Обозреватель - Observer |
Информация в номер
|
* К предстоящему рассмотрению СНВ-2 в Федеральном Собрании РФ. Договор СНВ-2 подписан президентами Российской Федерации и США 3 января 1993 г. В июне 1995 г. он был внесен в Государственную Думу на ратификацию. Сенат США ратифицировал Договор 26 января 1996 г. Договором СНВ-2 предусматри вается сокращение и ограничение в два этапа МБР, пусковых установок МБР, баллистических ракет подводных лодок и пусковых установок БРПЛ, тяжелых бомбардировщиков, боезарядов МБР, боезарядов БРПЛ и вооружений тяжелых бомбардировщиков. На первом этапе к 2001 г. число боезарядов должно быть сокращено до уровня 3800—4250 единиц и к 1 января 2003 г. до уровня не более 3000—3500 боезарядов, на всех предусмотренных договором оставшихся типах носителей. К недостаткам Договора СНВ-2, по мнению независимых экспертов, следует отнести, прежде всего, фактическое разрушение основы стратегических ядерных сил РФ за счет ликвидации наших наиболее современных МБР с разделяющимися головными частями и боеголовками индивидуального наведения, в том числе всех тяжелых МБР с комплексами средств преодоления (КСП) ПРО. Доля зарядов на этих МБР составляет 50% от общего числа боезарядов МБР. У США на наиболее современных МБР "МХ" находится 19% боезарядов. Это приведет к слому исторически сложившейся структуры наших СЯС (с опорой на МБР) и перенос основы СЯС (по боезарядам) на морскую компоненту, что характерно для американских СНВ. В условиях экономического кризиса в РФ такая перестройка СЯС является труднореа лизуемой задачей. В преамбуле Договора СНВ-2 подтверждаются обязательства сторон по Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Договору об ограничении систем противоракет ной обороны 1972 г. и совместного заявления по глобальной системе защиты 1992 г. 26 сентября 1997 г. в Нью-Йорке министром иностранных дел России и госсекретарем США подписан "Протокол к Договору между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2)" и обменные письма. Эти документы закрепляют обязательства сторон осуществлять деактивизацию стратегических наступательных вооружений, подлежащих сокращению по Договору СНВ-2, а также позволяют России провести сокращение стратегических ракет в соответствии с реальными экономическими возможностями государства. В подписанных документах срок выполнения Договора СНВ-2 переносится по первому этапу с 31 декабря 2001 г. на 31 декабря 2004 г., а по второму этапу — с 1 января 2003 г. на 31 декабря 2007 г. Американская сторона предпринима ет максимум усилий по оказанию давления на Россию. Этой цели служат подписанный в сентябре с.г. "Протокол", а также "Соглашение о разграничении систем тактической и стратегической противоракетной обороны (ПРО)". Следует отметить, что соглашение по ПРО предполагает расширенную трактовку понятия "нестратеги ческой ПРО", допуская разработку низкоскоростных (максимальная скорость перехватчика до 3 км/сек.) и высокоскоростных систем ПРО морского, воздушного и наземно-мо бильного базирования (скорость перехватчика до 4,5 и 5,5 км/сек. соответственно) и проведение испытаний систем нестратегической ПРО по ракетам-мишеням с максимальной дальностью до 3500 км и скоростью до 5 км/сек. Таким образом, формально оставаясь в рамках Договора по ПРО 1972 г., американская сторона получила "зеленый свет" для разработки своих систем тактической ПРО, обладающих значительным стратегичес ким потенциалом. Ограничения на условие испытаний тактической ПРО против стратегических баллистических ракет, предусмотренных договоренностями, не могут снять озабоченности о потенциальной возможности систем тактической ПРО с оговоренными характери стиками для достаточно эффективной борьбы с МБР. Следовательно, через Договор СНВ-2 и Нью-Йоркские соглашения 1997 г. американцы последовательно стараются ослабить наши стратегические ядерные силы и обеспечить себе односторонние преимущества в количестве боезарядов на наиболее скрытном и живучем компоненте СНВ — ПЛАРБ, а также за счет возможного развертывания тактической ПРО, имеющей значительный стратегический потенциал. 3 декабря 1997 г. в Стокгольме Президент РФ Б.Н.Ельцин выступил с инициативой о сокращении в одностороннем порядке количества боезарядов на стратегических носителях на одну треть. Выполнение этой инициативы потребует в дальнейшем тщательной проработки и глубокого обоснования всеми заинтересованными ведомства ми путей ее реализации. (Эксперты «РАУ-Корпорации»)
|
|