История |
Обозреватель - Observer
|
Е.Савинова,
ст. научный сотрудник ГИЗ "Горки Ленинские" История музея: "Кабинет и квартира В.И.Ленина в Кремле" является отражением практически всех резких поворотов в общественной жизни России второй половины XX в. Он был открыт в условиях "хрущевской оттепели" в апреле 1955 г. на третьем этаже бывшего здания Сената, построенного в XVIII в. Матвеем Казаковым, в помещениях, где в 1918-1923 гг. жил и работал В.И.Ленин и до 1939 г. продолжали жить члены его семьи. Подлинные экспонаты, воссоздающие не только атмосферу деятельности Совнаркома и его первого Председателя, но и в мельчайших подробностях бытовую обстановку, в которой жила семья Ульяновых, сразу же сделали музей одним из самых посещаемых ленинских мест в стране. За 40 лет существования его посетило более 2-х млн. чел. В начале 90-х годов Президент России избрал бывшее здание Советского Правительства в качестве своей резиденции в Кремле, и стало ясно, что музей под угрозой закрытия. Хотя еще в 60-е годы была принята Венецианская хартия о сохранении и консервации исторических памятников, все же встал вопрос о перемещении кремлевской коллекции, включающей в себя около 42 тыс. музейных предметов, имеющих не только мемориальное, но и историко-культурное значение. В тех общественно-политических условиях найти место и обеспечить надлежащее хранение полной "кремлевской" коллекции было сложно. Несколько крупных музеев Москвы согласились принять в состав своих фондов лишь наиболее интересные ее фрагменты: собрание книг или обстановку рабочего кабинета В.И.Ленина. Государственный исторический заповедник "Горки Ленинские" выразил готовность перевезти к себе все экспонаты и все оборудование музея. Благодаря поддержке Министерства культуры РФ и комендатуры Московского Кремля вопрос о перемещении коллекции был решен. Распоряжением Правительства РФ от 4 мая 1994 г. "О передаче на хранение Государственному историческому заповеднику "Горки Ленинские" мемориальной экспозиции музея-квартиры В.И.Ленина в Кремле, личных вещей В.И.Ленина и членов семьи, оборудования, обстановки кабинета и зала заседаний правительства, а также библиотеки В.И.Ленина" было положено начало огромной работе по перемещению музея, которое продолжалось почти все лето 1994 г. Одновременно с транспортировкой ценностей в заповеднике "Горки Ленинские" шла разработка проекта новой музейной экспозиции. Для нового музейного объекта в мемориальном парке заповедника было выбрано одноэтажное здание дореволюционной постройки. Его общая площадь равнялась примерно площади помещений кремлевского музея. Но это было его единственным сходством. Во всем остальном: этажность, планировка, расположение комнат - это здание не имело ничего общего со зданием Сената. Разумеется, при создании будущей экспозиции в условиях Горок ни о каком копировании кремлевского музея не могло быть и речи. В то же время нельзя было создавать и абсолютно самостоятельную экспозицию. Требовалось найти сбалансированный подход, который позволил бы в новой обстановке сохранить дух "Кабинета и квартиры В.И.Ленина в Кремле", сделать его узнаваемым. Следует заметить, что вообще воссоздание мемориального музея на новом историческом месте - случай необычный, и впервые в музейной практике здесь пришлось решать вопрос об исторической реконструкции мемориальной обстановки на иной географической территории и в помещениях иной пространственной структуры. Возникает вопрос: можно ли считать вновь созданную экспозицию в полном смысле мемориальной? Наверное, не вполне. Поэтому до сих пор при наименовании этого объекта специалисты избегают употребления терминов "музей", "мемориальный" и пользуются более осторожными названиями: "постоянно действующая выставка" или "экспозиция". Развитие в современной действительности новых технологий музейной деятельности, возможно, в будущем приблизит нас к более точному определению этого музейного проекта. Но в любом случае нами представлена оригинальная музейная модель, которая дает возможность для интересных экспериментов. Документальной основой для воссоздания экспозиции послужили планы кремлевских помещений и их графические развертки с указанием местоположения экспонатов, материалы фотофиксации комнат кремлевского музея и его фототека. Был использован различный документальный и мемуарный материал. Некоторые идеи были подсказаны предметным миром коллекции. Имея в своем распоряжении самое главное - собрание мемориальных предметов, творческая группа создала экспозицию, способную донести мироощущение современников той эпохи. В насыщенной сотнями подлинных вещей обстановке первой трети XX в. предстояло познакомить посетителя с реалиями ушедшего в прошлое мира в жесточайшей ломке не только общественного уклада, но и людских судеб. Весной 1996 г. музейная экспозиция была открыта. Переезд в Горки стал для "музея-изгнанника" началом нового этапа его истории. Находясь ранее в ведомстве комендатуры Московского Кремля, он являлся организацией скорее политической и пропагандистской, чем музейной. Войдя в структуру заповедника, имеющего статус учреждения культуры федерального значения, музей встал перед необходимостью определить свое место в этой структуре, а также восстановить общественный интерес, утраченный в обстановке смены политических ориентиров. Сама история музейного объекта, сильная "политическая ориентированность" его коллекции, равно как и соотнесенность этого ценнейшего культурно-исторического мемориального феномена с жизнью и деятельностью В.И.Ленина, который по-прежнему остается одной из выдающихся политических фигур России, не помешали музейным сотрудникам искать новые подходы к работе с этим музейным фондом. С целью изучения интересов посетителя, его отношения к новому музею научный коллектив провел анкетирование, позволившее определить приоритеты научной и просветительской деятельности. Результаты анкетирования были в некотором роде неожиданны, но убедили музейщиков, что принцип "сохранения историко-культурного наследия", который они взяли как основной в своей деятельности, является верным и нужным. Результаты анкеты показали, что большинство посетителей приезжает в музей "Кабинет и квартира В.И.Ленина в Кремле" самостоятельно, получив информацию о нем из путеводителей и от друзей. При этом среди гостей этой экспозиции примерно равный процент жителей Москвы и Московской области и других регионов России, а также иностранных посетителей. Формулируя цель своего посещения:
Часть посетителей отметила два эти фактора вместе, что говорит о стремлении наших современников к формированию собственной точки зрения на политические процессы вчерашнего и сегодняшнего дня.
Данные анкеты показали многополярность интересов музейной аудитории и поставили перед музейными сотрудниками задачу координации всех видов их деятельности в соответствии с этими интересами. Имеющееся в "Кабинете и квартире" музейное собрание дает научным сотрудникам эти возможности. С одной стороны, оно представляет собой целиком мемориальный материал, с другой - это обширная коллекция, где имеются интересные, а подчас уникальные собрания музейных предметов, изучение которых еще предстоит осуществить. Тот факт, что квартира В.И.Ленина в Кремле оставалась "семейным" домом после смерти В.И.Ленина до 1939 г., а затем была законсервирована до времени открытия музея, был сохранен и его кабинет, обусловили наличие в составе коллекции уникальных материалов. Так, среди хранившихся в кабинете В.И.Ленина бумаг была выявлена ценнейшая коллекция подлинных плакатов белого движения. В фонде музея имеется обширное собрание подлинных фотографий, относящихся к концу XIX - первой трети XX вв. Эти материалы имеют серьезную историческую ценность, но до сих пор они не являлись предметом изучения музейных сотрудников. Очень интересна и историко-бытовая коллекция кремлевского музея, включающая в себя замечательные образцы агитационного фарфора первых лет революции, технические изобретения начала XX в. и многое другое. Наиболее изученным музейным фондом является собрание книг В.И.Ленина. Но и здесь есть поле для исследования. Существовавший ранее подход к изучению книжного собрания семьи Ульяновых под влиянием политической конъюнктуры и цензуры не позволил выявить и расшифровать многие интересные автографы на дарственной литературе, пометки и записи, сделанные на полях книг, выявить авторство записок, заложенных между страниц. Остается сожалеть о том, что около 2 тыс. книг в разное время были изъяты из библиотеки В.И.Ленина. Часть из них хранится в Российском архиве социально-политической истории (РГАСПИ), местонахождение других теперь установить трудно, хотя работа в этом направлении ведется. Типовое и видовое многообразие коллекции дает возможность не только для интересной научно-исследовательской работы. Оно позволяет разнообразить просветительскую, выставочную и издательскую деятельность. В последние годы в музее проходят встречи и беседы с молодежью. Следует подчеркнуть, что работа с детской аудиторией вообще является новой стороной деятельности музея, куда ранее допускался только взрослый посетитель. Стремясь достичь доверия юношеской аудитории, сотрудники музея, говоря о серьезных проблемах политической истории России, обращают внимание ребят на исторические раритеты, каждый из которых имеет свою историю. В обстановке мемориального музея, имея возможность увидеть подлинный исторический документ или предмет, школьники и студенты получают как знания, так и эмоциональные впечатления. Среди обсужденных в последние годы тем можно назвать следующие: "Музыкальная культура русской интеллигенции и нотная библиотека семьи Ульяновых", "Круг чтения русской интеллигенции конца XIX - начала XX в.", "В знак глубокого уважения…" (Автографы на дарственной литературе мемориальной библиотеки В.И.Ленина)" и другие. Метод использования подлинного музейного предмета как основы научного сообщения и обсуждения интересной политической проблемы в данном случае представляется весьма обоснованным. В планах музея издание детского путеводителя по "Кабинету и квартире В.И.Ленина в Кремле", имеющего целью помочь юному посетителю ориентироваться в политических событиях и терминах начала XX в. В настоящее время рассматривается идея участия "кремлевской" экспозиции в туристической программе "Отдых вождя" для иностранных посетителей. Коллекция музея "Кабинет и квартира В.И.Ленина в Кремле" имеет не только мемориальное, но и историко-культурное значение. В едином собрании мы имеем два удивительных по многообразию музейных предметов комплекса. Один из них - кабинет В.И.Ленина - всей своей совокупностью показывает условия и стиль работы политического деятели раннего советского периода, дает представление о времени, когда Россия в условиях рождения нового общественного строя решала множество военных, экономических и социальных задач. Эта часть коллекции имеет огромную ценность, так как за ней стоит тень великого человека, имевшего к каждой вещи свое отношение. Она повествует об исторической реальности того времени, о движущих силах общества, человеческих судьбах и трагедиях. Другой комплекс музейных предметов - квартира семьи Ульяновых - также уникален. Здесь сохранен дух дома, о котором современник писал: "Стоило только открыть дверь, чтобы сразу почувствовать себя в жилище нетребовательного, но истинно культурного человека - все просто, опрятно, все на месте, без блеска, без шика, никаких предметов роскоши, никаких вещей неизвестного назначения, но зато есть все, что нужно много работающей семье, живущей исключительно интеллектуальными интересами". Само по себе это объединенное единой коллекцией исследование и сопоставление историком, музейным сотрудником или посетителем "двух сторон одной медали" дает толчок творческой мысли, требует сопоставления фактов, ставит под вопрос многие стереотипы в понимании различных вопросов, навязанные извне. В своей работе с коллекцией мы видим, как укрепляется эта тенденция в обществе, считаем ее признаком нашего времени. |
|