Обозреватель - Observer 
Наши интервью 

 
   МВД
как зеркало нашего бытия
 
 Интервью главного редактора журнала «Обозреватель - Observer»
с министром внутренних дел Российской Федерации
С.СТЕПАШИНЫМ
 
СТЕПАШИН Сергей Вадимович, министр внутренних дел РФ с апреля 1998 г.; родился 2 марта 1952 г.; окончил Высшее политическое училище МВД СССР, Военно-политическую академию им. В.И.Ленина, доктор юридических наук, доцент; генерал-полковник; служил на различных должностях во внутренних войсках МВД СССР, препода-вал в Ленинградском училище МВД СССР, был заместителем министра — начальником Управления Министерства безопасности РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, директором Федеральной службы безопасности РФ, министром юстиции РФ. Женат, имеет сына.
  Истекший год был непростым. Кризис в финансово-экономической сфере, социально-политическая нестабильность отразились и на криминальной обстановке, которая в значительной степени осложнилась. Но МВД России в целом удалось удержать ситуацию под контролем.

В 1998 г. была активизирована работа по раскрытию и расследованию преступлений. Установлены виновные в совершении 1,8 млн. преступных посягательств, что почти на 10% больше, чем в 1997 г. Количество пресеченных преступлений экономической направленности возросло более чем на 15%. Пресечена деятельность 16 тыс. лидеров и активных участников организованных преступных групп, изобличенных в совершении 29 тыс. преступлений. В суды направлены дела по фактам 152 «заказных» убийств.

Однако результаты деятельности правоохранительных органов коллегия оценила критически. На 1999 г. мы определили задачу одну — жестко и резко переломить ситуацию с борьбе с преступностью не только потому, что это крайне необходимо народу, не только потому, что без этого мы не вытащим страну из экономического и политического кризиса, но еще и потому, что на фоне криминализированной экономики и криминализированного государства очень опасно проводить политические выборы — будь то выборы в Госдуму или выборы Президента.
 

Имеющаяся у органов внутренних дел информация свидетельствует о коррумпированности чиновников на всех уровнях власти. В угоду своим «спонсорам» из преступного мира отдельные должностные лица и народные избранники помогают разворовывать народное добро, сырьевые запасы страны, лоббируют принятие нормативных актов и решений, преследующих корыстные интересы определенных категорий лиц. В прошлом году расследовалось более 18 тыс. (+10,3%) должностных преступлений, в том числе 5807 (+3,3%) фактов взяточничества. В суды направлены уголовные дела в отношении 3087 руководителей органов власти и управления.

Ощутимые результаты по противодействию коррупции достигнуты в ходе комплексной операции «Штиль», направленной на декриминализацию портов Азовско-Черноморского побережья Кубани. Только на первом этапе ее проведения возбуждено 119 уголовных дел, к ответственности за различные злоупотребления привлечены свыше 180 должностных лиц городской и портовой администрации, органов местного самоуправления. У преступников в счет возмещения причиненного государству ущерба изъято различных материальных ценностей на сумму свыше 13 млн. рублей и 70 тыс. долл. США. Работа в этом направлении будет продолжаться, причем «на очереди» у МВД и многие другие регионы.

Органами внутренних дел пресечено значительное количество преступлений, связанных с наркотиками (за год их выявлено 190 тыс.), из незаконного оборота изъято  более 40 т наркозелья. Эти показатели отражают не только степень активности деятельности милиции, но и, к сожалению, катастрофически расширяющиеся масштабы потребления наркотиков, особенно молодежью.

Самым больным вопросом российской экономики по-прежнему остается пополнение доходной части бюджета страны. Одним из реальных источников поступлений в казну являются налоговые платежи от производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. За период действия соответствующего Указа Президента России от 6.10.98 г. органами внутренних дел совместно с другими правоохранительными и контролирующими ор-ганами осуществлено 868,5 тыс. проверок предприятий всех видов собственности, производящих и реализующих этиловый спирт и алкогольную продукцию. В результате этой массированной атаки выявлено 241,3 тыс. фактов разного рода нарушений, возбуждено свыше 7 тыс. уголовных дел.
Прекращена деятельность свыше 2,6 тыс. «подпольных» цехов и кустарных производств по изготовлению спиртного суррогата. Из оборота изъято 4,5 млн. декалитров фальсифицированного алкоголя, в том числе 200 тыс. декалитров — опасного для жизни и здоровья.

Вместе с тем приходится констатировать, что «теневой» рынок алкоголя по-прежнему сохраняет сильные позиции. Кустарное производство, которому на первом этапе работы уделялось наибольшее внимание, сегодня обеспечивает лишь 15—20% потребностей «теневого» рынка. Поэтому наиболее перспективным направлением деятельности министерство считает отработку предприятий и перекрытие каналов поступления контрабандного спирта.
 

Сегодня накоплен очень большой материал, в принципе мы знаем практически все о преступных группировках и о конкретных фигурантах. В оперативной разработке правоохранительных органов находятся около 12 тыс. организованных преступных формирований, общей численностью 80 тыс. активно действующих членов. Но мы должны действовать только в рамках закона, строго в рамках уголовно-процессуального кодекса, доказывая конкретную вину кон-кретного бандита. И, я убежден, каждый из них получит по заслугам, но исключительно через судебное разбирательство.
  Следствие покажет. Я лично встречался с Линьковым, он рассказал много любопытного... Слухи, как и дураки, — национальное бедствие России. Тем печальнее, что зачастую они распространяются в отношении человека, который не может достойно ответить. Пусть это будет на совести распространителей. Лучшим же ответом правоохранительных органов на все слухи будет арест убийц. Сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, к сожалению, очень часто бросали в так называемые «горячие точки», где шла настоящая война. Кроме того, преступный мир, наглый, вооруженный, фактически объявил нам войну. Мы принимаем адекватные ответные меры, которые должны быть еще жестче и решительнее, естественно, в рамках закона. И, к сожалению, вынужден констатировать, что с 1991 г. мы потеряли 8 тыс. человек — вдумайтесь! — целую мотострелковую дивизию. Только в прошлом го-ду при исполнении служебных обязанностей погибло 255 сотрудников МВД России, ранено 474. Негативно — и процесс так называемых постоянных организационно-штатных изменений спецслужб, и процесс перетекания некоторых сотрудников в криминальные структуры, что, как мне кажется, в комментариях не нуждается. За тот же — с 1991 г. — период из органов внутренних дел ушли по разным мотивам 1 млн. 600 тыс. сотрудников. Здесь и этические проблемы, и материальные. Так или иначе, сегодня у нас в основном работает молодежь. Но мне не хотелось бы драматизировать: молодежь —  это та категория, которой присущи весьма положительные свойства — задор, кураж, смелость. Да и мыслят они по-другому, а это в новых условиях немаловажно. Кроме того, надо вполне четко осознавать, что живем мы в другой уже стране, с новыми правилами игры, а потому реформы неизбежны. Хотел бы внести некоторые уточнения. Численный состав МВД России — чуть более 1 млн. 140 тыс. человек, в криминальной милиции сегодня работают менее 120 тыс. сотрудников. Так что арифметика получается иная. Нам приходится работать интенсивнее, чем американским полицейским. При этом, по мнению иностранных специалистов, уровень профессионализма и организации работы милиции в России выше, чем во многих странах мира. Американцы при соответствующей численности и мощнейшем ресурсном обеспечении из 10 совершенных преступлений раскрывают 6,7; мы раскрываем 8,5. В прошлом году, если говорить только о тяжких преступлениях, раскрыто более 80%. Одна из главных задач министерства сегодня  — вернуть доверие населения к милиции. Только мобилизовав все ресурсы общества, мы сможем противостоять криминальной экспансии.

Руководство МВД никогда не смирится с грубостью, хамством отдельных сотрудников, непринятием заявлений, выталкиванием людей на улицу. За эти вещи лично я буду спрашивать более жестко, чем за нераскрытые особо тяжкие преступления.

Мною также дано распоряжение о регистрации, тщательной проверке и безотлагательном и квалифицированном реагировании сотрудниками милиции на любое заявление о преступлении или каком-либо происшествии. Иное рассматриваю как чрезвычайное событие. Если сотрудники милиции забудут, что они призваны защищать права и законные интересы граждан, прошу немедленно сообщать об этом, вплоть до руководства министерства.

Я бы назвал три основных качества. В первую очередь, это — профессионализм, знание дела, умение работать. Второе, это — определенная смелость. Сегодня милиции противостоят вооруженные бандиты, и рисковать сотрудникам правоохранительных органов приходится довольно часто. И третье (об этом пока, наверное, можно только мечтать) — высокий уровень образования и культуры. Я думаю, когда будут созданы нормальные условия — и материальные, и социальные, и правовые — для тех, кто защищает интересы простых граждан, противостоит жестокой и наглой преступности, когда профессия станет по-настоящему престижной, сотрудники правоохранительных органов именно такими и будут.

Общество должно осознать: КОГО оно направляет для службы в МВД — такими и будут наши органы правопорядка. Они, если хотите, — зеркало нашего бытия.

Спасибо за интервью.
 
Сергей СТЕПАШИН
За грубость
и хамство
буду спрашивать
более жестко,
чем
за нераскрытые
особо тяжкие
преступления




   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]