Обозреватель - Observer
|
Наши интервью
|
МВД
как зеркало нашего бытия
Интервью главного редактора журнала «Обозреватель - Observer»
с министром внутренних дел Российской Федерации
С.СТЕПАШИНЫМ
СТЕПАШИН Сергей Вадимович, министр внутренних дел РФ с апреля 1998
г.; родился 2 марта 1952 г.; окончил Высшее политическое училище МВД СССР,
Военно-политическую академию им. В.И.Ленина, доктор юридических наук, доцент;
генерал-полковник; служил на различных должностях во внутренних войсках
МВД СССР, препода-вал в Ленинградском училище МВД СССР, был заместителем
министра — начальником Управления Министерства безопасности РФ по г. Санкт-Петербургу
и Ленинградской области, директором Федеральной службы безопасности РФ,
министром юстиции РФ. Женат, имеет сына.
-
Уважаемый Сергей Вадимович, известно, что 15 января с.г. состоялась
расширенная коллегия МВД России. Очевидно, на ней были подведены итоги
работы Вашего ведомства за 1998 г. Как Вы можете оценить в этом свете эффективность
органов МВД в борьбе с преступностью в прошлом году?
Истекший год был непростым. Кризис в финансово-экономической сфере, социально-политическая
нестабильность отразились и на криминальной обстановке, которая в значительной
степени осложнилась. Но МВД России в целом удалось удержать ситуацию под
контролем.
В 1998 г. была активизирована работа по раскрытию и расследованию преступлений.
Установлены виновные в совершении 1,8 млн. преступных посягательств, что
почти на 10% больше, чем в 1997 г. Количество пресеченных преступлений
экономической направленности возросло более чем на 15%. Пресечена деятельность
16 тыс. лидеров и активных участников организованных преступных групп,
изобличенных в совершении 29 тыс. преступлений. В суды направлены дела
по фактам 152 «заказных» убийств.
Однако результаты деятельности правоохранительных органов коллегия оценила
критически. На 1999 г. мы определили задачу одну — жестко и резко переломить
ситуацию с борьбе с преступностью не только потому, что это крайне необходимо
народу, не только потому, что без этого мы не вытащим страну из экономического
и политического кризиса, но еще и потому, что на фоне криминализированной
экономики и криминализированного государства очень опасно проводить политические
выборы — будь то выборы в Госдуму или выборы Президента.
-
Что конкретно делается в сфере борьбы с коррупцией, незаконным оборотом
наркотиков и алкоголя?
Имеющаяся у органов внутренних дел информация свидетельствует о коррумпированности
чиновников на всех уровнях власти. В угоду своим «спонсорам» из преступного
мира отдельные должностные лица и народные избранники помогают разворовывать
народное добро, сырьевые запасы страны, лоббируют принятие нормативных
актов и решений, преследующих корыстные интересы определенных категорий
лиц. В прошлом году расследовалось более 18 тыс. (+10,3%) должностных преступлений,
в том числе 5807 (+3,3%) фактов взяточничества. В суды направлены уголовные
дела в отношении 3087 руководителей органов власти и управления.
Ощутимые результаты по противодействию коррупции достигнуты в ходе комплексной
операции «Штиль», направленной на декриминализацию портов Азовско-Черноморского
побережья Кубани. Только на первом этапе ее проведения возбуждено 119 уголовных
дел, к ответственности за различные злоупотребления привлечены свыше 180
должностных лиц городской и портовой администрации, органов местного самоуправления.
У преступников в счет возмещения причиненного государству ущерба изъято
различных материальных ценностей на сумму свыше 13 млн. рублей и 70 тыс.
долл. США. Работа в этом направлении будет продолжаться, причем «на очереди»
у МВД и многие другие регионы.
Органами внутренних дел пресечено значительное количество преступлений,
связанных с наркотиками (за год их выявлено 190 тыс.), из незаконного оборота
изъято более 40 т наркозелья. Эти показатели отражают не только степень
активности деятельности милиции, но и, к сожалению, катастрофически расширяющиеся
масштабы потребления наркотиков, особенно молодежью.
Самым больным вопросом российской экономики по-прежнему остается пополнение
доходной части бюджета страны. Одним из реальных источников поступлений
в казну являются налоговые платежи от производства и оборота этилового
спирта и алкогольной продукции. За период действия соответствующего Указа
Президента России от 6.10.98 г. органами внутренних дел совместно с другими
правоохранительными и контролирующими ор-ганами осуществлено 868,5 тыс.
проверок предприятий всех видов собственности, производящих и реализующих
этиловый спирт и алкогольную продукцию. В результате этой массированной
атаки выявлено 241,3 тыс. фактов разного рода нарушений, возбуждено свыше
7 тыс. уголовных дел.
Прекращена деятельность свыше 2,6 тыс. «подпольных» цехов и кустарных
производств по изготовлению спиртного суррогата. Из оборота изъято 4,5
млн. декалитров фальсифицированного алкоголя, в том числе 200 тыс. декалитров
— опасного для жизни и здоровья.
Вместе с тем приходится констатировать, что «теневой» рынок алкоголя
по-прежнему сохраняет сильные позиции. Кустарное производство, которому
на первом этапе работы уделялось наибольшее внимание, сегодня обеспечивает
лишь 15—20% потребностей «теневого» рынка. Поэтому наиболее перспективным
направлением деятельности министерство считает отработку предприятий и
перекрытие каналов поступления контрабандного спирта.
-
Одно время руководители правоохранительных органов заявляли, что на
территории России действует около 9000 организованных преступных групп
и что они им известны. Так, может быть, принять чрезвычайные меры и интернировать
всех членов и руководителей этих группировок, а затем пропустить их через
фильтрационные центры и принять к ним те меры, которых они заслуживают,
не оглядываясь на то, «что будет говорить княгиня Дарья Алексеевна» из
западных структур?
Сегодня накоплен очень большой материал, в принципе мы знаем практически
все о преступных группировках и о конкретных фигурантах. В оперативной
разработке правоохранительных органов находятся около 12 тыс. организованных
преступных формирований, общей численностью 80 тыс. активно действующих
членов. Но мы должны действовать только в рамках закона, строго в рамках
уголовно-процессуального кодекса, доказывая конкретную вину кон-кретного
бандита. И, я убежден, каждый из них получит по заслугам, но исключительно
через судебное разбирательство.
-
В печати появились сообщения, что раненный во время убийства Г.Старовойтовой
ее помощник Р.Линьков отказывается подробно отвечать на вопросы следствия.
Не кажется ли Вам, что он в какой-то мере связан с теми кругами, кому было
выгодно это убийство? Почему-то преступники сделали контрольный выстрел
в Старовойтову, а ее помощника оставили в живых?
Следствие покажет. Я лично встречался с Линьковым, он рассказал много любопытного...
-
В некоторых СМИ опубликованы сообщения о том, что у Г.Старовойтовой
была при себе большая сумма денег, которая потом исчезла, что она якобы
была связана с криминальными структурами и т.д. Верно ли это? Если это
не так, то, наверное, надо как-то наказывать распространителей таких слухов?
Слухи, как и дураки, — национальное бедствие России. Тем печальнее, что
зачастую они распространяются в отношении человека, который не может достойно
ответить. Пусть это будет на совести распространителей. Лучшим же ответом
правоохранительных органов на все слухи будет арест убийц.
-
В одном из Ваших интервью Вы назвали МВД «воюющим министерством». Что
Вы имели в виду под этим понятием?
Сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, к сожалению,
очень часто бросали в так называемые «горячие точки», где шла настоящая
война. Кроме того, преступный мир, наглый, вооруженный, фактически объявил
нам войну. Мы принимаем адекватные ответные меры, которые должны быть еще
жестче и решительнее, естественно, в рамках закона. И, к сожалению, вынужден
констатировать, что с 1991 г. мы потеряли 8 тыс. человек — вдумайтесь!
— целую мотострелковую дивизию. Только в прошлом го-ду при исполнении служебных
обязанностей погибло 255 сотрудников МВД России, ранено 474.
-
В течение 1998 г. проходило резкое сокращение сотрудников правоохранительных
органов и спецслужб России. Не исключено, что часть этих сотрудников может
попасть в ряды криминальных структур. Как, по Вашему мнению, этот процесс
может повлиять на безопасность страны?
Негативно — и процесс так называемых постоянных организационно-штатных
изменений спецслужб, и процесс перетекания некоторых сотрудников в криминальные
структуры, что, как мне кажется, в комментариях не нуждается. За тот же
— с 1991 г. — период из органов внутренних дел ушли по разным мотивам 1
млн. 600 тыс. сотрудников. Здесь и этические проблемы, и материальные.
Так или иначе, сегодня у нас в основном работает молодежь. Но мне не хотелось
бы драматизировать: молодежь — это та категория, которой присущи
весьма положительные свойства — задор, кураж, смелость. Да и мыслят они
по-другому, а это в новых условиях немаловажно. Кроме того, надо вполне
четко осознавать, что живем мы в другой уже стране, с новыми правилами
игры, а потому реформы неизбежны.
-
Сейчас в милиции работает около 2 млн. человек, то есть 1 милиционер
на 75 человек, в то же время в США 1 полицейский приходится на 430 человек
населения. Не кажется ли Вам, что у нас стало очень много милиционеров,
особенно в столице? Может быть, пора наводить порядок не числом, а уменьем?
Хотел бы внести некоторые уточнения. Численный состав МВД России — чуть
более 1 млн. 140 тыс. человек, в криминальной милиции сегодня работают
менее 120 тыс. сотрудников. Так что арифметика получается иная. Нам приходится
работать интенсивнее, чем американским полицейским. При этом, по мнению
иностранных специалистов, уровень профессионализма и организации работы
милиции в России выше, чем во многих странах мира. Американцы при соответствующей
численности и мощнейшем ресурсном обеспечении из 10 совершенных преступлений
раскрывают 6,7; мы раскрываем 8,5. В прошлом году, если говорить только
о тяжких преступлениях, раскрыто более 80%.
-
Очень часто приходится слышать и даже видеть по ТВ, что милиционеры
ведут себя в отношении граждан, мягко говоря, не совсем корректно, а подчас
и грубо. Особенно при проверке документов и автомашин обращаются с ними,
как с потенциальными преступниками, то есть явно нарушают права человека.
Что должен делать человек в этом случае?
Одна из главных задач министерства сегодня — вернуть доверие населения
к милиции. Только мобилизовав все ресурсы общества, мы сможем противостоять
криминальной экспансии.
Руководство МВД никогда не смирится с грубостью, хамством отдельных
сотрудников, непринятием заявлений, выталкиванием людей на улицу. За эти
вещи лично я буду спрашивать более жестко, чем за нераскрытые особо тяжкие
преступления.
Мною также дано распоряжение о регистрации, тщательной проверке и безотлагательном
и квалифицированном реагировании сотрудниками милиции на любое заявление
о преступлении или каком-либо происшествии. Иное рассматриваю как чрезвычайное
событие. Если сотрудники милиции забудут, что они призваны защищать права
и законные интересы граждан, прошу немедленно сообщать об этом, вплоть
до руководства министерства.
-
Каким Вы видите идеальный образ милиционера и что для этого делается?
Я бы назвал три основных качества. В первую очередь, это — профессионализм,
знание дела, умение работать. Второе, это — определенная смелость. Сегодня
милиции противостоят вооруженные бандиты, и рисковать сотрудникам правоохранительных
органов приходится довольно часто. И третье (об этом пока, наверное, можно
только мечтать) — высокий уровень образования и культуры. Я думаю, когда
будут созданы нормальные условия — и материальные, и социальные, и правовые
— для тех, кто защищает интересы простых граждан, противостоит жестокой
и наглой преступности, когда профессия станет по-настоящему престижной,
сотрудники правоохранительных органов именно такими и будут.
Общество должно осознать: КОГО оно направляет для службы в МВД — такими
и будут наши органы правопорядка. Они, если хотите, — зеркало нашего бытия.
Спасибо за интервью.
Сергей СТЕПАШИН
За грубость
и хамство
буду спрашивать
более жестко,
чем
за нераскрытые
особо тяжкие
преступления