Обозреватель - Observer 
Внешняя политика 

 
 

М.ТИТАРЕНКО, 
профессор, директор Института  
Дальнего Востока РАН 

Китайские реформы: 
пример, 
вызов
или
угроза России? 

 
I  

РАЗИТЕЛЬНЫЙ КОНТРАСТ между ходом и результатами реформ в России и Китае побуждает нас к серьезным размышлениям о "секретах" успеха преобразований в Китае на фоне угрожающего упадка экономики нашей страны. Вышеназванное обстоятельство не может не влиять на атмосферу и развитие двусторонних отношений между КНР и РФ. Этот вопрос и является предметом рассмотрения в настоящей статье. 

Вряд ли есть необходимость что-либо добавить к тому, что уже сейчас по объему ВВП Россия впервые в истории пропустила вперед такие страны, как Китай и Индию. Уже в 1993 г. по размерам ВВП (в текущих ценах) Китай занимал 11-е место среди всех стран мира, а Россия — 23. 

Если исходить из подготовленного Министерством экономики РФ прогноза социально -экономического развития России на период до 2005 г., то по наиболее вероятному варианту в 2005 г. Россия будет производить электроэнер гии столько же, сколько Китай производил ее в 1996 г., угля — в 4 с лишним раза меньше, чем Китай, цемента — в 9,6 раза меньше, зерна — в 5,5 раз меньше. Учитывая, что после 1996 г. темпы развития Китая будут не менее 8—10% в год, разрыв между уровнями экономики РФ и КНР в 2005 г. станет еще более разительным. 

Зато уже сегодня Россия значительно обогнала Китай по размеру своего внешнего долга. В 1996 г. он достиг 130 млрд. долл., что на 15 млрд. долл. превышает внешний долг КНР. 

Однако необходимо отметить, что заемные средства в Китае вкладываются в развитие экономики. Об эффективности использования внешних займов говорит такой показатель, как соотношение заявленных и реализованных инвестиций, с одной стороны (соответственно 469 млрд. долл. и 177 млрд. долл.), реальным объемом внешнего долга страны (115 млрд. долл. на конец 1996 г.), количеством созданных на зарубежные инвестиции и кредиты совместных предприятий (более 283 тыс.) и объемов запасов СКВ в Центральном Банке Китая (в 1996 г. они составили более 100 млрд. долл.) — с другой. (табл. 1). 
 

Таблица 1 
На этом фоне в последнее время не только в научных, но и в широких общественных слоях все чаще возникают дискуссии. В центре находятся вопросы, касающиеся перспектив Китая и России и отношений между ними. 

Первое. Почему в Китае экономические реформы привели к крупному подъему страны, росту благосостояния населения, упрочили обороноспособность, укрепили ее внутриполитичес кую стабильность и международные позиции? 

Второе. Не является ли это "китайское чудо" временным явлением, не закончится ли оно в ближайшее время, вслед за кончиной его вдохновителя — Дэн Сяопина? Не постигнет ли Китай в связи с этим та же участь, что и Советский Союз? 

Третье. Если успешное развитие Китая продолжится и впредь и КНР превратится в сильнейшую в экономическом и военном отношении державу, то не будет ли это чревато в XXI в. серьезными разнообразными угрозами для России и других его соседей? 

Институт Дальнего Востока рассматривает названные проблемы как действительно имеющие первостепенное значение для настоящего и будущего нашей страны и систематически занимается их всесторонним анализом. Ниже кратко излагаются некоторые соображения и выводы по этим проблемам. 

Назовем важнейшие моменты, обеспечившие успех китайских реформ. 

Главным условием успеха явилась сама цель предпринятых в Китае реформ, которая была понятна, близка всем слоям населения страны, взывала к глубинным патриотическим и национальным чувствам китайцев — поднять страну, поднять народ, возродить величие Китая. 

Сформулированная в общем виде цель превращения Китая в могучую и процветающую державу, которая стала подлинной общенациональной мобилизующей идеей, впоследствии была конкретизирована в программе "Четырех модернизаций" — промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки, техники и образования. Осуществление программы разбивалось на три этапа, которые охватывают период до середины XXI в. 

Важнейшим фактором, обеспечивающим успех экономических реформ в Китае, является их последовательная социальная ориентирован ность. Разумеется, не в равной мере, но благотворность реформы ощущает лично на себе каждый китаец, что и делает его активным сторонником реформ. 

Неотъемлемой чертой курса китайских экономических реформ является постепенность и осмотрительность, взвешенный подход к намечаемым преобразованиям. 

Еще одним залогом успешности китайских экономических реформ служит то, что руководство КНР, широко перенимая иностранный опыт, не допускает того, чтобы его применение шло вразрез с национальными особенностями Китая, ослабляло национальную самоидентич ность, подрывало стабильность в стране. 

Китайская экономическая реформа специфически решает задачу перехода от администра тивно-командной системы к рыночной. Эта специфика состоит в осуществлении концепции регулируемого государством и обществом рынка. Сам же регулируемый рынок создается в условиях многоукладной и многослойной экономики при сохранении доминирующего положения общественной (государственной) собственности (табл. 2). 
 

Таблица 2 
Далее, в КНР вместо обвальной либерализа ции создание субъектов рынка осуществлялось не путем разрушения существующей государственной структуры, а главным образом путем заполнения пустующих брешей. С первых своих шагов реформа работала на уменьшение дефицитности экономики страны. 

Исследования, проведенные ИДВ, позволяют сделать вывод: важнейшим условием успеха китайских реформ является то, что государство на всех этапах сохраняло контроль за рыночными процессами в стране. И ныне в арсенале государства остаются методы и прямого, и косвенного регулирования, и чисто административно го воздействия. Под его влиянием находятся практически все элементы создаваемой рыночной инфраструктуры. 

Между Россией и Китаем имеется не только много общего, но и существуют серьезные различия в условиях проведения реформы: 

  • Российская экономика базируется на крупном современном производстве с высокой степенью разделения труда и обобществления производства, тогда как для КНР было и остается характерным сосуществование современных и архаичных технологий. 
  • В России создан единый народнохозяйст -венный комплекс, в КНР же еще только идет процесс его становления. 
  • Чрезвычайно велики контрасты по таким показателям, как производительность труда, душевое производство национального дохода и целого ряда важнейших видов промышленной продукции. В 1995 г., то есть на первой стадии реформ, в КНР в расчете на душу населения производилось меньше, чем в СССР, электроэнергии — в 14,2 раза, нефти — в 18, природного газа в 180, стали — в 12,3 раза. Китайская экономика функционировала в условиях крайней дефицитности и жесткого распределения материальных ресурсов. 
  • Реформа в КНР осуществляется в условиях большого избыточного населения. В городах излишки рабочей силы составляют примерно треть их величины, в деревне — 30—50%. В России, например, в ряде отраслей и районов ощущается острая нехватка рабочей силы, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. 
  • Существенные различия имеются в природно-географических условиях, размерах природных ресурсов, земельного обрабатываемого фонда двух стран. 
  • Имеются резкие различия в социально- классовой структуре населения двух стран. В КНР в деревне проживает 70% населения, в России в сельском хозяйстве занято 11% рабочей силы. 
  • Далеко неравнозначны научно-техничес кие потенциалы России и Китая, а также культурно-образовательные уровни их населения. 
Нельзя также не учитывать, что достижения сельскохозяйственного производства в Китае даются ценой колоссальных трудозатрат. Если в 1952 г. в сельском хозяйстве КНР было занято 173 млн. чел., то в 1993 г. — 348 млн., то есть в два раза больше. В настоящее время в Китае на 1 га пашни приходится 3,7 рабочей силы, а в России на одну рабочую силу приходится 12,5 га пашни, то есть в 46 раз больше. 

Весьма любопытно, что в негативных аспектах реформы в России и Китае имеют немало общего. Это проявляется в следующем: возникновение сильного имущественного расслоения среди населения; появление слоя богатых и рост обнищания в глубинных районах; углубление социально -экономического разрыва между городом и деревней; крайняя неравномерность развития реформы и рыночных отношений в приморских (промышленно-развитых районах) и внутренних районах, где сосредоточены аграрный и добывающий секторы экономики; господство неэквивалентного обмена между обрабатывающими и добывающими отраслями; коммерциализация политической, общественной, культурной и научной жизни стран; рост экономической преступности и коррупции. И в России, и в Китае (в тенденции) власть и приближенность к власти — это величайшие капитал и источник обогащения. Однако в Китае существует жесткая, хотя и недостаточно эффективная система сдержек стремлений партийно-государственной номенклатуры и бюрократии использовать нахождение во власти для личного обогащения. Там строго запрещено совмещение партийно-госу дарственной и коммерческой деятельности. 

Важно также подчеркнуть, что слой богатых собственников в Китае, обладая значительной экономической и личной свободой, тем не менее в целом отчужден от политической власти и средств массовой информации. Именно этим объясняется то, что успех экономической реформы в Китае не сопровождается соответствую щими политическими реформами и ростом демократии. 

Заканчивая рассмотрение вопроса о китайских реформах, следует подчеркнуть, что они еще весьма далеки от своего завершения, еще предстоит решить множество сложных проблем, преодолеть немало трудносте й. 

II  

ИНОГДА задается вопрос: не закончится ли нынешний экономический взлет Китая неминуемым падением и не уподобится ли КНР бывшему СССР? 

Думается, что сама вышеизложенная характеристика китайских реформ, а также подтверждение их несомненной плодотворности на протяжении уже 17 лет, делают маловероятным такой поворот событий в обозримом будущем. 

Перспективность китайской модели реформ обеспечивается тем, что эта модель отвечает современным прогрессивным тенденциям развития мировой экономики, тенденциям, существо которых состоит в отказе от ориентации на ценности потребительского общества. Укоренение рыночных отношений в национальную почву Китая предусматривает увязку этих отношений с принципами конфуцианской этики, когда достижение личного успеха и личной выгоды сочетается с интересами процветания своего Отечества и укрепления престижа своей нации, поиск гармоничного сосуществования традиций и модернизации, личной и общественной выгоды. 

Китайское руководство не подгоняет историю и исходит из того, что в течение длительно го предстоящего периода Китай будет оставаться развивающейся относительно бедной страной. Среди населения КНР, достигшего в настоящее время 1,2 млрд. чел., 800 млн. составляют крестьяне. По официальным данным, 65 млн. сельских жителей и 20 млн. горожан находятся за чертой бедности, число полностью неграмотных — 200 млн. чел. 

В современных условиях первостепенное значение имеет программирование научно-техни ческого развития. В Китае это рассматривается в качестве задачи номер один. В 1992 г. расходы на НИОКР (в млн. долл.) в КНР были почти в три раза больше, чем в России. 

Многие авторитетные экономисты полагают, что в результате перестройки институцио нальных основ современной экономики решающую роль в определении характера дальнейше го развития стали играть транснациональные корпорации. Локальные национальные экономики постепенно стали терять потенцию саморазвития. Это гарантирует сохранение доминирующего положения в мире развитых стран и как бы навечно закрепляет разрыв между развитостью и неразвитостью. 

В связи с обрисованной ситуацией некоторые специалисты утверждают, что Китай не сможет преодолеть отставание от развитых стран. На наш взгляд, такой вывод представля ется спорным, т.к. он не учитывает того, что Китай в глобальном экономическом процессе занимает особое место, играет самостоятельную роль и в основном следует не догоняющей, а опережающей модели развития. Фактически Пекин контролирует одну из самых мощных трансконтинентальных национальных корпораций, пусть еще и не приобретшую своего законченного вида. Ее составляют кооперация банков КНР, Гонконга, Тайваня, Сингапура, располагающие только свободными валютными средствами в размере, превышающем 370 млрд. ам. долл.. К ним следует добавить поддержку рассеянной по всей планете китайской диаспоры, обладающей мощными экономическими позициями в десятках стран. Есть данные, что они контролируют капиталы объемом свыше 500 млрд. ам. долл. В высших структурах КПК и правительства КНР уже давно создан вполне конкретный, эффективно действующий механизм, координирующий и направляющий все усилия в этой области. 

Примером эффективности функционирования китайской трансконтинентальной корпорации является то, что несмотря на всплески напряженности между Пекином и Тайбэем, инвестиции Тайваня в экономику КНР превысили 20 млрд. долл. А в целом же на зарубежных китайцев приходится 70% иностранных кредитов и инвестиций в КНР. 

Особую роль в поддержании внутренней стабильности и роста влияния КНР в мире играют присущие этой стране мощные цивилизацион ные факторы. 

Китай — это высшая степень самоидентично сти. Китайская цивилизация обладает огромным потенциалом самообновления и саморазви тия, способностью выхода из самых суровых испытаний. Это ограждает Китай от разрушительного воздействия извне. Воспринимая чужой опыт, Китай непременно "китаизирует его", то есть трансформирует этот опыт применительно к своим национальным особенностям. 

Таким образом, имеются достаточные объективные основания полагать, что в обозримом будущем продолжится в целом успешное поступательное развитие Китая, что ему удастся избежать серьезных потрясений, подобных тем, какие постигли Советский Союз, и что во второй половине XXI в. он превратится в одну из ведущих, а возможно, и доминирующую державу мира. 

Разумеется, все это не означает, что Китаю уготован гладкий и легкий путь в будущее. Сложных и трудных проблем у него на этом пути более, чем достаточно. 

III  

Наконец, еще один волнующий российскую и зарубежную общественность вопрос: будет ли набирающий мощь Китай представлять опасность для России и угрозу безопасности в АТР. 

Руководство Китая на самом высоком уровне неоднократно давало понять, что, в отличие от прошлого СССР, "не в интересах Китая ослаблять стратегическую роль России на Дальнем Востоке перед лицом усиливающейся тенденции в США и Японии противопоставить Китаю свою военную мощь". 

Территориальный спор с Китаем в основном закрыт. Новая граница установлена более чем на 99% ее протяженности. 

Действительно, с чисто экономической и военно-политической точек зрения уже в нынешних условиях экономического подъема у Китая расширяются возможности полномасштабного участия в гонке вооружений. Однако до сих пор он проявлял и проявляет сдержанность в разработке и производстве как ядерного, так и обычного оружия, несмотря на то, что в основном китайский арсенал состоит из устаревших, часто выслуживших свой срок систем оружия советских образцов 50—60-х годов. Складывает ся впечатление, что КНР расчетливо использует свои силы и ресурсы, полагая, что доктрина оборонной достаточности обеспечивает защиту национальных интересов страны. Объявленные расходы на оборону возросли до 8,9 млрд. ам. долл., а в 1997 г. составят около 10,5 млрд. ам. долл. 

Мы полагаем, что потенциальные опасности, которые могли бы исходить от Китая, поддаются нейтрализации и преодолению политическими средствами. Пример тому — "Совместное заявление о взаимном ненацеливании стратегических ядерных ракет и неприменении первыми друг против друга ядерного оружия". 

Россия и Китай являются пионерами переговоров о сокращении обычных вооруженных сил в районе общей границы. Результатом их явилось подписание в апреле 1996 г. Шанхайского соглашения, к которому присоединились соседние страны — Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Стратегически важно то, что вдоль бывшей советско-китайской границы, одной из самых протяженных сухопутных границ в мире, создан пояс доверия. 

По крупному счету, Россия заинтересована в успешном развитии Китая, так как чем успешнее пойдет это развитие, тем меньше у Китая будет поводов для неприязни к РФ и тем шире станут возможности для плодотворного долговременного взаимовыгодного российско-китай ского сотрудничества. 

Пекин твердо придерживается линии на взаимовыгодность и стабильность сотрудничества с Россией. Ныне руководство КНР в подходе к нашей стране исходит из следующего: "Россию следует анализировать в долговременном плане. Ее сегодняшняя деградация носит относительный характер, а характер абсолютный имеет ее научно-технический потенциал, мощная индустриальная база, богатые природные ресурсы, мощные военно-вооруженные силы, превосходные географические условия, а также высокое качество населения. Через несколько лет вслед за расцветом ее экономики и повышением совокупной мощи России ее статус великой державы и глобальное влияние резко проявят себя. Нам следует полностью отдавать себе отчет и адекватно оценивать положение и последствия возрождения величия России как великой державы на основе ее национального духа".  

IV  

Некоторые выводы и предложения  

1. По мнению экспертов ИДВ, в отношении Китая РФ целесообразно придерживаться долговременной стратегии развития добрососед ского сотрудничества, конструктивного и даже стратегического партнерства с этой страной в интересах мира и соразвития. 

2. Мы полагаем, что разнонаправленность реформ в России и Китае при разумном и взвешенном подходе обеих сторон не будет представлять помех для развития межгосудар ственных отношений сотрудничества. Более того, создаются условия для своеобразного соревнования и взаимных вызовов, стимулирующих поиск наиболее эффективных путей развития. 

3. Реформы в Китае и России создают пусть ограниченный, но достаточно объемный и мощный потенциал сотрудничества двух стран. Опыт отношений Китая с развитыми странами, прежде всего с Японией, США, странами — членами АСЕАН и ЕС, Тайванем, убедительно свидетельствует о том, что социально-экономические различия систем не являются препятствием для широкомасштаб ного и взаимовыгодного сотрудничества. К тому же прошлая драматическая история советско-китайской конфронтации свидетель ствует, что идеологическая и социально-по литическая близость стран с переходной экономикой и идеократическими политическими системами весьма часто становится источником острых противоречий и даже конфронтации. 

4. Нынешний уровень взаимоотношений и сотрудничества России и Китая в основном соответствует по своим качественным характеристикам скорее "конструктивному партнерству", о котором было объявлено в совместных российско-китайских документах 1992—1993 гг. 

Что касается перспектив стратегического сотрудничества России и Китая в будущем, то можно утверждать, что для него есть реальные основания и в международной, и в военно-полити ческой, и особенно в экономической сферах. Эффективность его для России во многом будет зависеть от того, как скоро Россия сможет преодолеть нынешний кризис и спад производства. 

Итак, развивающийся, стабильный Китай и проводимые в нем реформы могут быть для России стимулом в поисках наиболее эффективно го пути подъема страны и укрепления ее безопасности и международного престижа. Он может стать и угрозой России, если она сама первой станет на путь противодействия его развитию и конфронтации с ним. 





   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]