Внутренняя политика |
Обозреватель - Observer
|
В.В.ЖУКОВ,
доктор исторических наук, профессор Современники политики перестройки, как и ее активные участники, без труда ответят на вопрос Андрея Белого: "...Мать Россия, о родина злая,
кто же так подшутил над тобой?" Политика имущественной дифференциации, силового принуждения народа к новому образу жизни, линия на отчуждение большинства населения и от власти, и от собственности превратили Россию в страну социальных крайностей. В стране сформировался такой уровень несовместимости интересов в нижних и верхних слоях общества, при котором социальные противоречия перерастают в острые конфликты и способны вызвать взрыв. Противостояние по линии "богатые - бедные" дополняется несовместимостью политических симпатий среди лиц, относящихся к одному и тому же имущественному слою, что и создает социальное напряжение, способное вылиться в борьбу каждого против всех. В таких условиях способом восстановления гражданского мира может стать диктатура личности, опирающаяся не на национальное согласие и не на интересы одной группы населения, а на карательный потенциал государства. Вероятность такого варианта развития событий предопределяет то исключительное значение, которое имеет социальная политика для судеб демократии в России, социального прогресса страны. Нельзя не заметить, как стремительно исчезает социальная база реформ и накапливается политический потенциал, достаточный для замены прозападных ориентиров на отечественную модель экономического обновления, финансовой независимости и социального прогресса. В обществе созрело понимание того, что состояние дел в экономике объясняется не только трудностями переходного периода и отдельными просчетами правительственной политики: системный кризис имманентно присущ выбранному курсу реформ и не может быть преодолен без отказа от идеологии и практики реформирования страны по сценариям, не имеющим отечественного происхождения. НУЖНО НАБРАТЬСЯ МУЖЕСТВА И ПРИЗНАТЬ НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПРОДОЛЖЕНИЯ РЕФОРМ, КОТОРЫЕ ЗАВЕЛИ ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ В ТУПИК. Только на этой основе можно рассчитывать на создание условий, необходимых для социального прогресса России. Национальным интересам России в наибольшей степени отвечает постановка двух приоритетных целей: достижение государственного величия страны и утверждение национального достоинства народа. Национальные интересы России состоят в том, чтобы сохранить свое влияние на все государства, ранее входившие в СССР. Инструментом такого влияния может стать содействие в укреплении политической стабильности, развитие интеграционных экономических, финансовых и других процессов; защита прав и свобод личности, в том числе этнических россиян; укрепление научных, культурных, спортивных и других связей; сохранение и развитие единого интеллектуального и образовательного пространства. Национальные цели государственной политики России должны быть сориентированы на достижение социального и духовного благополучия населения, обеспечение прав человека, защиту его достоинства и безопасности, укрепление нравственности, развитие здравоохранения, культуры, науки, образования и улучшение экологической среды обитания. Стране нужна антикризисная политическая программа, консолидирующий меморандум, в котором нашли бы подтверждение солидарные принципы, признаваемые одновременно органами власти, политическими организациями, общественными движениями. В их числе:
На основе солидарных принципов могла бы получить развитие национально-государственная идея, утверждающая в отношениях между людьми и поколениями уважение, в том числе к историческому прошлому; в экономике - авторитет труда, многообразие форм собственности, свободный выбор деятельности; во внешней политике - суверенитет, безопасность, последовательность в отстаивании жизненных интересов России. Все большее количество партий и движений, здравомыслящих людей склоняются к мысли о поиске новых моделей развития, где были бы четко определены не только формы и методы достижения социального прогресса, но и присутствовала бы некая национальная доктрина России, отражающая неразрывность и единство судеб российских народов. В основе такой доктрины может лежать общенациональная идея, которая могла бы в противовес идеологическому монополизму сыграть решающую роль в консолидации общества, выступить основным интеграционным фактором, способствовать возврату к проверенным веками основам существования российской государственности. Общенациональная идея безусловно опирается на мировую традицию, впитывает в себя достижения других народов, но она черпает свои духовные силы прежде всего из уникальной собственной истории и особенностей нравственной самобытности народа. Узловыми моментами согласия в решении национально-государственных проблем могут стать:
Нужно быть реалистами: прогресс России заблокирован, с одной стороны, результатами преобразований, не оправдавшими социальных надежд большинства населения страны, с другой - невиданным политическим упорством, с которым отстаивается правительственный курс, придающий разрушительным процессам необратимый характер.
Ситуация осложняется и тем, что не получают разрешения накопившиеся противоречия. Свое влияние на развитие событий оказывают и мегатенденции, и внутренние противоречия. По мнению специалистов, ядро возникшего еще в XIX в. глобального противоречия общественного развития заключается в стремлении к получению максимальной экономической прибыли в ущерб социокультурным и экологическим факторам жизни людей. "Неограниченный рост экономической эффективности индустриальных технологий, - отмечается в одном из докладов, подготовленных под руководством академика Г.В. Осипова, - вступил в столкновение с материальными и духовными ресурсами на планете и способами экологического и социального воспроизводства. Современное индустриальное общество, суть которого проявилась в абсолютизации экономических и социально-властных интересов элитных групп населения над духовными, морально-нравственными устоями общества, не может предложить человечеству выход из тупика рыночно-потребительской цивилизации"<*. Материалы состоявшегося в марте 1995 г. международного форума - Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития - свидетельствуют: XXI век должен стать временем создания условий для социального развития и формирования среды, благоприятной для реализации творческого потенциала личности. Искоренение нищеты, безработицы, социальной изоляции будет главной заботой мирового сообщества, все страны которого пришли к пониманию того, что социальное развитие и социальная справедливость являются главными условиями безопасности внутри страны и в достижении мира между ними. В социальном развитии цивилизации приоритетное значение приобретают ориентация на конкретные интересы человека, создание новой культуры социального партнерства, преодоление социальной дезинтеграции, неравенства и маргинализации населения. Достоинство и равенство, ответственность и безопасность определяют смысл и содержание того сотрудничества, к которому стремится мировое сообщество. Наступивший в развитии цивилизации период становления информационного общества имеет, помимо глобального использования информационных ресурсов планеты, ряд существенных особенностей. В их числе - ренессанс науки, образования и культуры в странах, обладающих интеллектуальным и духовным потенциалом, достаточным для достижения нового общественного состояния. В отличие от стран, озабоченных поиском наиболее перспективных вариантов социального прогресса, Россия погрязла в эгоизме и стяжательстве. Среди внутренних противоречий ее развития ведущее место занимает рассогласованность целей экономической реформы и методов ее осуществления с интересами большинства населения страны. Избранный Правительством Российской федерации курс реформ вступил в противоречие с тенденциями развития мировой цивилизации, что породило конфликт между основными группами населения, одна из которых, меньшая, выступает за полную капитализацию страны, другая - за общественное устройство, отличающееся социальной справедливостью, смешанной экономикой и политической системой, где сбалансированы и роль государства, и место народовластия, и сила закона. Основную угрозу безопасности Российского государства создает противостояние и нарастающее противоречие между выбором власти и отношением к этому большинства населения России. Опыт показывает, что такого рода социальные конфликты ликвидируются двумя способами, либо "сверху", за счет корректировки правительственного курса, либо "снизу", через известные, в том числе и из отечественной истории, формы гражданского и массового протеста. Свой вклад в сохраняющуюся нестабильность вносит разрыв между конституционными, правовыми основами и реальной практикой, а также противоречие между национальной ориентацией России на социальный прогресс и не совпадающими с этим геополитическими интересами ведущих стран мира. Более того, действие этих противоречий усугубляется новыми факторами дестабилизации. Среди них выделяется, во-первых, то обстоятельство, что очевидное укрепление института президентства проходило на фоне снижения доверия населения к Президенту РФ. Во-вторых, стало очевидно, что Договор об общественном согласии выполняется не всеми подписавшими его сторонами. При этом особенно масштабные нарушения его статей допускаются исполнительной властью. В-третьих, события в Чечне отразили новый виток борьбы за власть и, независимо от военного успеха или поражения, предопределили усиление автократических тенденций в политической организации общества. Наконец, в российском обществе налажено воспроизводство источников социальных конфликтов. В их числе:
|
|