Обозреватель - Observer |
Наши интервью
|
Хранитель законности, радеющий за державу.Интервью главного редактора журнала с Генеральным прокурором России Ю.Скуратовым.
СКУРАТОВ Юрий Ильич, Генеральный прокурор Российской Федерации с 1995 г.; родился 3 июля 1952 г.; в 1973 г. окончил Свердловский юридический институт (СЮИ) по специальности «правоведение»; доктор наук, профессор; был деканом судебно-прокурорского факультета СЮИ; работал старшим консультантом министра безопасности РФ (до 1993 г.); с 1993 г. директор НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ; член Коллегии Генеральной прокуратуры РФ; в декабре 1995 г. становится председателем Координационного совета генеральных прокуроров государств СНГ; имеет классный чин действительного государственного советника юстиции; автор более 90 научных трудов. |
Юрий Ильич, вот существует адвокатура,
суд, их функции более или менее понятны. А нужна ли прокуратура? Какова
ее сфера деятельности?
Почему цена перехода от тоталитаризма к демократии оказалась столь высокой? Можно было без особых затрат избежать существенных ошибок. В той же приватизации. Есть такое понятие, как криминологическая экспертиза. Когда каждый законопроект в обязательном порядке предварительно изучается: где у него уязвимое место, какие нормы будут стимулировать рост преступности, как его предотвратить? Мы предлагали, прежде чем схему приватизации запустить: дайте ее нам, специалистам-криминологам. Этого не было сделано. Кстати, коррупция — один из тех видов преступности, которые наиболее тонко реагируют на изменяющуюся ситуацию. Чуть больше года назад мы провели координационное совещание на тему "Борьба с коррупцией в России". По инициативе Генеральной прокуратуры была подготовлена соответствующая программа. Я сразу же предупредил разработчиков, чтобы ни одна конкретная мера не повторяла правительственной программы борьбы с коррупцией. И чтобы не требовалось дополнительного финансирования. Мы создали такую программу с участием специалистов из МВД и ФСБ. После этого состоялась моя встреча с Президентом. Борис Николаевич воспринял это очень хорошо. Дал поручение своей Администрации и Правительству подготовить реализацию программы. К сожалению, в полном объеме наша концепция пока так и не вступила в действие. Правда, вышли указы об открытых торгах, об аукционах и о декларировании доходов государствен ными служащими. Но они не охватывают всего комплекса проблем. Радует хотя бы то, что началось какое-то движение.
Общегосударственная политика в этой сфере должна быть предельно выверенной и последовательной. Пока такого не наблюдается. Например, следствие в органах госбезопасности сначала упразднили, а потом, одумавшись, восстановили, но ведь люди — не пешки, которые можно бездумно передвигать с квадрата на квадрат. Многие квалифицированные следователи разбежались. Теперь перед ФСБ РФ стоит острая проблема комплектации кадров. Или возьмем ситуацию с судебной реформой. Ее концепция была сформирована еще в 1993 г., но реализация столкнулась с элементарной проблемой — отсутствием средств. В рамках этой реформы ввели суд присяжных, причем выбрали самую громоздкую форму, и денег хватило только на 9 регионов России из 89. Оказались ошибочными и все три конституционных решения, принятые в отношении Прокуратуры еще в 1993 г. Лишение Генеральной прокуратуры права законодательной инициативы привело к тому, что уникальный многолетний опыт правоприменения, накопленный в нашей системе, фактически не используется государством при разработке законодательных актов. Прокуратура также лишена права обращения в Конституционный суд по вопросам несоответствия Конституции актов субъектов Федерации. Наконец, согласование назначений прокуроров территорий с местными органами власти ставит их в зависимость от последних. К сожалению, пока все программы по борьбе с преступностью — президентская и правительственная — не работают как положено из-за отсутствия необходимого финансирования.
Создано и специализированное управление по надзору за исполнением налогового законодательства. Мы пошли также по пути создания мобильных оперативно-следственных групп по расследованию убийств, совершенных, как мы говорим, в условиях неочевидности. В их состав входят следователь прокуратуры, следователи и оперативники МВД, судебно-медицинские эксперты, прокуроры-криминалисты. Они работают по делу от начала и до конца, чего прежде не было. Это дает хорошие результаты — раскрываются многие преступления, совершенные в условиях неочевидности, в том числе и "заказные" убийства.
Я убежден, что мы сильнее организованной преступности, потому что за нами мощная государственная система, десятки, сотни тысяч честных, порядочных людей, самоотверженно сражающихся с преступностью и беззаконием. |
|