Обозреватель - Observer
Культура

   «Лицо России»
в философии русского зарубежья
Л.Шевченко,
кандидат педагогических наук
М.Антонова,
студентка ТГУ им. Г.Р.Державина

«Русская эмиграция есть явление политическое... Сущность эмиграции определяется обострившимся до крайних пределов непримиримым разногласием между убеждениями одной части общества и убеждениями правящих кругов: пока это разногласие не кончится, эмигрант не может вернуться на родину...»

Князь Н.Трубецкой
В 1922 г. социальные катаклизмы изгнали из страны весь цвет отечественной философии: Н.Бердяева, С.Булгакова, Б.Вышеславцева, И.Ильина, Л.Карсавина, Н.Лосского, Л.Шестова, С.Франка и многих других, оказавших огромное влияние на обновление мировой философской науки.

Судьба России, духовное обновление общества, религия и русская революция, кризис интеллекта и миссия интеллигенции; анализ основных категорий характера русского народа, великая вера народа-Богоносца — такова основная проблематика работ великих мыслителей XX в.

В 1932 г. в работе «Судьба человека в современном мире» Н.Бердяев  утверждает: «Начинает обнаруживаться величайший кризис творчества и глубочайший кризис культуры, который в течение последних десятилетий обнаруживает все более и более умножающиеся симптомы». Поистине пророческие слова, высказанные более чем за полвека до хаоса наших дней. Н.Бердяев, не устававший возвещать о драгоценной человеческой личности и пророчествовать о ее судьбе, видел и предвидел будущее современной России. Эта вера в возрождение и истинное обновление великой России всегда жила в душах и сердцах русских аристократов эмиграции.

И.Ильин в письме от 5 июня 1917 г. писал: «Я прежде всего патриот... И потому верую... И только этой верою держусь. И потому с непрерывной болью работаю — думая о поколениях нашей чудесной, временно падшей России». Активная творческая и политическая деятельность И.Ильина за границей — 16 лет в Германии и после нее столько же в Швейцарии —  была целиком связана с главным для него вопросом — «о грядущей России», которым он жил, над которым работал, за который готов был отдать жизнь и которому посвятил все свои творения. Русская правда И.Ильина была выстрадана им в каждой статье, в каждом заголовке: «Об органическом понимании государства и демократии», «Что же предстоит в России?», «Демократия — немедленно и во что бы то ни стало», «Политическое наследие революции», «Русскому народу необходимо духовное обновление» и др. Великолепнейшие статьи И.Ильина — это аксиомы нашей политической жизни, вехи исторической правды.

Искренность любви и боли за судьбу России пронизывает и работы С.Булгакова (отца Сергия с 1918 г.), публициста, философа, богослова, экономиста, преподавателя, общественного деятеля. С.Булгаков, создавший собственную философию гуманизированного природопользования, еще в начале творческого пути утверждал: «Деревня есть истинный фундамент... промышленного развития России». Прошло почти столетие со времени написания этих слов, но до сих пор их мудрость нами, поколением стихийно-рыночного XX в., все-таки до конца не понята. Ибо не стояла бы сейчас современная деревня на грани гибели, на краю пропасти, в которую может угодить лихая русская тройка...

«Родина есть священная тайна каждого человека, так же как и его рождение» — писал С.Булгаков, создатель Православного богословского института в Париже, одного из фундаментальных центров русского культурного зарубежья.

Любовь к Родине, религиозность, доброта, способность к высшим проявлениям патриотизма, свободолюбие — основные категории характера русского народа, которые стали предметом глубокого исследования замечательного философа первой волны эмиграции Н.Лосского, представителя плеяды тех, кто создал выдающееся духовно-философское миросозерцание. Книга «Характер русского народа» занимает в его творчестве совершенно особое место. Философа интересуют и положительные и отрицательные стороны русского характера, их взаимосвязь и взаимовлияние. Н.Лосский рассматривает такие трудно уловимые категории, присущие человеку и нации, как чувство и воля, даровитость, нигилизм, недостаток «средней области культуры», раскольничество и др. Его книга — это вопрос и ответ одновременно, размышления и интуиция, осмысление и прогнозирование. Н.Лосский верил в потенциальную возможность выхода России из всех кризисов. Его вера обращена и в день сегодняшний: «...Русские люди, заметив какой-либо свой недостаток и осудив его, начинают энергично бороться с ним и, благодаря силе своей воли, успешно преодолевают его».

Актом спасения культуры личностью можно назвать творчество Г.Федотова, одного из выдающихся философов русского Зарубежья. Всю свою жизнь Г.Федотов с болью и надеждой вглядывался в меняющееся «лицо России». Постоянная душевная обращенность к Родине, помноженная на обширную философско-историческую эрудицию и прирожденный литературный дар, сделали его одним из самых интересных и острых мыслителей русской эмиграции. «Лицо России не может открыться в одном поколении, современном нам. Оно в живой связи всех отживших родов, как музыкальная мелодия в чередовании умирающих звуков. Падение, оскудение одной эпохи — пусть нашей эпохи — только гримаса, на мгновение исказившая прекрасное лицо, если будущее сомкнется с прошлым в живую цепь... В годину величайших всенародных унижений мы созерцаем образ нетленной красоты и древней славы: лицо России.

Пусть для других звучат насмешкой слова о ее славе. Пусть озлобленные и маловеры ругаются над Россией как над страной без будущего... Мы знаем, мы помним. Она была, Великая Россия. И она будет».

Можно ли сказать лучше? Можно ли верить священнее? В нас самих должно совершиться рождение будущей Великой России. В это верили, за это боролись философы русского Зарубежья — великие изгнанники великой державы.

Сегодня появилась возможность непредвзятого обсуждения нашего исторического пути. Среди философской разноголосицы, прежде не доступной и не ведомой широкой общественности, неравнодушная мысль философов русского Зарубежья должна занять свое законное и почетное место.
 

   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]