Обозреватель - Observer |
Образование, культура
|
Л.КОЛЕСНИКОВ,
|
|
В.ТУРЧЕНКО,
доктор
философских наук,
профессор
|
Продолжение. Начало см.: "Обозреватель - Observer", № 9-11, 1997 г. Образование — для возрождения и устойчивого развития I Разработка эффективной стратегии образования неизбежно связана с ответом на вопрос: способно ли образование изменять общество, или же оно может только отражать происходящие в обществе процессы? До сих пор главная цель образования сводилась к возможно более полному отражению требований производства и государственных органов, а его относитель ная самостоятельность и социальная активность были невелики. В последние десятилетия в мире все настоятельнее утверждается принцип ориентации образовательных систем не на текущие, а на будущие, перспективные требования общества . Этот методологический подход приобретает чрезвычайную актуальность и особый смысл, когда речь идет о проблемах образования в современной России. Учебным заведениям, конечно, необходимо тактически учитывать сегодняшние потребности и желания людей, стремящихся выжить в условиях кризисной экономики, но стратегия образования должна быть подчинена задачам хозяйственного, политического и духовного возрождения страны, восстановления ее независимости и статуса великой державы. Необходимость столь противоречивой методологической установки вытекает из крайней противоречивости современной российской действительности, позитивное развитие которой приведет в недалеком будущем к тому, что ориентированные на нужды потребительской социальной системы кадры окажутся в случае перехода России на путь прогрессивного развития количественно избыточными и качественно не соответствующими требованиям возродившего ся общества. Поэтому высшая и средняя специальная школы должны быть устремлены в будущее, предвидеть отдаленные перспективные требования нашего общества, развивая у молодых специалистов способности к высокой профессиональной мобильности, воспитывать их в национально-патриотическом духе, органически сочетающемся с духом интернационального братства, что особенно важно с точки зрения возрождения единства народов бывшего Советского Союза. Самая же главная педагогическая сверхзадача — формировать у учащихся желание и способности сознательно проектировать и творить будущее своей страны в соответствии с высокими моральными ценностями: гуманизма, справедливости, народовластия, всеобщего материального благополучия, духовного и физического здоровья народа. Современная модель подготовки специалис та предполагает, помимо определенных чисто профессиональных характеристик, формирова ние способностей адаптироваться к экстремаль ным условиям сегодняшней России, способнос тей к самостоятельному критическому анализу социальной действительности, к саморефлексии, а самое главное — к творческому улучшению общественной жизни. В связи с этим особое значение имеет задача приобретения молодыми специалистами навыков научно-философского мышления как искусства систематического сомнения, саморефлексии и критического анализа, опирающегося на эмпирические факты и преследующего цель самостоятельного поиска истины. Как ни парадоксально, но российская интеллигенция оказалась наиболее подверженной манипуляциям над своим сознанием со стороны авантюристичных политиков и средств массовой информации. Причина этого в том, что философию изучали преимущественно в плане запоминания положений классиков. Сегодня же на первый план в ее преподавании необходимо выдвинуть методологическую, поисковую функцию, чтобы обеспечить подлинную гуманизацию образования и действительную свободу творчески мыслящих личностей. Фундаментальные ценностные ориентации, политические взгляды и установки в современном обществе, как показывает практика, пока формируются не столько образовательными учреждениями, сколько другими социальными институтами: семьей, церковью, искусством, литературой, а в современных условиях более всего средствами массовой информации. И, самое главное, содержание представлений, идеологий и ценностных ориентаций определяется в конечном счете бытием — конкретным содержани ем и формами материально-производственной деятельности, природными, техническими и социально-экономическими условиями жизни людей. С учетом сказанного, возможности образования для осуществления необходимой "революции сознания" (Д.Медоуз) и, следовательно, возможности его влияния на судьбы человече ства представляются довольно скромными. Однако имеется немало оснований утверждать и обратное, а именно:
В современных условиях выход из мирового кризиса образования возможен лишь на основе совершенно новой парадигмы, утверждающей принципы, диаметрально противополож ные традиционным, которые оставались незыблемыми в течение тысячелетий. Сейчас очень много говорят о необходимости непрерывного образования, но обычно понимают под ним простое дополнение базового образования различными формами обучения, повышения квалификации, переобучения, осуществляемыми в течение всего периода трудовой жизни человека. Такое представление достаточно для решения определенного, довольно широкого круга познавательных и практических задач, но принцип непрерывности имеет гораздо более фундаментальное значение, представляя собой ключ к пониманию сути расхождений ученых во взглядах, назревшие проблемы и пути их практического разрешения. Вместе с тем, он подразумевает качественно иной тип взаимодействия общества и формирующейся личности. В частности, разрешение противоречия между тенденцией возрастания общественно необходимого времени подготовки к труду и сокращением самого трудового периода может быть найдено только на качественно новой основе. Вместо жесткого разделения во времени и пространстве учебной и производственной деятельности становится необходимым органичес кое соединение производительного труда с обучением. Для традиционной технологии характерна прерывность между элементами системы образования: школьное обучение независимо от дошкольного, высшее — резко отличается по содержанию, формам и методам обучения от среднего. Не случайно, например, адаптацион ный период студентов растягивается до трех первых курсов. Новая технология предполага ет плавный переход от низших ступеней к высшим, обеспечивающий непрерывный подъем образовательной деятельности в целом. Традиционная технология предполагает жесткое обособление образования от других сфер народного хозяйства, в то время как новая — тесную интеграцию с производством и наукой. Следовательно, взамен традиционного принципа прерывности внутренних и внешних связей системы образования утверждается принцип их непрерывности. Прерывность выражалась и в том, что при традиционной технологии в общей массе населения образование охватывало лишь отдельные группы, новая технология предполагает сплошной охват населения, т. е. непрерывность распространения в социальном пространстве. Традиционная технология в качестве главной функции системы образования выделяет подготовку к жизни, новая — непосредственное включение подрастающих поколений в саму жизнь, а их деятельность по преобразованию жизни рассматривается в качестве основного средства собственного образования, формирова ния себя как личности. В новой парадигме предполагается непрерывность подготовительных и основных процессов жизнедеятельности учащихся, непрерывная связь с производством, наукой и всей общественной жизнью. Революционной перестройке общества может соответствовать только такая система образования, которая сама находится в процессе непрерывного революционного совершенствования. Сопоставляя принципы традиционной и новой технологий, нетрудно заметить, что они в совокупности могут быть выражены в двух противоположных парадигмах: традиционной и новой. Первая характеризуется преобладанием прерывности, вторая — непрерывности. III Рассматривая образование в социально-экономическом измерении, нетрудно установить, что в этом аспекте также противостоят друг другу две противоположные системы теоретических исходных принципов. Система образования, основанная на новой парадигме, отражает социальную справедливость, гуманизм и демократию социализма как его сущностные характери стики. Традиционный взгляд связан с пониманием педагогической и учебной деятельности как непроизводственной умственной, совершаемой в непроизводственной сфере. Педагогический труд выступает как один из видов услуг, а учеба — как один из видов духовного потребления. Общее образование, нацеленное якобы на всестороннее развитие, однозначно противостоит "одностороннему" профессиональному, т. е. имеет место жесткая разделенность, дискретность производственной и учебной деятельности общего и профессионального образования. При новом подходе общее образование становится не только необходимым условием, но и неотъемлемой стороной профессиональной специализации, а профессионализм — необходимым условием эффективного производительного труда, который, будучи соединенным с обучением, с физическим, этическим и эстетическим воспитанием личности, представляет собой единственное средство производства всесторонне развитых людей. Именно так обеспечивается непрерывность общего и профессионального образования. Традиционный путь совершенствования, повышения уровня образования связан с экстенсификацией, с увеличением совокупных затрат времени, учебного и педагогического труда, материальных средств, вкладываемых в эту сферу и т.п. Новый путь предполагает интенсифи кацию, т. е. получение лучших качественных результатов, освоение большего учебного материала при сокращении затрат труда учащихся и педагогов, а также удельных материальных затрат на единицу непрерывного повышения качества всех сторон образовательной деятельности за счет укрупнения дидактических единиц, введения новых технологий обучения, компьютеризации, а также за счет более полного использования производственного и педагогического потенциала учащихся и педагогов. IV Для образования педагогическое измерение является ведущим, поскольку выражает специфику функций данной сферы как целого, однако содержание его детерминируется прежде всего решением технологических и социально -экономических проблем. Содержанием образования становится не только определенный объем знаний и навыков, сколько само творчество, самодеятельность в сфере материального и духовного производства. Такой подход означает совпадение, непрерывность процессов изменения окружающей среды и самоизменения человека. В то же время он предполагает принципиальную незавершен ность процессов образования, а также неразделенность, непрерывность познавательных и созидательных процессов. Традиционный подход связывается с обособлением высших ступеней, их приоритетом над низшими как менее ценными и значимыми для формирования личности. Новый подход исходит из того, что прочность всего здания образования зависит от возможности использования потенциальных возможностей младенчества и раннего возраста, что в наибольшей мере определяет интеллектуальное, физическое и нравственное развитие личности, особенно ее творческие способности. Будущее отношение человека к другим людям, его "приспособительная" или преобразовательная линия поведения жизни во многом закладываются именно в этом периоде. Поэтому дошкольная ступень рассматри вается как обязательная стартовая и наиболее важная, а в соответствии с этим должны быть полностью пересмотрены социально-экономи ческие и педагогические условия ее функциони рования. Традиционная педагогическая наука и практика придавали определяющее значение формальным показателям успеваемости. Новый подход, не отвергая их, придает решающее значение результатам производственной и социальной практики учащихся. Он основан на необходимости всемерного развития коллективно-инди видуальных форм организации учебно-воспи тательного процесса, обеспечивающего активизацию каждого ученика и максимальное использование педагогического потенциала самих учащихся. Заметим, что реализация этого принципа предполагает широкое применение высоких педагогических технологий. Отсюда следует не умаление ведущей роли педагога-профессионала, а наоборот, возведение его на качественно новый, более высокий уровень. Диалектика здесь такова, что лучший результат педагога достигается тогда, когда образование перерастает в непрерывное самообразование, а сам ученик становится самодетерми нирующимся субъектом, сознательно формирующим и развивающим себя как личность. Свободно самоопределяющаяся личность должна быть итогом, а не началом системати ческого образования. Особое значение с точки зрения взаимодействия личности и общества имеет принцип превращения ученика из объекта воспитания в субъект, активно преобразую щий природную и социальную среду, и здесь решающее слово принадлежит общественному, коллективному началу. Традиционное стремление педагогики к стабильности содержания, форм и методов при новом подходе уступает противоположной тенденции — стремлению к постоянному обновлению образования, диктуемому логикой перемен в научно-технической и социальной сферах. В педагогическом аспекте принцип непрерывнос ти, таким образом, состоит в единстве познавательной и преобразовательной, обучающей и учебной деятельности, в непрерывности обновления процесса образования. Поэтому совокупность традиционных и новых парадигм в педагогическом аспекте не является противопостав лением принципов традиционной и новой парадигм. Речь идет, скорее, о преобладании той или иной тенденции в развитии образования, характерных для определенных исторических типов общества. При этом каждый из принципов технологи ческого аспекта парадигм дополняется соответст -вующими принципами социально-экономичес кого и педагогического аспекта. Принципы традиционной парадигмы во всех трех ее аспектах имеют общий существенный признак — дискретность, тогда как все принципы новой парадигмы во всех трех аспектах отличает непрерывность. Принципы новой парадигмы образования соответствуют принципам гуманистической парадигмы устойчивого развития, и, наоборот, антигуманистическая парадигма устойчивого развития требует придерживаться традицион ной парадигмы образования. V При последовательной реализации принципа соединения производительного труда с обучением расходы на образование становятся самым экономически выгодным видом капиталовложений не только в отдаленной перспекти ве за счет того, что после окончания учебы люди будут работать производительнее, но и за счет прямой непосредственной эффективности — в результате того, что уже в процессе обучения учащиеся могут создавать полезную продукцию в объемах, многократно перекрывающих самое щедрое финансирование. Другими словами, система образования получает независимый от кого-либо практически неограниченный источник самофинансирования и саморазвития. Отсюда становится возможным и принципиально новый подход к стратегии развития этой сферы. Из содержания традиционной парадигмы вытекает необходимость консервативно-эво люционной стратегии, нацеленной на удержание изменений в рамках существующих социально-экономических устоев общества, в то время как новая парадигма связана с превращением образования в решающий фактор радикальных прогрессивных изменений социально -экономических основ, формирования новой экологической и духовной культуры. Альтернативный характер двух стратегий нельзя абсолютизировать: в реальной практике различные их элементы могут сосуществовать, взаимодополняя или взаимопогашая друг друга. Тем не менее четкое теоретическое противопоставление принципов позволяет глубже постигать сущность происходящих изменений, их перспективы и правильно расставлять акценты при разработке долгосрочных программ развития систем образования для обеспечения их максимально возможного позитивного воздействия на судьбы общества. "Социальные, экологические, экономические изменения ведут общество со все возрастающей скоростью в неопределенное будущее", этот вывод высшего совета экспертов ООН по устойчивому развитию актуален для нашей страны, пожалуй, более, чем для какой-либо другой. Мир в целом и Россия в том числе, очевидно, подошли к точке критической, когда принципиально невозможно предсказать, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие: станет ли хаотичным, т. е. закончится апокалипсической катастрофой, или же поднимется на более высокий уровень структурной организации, проявляющейся в данном случае переходом на устойчивый тип развития. Когда речь идет о спонтанной активности такой крупномасштабной подсистемы, как образование, возможности ее воздействия на ход общественного развития в условиях современной неравновесной критической ситуации практически безграничны. Останутся эти возможности "вещью в себе" или будут использованы во имя гуманных или антигуманных целей — решение этих вопросов пока принципиально неопределенно. |
|