Обозреватель - Observer |
История
|
Русская архитектура — не исключение. Строя здания, русские зодчие воплощали в них народный идеал, который менялся от века к веку, отражая этапы развития страны. Именно эта особенность искусства архитектуры позволяет узнать народные художественные представления, связанные с определенными периодами русской истории, и делает архитектурные памятники особенно ценными.
Архитектурные формы России своими корнями уходят в глубину веков. Они впитали в себя представления, которые развивались под влиянием развития форм производства и народных верований, выросли и усовершенствовались в русской действительности, в которой доктрины православия заняли господствующее положение. В дальнейшем в России получило развитие направление архитектуры, отражающее влияние западной цивилизации, не отражая при этом многие стороны русского национального характера.
Особое значение для развития русской архитектуры имела деятельность русских архитекторов, стремившихся на основе изучения наследия прошлого познать принципы и приемы забытого мастерства.
В.А.Покровский является одним из них. Он оставил большое наследие, и его работы являются подлинными шедеврами русской национальной архитектуры. Его деятельность получила широкое признание в России и за ее пределами.
В.А.Покровский родился 6 марта 1871 г. в Москве. В юные годы он переехал в Санкт-Петербург и поступил в Петербургскую Академию художеств, в класс Л.Н.Бенуа. В 1897 г. защитил дипломный проект «Публичная библиотека в столице» и получил звание художника архитектуры. После окончания Академии художеств он начал работать в Варшаве, где сотрудничал с профессором Бенуа, Васнецовым и другими известными архитекторами и художниками. В это же время он вместе с З.Я.Леви строит церковь на Гусевских заводах Ю.С.Нечаева-Мальцева.
В 1901 г. в своих премированных проектах (церкви в районе Гурзуфа и в с. Згуровке) В.А.Покровский использует разные архитектурные стили.
В 1903 г. проект дома на Б. Морской в Петербурге был выполнен в стиле «модерн». Но националь-ные черты русской архитектуры занимают все большее место в работах В.А.Покровского, уводя его все дальше от академизма и возрастающего в этот период влияния модерна.
По достоинству оценив пленительную красоту и силу русского зодчества, В.А.Покровский провел большую и кропотливую работу по освоению богатейшего наследия, оставленного нашими предками, понимая, что истоки многих архитектурных форм кроются в приемах народного творчества. Он с большим интересом изучал древнюю архитектуру, посещая исторические города России: Суздаль, Новгород, Владимир и др. Освоив русские традиции, а также опыт древних мастеров, он внес ценный вклад в архитектуру России.
В 1904—1905 гг. В.АПокровский совместно с Л.Н.Бенуа работает над реставрацией Софийского собора в Царском Селе. При соборе он возводит колокольню.
Затем в имении И.А.Енгалычева в Тамбовской губернии он реставрирует храм начала XIX в. В свободно трактованных формах (сочетание русского стиля и модерна) был спроектирован и комплекс на пороховых заводах близ Шлиссельбурга (1902—1907 гг.). В этот же период В.А.Покровский работает над проектами зданий Московского купеческого собрания, здания школы в г. Гусь-Хрустальный, Городского дома в Хабаровске, армянской церкви в г. Баку и деревянной церкви в Ясенках.
Лесные богатства России дали отличный архитектурно-строительный материал для русских зодчих, которые с давних времен рубили деревянные терема, храмы, церкви, избы и нашли свой собственный стиль, используя дерево для построек, украшающих русскую землю с давних времен и до сих пор.
В.А.Покровский успешно применял в своих работах древнерусские архитектурные формы и детали отделки.
Церковь в с. Ясенки состоит из ряда постепенно уменьшающихся в своих размерах ярусов, увенчанных луковичной главкой на круглой шее. Здесь особое внимание обращено на архитектурно-художественное решение крыльца-входа, что позволило подчеркнуть декоративную форму, придав определенный уют всей постройке. Звонница, расположенная отдельно от церкви, сооружена в виде стенки с тремя пролетами для колоколов. Он возводит ряд других сооружений, принесших ему славу и известность, и становится одним из ведущих архитекторов России.
В 1907 г. его избрали академиком архитектуры, а в 1909 г. — действительным членом Академии ху-дожеств. Он получил широкую известность как создатель культовых сооружений.
В 1909 г. В.А.Покровский проектирует храм Неплюевского братства на хуторе Воздвиженском на Украине (строился в 1910 г.) и церковь в Геленджике (1911 г.).
В этом же году он работает над проектами храма-памятника русским воинам в Лейпциге. Храм строился в течение двух лет (1911—1913 гг.). За возведение в Лейпциге храма-памятника русским воинам в 1913 г. В.А.Покровский получил звание профессора архитектуры. Храм можно отнести к выдающимся памятникам мировой архитектуры. Основной идеей при его возведении было создание величественного строения в память большого события. Храму был придан характер монумента со строгим и ясным архитектурным объемом. Стройная башня храма господствует над окружающим ландшафтом. В этом памятнике архитектуры поражает художественная простота и конструктивная смелость. Легко взлетает к небу стройный шатер, увенчанный маленькой главкой. Здесь использован русский национальный декор в виде килевидных кокошников, идущих в четыре яруса. Вход в храм — портал оформлен богатой резьбой. Шатер храма облицован золотой мозаикой. Иконостас и вся церковная утварь для храма по эскизам архитектора исполнялась в Москве.
Характерной чертой творчества В.А.Покровского была ответственность за свою работу. Он сам делал рабочие чертежи и шаблоны, и до конца наблюдал за строительством здания.
В 1914—1917 гг. В.А.Покровский проектирует Троицкий собор в Санкт-Петербурге и церкви для Лондона и Гааги. В этот же период он делает проект стадиона на 30 тыс. зрителей на Ватном острове в Санкт-Петербурге.
В 1917 г. работает над проектом моста через Оку (совместно с инженером Кривошеевым) и создает фасады турбинного здания и поселка при силовой станции на Малой Иматре.
В период с 1908—1917 гг. В.А.Покровский делает ряд блестящих проектов (при участии видных архитекторов), таких как: проект Русского военно-исторического музея в Санкт-Петербурге, где просматриваются конкретные формы московской архитектуры, башни Кремля, Симонова и Новодевичьего монастырей. Им был построен павильон на выставке Печатного дела и графики в Лейпциге.
В Москве В.А.Покровский совместно с Б.М.Нилусом Б.М. (1913—1916 гг.) возводит здание Государст-венной ссудной кассы с двухцветным залом и самой большой в России несгораемой кладовой и жилым пятиэтажным домом.
Фасад здания выразителен. Несмотря на небольшой объем, он отличается красотой архитектурных форм и декоративных деталей. Национальный колорит на фоне разных стилей, его своеобразие и оригинальность делают это здание уникальным. Все богатство декора сосредоточено в обрамлении окон и центральной части сооружения, отделанной рустом. Силуэт верхней части наличников, их причудливый рисунок является важнейшим средством выразительности постройки. Темный цвет стен удачно контрастирует с белыми наличниками и фасадом.
Красивый старинный город Нижний Новгород всегда привлекал к себе внимание талантливых людей России. В.А.По-кровский много и плодотворно там работал.
Вершиной его архитектурных исканий стало создание ансамбля Нижегородского отделения государственного банка (ул. Б. Покровская, 26) в 1913 г., приуроченное к 300-летнему юбилею дома Романовых. В конкурсе на проект здания участвовали известные архитекторы того времени. Проект банка, предложенный В.А.Покровским, оказался лучшим, и в течение двух лет было построено великолепное архитектурное сооружение, восхищающее своей оригинальностью.
Банк был заложен 1 июня 1911 г. под наблюдением самого автора. Строительст-во велось высокими темпами и отделка здания в основном была закончена к весне 1913 г. Организация строительства, быстрота и качество работ были удивительными по тем временам и вызвали глубокий интерес по всей России.
Ансамбль Нижегородского отделения государственного банка включает в себя главный корпус, соединенный переходом с жилым домом, дворовые службы, «часозвонню», ограду с коваными воротами. Главный корпус банка одновременно напоминает средневековый замок и древнерусский терем. Многие фрагменты его архитектуры схожи с элементами Теремного дворца Московского Кремля. Нижегородский банк представляет собой наиболее удачный пример использования древнерусских форм в современной архитектуре.
Архитектурный облик здания выражает идею величия России и навсегда вошел в сокровищницу русского зодчества.
Внутренние помещения банка очень интересны. В их отделке использовались медь, резное дерево, майолика и замечательные росписи, эскизы которых делал известный художник И.Билибин.
Росписи сводов и настенные панно выполнялись братьями Пашковыми. Умелое сочетание света и тени, мягких пастельных и ярких красок производит сильное впечатление. Стены и своды потолков вестибюля и операционных залов покрыты великолепным расписным орнаментом. Каждый зал банка имеет свою тематику росписей и определенную цветовую гамму. Для меблировки помещения сам Покровский выполнил 32 эскиза столов, стульев, дверей и резных панелей.
Характерной особенностью творчества В.А.Покровского являлось тесное содружество с живописцами и мастерами прикладного искусства, которыми созданы замечательные художественные произведения.
Настойчивость и высокая требовательность В.А.По-кровского проявлялись во всех вопросах.
Окончание работ и сдача готового здания наступили. Этот период был одним из самых значительных в жизни Покровского. Можно сказать. Что это был его триумф как архитектора, так и строителя. В.А.По-кровский получает массу поздравительных телеграмм. На приемку здания банка едет сам царь Николай II c Августейшим семейством.
За несколько дней до приезда высоких гостей назначается освящение здания, которое ограничивается богослужением, окроплением здания святой водой.
Празднование приемки здания банка было проведено с блеском на самом высоком уровне и имело резонанс по всей России.
В 1916 г. после переезда в Нижний Новгород Варшавского политехнического института В.А.Покровским был разработан обширный комплекс учебных, вспомогательных и административных зданий, а также храм на 800 чел. Это был самый грандиозный проект в многовековой истории Нижнего Новгорода. Этот комплекс предполагалось построить на месте, где сейчас располагается университет им. Н.И. Лобачевского. Но осуществлению этого проекта помешали революционные события 1917 г.
В 1914—1916 гг. В.А.Покровским, по заказу купцов Рукавишниковых, на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода был возведен старообрядческий комплекс (кирпичная церковь, дом причта и ограда со сторожкой у ворот). Это была последняя церковь, возведенная перед революцией.
Много работая в области строительства, Покровский в то же время активно занимался преподавательской и общественной деятельностью.
В 1912—1917 гг. он был помощником профессора — руководителя академической мастерской Л.Н.Бенуа, преподавал архитектурное проектирование в Институте гражданских инженеров и Женском политехническом институте, состоял членом Совета Академии художеств, был архитектором Русского музея, работал в жюри архитектурных конкурсов, писал статьи в журналы. В.А.Покровский принимал участие в написании четырех глав первого тома «Истории русского искусства» И.Э.Грабаря.
После Революции в 1918 г. В.А.Покровский посвятил себя преподавательской деятельности, в то же время принимая активное участие в проектировании и строительстве Волховской ГЭС, строившейся в течение трех лет (1923—1926 гг.).
В 1921—1922 гг. он вел курс гражданских сооружений в Донском политехническом институте (г. Новочеркасск).
Владимир Александрович Покровский умер в 1931 г.
В архитектурных и проектных решениях В.А.По-кровский передавал дух своего народа, дыхание русской действительности. Творческая индивидуальность В.А.Покровского, прослеживалась во всех его архитектурных композициях, в которых он бережно пытался сохранить формы и детали древнерусской архитектуры.
Имя академика архитектуры В.А.Покровского навсегда вошло в сокровищницу русского зодчества.
|