механизме — возможность шантажа со стороны «одиночек-диссидентов».
Ж.-Л. Дехане и Э.Дерейке выступили в Амстердаме за более рельефное оформление атрибутов общей внешней политики и политики в области безопасности (ПЕСК) ЕС, включая институциональное сближение, а в перспективе и слияние ЕС и ЗЕС, за «продвинутый» вариант экономического и валютного союза (ЭВС) в рамках ЕС.
В числе своих главных ориентиров на перспективу на ЕСовском направлении бельгийцы называют задачу определения «оптимальных параметров» социального измерения ЕС и создание механизма функционирования ПЕСК, включая учреждение поста высокого представителя по ПЕСК, углубление политико-организационной связки ЕС и ЗЕС.
Бельгия и НАТО. Бельгийцы рассматривают НАТО как главный инструмент
обеспечения военно-политической безопасности в Европе. Через участие в
альянсе, по их словам, «наиболее оптимальным» и главное — «экономичным»
образом решается проблема национальной обороны страны.
С момента начала процесса продвижения НАТО на Восток Бельгия заняла
позиции твердого сторонника расширения альянса.
Поскольку вариант форсированного приема восточноевропейцев в ЕС с экономической точки зрения, как показали расчеты экспертов, чреват для Евросоюза большими издержками, премьер-министр Бельгии Ж.-Л. Дехане неоднократно высказывался в пользу того, чтобы на первых порах пригласить восточноевропейцев участвовать в выработке единой внешней политики и политики безопасности Евросоюза, привлечь к сотрудничеству в рамках ЗЕС и НАТО и лишь затем, спустя какое-то время, к экономическим структурам Евросоюза.
На Мадридском саммите бельгийцы однозначно выступили за прием в альянс новых членов, при этом совместно с французами и итальянцами пытались продвинуть также Румынию и Словению в число кандидатов «первой волны». Бельгия разделяет мнение, что процесс расширения невозможно ограничить приемом первой тройки «новичков». На членство в альянсе, мол, может реально претендовать любое европейское государство.
Вместе с тем в Брюсселе на самом высоком политическом уровне подчеркивают, что расширение альянса должно сопровождаться максимальным учетом интересов России. Бельгийцы в числе первых приветствовали подписание «Основополагающего Акта Россия — НАТО», который, по их оценкам, заложил солидный фундамент для развития «партнерского диалога» между альянсом и Москвой. Несмотря на то что бельгийцы выступают против вмешательства «третьей страны» в процесс рассмотрения заявок на членство в НАТО, они отдают себе отчет в крайней деликатности вопроса о возможном приеме в альянс прибалтов и отнюдь не исключают возможности конструктивного разговора с Россией на эту тему.
Архитектура европейской безопасности, по мнению бельгийцев, должна основываться на «взаимодействии и взаимодополняемости» различных европейских и евроатлантических институтов — ОБСЕ, Совета Европы, Евросоюза, ЗЕС и НАТО (именно в такой последовательности их расставил Ж.-Л. Дехане), каждый их которых призван имеющимися в его арсенале средствами и методами укреплять стабильность и не допустить новых расколов на Европейском континенте. При этом Бельгия твердо высказывается против «главенствующей» роли ОБСЕ, которая, по их оценке, может и должна занимать «центральное» место в системе европейских и евро-атлантических институтов, не претендуя, однако, на координирующие функции (по аналогии с ОЭСР).
В Бельгии исходят из того, что модель европейской безопасности на XXI в. уже в силу множественности и многообразия современных угроз не может быть облечена в строгую юридическую форму. При этом не отрицается возможность подведения под эту модель определенной правовой базы.
В рамках ОБСЕ бельгийцы отдают приоритет совершенствованию действующих механизмов раннего выявления и предупреждения кризисов — консультаций, миссий, работы Верховного комиссариата по делам национальных меньшинств, БДИПЧ.
Бельгия считает необходимым наделить ОБСЕ более заметной, чем до сих пор, ролью в постконфликтном урегулировании. Организация, по оценкам бельгийцев, наработала значительный опыт в этой области, действуя на территории бывшей Югославии.
В то же время они настороженно относятся к идее договорно-правового оформления ОБСЕ, к созданию в ней новых структур, заявляют, что это — путь к «обюрокрачиванию» Организации, чреватый увеличением расходов на ее функционирование.
К работе над моделью и хартией европейской безопасности бельгийцы подходят с позиций «платформы кооперативной безопасности» Евросоюза, в подготовке которой приняли активное участие. Называя хартию «документом огромной важности» и соглашаясь в принципе с большинством формулировок и идей, заложенных в российский проект, они вместе с тем под давлением американцев и англичан не торопятся предметно работать над ней.
Определенное внутреннее противоречие бель-гийской концепции безопасности наблюдается и в подходе Бельгии к взаимоотношениям в треугольнике Евросоюз — НАТО — ЗЕС.
Остро ощущая потребность Евросоюза в формировании собственного оборонного потенциала и политики в сфере безопасности, что предполагает усиление роли ЗЕС, бельгийцы в то же время придают приоритетное значение сохранению атлантической сцепки, американским ядерным гарантиям безопасности Европы, делают все, чтобы успокоить американских партнеров в отношении будущего НАТО. Отсюда постоянный рефрен: НАТО остается «фундаментом безопасности и обороны европейцев»; ЗЕС, призванный стать военной составляющей Евросоюза, должен развиваться в гармонии, а не соперничестве с НАТО; создание многонациональных оперативных сил (МОС), подчиненных обеим организациям, имеет огромное значение не только с точки зрения усиления европейской идентичности в рамках альянса, но и как инструмент сближения между НАТО и ЗЕС (при этом признается, что с военно-технической точки зрения подключение ЗЕС к оперативным возможностям НАТО «оказалось задачей более сложной, чем предполагали раньше»).
Новое звучание в последнее время в бельгийской внешней политике получила постановка вопроса о глобальном значении этического измерения международных отношений. Эта тема нашла воплощение в бельгийских демаршах по проблематике разоружения.
Являясь одним из мировых центров торговли, транзита и производства оружия, Бельгия (наряду с Канадой, Норвегией и Австрией) тем не менее стала инициатором разработки Международной конвенции о запрещении противопехотных мин. При этом основной акцент бельгийцы делают на тезисах о негуманном, неизбирательном характере этого оружия и на необходимости оказания помощи его жертвам. Они приняли финансовое участие в создании пилотного проекта обнаружения с воздуха минных полей в Анголе, в программе МККК по помощи жертвам мин и Добровольном фонде разминирования ООН.
Среди общих международных проблем приоритетной для бельгийцев является реформа системы органов ООН и ее главная составляющая — реформа Совета Безопасности.
Основное внимание при этом они уделяют двум направлениям — увеличению численного состава СБ и противодействию практике использования права вето его постоянными членами.
Бельгийцы в последнее время выступают в роли координатора так называемой «неформальной группы» малых и средних стран (в нее также входят Австралия, Австрия, Болгария, Венгрия, Ирландия, Португалия, Словакия, Чехия и Эстония), которая пытается сформулировать свои собст-венные предложения по реформе СБ ООН. По мнению «неформалов», причина отсутствия сколь-нибудь ощутимого прогресса в деятельности рабочей группы ГА по этой проблеме кроется в противоречии между задачами повышения эффективности СБ и увеличением его численного состава.
Отказавшись от поддержки идеи создания третьей категории «полупостоянных» или «ротируемых» членов СБ, бельгийцы в последнее время видят выход в одновременном увеличении числа постоянных и непостоянных членов Совета до 10 в каждой категории при «более справедливом» представительстве в СБ «континентов и регионов мира» — среди постоянных членов СБ два места закрепляют «персонифицированно» за Германией и Японией, три оставшихся отдают Африке, Азии, Латинской Америке; на пять мест предлагается увеличить и число непостоянных членов Совета.
Бельгия является убежденной сторонницей предоставления места в СБ Евросоюзу. Ввиду отсутствия консенсуса по этому вопросу в самом ЕС, бельгийцы отдают себе отчет в нереальности его решения в краткосрочной перспективе. Однако, по их мнению, идея обеспечения представленности Евросоюза должна сохраняться в качестве его «перспективной цели на будущее».
Ссылаясь на «практический опыт международного сообщества», бельгийцы заявляют, что институт права вето в СБ служит не столько всеобщим, сколько «специфическим» интересам его постоянных членов. Выступая в бельгийском парламенте, мининдел Э.Дерейке назвал его «политическим анахронизмом». Не требуя пока отмены права вето, бельгийцы ратуют за его «смягчение», при котором постоянные члены СБ избегали бы его применения на «добровольных началах». В частности, они предлагают оформить условия использования права вето в виде соответствующих «политических обязательств» постоянных членов Совета Безопасности.
Бельгийцы придают подчеркнутое значение задачам укрепления в Европе и в целом в мире идеалов демократии, верховенства права и соблюдения основных прав человека. Главную роль в этом плане (и не только в региональном масштабе), должен, по их оценке, сыграть Совет Европы (СЕ). На страсбургском саммите СЕ бельгийцы высказались в пользу «адаптации» по линии Совета европейских конвенций о сотрудничестве в области уголовного права к потребностям борьбы с современными формами преступности (организованной, связанной с использованием новых технологий). В число новых задач СЕ, как считают в Брюсселе, должна войти борьба на международном уровне с коррупцией, а также с различными проявлениями расовой и национальной нетерпимости.
В контексте югославского урегулирования приоритетное для Бельгии значение имеет проблема Восточной Славонии, где в составе сил ВА ООН ВС до весны 1998 г. находился бельгийский батальон «голубых касок», взаимодействовавший, в частности, с российским батальоном. По мнению бельгийцев, это взаимодействие заслуживает высокой оценки.
Что касается дальнейшей судьбы военного компонента ВА ООН ВС, бельгийское руководство согласно с российским в том, что угроза опасного реванша в регионе реально существует. Вместе с тем Бельгия не смогла пойти на продление своего военного присутствия по причине категорического отказа кабинета министров выделить соответствующее финансирование.
С задачей сохранения мира в регионе, по мнению бельгийцев, вполне могут справиться усиленные гражданский и ограниченный полицейский компоненты ВА ООН ВС. В этом Брюссель готов продолжить взаимодействовать с Москвой.
Оценивая нынешнюю ситуацию в Восточной Славонии, бельгийцы убеждены, что ключ к миру в этом регионе находится в Загребе. В связи с этим они призывают основных «международных игроков» на постюгославском пространстве — США, РФ, ФРГ, Францию, Великобританию и Италию усилить работу с хорватами с целью сдерживания их «реваншистских настроений».
Со все большим беспокойством в Брюсселе следят за ситуацией в БиГ.
2 апреля 1998 г. Совет министров принял решение о «расширенном формате» участия Бельгии в силах «СПС плюс» в БиГ.
В ответ «на просьбу союзников» Бельгия готова направить на замену малайзийского батальона в юго-западный регион БиГ (район Ливно севернее Сплита) бельгийско-люксембургский батальон мотопехаты. Его ориентировочная численность — 500 чел. Люксембургский «компонент» батальона — разведвзвод (30 чел.).
Сохраняется участие Бельгии в транспортно-тыловом батальоне «Белуга», а также в подразделениях «Национальной поддержки», «Гражданско-военного сотрудничества» и Главного штаба сил (всего 135 военнослужащих).
В Вила Франка (Италия) остается бельгийская полуэскадрилья (четыре F-16, 70 чел. летного и техсостава), образующая вместе с нидерландской эскадрильей отдельное Объединенное оперативное воздушное командование в рамках сил «Делиберейтед Гард», обеспечивающих авиаприкрытие операции.
Бельгийцы были намерены приступить к развертыванию батальона 31 мая и завершить его 15 июля 1998 г.
Бельгийцы критически отнеслись к действиям США по «доводке» вооруженных сил мусульман, считая последних главной потенциальной угрозой нового конфликта.
Позиция Бельгии по Косово, несмотря на оказываемое на Брюссель усиленное давление со стороны Вашингтона и Лондона, остается в целом взвешенной и конструктивной.
Бельгийцы даже подготовили свой «миниплан» косовского урегулирования, который они активно продвигают в рамках ЕС. В основе его лежат следующие положения:
1. Бельгия против любых «разговоров» и тем более — «действий» в пользу независимости Косово. Вместе с тем край должен в ближайшее время получить «усиленный статус». Содержание этого понятия должно быть определено самими сербами и косоварами в ходе диалога.
2. Важное ограничение в разработке «нового статуса» Косово, которое необходимо оговорить заранее — нерушимость нынешних «международных границ СРЮ».
3. Бельгия категорически отвергает любые проявления насилия с обеих сторон — участников конфликта.
4. Бельгия призывает к неукоснительному соблюдению прав человека в крае.
5. Бельгия поощряет любые действия в пользу восстановления отношений «взаимопонимания и дружбы» между албанским и сербским населением края, которое «обречено жить вместе». Правительство страны оказывает «моральную, дипломатическую и материальную поддержку» бельгийской неправительственной организации «Pax Christi», ведущей в Косово активную работу в пользу восстановления «межобщинного мира и согласия».
Бельгийцы близки к нашему видению путей восстановления присутствия ОБСЕ в СРЮ в целом и в Косово в частности. Главное, как считают в Брюсселе, — обеспечить реальное возвращение представителей ОБСЕ в Белград и уже «на месте» решать проблемы содействия диалогу между сербами и косоварами. Все остальные требования к Белграду можно, мол, вполне отложить «на потом», когда диалог «пойдет».
Бельгия придает большое значение развитию связей с государствами СНГ, в первую очередь с Украиной, Средней Азией и Балтией. В апреле 1998 г. премьер-министр Бельгии Ж.-Л. Дехане совершил официальный визит в Азербайджан, Казахстан и Узбекистан. Бельгийцы пытаются выйти на нефтяной и газовый рынок этого региона, опираясь, в частности, на уже созданный ими солидный экономический плацдарм в Казахстане.
В Баку было подписано межправительственное соглашение о воздушных перевозках, в Алма-Ате — соглашение о защите и поощрении инвестиций, конвенция об избежании двойного налогообложения, в Ташкенте — соглашение о расширении торгово-экономического сотрудничества.
Планируется открыть региональное посольство Бельгии, скорее всего в Ташкенте.
Бельгийцы продолжают выступать с довольно активных позиций на африканском направлении, пытаясь, прежде всего, противодействовать проводимой французами и американцами политике вытеснения их из бывших бельгийских колоний.
С явным облегчением в Бельгии воспринято падение режима Мобуту. Фактически она установила официальные отношения с Л.-Д. Кабилой еще за несколько месяцев до взятия Киншасы. Вместе с тем в последнее время в связи с открытой ориентацией новых конголезских властей на Вашингтон, и прежде всего на американский капитал, отношение бельгийцев к Л.-Д. Кабиле несколько охладилось.
Бельгию не может не беспокоить запрет на деятельность в стране неправительственных гуманитарных организаций (около 70% действующих в Конго НПО имеют «бельгийские корни»). Ее не удовлетворяет и ситуация с правами человека, но возможностей для давления на Киншасу у Брюсселя немного, так как бельгийцы, по собственному признанию, «не могут бросить на произвол судьбы» своих многочисленных соотечественников, проживающих в Конго.
Одновременно бельгийцы пытаются в определенной мере переориентировать экономические и культурные программы со своих бывших колоний на Юг Африки, где (в силу этнической близости фламандцев и значительной части белого населения ЮАР) для Бельгии открываются неплохие, прежде всего, экономические возможности.
В ходе визита в ЮАР, Намибию и Ботсвану в ноябре 1997 г. министр иностранных дел Бельгии Э.Дерейке выступил с «крупной инициативой» для САДК. Речь идет о придании этой региональной организации «большего политического звучания». В частности, им была сформулирована идея усиления взаимодействия ЕС и САДК в политическом и торгово-экономическом измерениях.
Мининдел Бельгии практически не скрывал от своих африканских партнеров, что данные предложения были в предварительном порядке «обкатаны» в рамках Евросоюза. Европейские страны, включая как бывшие метрополии, так и другие страны, проявляющие интерес к увеличению своего присутствия на континенте (ФРГ, Италия, Швеция, Греция), в последнее время ощущают на себе рост агрессивной конкуренции на континенте со стороны США. Особенно это проявляется после смены режима в Конго (Киншаса).
С бельгийской подачи была также запущена инициатива «совместного евро-африканского миротворчества на черном континенте», которая будет реализовываться через «специальный координирующий механизм».
Мининдел Бельгии критически высказывается по поводу продвигаемых Вашингтоном, Парижем и Лондоном предложений о создании африканских миротворческих сил или сил кризисного реагирования. Главный их недостаток заключается, по его оценке, в том, что каждая из трех держав ставит во главу угла своего союзника или союзников. Чтобы обеспечить миротворческому механизму в Африке необходимый «внутренний баланс», бельгийцы и предложили развивать «миротворческое измерение САДК».
Э.Дерейке прямо заявил южноафриканцам, что они могут реально рассчитывать на «весомую экономическую помощь и техническое содействие» со стороны ЕС только при условии создания на своих рынках «благоприятных условий» для европейской продукции. Существование же так называемого «свободного рынка» на африканском континенте на деле, по оценке Э.Дерейке, равнозначно режиму наибольшего благоприятствования для дешевых и некачественных американских товаров. Бельгийский министр практически в ультимативной форме потребовал пересмотра существующих в рамках САДК «импортных процедур». Нельзя допустить, чтобы американцы, которые не оказывают Африке помощи, по выражению Э.Дерейке, «забирали сыр с европейского бутерброда».
Бельгийцы и лично мининдел Э.Дерейке проявляют подчеркнутое внимание к процессу БВУ. При этом они открыто называют Б.Нетаньяху и его правительство главными виновниками пробуксовки процесса урегулирования. В Брюсселе весьма болезненно восприняли резко отрицательное отношение израильского руководства к попыткам бельгийцев и французов активизировать роль ЕС в урегулировании. В настоящее время бельгийцы в ожидании того, пока израильтяне сами не осознают всю «тупиковость и пагубность» своего курса, главный акцент делают на развитии экономической помощи и технического содействия палестинцам, как бы в компенсацию за их «разумное поведение».
Бельгия поддержала идеи, заложенные в российском Кодексе мира и безопасности
на Ближнем Востоке.
Данный документ, по их оценкам, пришелся «ко времени», но подтвердил
«безальтернативность» российского коспонсорства в БВУ и представляет собой
полезный инструмент «для создания политико-юридического фундамента будущей
мирной модели для региона».
Осуждая в целом политику режима С.Хуссейна в Ираке, бельгийцы при этом выступают за реализацию всего объема резолюции 986 СБ ООН. Мининдел Э.Дерейке оказывает личное содействие организации гуманитарной помощи мирному иракскому населению (в Ираке действуют 7 бельгий-ских неправительственных ораганизаций, работающих в основном в южных районах страны и Курдистане).
Бельгийцы поддерживают дипотношения с Ираном на уровне послов. Бельгийские
частные компании активно присутствуют на иранском рынке (прежде всего,
в нефтехимическом секторе). Их операции получают официальное «прикрытие»
национальной страховой компании (с преобладанием госкапитала).
Бельгийское Посольство в Ливии официально представляет американские
интересы в этой стране.
Характеризуя правящий ливийский режим как «единоличную диктатуру Каддафи»,
бельгийцы подчеркивают, однако, что в нынешних условиях ему нет «приемлемой
альтернативы». В случае ухода или устранения от власти Каддафи, считают
они, страна либо станет ареной клановых столкновений по сомалийскому образцу,
либо попадет в руки исламских фундаменталистов «худшего толка».
Бельгийцы поддерживают тесные контакты с режимом Л.Зеруаля в Алжире, выступают в ЕС за скорейшее заключение соглашения об ассоциации с этой страной.
Бельгийско-марокканские отношения также носят особый характер. В Бельгии проживает более 200 тыс. выходцев их этой страны.
Заявляя о своей поддержке идеи самоопределения Западной Сахары, бельгийцы вместе с тем указывают, что марокканские власти за последние годы добились значительных успехов в развитии экономики этого региона и повышении уровня жизни его населения. Наиболее вероятным они считают вариант постепенного затухания конфликта «естественным путем».
Неоднозначное воздействие на внешнеполитический курс Бельгии оказывала специфика федеративного устройства этой страны, тенденция к наделению субъектов федерации — сообществ и регионов — все более широкими полномочиями в области внешних связей.
В этих условиях федеральное правительство и прежде всего МИД Бельгии
предпринимают энергичные усилия по налаживанию диалога и достижению с субъектами
федерации консенсуса по внешнеполитическим вопросам (в МИД Бельгии для
этих целей создано отдельное подразделение). Одной их форм такой работы
является совместное составление политических записок по концепции отношений
Бельгии с отдельными странами и региональными организациями.
|