Обозреватель - Observer 
Военно-политические проблемы 

К сожалению, кончающийся XX век не принес подавляющему большинству стран спокойствия и процветания. Лишь небольшое число государств Европы, Америки и Азии могут с удовлетворением встретить XXI век, хотя и в этих странах немало людей, недовольных своей жизнью. В целом облик мира в XXI веке будет определяться рядом глобальных негативных факторов, которые провоцируют нестабильность в отдельных регионах. Это прежде всего истощение невозобновляемых природных ресурсов, незавершенность раздела сфер влияния после окончания «холодной войны», наличие спорных территорий, незавершенность формирования центров силы, национальные и конфессиональные противоречия, ухудшение общемировой экологической обстановки.
 
В.СИМАКОВ
Кандидат военных наук
 ОБ УГРОЗАХ
 ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
 
Как это ни прискорбно, Россия в конце XX в. оказалась в центре общемировых негативных процессов. Развал самодостаточного государства, каким был Советский Союз, привел к потере внутреннего равновесия практически во всех пост-советских государствах, ставших самостоятельными. Эта инерция распада и дестабилизации, к сожалению, еще окончательно не преодолена.

Восстановление равновесия и стабильности и переход к устойчивому развитию во всех постсоветских государствах зависит прежде всего от экономического оздоровления и перехода во всех сферах производства к заметному росту. По самым сдержанным прогнозам, устойчивого экономического роста следует ожидать не раньше начала следующего века.

В этих условиях представляется целесообразным еще раз оценить целостность системы военной безопасности России как важнейшей составляющей национальной безопасности государства в целом. Военная безопасность зависит от многих внешних и внутренних факторов, в том числе от реально существующих и потенциальных внешних и внутренних опасностей и угроз.

В Законе РФ «О безопасности» и в утвержденной в конце 1997 г. Президентом РФ «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» вместо термина «военная безопасность» использованы термины «безопасность в оборонной сфере» и «оборонная безопасность», что, по нашему мнению, не является достаточно обоснованным, так как сужает сферу деятельности, охватываемую военной безопасностью.
Поэтому в дальнейших рассуждениях будем использовать термин «военная безопасность» как общепризнанный и более отвечающий существу этого понятия.

Высокий уровень военной безопасности определяется готовностью и способностью государства с помощью военной силы надежно обеспечивать свою независимость и суверенитет, защищать национальные интересы, противостоять военной агрессии и любым другим формам силового давления.

Мир в конце XX столетия стал таким взаимосвязанным, что проблемы и конфликты между великими державами или малыми государствами почти одинаково отзываются печальным эхом на всем земном шаре, затрагивая многие страны.

Поэтому одним из решающих факторов обеспечения военной безопасности государства в современных условиях является понижение внешних военных опасностей и угроз прежде всего политическими средствами. Сюда входит стремление государственной власти своими действиями, во-первых, сократить число вероятных противников и привлечь новых союзников; во-вторых, устанавливать отношения доверия, партнерства и сотрудничества с соседними государствами во всех областях деятельности, в-третьих, осуществлять активное участие в договорных процессах по сокращению и ограничению вооружений и созданию зон пониженных вооружений и демилитаризованных зон, а также зон безъядерного оружия.

Против каких угроз прежде всего должна быть направлена активная внешнеполитическая деятельность государства?

На первом месте среди внешних военных угроз стоят территориальные претензии других государств к России и ее союзникам. Хотя открыто ни одна страна не заявляет о территориальных претензиях, однако во многих государствах имеются влиятельные экстремистские и националистические силы, выступающие с такими требованиями. Например, в Японии имеются достаточно влиятельные группы, открыто заявляющие претензии на российские Южно-Курильские острова.

Существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов непосредственно у российских границ также представляют серьезную военную опасность. Россия не может быть в стороне, когда в постсоветских государствах бывших союзных республик, которые входят в сферу ее интересов, возникает военное противостояние различных политических и национально-этнических группировок. В Таджикистане, Грузии (между Грузией и Абхазией), Молдове (до настоящего времени до конца не урегулированы отношения с Приднестровьем).

Вызывает серьезную озабоченность стремление США и НАТО доминировать в мире в качестве мирового лидера и единого военного союза. Они стремятся решать международные проблемы только в своих интересах, игнорируя мнение других заинтересованных государств.

Растущую угрозу вызывает стремление военного блока НАТО расширить зону своего влияния за счет приема в него стран Восточной Европы и размещение своей военной инфраструктуры на их территориях в непосредственной близости от границ с Россией. Если провести исторические аналогии, то появление советских ракет вблизи США на территории Кубы было крайне отрицательно воспринято американцами и чуть было не привело к военному конфликту. Напряженность уменьшилась лишь после вывода советских ракет с Кубы. Естественно, что ситуация в Восточной Европе является аналогичной и существенно ущемляет нашу военную безопасность, создавая потенциальную военную угрозу.

Потенциальную военную угрозу несет международный терроризм и его возможные провокационные действия.

Вместе с тем принятие в качестве внешней военной угрозы распространения ядерного оружия и средств его доставки не разделяется многими военными специалистами.

Наличие ядерного оружия является важным сдерживающим фактором от развязывания масштабной агрессии против государства, обладающего им. Не вызывает сомнения, что каждая страна имеет право на обеспечение своей национальной безопасности, в которой военная составляющая является одной из важнейших.

Обладание ядерным оружием может расцениваться любым государством как укрепление своей военной, а следовательно и национальной безопасности. Поэтому, руководствуясь своими высшими национальными интересами, каждое государство вправе принимать любые меры по их защите, разумеется, не в ущерб другим странам.

Что касается ведущих ядерных держав, то необходимо их постоянное участие в процессе сокращения своих ядерных арсеналов и реализация имеющихся двухсторонних и многосторонних договоренностей, вовлечение в этот процесс всех заинтересованных стран.

Однако главные опасности и угрозы национальной безопасности России в настоящее время переместились в область внутренней жизни государства, имеют внутренний характер. Негативные процессы в отечественной экономике и социальном положении большинства населения создали прямую угрозу национальной безопасности страны.
Кризисное состояние экономики и общества определило возрастание уровней внутренних военных угроз и опасностей. Оно проявляется через ослабление экономической безопасности за счет:

1) существенного сокращения производства, снижения инвестиционной и инновационной активности, разрушения научно-технического потенциала, ослабления банковской системы, существенного уменьшения доходной части федерального бюджета;

2) снижения продовольственной безопасности за счет развала в аграрном секторе и увеличения доли импортного продовольствия;

3) несомненную опасность представляют увеличение доли топливо-сырьевого сектора в общем объеме промышленного производства, а также ориентация в потреблении на импортное оборудование. Все это ведет к углублению разрыва между потребностями обеспечения в целом безопасности страны и в частности военной безопасности и ее экономическими возможностями;

4) продолжающееся разрушение единого духовного пространства России;

5) экономическая дезинтеграция и социальное расслоение общества провоцируют усиление напряженности во взаимоотношениях регионов и Центра, создают явную угрозу федеративному устройству государства, толкают сепаратистские и националистические силы на создание незаконных вооруженных формирований и насильственные действия. Самый свежий пример — это конфликтная ситуация в Дагестане;

6) расширение масштабов организованной преступности, рост терроризма, распространение оружия и увеличение вооруженности преступных группировок, рост незаконного оборота наркотиков;

7) существенную военную опасность представляет тенденция к нарастанию активности оперативно-технического проникновения в Россию иностранных разведок;

8) угрозу военной безопасности России несут незавершенность процесса реформирования военной организации государства, сохраняющийся разрыв между политическими установками и их реализацией в военной и военно-технической политике, недостаточном финансировании национальной обороны, неразработанности современных подходов к военному строительству. Это проявляется в крайней остроте социальных проблем в Вооруженных Силах и других силовых структурах, в падении уровня оперативной и боевой подготовки, недопустимом падении уровня укомплектованности войск современным вооружением и военной техникой. Так, например, министр обороны РФ маршал Сергеев в одном из выступлений отметил, что в настоящее время в армии только «три боеготовые авиации». В свою очередь это приводит к необходимости проведения военной реформы форсированным темпами, что неизбежно снижает боеспособность и боеготовность российских Вооруженных Сил.

Для обеспечения возможности адекватного реагирования на перечисленные выше военные угрозы необходимо наличие в государстве отвечающей современным требованиям военной организации Российской Федерации.

Россия не стремится поддерживать паритет в вооружениях и вооруженных силах с ведущими государствами мира и ориентируется на реализацию принципа реалистического сдерживания, в основе которого лежит решимость адекватно использовать имеющуюся военную мощь для противостояния агрессии. Для предотвращения войны и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако пока неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи.

Вооруженные Силы Российской Федерации — основа военной организации государства. Они играют главную роль в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации силовыми методами.

Важнейшей задачей Вооруженных Сил Российской Федерации является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны, а также осуществления союзнических обязательств.

Для выполнения этой задачи Российская Федерация должна обладать потенциалом ядерных сил, способных гарантировать нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору либо коалиции государств.

Защита национальных интересов государства предполагает комплексное противодействие военным угрозам регионального и локального масштаба. Вооруженные Силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушно-космического нападения и решение задач по отражению агрессии в локальной войне, а также развертывание группировки войск (сил) для решения задач в региональной войне. Одновременно Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечить осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

Интересы обеспечения национальной безопасности России и эволюция геополитической обстановки в мире предопределяют, при соответствующих обстоятельствах, необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение там на договорной основе и на принципах партнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз) должно демонстрировать готовность Российской Федерации выполнить свои союзнические обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и обеспечить Российской Федерации возможность реагировать на кризисную ситуацию еще в начальной стадии ее зарождения.

Обеспечение военной безопасности Россий-ской Федерации предполагает ее участие в договорном процессе по сокращению ядерных и обычных вооружений, контролю за распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки.

В обеспечении военной безопасности Российской Федерации особую роль играет человеческий фактор, общественный статус военнослужащего. Поэтому на первый план выдвигаются такие задачи, как осуществление комплекса мер по социальной защите военнослужащих, повышению престижа военной службы, формированию общественного сознания в духе необходимости вооруженной защиты национальных интересов страны и мобилизации усилий и возможностей государства, общества и граждан для проведения военной реформы.

Для обеспечения своей национальной безопасности Россия оставляет за собой право на применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, если в результате развязывания вооруженной агрессии возникает угроза самому существованию Российской Федерации как независимого суверенного государства.

Важнейшим условием обеспечения военной безопасности Российской Федерации должно стать целевое выделение бюджетных средств на программное развитие сил и средств, осуществляющих защиту национальных интересов России силовыми методами.

404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(94);%>

   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]