Обозреватель - Observer |
Внтренняя политика
|
|
Оренбуржье — приграничье России.В.АМЕЛИН,
|
Россия — страна многонациональная,
поэтому национальный фактор всегда играл большую роль. В современной же
сложной ситуации, создавшей ся в стране в последние годы, вес этнополитического
фактора значительно возрос. Одно время Россию захлестывала лавина "парада
суверенитетов", и тенденции такого рода не угасли.
То в одном, то в другом регионе обостряются межнациональные отношения, а кое-где берутся и за оружие. У всех в памяти чеченская война, а последствия ее ощущаются повседневно. Страна наводнена беженцами и вынужденными переселенцами. Почему все это происходит? Когда вникаешь в суть происходящих трагических явлений, то видишь, что зачастую в их содержании обнаруживается национальный компонент, мелькают и национальные лозунги. |
В свое время Петр I подчеркивал значение края, который сегодня известен
под названием Оренбуржье. Он отмечал, что "надлежит сделать коммуникации
с сухого пути, построить на реке Яике (Урале) город, установить военную
черту, следить за киргизами (в то время так называли казахов), оттуда близка
Хива, а от Хивы до Индии недалеко, переход в месяца два". Император основным
ключом к Средней Азии и далее Индии считал Киргиз-Кайсакские степи.
Более 250 лет назад в составе Государства Российского указом императрицы Елизаветы была образована Оренбургская губерния с территорией, охватывавшей современные Оренбургскую, Челябинскую области, Башкирию и часть Татарии. В то время юго-восточная граница Государства Российского проходила по реке Урал, по этой границе располага лась так называемая Оренбург-ская военная линия с целым рядом форпостов и укреплений. За ней к востоку от реки Урал и к югу до плато Устюрт и берегов Аральского моря простирались земли Младшего и Среднего Казахских жузов (впоследствии в 30-х годах XVIII века ханы этих жузов приняли российское подданство), а за ними Средняя Азия. Именно через пригранич ный Оренбург правительство страны проводило политику на усиление могущества и укрепление России в глазах правителей среднеазиатских ханств на пресечение британской экспансии в Средней Азии, в непосредствен ной близости от границ России. Край вплоть до 70-х годов прошлого столетия был пограничным, вплотную прилегавший к владениям весьма беспокойных соседей Хивы, Бухары и Коканда. Оренбург имел исключительно важное военно-стратегическое значение, через него пролегал и торговый путь из восточных стран в центр России. История повторяется. Сегодня Оренбуржье — приграничье России. И с учетом того, что на нынешнем этапе исторического развития внешнеполитические интересы страны имеют геострате гические, геоэкономические и геополитические измерения, то Оренбуржье, ввиду своего нового геополитического положения, сложившегося из-за распада СССР, приобретает еще более весомую значимость в обеспечении национальной безопасности страны. Сегодня область граничит на протяжении более 1800 км с тремя областями Республики Казахстан. Из них 600 м — равнинные степи, 240 — речная граница (см. карту). Оренбуржье — приграничье России Ситуация на границе сегодня сложная. Она характеризуется:
Граница области с Казахстаном оснащена 26 таможенными постами, но летом ее можно пересечь практически в любом месте. В сопредельных с Казахстаном областях России в 1996 г. в два раза вырос поток перевозок наркотиков, на 20% увеличился сбыт фальшивых купюр, завозимых из Казахстана. В 1996 г. сотрудниками Оренбургской таможни изъято более 22 кг наркотиков, по фактам нарушения таможенных правил возбуждено 6 уголовных дел, наложено штрафов на сумму более 12 млрд. руб. Из Казахстана в Оренбургскую область нелегально везут продукты питания (чаще всего некачественные), самодельную водку, цветные металлы. Из области вывозят зерно, горюче-смазочные материалы, нефть, ширпотреб. Все перечисленное не что иное, как угроза экономической безопасности страны. В связи с этим Президентом РФ издан Указ о проведении эксперимента по невойсковой охране отдельных участков Государствен ной границы РФ, в том числе и нашей области. В Оренбуржье создан отдел пограничной стражи Федеральной пограничной службы с целью организации контроля над участком Российско-казахстанской границы. Основная его задача — это пресечение каналов незаконной миграции, в первую очередь граждан третьих стран, а также контрабан ды наркотиков, направляемых в Россию. Отделом погранстражи ведется работа по созданию групп содействия из числа гражданского населения для более надежной охраны границы. Предусматрива ется и привлечение казаков, что согласуется с Указом Президента России "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной службе". Надо сказать, что реакция на организацию невойсковой охраны границы неадекватная. МИД Казахстана однозначно отрицательно высказывался против этих мероприятий. В ноте, направленной МИД России, отмечалось, что "привлече ние к мероприятиям казачьих формирований... может нанести серьезный ущерб сложившимся традициям добрососедства и дружбы народов, а любые непродуманные действия лиц, прежде всего из казачьих формирований, участвующих в невойсковой охране, неизбежно приведут к возникновению напряженности и конфликтным ситуациям между населением приграничных территорий с соответствующими последствиями..." Однако результаты проведенных социологических исследований в пяти приграничных с Казахстаном районах Оренбуржья по проблеме отношения пригранич ного населения области к проблеме государственной границы между Россией и Казахстаном показали, что значительное большинство опрошенных жителей приграничных районов Оренбургской области высказалось за необходимость государственной границы между двумя государствами. При этом 18,5% опрошенного населения высказалось за строго охраняемую границу, 62,5% поддерживают их, но оговаривают, чтобы граница была достаточно свободной для деловых поездок и контактов с родственниками (табл. 1). Соотношение к вопросу о государственной границе среди русских и казахов
приведено в Таблице 1.
Отношение к государственной границе населения пригриничных районов отражено
в Таблице 2.
С чего же, по мнению жителей приграничья, необходимо уже сегодня начинать охрану государственной границы? 40% опрошенных считают, что она должна сейчас создаваться, а охраняться только пограничной службой, 14% высказалис ь за усиление таможенных и контрольно -пропускных пунктов. Вместе с тем, предложение о создании на первых порах невойсковой охраны границы силами казаков, местного населения получило поддержку со стороны только 6% опрошенных. Почти столько же (5%) высказались за организацию войсковой охраны с одновременным привлечением сил невойсковой охраны. Исследования также констатируют неудовлетворенность жителей приграничных с Казахстаном районов Оренбургской области своим материальным положением. Уровень материального благополучия является одним из факторов, влияющих на характер межнациональных отношений. В приграничных районах респонден ты из семей с плохим и очень плохим материальным положением более склоны к проявлению недоброжелательности к лицам другой национальности, чей доход несколько выше. Это отношение переносится полностью на этнос. Другим фактором, осложняющим межнациональную жизнь, стало положение русских и русскоязычных в Казахстане, их иммиграция в Россию. Если в 1993 г. в Оренбуржье прибыло из Казахстана только 8% мигрантов от общего числа беженцев и переселенцев, зарегистрирован ных областной службой миграции, то в 1994 г. эта цифра возросла до 30%, в 1995 г. она составила уже 37%, в 1996 г. — 44%, а за 8 месяцев 1997 г. — 51%. Такая ситуация в Казахстане вызывает в приграничных районах Оренбуржья эффект "бумеранга", то есть среди русских увеличивается неприязнь к российским казахам. В Оренбуржье проживает 111 тыс. казахского населения. Исследования также показали, что торгово-экономические связи жителей пограничных районов с соседями из Казахстана , по сути, носят ограниченный характер. Материальное положение семей от этих связей практически не зависит. Поэтому установление государственной границы с Казахстаном не повлечет для жителей приграничья экономического ущерба. Состояние межнациональных отношений в приграничных районах можно оценить как нормальное. Однако существует достаточно высокий элемент деструкции (33% отметили наличие скрытой недоброжелательности, напряженности в межнациональ ных отношениях). Население приграничных районов "традиционно" испытывает неприязнь к чеченцам, "лицам кавказской национальности", цыганам. Однако зарегистрирован и рост неприязнен ных отношений к казахам со стороны русских. Он инициирован, как уже упоминалось выше, с одной стороны, сложившейся экономической ситуацией, а с другой — положением русских в Казахстане. У жителей пригранич ных районов (казахов, русских), где проводился опрос, не зарегистрированы особые различия в мнениях о роли местных органов власти по учету интересов национальных групп. Национальное представительство в институтах власти считается вполне достаточным. Обстановка в приграничном регионе не располагает к благодушию и требует постоянного контроля за развитием ситуации и принятия своевременных кардинальных мер. В настоящее время подготовлен проект Закона "О режиме приграничной территории Оренбургской области", который будет внесен на обсуждение областного Законодательного Собрания. Однако, если даже этот закон будет принят, то и он вряд ли сразу разрешит все проблемы, связанные с охраной границы. Но вселяет надежду то, что развитие и совершенствование структур пограничной стражи в Оренбургской области рассчитано на достаточно длительный период, что несомненно даст положительные результаты: будет поставлен заслон контрабанде в Россию. |
|