Обозреватель - Observer 
Внтренняя политика 

 
foto 
 

Оренбуржье — приграничье России.

 

В.АМЕЛИН, 
председатель Комитета по межнациональным отношениям Администрации Оренбургской области,  
доктор исторических наук 

Россия — страна многонациональная, поэтому национальный фактор всегда играл большую роль. В современной же сложной ситуации, создавшей ся в стране в последние годы, вес этнополитического фактора значительно возрос. Одно время Россию захлестывала лавина "парада суверенитетов", и тенденции такого рода не угасли.  

То в одном, то в другом регионе обостряются межнациональные отношения, а кое-где берутся и за оружие. У всех в памяти чеченская война, а последствия ее ощущаются повседневно. Страна наводнена беженцами и вынужденными переселенцами. Почему все это происходит? Когда вникаешь в суть происходящих трагических явлений, то видишь, что зачастую в их содержании обнаруживается национальный компонент, мелькают и национальные лозунги. 

 
 
В свое время Петр I подчеркивал значение края, который сегодня известен под названием Оренбуржье. Он отмечал, что "надлежит сделать коммуникации с сухого пути, построить на реке Яике (Урале) город, установить военную черту, следить за киргизами (в то время так называли казахов), оттуда близка Хива, а от Хивы до Индии недалеко, переход в месяца два". Император основным ключом к Средней Азии и далее Индии считал Киргиз-Кайсакские степи. 

Более 250 лет назад в составе Государства Российского указом императрицы Елизаветы была образована Оренбургская губерния с территорией, охватывавшей современные Оренбургскую, Челябинскую области, Башкирию и часть Татарии. В то время юго-восточная граница Государства Российского проходила по реке Урал, по этой границе располага лась так называемая Оренбург-ская военная линия с целым рядом форпостов и укреплений. За ней к востоку от реки Урал и к югу до плато Устюрт и берегов Аральского моря простирались земли Младшего и Среднего Казахских жузов (впоследствии в 30-х годах XVIII века ханы этих жузов приняли российское подданство), а за ними Средняя Азия. Именно через пригранич ный Оренбург правительство страны проводило политику на усиление могущества и укрепление России в глазах правителей среднеазиатских ханств на пресечение британской экспансии в Средней Азии, в непосредствен ной близости от границ России. Край вплоть до 70-х годов прошлого столетия был пограничным, вплотную прилегавший к владениям весьма беспокойных соседей Хивы, Бухары и Коканда. Оренбург имел исключительно важное военно-стратегическое значение, через него пролегал и торговый путь из восточных стран в центр России. 

История повторяется. Сегодня Оренбуржье — приграничье России. И с учетом того, что на нынешнем этапе исторического развития внешнеполитические интересы страны имеют геострате гические, геоэкономические и геополитические измерения, то Оренбуржье, ввиду своего нового геополитического положения, сложившегося из-за распада СССР, приобретает еще более весомую значимость в обеспечении национальной безопасности страны. Сегодня область граничит на протяжении более 1800 км с тремя областями Республики Казахстан. 

Из них 600 м — равнинные степи, 240 — речная граница (см. карту). 

Оренбуржье — приграничье России

Ситуация на границе сегодня сложная. Она характеризуется: 

  • расширением масштабов контрабандной деятельности, организованной международно й преступности, связанной с наркобизнесом; 
  • ухудшением общей криминогенной обстановки, а также социально-экономического положения в приграничных районах Казахстана; 
  • наличием этнических противоречий, активизацией миграционных процессов. 
Станция Оренбург — крупнейший перевалочный пункт грузового и пассажирского движения среднеазиатс кого направления. Ежесуточно через Оренбург следуют 24 пары грузовых и 13 пар пассажирских поездов. С Казахстаном область связывают 3 республиканские магистрали, 5 шоссейных и многочисленные степные дороги. 

Граница области с Казахстаном оснащена 26 таможенными постами, но летом ее можно пересечь практически в любом месте. В сопредельных с Казахстаном областях России в 1996 г. в два раза вырос поток перевозок наркотиков, на 20% увеличился сбыт фальшивых купюр, завозимых из Казахстана. 

В 1996 г. сотрудниками Оренбургской таможни изъято более 22 кг наркотиков, по фактам нарушения таможенных правил возбуждено 6 уголовных дел, наложено штрафов на сумму более 12 млрд. руб. 

Из Казахстана в Оренбургскую область нелегально везут продукты питания (чаще всего некачественные), самодельную водку, цветные металлы. Из области вывозят зерно, горюче-смазочные материалы, нефть, ширпотреб. Все перечисленное не что иное, как угроза экономической безопасности страны. 

В связи с этим Президентом РФ издан Указ о проведении эксперимента по невойсковой охране отдельных участков Государствен ной границы РФ, в том числе и нашей области. В Оренбуржье создан отдел пограничной стражи Федеральной пограничной службы с целью организации контроля над участком Российско-казахстанской границы. Основная его задача — это пресечение каналов незаконной миграции, в первую очередь граждан третьих стран, а также контрабан ды наркотиков, направляемых в Россию. Отделом погранстражи ведется работа по созданию групп содействия из числа гражданского населения для более надежной охраны границы. Предусматрива ется и привлечение казаков, что согласуется с Указом Президента России "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной службе". Надо сказать, что реакция на организацию невойсковой охраны границы неадекватная. МИД Казахстана однозначно отрицательно высказывался против этих мероприятий. В ноте, направленной МИД России, отмечалось, что "привлече ние к мероприятиям казачьих формирований... может нанести серьезный ущерб сложившимся традициям добрососедства и дружбы народов, а любые непродуманные действия лиц, прежде всего из казачьих формирований, участвующих в невойсковой охране, неизбежно приведут к возникновению напряженности и конфликтным ситуациям между населением приграничных территорий с соответствующими последствиями..." 

Однако результаты проведенных социологических исследований в пяти приграничных с Казахстаном районах Оренбуржья по проблеме отношения пригранич ного населения области к проблеме государственной границы между Россией и Казахстаном показали, что значительное большинство опрошенных жителей приграничных районов Оренбургской области высказалось за необходимость государственной границы между двумя государствами. При этом 18,5% опрошенного населения высказалось за строго охраняемую границу, 62,5% поддерживают их, но оговаривают, чтобы граница была достаточно свободной для деловых поездок и контактов с родственниками (табл. 1). 

Соотношение к вопросу о государственной границе среди русских и казахов приведено в Таблице 1. 
 

Национальность
Отношение к вопросу о государственной границе
Должна быть строго охраняемой
Должна быть охраняемой, но достаточно свободной для контактов
Затрудняюсь с ответом
Русские 

Казахи

21.0
10.0
64.0
61.0
15.0
29.0
Обращает на себя внимание, что почти каждый третий из опрошенных казахов Оренбургского приграничья ушел от ответа на вопрос о государственной границе. 

Отношение к государственной границе населения пригриничных районов отражено в Таблице 2
 

Национальность
Отношение к вопросу о государственной границе
Должна быть строго охраняемой
Должна быть охраняемой, но достаточно свободной для контактов
Затрудняюсь с ответом
Соль-Илецкий 

Ясенский 

Домбаровский 

Акбулакский 

Первомайский

11.0
17.0
33.0
12.0
19.0
70.0
44.0
49.0
79.0
70.0
19.0
39.0
18.0
9.0
11.0
Следует обратить внимание на то, что менее всего поддержива ют идею о строго охраняемой границе респонденты из районов, в которых была зафиксиро вана относительно наибольшая активность в торгово-экономичес ких сделках с жителями Казахстана. 

С чего же, по мнению жителей приграничья, необходимо уже сегодня начинать охрану государственной границы? 

40% опрошенных считают, что она должна сейчас создаваться, а охраняться только пограничной службой, 14% высказалис ь за усиление таможенных и контрольно -пропускных пунктов. Вместе с тем, предложение о создании на первых порах невойсковой охраны границы силами казаков, местного населения получило поддержку со стороны только 6% опрошенных. 

Почти столько же (5%) высказались за организацию войсковой охраны с одновременным привлечением сил невойсковой охраны. 

Исследования также констатируют неудовлетворенность жителей приграничных с Казахстаном районов Оренбургской области своим материальным положением. Уровень материального благополучия является одним из факторов, влияющих на характер межнациональных отношений. В приграничных районах респонден ты из семей с плохим и очень плохим материальным положением более склоны к проявлению недоброжелательности к лицам другой национальности, чей доход несколько выше. Это отношение переносится полностью на этнос. 

Другим фактором, осложняющим межнациональную жизнь, стало положение русских и русскоязычных в Казахстане, их иммиграция в Россию. Если в 1993 г. в Оренбуржье прибыло из Казахстана только 8% мигрантов от общего числа беженцев и переселенцев, зарегистрирован ных областной службой миграции, то в 1994 г. эта цифра возросла до 30%, в 1995 г. она составила уже 37%, в 1996 г. — 44%, а за 8 месяцев 1997 г. — 51%. Такая ситуация в Казахстане вызывает в приграничных районах Оренбуржья эффект "бумеранга", то есть среди русских увеличивается неприязнь к российским казахам. В Оренбуржье проживает 111 тыс. казахского населения. 

Исследования также показали, что торгово-экономические связи жителей пограничных районов с соседями из Казахстана , по сути, носят ограниченный характер. Материальное положение семей от этих связей практически не зависит. Поэтому установление государственной границы с Казахстаном не повлечет для жителей приграничья экономического ущерба. 

Состояние межнациональных отношений в приграничных районах можно оценить как нормальное. Однако существует достаточно высокий элемент деструкции (33% отметили наличие скрытой недоброжелательности, напряженности в межнациональ ных отношениях). Население приграничных районов "традиционно" испытывает неприязнь к чеченцам, "лицам кавказской национальности", цыганам. Однако зарегистрирован и рост неприязнен ных отношений к казахам со стороны русских. Он инициирован, как уже упоминалось выше, с одной стороны, сложившейся экономической ситуацией, а с другой — положением русских в Казахстане. У жителей пригранич ных районов (казахов, русских), где проводился опрос, не зарегистрированы особые различия в мнениях о роли местных органов власти по учету интересов национальных групп. Национальное представительство в институтах власти считается вполне достаточным. Обстановка в приграничном регионе не располагает к благодушию и требует постоянного контроля за развитием ситуации и принятия своевременных кардинальных мер. 

В настоящее время подготовлен проект Закона "О режиме приграничной территории Оренбургской области", который будет внесен на обсуждение областного Законодательного Собрания. Однако, если даже этот закон будет принят, то и он вряд ли сразу разрешит все проблемы, связанные с охраной границы. Но вселяет надежду то, что развитие и совершенствование структур пограничной стражи в Оренбургской области рассчитано на достаточно длительный период, что несомненно даст положительные результаты: будет поставлен заслон контрабанде в Россию. 





   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]