Обозреватель - Observer |
Внешняя политика
|
М.ТИТАРЕНКО,
|
Китайские реформы:
|
I
РАЗИТЕЛЬНЫЙ КОНТРАСТ между ходом и результатами реформ в России и Китае побуждает нас к серьезным размышлениям о "секретах" успеха преобразований в Китае на фоне угрожающего упадка экономики нашей страны. Вышеназванное обстоятельство не может не влиять на атмосферу и развитие двусторонних отношений между КНР и РФ. Этот вопрос и является предметом рассмотрения в настоящей статье. Вряд ли есть необходимость что-либо добавить к тому, что уже сейчас по объему ВВП Россия впервые в истории пропустила вперед такие страны, как Китай и Индию. Уже в 1993 г. по размерам ВВП (в текущих ценах) Китай занимал 11-е место среди всех стран мира, а Россия — 23. Если исходить из подготовленного Министерством экономики РФ прогноза социально -экономического развития России на период до 2005 г., то по наиболее вероятному варианту в 2005 г. Россия будет производить электроэнер гии столько же, сколько Китай производил ее в 1996 г., угля — в 4 с лишним раза меньше, чем Китай, цемента — в 9,6 раза меньше, зерна — в 5,5 раз меньше. Учитывая, что после 1996 г. темпы развития Китая будут не менее 8—10% в год, разрыв между уровнями экономики РФ и КНР в 2005 г. станет еще более разительным. Зато уже сегодня Россия значительно обогнала Китай по размеру своего внешнего долга. В 1996 г. он достиг 130 млрд. долл., что на 15 млрд. долл. превышает внешний долг КНР. Однако необходимо отметить, что заемные средства в Китае вкладываются
в развитие экономики. Об эффективности использования внешних займов говорит
такой показатель, как соотношение заявленных и реализованных инвестиций,
с одной стороны (соответственно 469 млрд. долл. и 177 млрд. долл.), реальным
объемом внешнего долга страны (115 млрд. долл. на конец 1996 г.), количеством
созданных на зарубежные инвестиции и кредиты совместных предприятий (более
283 тыс.) и объемов запасов СКВ в Центральном Банке Китая (в 1996 г. они
составили более 100 млрд. долл.) — с другой. (табл.
1).
Первое. Почему в Китае экономические реформы привели к крупному подъему страны, росту благосостояния населения, упрочили обороноспособность, укрепили ее внутриполитичес кую стабильность и международные позиции? Второе. Не является ли это "китайское чудо" временным явлением, не закончится ли оно в ближайшее время, вслед за кончиной его вдохновителя — Дэн Сяопина? Не постигнет ли Китай в связи с этим та же участь, что и Советский Союз? Третье. Если успешное развитие Китая продолжится и впредь и КНР превратится в сильнейшую в экономическом и военном отношении державу, то не будет ли это чревато в XXI в. серьезными разнообразными угрозами для России и других его соседей? Институт Дальнего Востока рассматривает названные проблемы как действительно имеющие первостепенное значение для настоящего и будущего нашей страны и систематически занимается их всесторонним анализом. Ниже кратко излагаются некоторые соображения и выводы по этим проблемам. Назовем важнейшие моменты, обеспечившие успех китайских реформ. Главным условием успеха явилась сама цель предпринятых в Китае реформ, которая была понятна, близка всем слоям населения страны, взывала к глубинным патриотическим и национальным чувствам китайцев — поднять страну, поднять народ, возродить величие Китая. Сформулированная в общем виде цель превращения Китая в могучую и процветающую державу, которая стала подлинной общенациональной мобилизующей идеей, впоследствии была конкретизирована в программе "Четырех модернизаций" — промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки, техники и образования. Осуществление программы разбивалось на три этапа, которые охватывают период до середины XXI в. Важнейшим фактором, обеспечивающим успех экономических реформ в Китае, является их последовательная социальная ориентирован ность. Разумеется, не в равной мере, но благотворность реформы ощущает лично на себе каждый китаец, что и делает его активным сторонником реформ. Неотъемлемой чертой курса китайских экономических реформ является постепенность и осмотрительность, взвешенный подход к намечаемым преобразованиям. Еще одним залогом успешности китайских экономических реформ служит то, что руководство КНР, широко перенимая иностранный опыт, не допускает того, чтобы его применение шло вразрез с национальными особенностями Китая, ослабляло национальную самоидентич ность, подрывало стабильность в стране. Китайская экономическая реформа специфически решает задачу перехода
от администра тивно-командной системы к рыночной. Эта специфика состоит
в осуществлении концепции регулируемого государством и обществом рынка.
Сам же регулируемый рынок создается в условиях многоукладной и многослойной
экономики при сохранении доминирующего положения общественной (государственной)
собственности (табл. 2).
Исследования, проведенные ИДВ, позволяют сделать вывод: важнейшим условием успеха китайских реформ является то, что государство на всех этапах сохраняло контроль за рыночными процессами в стране. И ныне в арсенале государства остаются методы и прямого, и косвенного регулирования, и чисто административно го воздействия. Под его влиянием находятся практически все элементы создаваемой рыночной инфраструктуры. Между Россией и Китаем имеется не только много общего, но и существуют серьезные различия в условиях проведения реформы:
Весьма любопытно, что в негативных аспектах реформы в России и Китае имеют немало общего. Это проявляется в следующем: возникновение сильного имущественного расслоения среди населения; появление слоя богатых и рост обнищания в глубинных районах; углубление социально -экономического разрыва между городом и деревней; крайняя неравномерность развития реформы и рыночных отношений в приморских (промышленно-развитых районах) и внутренних районах, где сосредоточены аграрный и добывающий секторы экономики; господство неэквивалентного обмена между обрабатывающими и добывающими отраслями; коммерциализация политической, общественной, культурной и научной жизни стран; рост экономической преступности и коррупции. И в России, и в Китае (в тенденции) власть и приближенность к власти — это величайшие капитал и источник обогащения. Однако в Китае существует жесткая, хотя и недостаточно эффективная система сдержек стремлений партийно-государственной номенклатуры и бюрократии использовать нахождение во власти для личного обогащения. Там строго запрещено совмещение партийно-госу дарственной и коммерческой деятельности. Важно также подчеркнуть, что слой богатых собственников в Китае, обладая значительной экономической и личной свободой, тем не менее в целом отчужден от политической власти и средств массовой информации. Именно этим объясняется то, что успех экономической реформы в Китае не сопровождается соответствую щими политическими реформами и ростом демократии. Заканчивая рассмотрение вопроса о китайских реформах, следует подчеркнуть, что они еще весьма далеки от своего завершения, еще предстоит решить множество сложных проблем, преодолеть немало трудносте й. II ИНОГДА задается вопрос: не закончится ли нынешний экономический взлет Китая неминуемым падением и не уподобится ли КНР бывшему СССР? Думается, что сама вышеизложенная характеристика китайских реформ, а также подтверждение их несомненной плодотворности на протяжении уже 17 лет, делают маловероятным такой поворот событий в обозримом будущем. Перспективность китайской модели реформ обеспечивается тем, что эта модель отвечает современным прогрессивным тенденциям развития мировой экономики, тенденциям, существо которых состоит в отказе от ориентации на ценности потребительского общества. Укоренение рыночных отношений в национальную почву Китая предусматривает увязку этих отношений с принципами конфуцианской этики, когда достижение личного успеха и личной выгоды сочетается с интересами процветания своего Отечества и укрепления престижа своей нации, поиск гармоничного сосуществования традиций и модернизации, личной и общественной выгоды. Китайское руководство не подгоняет историю и исходит из того, что в течение длительно го предстоящего периода Китай будет оставаться развивающейся относительно бедной страной. Среди населения КНР, достигшего в настоящее время 1,2 млрд. чел., 800 млн. составляют крестьяне. По официальным данным, 65 млн. сельских жителей и 20 млн. горожан находятся за чертой бедности, число полностью неграмотных — 200 млн. чел. В современных условиях первостепенное значение имеет программирование научно-техни ческого развития. В Китае это рассматривается в качестве задачи номер один. В 1992 г. расходы на НИОКР (в млн. долл.) в КНР были почти в три раза больше, чем в России. Многие авторитетные экономисты полагают, что в результате перестройки институцио нальных основ современной экономики решающую роль в определении характера дальнейше го развития стали играть транснациональные корпорации. Локальные национальные экономики постепенно стали терять потенцию саморазвития. Это гарантирует сохранение доминирующего положения в мире развитых стран и как бы навечно закрепляет разрыв между развитостью и неразвитостью. В связи с обрисованной ситуацией некоторые специалисты утверждают, что Китай не сможет преодолеть отставание от развитых стран. На наш взгляд, такой вывод представля ется спорным, т.к. он не учитывает того, что Китай в глобальном экономическом процессе занимает особое место, играет самостоятельную роль и в основном следует не догоняющей, а опережающей модели развития. Фактически Пекин контролирует одну из самых мощных трансконтинентальных национальных корпораций, пусть еще и не приобретшую своего законченного вида. Ее составляют кооперация банков КНР, Гонконга, Тайваня, Сингапура, располагающие только свободными валютными средствами в размере, превышающем 370 млрд. ам. долл.. К ним следует добавить поддержку рассеянной по всей планете китайской диаспоры, обладающей мощными экономическими позициями в десятках стран. Есть данные, что они контролируют капиталы объемом свыше 500 млрд. ам. долл. В высших структурах КПК и правительства КНР уже давно создан вполне конкретный, эффективно действующий механизм, координирующий и направляющий все усилия в этой области. Примером эффективности функционирования китайской трансконтинентальной корпорации является то, что несмотря на всплески напряженности между Пекином и Тайбэем, инвестиции Тайваня в экономику КНР превысили 20 млрд. долл. А в целом же на зарубежных китайцев приходится 70% иностранных кредитов и инвестиций в КНР. Особую роль в поддержании внутренней стабильности и роста влияния КНР в мире играют присущие этой стране мощные цивилизацион ные факторы. Китай — это высшая степень самоидентично сти. Китайская цивилизация обладает огромным потенциалом самообновления и саморазви тия, способностью выхода из самых суровых испытаний. Это ограждает Китай от разрушительного воздействия извне. Воспринимая чужой опыт, Китай непременно "китаизирует его", то есть трансформирует этот опыт применительно к своим национальным особенностям. Таким образом, имеются достаточные объективные основания полагать, что в обозримом будущем продолжится в целом успешное поступательное развитие Китая, что ему удастся избежать серьезных потрясений, подобных тем, какие постигли Советский Союз, и что во второй половине XXI в. он превратится в одну из ведущих, а возможно, и доминирующую державу мира. Разумеется, все это не означает, что Китаю уготован гладкий и легкий путь в будущее. Сложных и трудных проблем у него на этом пути более, чем достаточно. III Наконец, еще один волнующий российскую и зарубежную общественность вопрос: будет ли набирающий мощь Китай представлять опасность для России и угрозу безопасности в АТР. Руководство Китая на самом высоком уровне неоднократно давало понять, что, в отличие от прошлого СССР, "не в интересах Китая ослаблять стратегическую роль России на Дальнем Востоке перед лицом усиливающейся тенденции в США и Японии противопоставить Китаю свою военную мощь". Территориальный спор с Китаем в основном закрыт. Новая граница установлена более чем на 99% ее протяженности. Действительно, с чисто экономической и военно-политической точек зрения уже в нынешних условиях экономического подъема у Китая расширяются возможности полномасштабного участия в гонке вооружений. Однако до сих пор он проявлял и проявляет сдержанность в разработке и производстве как ядерного, так и обычного оружия, несмотря на то, что в основном китайский арсенал состоит из устаревших, часто выслуживших свой срок систем оружия советских образцов 50—60-х годов. Складывает ся впечатление, что КНР расчетливо использует свои силы и ресурсы, полагая, что доктрина оборонной достаточности обеспечивает защиту национальных интересов страны. Объявленные расходы на оборону возросли до 8,9 млрд. ам. долл., а в 1997 г. составят около 10,5 млрд. ам. долл. Мы полагаем, что потенциальные опасности, которые могли бы исходить от Китая, поддаются нейтрализации и преодолению политическими средствами. Пример тому — "Совместное заявление о взаимном ненацеливании стратегических ядерных ракет и неприменении первыми друг против друга ядерного оружия". Россия и Китай являются пионерами переговоров о сокращении обычных вооруженных сил в районе общей границы. Результатом их явилось подписание в апреле 1996 г. Шанхайского соглашения, к которому присоединились соседние страны — Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Стратегически важно то, что вдоль бывшей советско-китайской границы, одной из самых протяженных сухопутных границ в мире, создан пояс доверия. По крупному счету, Россия заинтересована в успешном развитии Китая, так как чем успешнее пойдет это развитие, тем меньше у Китая будет поводов для неприязни к РФ и тем шире станут возможности для плодотворного долговременного взаимовыгодного российско-китай ского сотрудничества. Пекин твердо придерживается линии на взаимовыгодность и стабильность сотрудничества с Россией. Ныне руководство КНР в подходе к нашей стране исходит из следующего: "Россию следует анализировать в долговременном плане. Ее сегодняшняя деградация носит относительный характер, а характер абсолютный имеет ее научно-технический потенциал, мощная индустриальная база, богатые природные ресурсы, мощные военно-вооруженные силы, превосходные географические условия, а также высокое качество населения. Через несколько лет вслед за расцветом ее экономики и повышением совокупной мощи России ее статус великой державы и глобальное влияние резко проявят себя. Нам следует полностью отдавать себе отчет и адекватно оценивать положение и последствия возрождения величия России как великой державы на основе ее национального духа". IV Некоторые выводы и предложения 1. По мнению экспертов ИДВ, в отношении Китая РФ целесообразно придерживаться долговременной стратегии развития добрососед ского сотрудничества, конструктивного и даже стратегического партнерства с этой страной в интересах мира и соразвития. 2. Мы полагаем, что разнонаправленность реформ в России и Китае при разумном и взвешенном подходе обеих сторон не будет представлять помех для развития межгосудар ственных отношений сотрудничества. Более того, создаются условия для своеобразного соревнования и взаимных вызовов, стимулирующих поиск наиболее эффективных путей развития. 3. Реформы в Китае и России создают пусть ограниченный, но достаточно объемный и мощный потенциал сотрудничества двух стран. Опыт отношений Китая с развитыми странами, прежде всего с Японией, США, странами — членами АСЕАН и ЕС, Тайванем, убедительно свидетельствует о том, что социально-экономические различия систем не являются препятствием для широкомасштаб ного и взаимовыгодного сотрудничества. К тому же прошлая драматическая история советско-китайской конфронтации свидетель ствует, что идеологическая и социально-по литическая близость стран с переходной экономикой и идеократическими политическими системами весьма часто становится источником острых противоречий и даже конфронтации. 4. Нынешний уровень взаимоотношений и сотрудничества России и Китая в основном соответствует по своим качественным характеристикам скорее "конструктивному партнерству", о котором было объявлено в совместных российско-китайских документах 1992—1993 гг. Что касается перспектив стратегического сотрудничества России и Китая в будущем, то можно утверждать, что для него есть реальные основания и в международной, и в военно-полити ческой, и особенно в экономической сферах. Эффективность его для России во многом будет зависеть от того, как скоро Россия сможет преодолеть нынешний кризис и спад производства. Итак, развивающийся, стабильный Китай и проводимые в нем реформы могут быть для России стимулом в поисках наиболее эффективно го пути подъема страны и укрепления ее безопасности и международного престижа. Он может стать и угрозой России, если она сама первой станет на путь противодействия его развитию и конфронтации с ним. |
|