Обозреватель - Observer |
Культура
|
в философии русского зарубежья Л.Шевченко,В 1922 г. социальные катаклизмы изгнали из страны весь цвет отечественной философии: Н.Бердяева, С.Булгакова, Б.Вышеславцева, И.Ильина, Л.Карсавина, Н.Лосского, Л.Шестова, С.Франка и многих других, оказавших огромное влияние на обновление мировой философской науки. Судьба России, духовное обновление общества, религия и русская революция, кризис интеллекта и миссия интеллигенции; анализ основных категорий характера русского народа, великая вера народа-Богоносца — такова основная проблематика работ великих мыслителей XX в. В 1932 г. в работе «Судьба человека в современном мире» Н.Бердяев утверждает: «Начинает обнаруживаться величайший кризис творчества и глубочайший кризис культуры, который в течение последних десятилетий обнаруживает все более и более умножающиеся симптомы». Поистине пророческие слова, высказанные более чем за полвека до хаоса наших дней. Н.Бердяев, не устававший возвещать о драгоценной человеческой личности и пророчествовать о ее судьбе, видел и предвидел будущее современной России. Эта вера в возрождение и истинное обновление великой России всегда жила в душах и сердцах русских аристократов эмиграции. И.Ильин в письме от 5 июня 1917 г. писал: «Я прежде всего патриот... И потому верую... И только этой верою держусь. И потому с непрерывной болью работаю — думая о поколениях нашей чудесной, временно падшей России». Активная творческая и политическая деятельность И.Ильина за границей — 16 лет в Германии и после нее столько же в Швейцарии — была целиком связана с главным для него вопросом — «о грядущей России», которым он жил, над которым работал, за который готов был отдать жизнь и которому посвятил все свои творения. Русская правда И.Ильина была выстрадана им в каждой статье, в каждом заголовке: «Об органическом понимании государства и демократии», «Что же предстоит в России?», «Демократия — немедленно и во что бы то ни стало», «Политическое наследие революции», «Русскому народу необходимо духовное обновление» и др. Великолепнейшие статьи И.Ильина — это аксиомы нашей политической жизни, вехи исторической правды. Искренность любви и боли за судьбу России пронизывает и работы С.Булгакова (отца Сергия с 1918 г.), публициста, философа, богослова, экономиста, преподавателя, общественного деятеля. С.Булгаков, создавший собственную философию гуманизированного природопользования, еще в начале творческого пути утверждал: «Деревня есть истинный фундамент... промышленного развития России». Прошло почти столетие со времени написания этих слов, но до сих пор их мудрость нами, поколением стихийно-рыночного XX в., все-таки до конца не понята. Ибо не стояла бы сейчас современная деревня на грани гибели, на краю пропасти, в которую может угодить лихая русская тройка... «Родина есть священная тайна каждого человека, так же как и его рождение» — писал С.Булгаков, создатель Православного богословского института в Париже, одного из фундаментальных центров русского культурного зарубежья. Любовь к Родине, религиозность, доброта, способность к высшим проявлениям патриотизма, свободолюбие — основные категории характера русского народа, которые стали предметом глубокого исследования замечательного философа первой волны эмиграции Н.Лосского, представителя плеяды тех, кто создал выдающееся духовно-философское миросозерцание. Книга «Характер русского народа» занимает в его творчестве совершенно особое место. Философа интересуют и положительные и отрицательные стороны русского характера, их взаимосвязь и взаимовлияние. Н.Лосский рассматривает такие трудно уловимые категории, присущие человеку и нации, как чувство и воля, даровитость, нигилизм, недостаток «средней области культуры», раскольничество и др. Его книга — это вопрос и ответ одновременно, размышления и интуиция, осмысление и прогнозирование. Н.Лосский верил в потенциальную возможность выхода России из всех кризисов. Его вера обращена и в день сегодняшний: «...Русские люди, заметив какой-либо свой недостаток и осудив его, начинают энергично бороться с ним и, благодаря силе своей воли, успешно преодолевают его». Актом спасения культуры личностью можно назвать творчество Г.Федотова, одного из выдающихся философов русского Зарубежья. Всю свою жизнь Г.Федотов с болью и надеждой вглядывался в меняющееся «лицо России». Постоянная душевная обращенность к Родине, помноженная на обширную философско-историческую эрудицию и прирожденный литературный дар, сделали его одним из самых интересных и острых мыслителей русской эмиграции. «Лицо России не может открыться в одном поколении, современном нам. Оно в живой связи всех отживших родов, как музыкальная мелодия в чередовании умирающих звуков. Падение, оскудение одной эпохи — пусть нашей эпохи — только гримаса, на мгновение исказившая прекрасное лицо, если будущее сомкнется с прошлым в живую цепь... В годину величайших всенародных унижений мы созерцаем образ нетленной красоты и древней славы: лицо России. Пусть для других звучат насмешкой слова о ее славе. Пусть озлобленные и маловеры ругаются над Россией как над страной без будущего... Мы знаем, мы помним. Она была, Великая Россия. И она будет». Можно ли сказать лучше? Можно ли верить священнее? В нас самих должно совершиться рождение будущей Великой России. В это верили, за это боролись философы русского Зарубежья — великие изгнанники великой державы. Сегодня появилась возможность непредвзятого обсуждения нашего исторического
пути. Среди философской разноголосицы, прежде не доступной и не ведомой
широкой общественности, неравнодушная мысль философов русского Зарубежья
должна занять свое законное и почетное место.
|