Экономика
Обозреватель - Observer



 МАЛЫЙ БИЗНЕС В МОСКВЕ


Орест Муштук,
заведующий кафедрой
политической социологии МЭСИ,
профессор

 

 Динамика изменений (1996-2002 гг.)*

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости во многом определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития любой страны. Это тот слой, на базе которого формируется громадный массив среднего класса - гаранта и носителя социальной стабильности и порядка и который из всех представленных в рыночной экономике секторов частного предпринимательства (крупного, среднего и мелкого) относится к разряду наиболее динамично развивающегося. Как справедливо подчеркивает руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства правительства Москвы Е.Егоров, "время обезличенной собственности в виде монополий завершается" и "лишь частный бизнес в состоянии двигать вперед и общество, и науку. И мир идет к тому, чтобы решать задачи производства и другие проблемы малым числом работающих. Это становится закономерным".

По данным ООН, в мировой хозяйственной системе малые и средние предприятия являются работодателями почти для 50% трудового населения всего мира, при этом объем их производства в различных странах составляет от 33 до 66%.

Например, в США, где малый бизнес приобрел наиболее зрелые формы, из 7,5 млн. предприятий 7,3 млн. - малые. Количество занятых на этих предприятиях составляет 70,2 млн. чел. При этом доля малого бизнеса в ВВП колеблется на уровне 50-52%.

Такая же ситуация характерна и для других западных стран, чего нельзя сказать о России. Имеющаяся статистика по динамике развития малого бизнеса в стране за весь период реформ не внушает оптимизма: если взять за точку отсчета 1994 г. (а именно этот год стал для малого бизнеса "пиком" в бурном росте после 1991 г.), то по отношению к этому году число малых предприятий сократилось с 896,9 тыс. до 868,0 тыс. в 1998 г. Общее число занятых на них - с 15,2 млн. до 7,4 млн. Доля продукции малых предприятий в общем объеме валового выпуска - с 12,0% до 6,5%. Доля объема капитальных вложений в их общем объеме в экономике - с 6,0% до 5,5%.

Довольно статичными оказались эти показатели и в последующие годы. Согласно данным, приводившимся на II Всероссийском съезде представителей малых предприятий (октябрь 1999 г.), на этот год численность малых предприятий составляла порядка 890 тыс. с числом занятых чуть более 7 млн. чел. С учетом 3 млн. индивидуальных предпринимателей, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, общее число занятого в малом бизнесе экономически активного населения составило в 2001 г. 11,6 млн. чел. Удельный вес этого сектора в создании ВВП "стабильно" пока не превышает 10-12%.

Такого рода ситуация (фактическая стагнация малого бизнеса после 1994 г.) обусловлена рядом факторов, среди которых роль "первой скрипки" играет то, что, говоря словами Президента РФ В.В.Путина, высказанными им в Послании Федеральному Собранию РФ, "чиновники продолжают, к сожалению, "давить" бизнес, сдерживая деловую инициативу и активность". Открывая декабрьское (2001 г.) заседание Госсовета, президент вновь подчеркнул, что система, в которой работают некрупные предприниматели, требует немедленной модернизации. Сейчас "каждый уровень власти вносит посильную лепту в создание многочисленных административных барьеров". Процедура государственной регистрации создания предприятия настолько запутана, что напоминает поле для игры в "Монополию", для прохождения которой в реальности может не хватить и года, тогда как в Германии, к примеру, на эту процедуру уходит не больше часа.

Абсолютно неэффективной предстает налоговая система, являющаяся, с одной стороны, чисто фискальной, с другой - стимулирующая уход предприятий от налогов "в тень". Отсутствуют льготные условия по аренде недвижимости. Многочисленными барьерами устлан путь предпринимателя, желающего получить кредит на развитие бизнеса. Говорят, поседеешь, прежде чем получишь.

Как итог такого рода махрового бюрократизма страна, по подсчетам Минэкономразвития, теряет ежегодно 167 млрд. руб. А из бюджета каждой семьи он "вымывает" 550 руб. ежемесячно, так как все издержки, которые терпят предприниматели в своих "хождениях по мукам" (бюрократическим инстанциям), они перекладывают на плечи покупателя, закладывая их в цену товаров и услуг.

Помимо чрезмерной чиновничьей "опеки" и налогового пресса мелкие предприятия находятся в зоне особого внимания еще одной "контролирующей" малый бизнес инстанции - организованной преступности, которая под угрозой физической расправы принуждает предпринимателей к "силовому партнерству", взимая с них в качестве дани за "охранные услуги" ("крышу") особый вид налога - "рэкет-налог".

Каковы на этом неблагоприятном для малого бизнеса общероссийском фоне положение и динамика развития малых предприятий в Москве, общая численность которых (вместе со средними), по последним данным, превысила 300 тыс., а число занятых на них на постоянной основе - 1,7 млн. чел. (еще 700 тыс. работают на договорной основе)?

Динамика группового социального портрета
малого бизнеса в Москве

За период с 1996 по 2002 гг. прежде всего существенным образом изменилась мотивация занятия частным предпринимательством. В отличие от первой половины 90-х годов, когда в среде мелких предпринимателей в основном преобладали "предприниматели поневоле", то есть те, чей уход в малый бизнес строился в основном на экономическом принуждении - необходимости элементарного физического выживания в условиях тотального развала всей прежней инфраструктуры жизнеобеспечения социума, доминантным типом сегодняшнего мелкого предпринимателя выступают "добровольцы", то есть те, кто пришел в бизнес по осознанному выбору (68,70% от общего числа предпринимателей в 506 чел., опрошенных в качестве респондентов-экспертов весной 2002 г.).

Эти данные позволяют говорить о том, что в конце первого - начале второго десятилетия радикально-либеральных реформ "вирусом" предпринимательства "заражается" все большее число горожан. И на уровне массового сознания занятие бизнесом все в большей мере воспринимается не как девиантное (отклоняющееся) поведение, а как престижный род профессиональной деятельности.

Абсолютное большинство опрошенных москвичей (63,62%) рассматривают занятие малым бизнесом в Москве в качестве эффективного средства реализации своих способностей и талантов, самоутверждению себя в качестве свободной и независимой личности, обретения материального достатка и зажиточности. Что касается негативных оценок, то их удельный вес по сравнению с результатами опроса летом 1998 г. снизился.

Среди тех, кто считает, что занятие малым бизнесом в Москве - это "жизнь в постоянном страхе за себя и своих близких" - с 40% до 27,18% (фоновый опрос) и 15,75% (экспертный опрос).

Что это "кратчайший путь к тюремному заключению" - соответственно с 10,10% до 5,06% и 3,35%.

"Преждевременной и насильственной смерти" - с 18,50% до 8,17% и 6,69%.

В то же время заметно выросло число тех, для кого предпринимательская деятельность в сфере малого бизнеса рассматривается в вышеназванных положительных значениях.

В материальном плане: по отношению к 1996 г. процент тех респондентов, кому "вполне хватает на приличную жизнь", возрос с 41,32% до 47,83%, и тех, у кого "нет проблемы как свести концы с концами", - с 32,08% до 33,07%, тогда как процент тех, у кого "такая проблема, хотя и редко, но возникает", снизился с 9,93% до 5,71%, и тех, у кого "она присутствует постоянно", - с 5,37% до 2,95%.

В среде московских мелких предпринимателей сохраняется исключительно высокий уровень образования. При этом данный показатель достаточно неизменен - удельный вес лиц с высшим и незаконченным высшим образованием в целом держится на планке в 80%. Причем у многих респондентов не одно, а два высших образования - второе (экономическое) востребовано ими уже в "ипостаси" предпринимателей с тем, чтобы восполнить пробелы в знаниях кредитно-финансовых и иных рычагов и механизмов организации и функционирования рынка (в том числе малого бизнеса). На этом фоне смотрится вполне закономерным то, что абсолютное большинство в 75,61% от общего числа опрошенных предпринимателей-экспертов оценивают свой профессиональный уровень как "далеко не дилетантский", достаточный (если и не в полной, то в значительной мере) для успешного ведения дел.

При опросе летом 1996 г. эти показатели были намного скромнее - 61,41%, тогда как процент тех, кто оценивал этот уровень "преимущественно как любительский" выше - 25,46% против 19,69%. Тех, кто "плыл по течению в надежде на знаменитое русское "авось" - вдруг что-нибудь и получится" - 11,99% против 5,12%.

За период с 1996 г. по 2002 г. в развитии малого бизнеса в Москве довольно зримо проявилась тенденция к его "феминизации" - хотя этот сектор городской экономики по-прежнему остается преимущественно мужским.

За эти шесть лет удельный вес лиц мужского пола в нем заметно снизился с 62,67% до 55,51%, тогда как доля женщин возросла соответственно с 32,99% до 43,70%.

При этом в среде мелких предпринимателей по-прежнему сохраняется явное преобладание младших демографических категорий - тех, чей возраст в среднем не превышает 35-40 лет - 66,93% (в 1996 г. соответственно 60,53%). И по мере "взросления" доля лиц, занятых малым бизнесом, катастрофически падает, а на рубеже 60 лет и старше она практически близка к нулю (менее 2%).

Достаточно стабильной смотрится и отраслевая структура малого бизнеса, которая подтверждает преимущественно непроизводственный характер этого сектора городской экономики.

В этой структуре "пальма первенства" по-прежнему принадлежит торговле и бытовой сфере (52,85% в 1996 г. и 53,15% в 2002 г.), а также посредническим услугам в области финансов и кредита, науки и образования, культуры и здравоохранения, тогда как удельный вес занятых в производственных отраслях остается незначительным: на транспорте и в строительстве - 13,39% (в 1996 г. 10,50%), производстве товаров народного потребления - 9,45% (в 1996 г. соответственно 10,05%) и т.д.

Практически не изменился и по-прежнему остается на крайне низком уровне показатель профессиональной организации малого бизнеса - лишь 8,46% (в 1996 г. 10,39%) респондентов состоят в предпринимательских ассоциациях и союзах, тогда как 90,75% (в 1966 г. 88,81%) неорганизованны. Это дает все основания для того, чтобы заключить: количественный рост сословия мелких предпринимателей пока что не сопровождается сколько-нибудь заметным процессом его самоидентификации, то есть осознания себя в качестве особой социальной страты, имеющей отличные от других интересы и цели. В значительной степени это сословие, если воспользоваться марксистской терминологией, остается "классом в себе" и вместо стратегии выживания, основанной на чувстве общности и понятия "мы", абсолютное большинство мелких предпринимателей продолжает "вариться в собственном соку", то есть стремится выживать поодиночке.

Отношению к малому бизнесу москвичей-потребителей

Практически ежедневно, взаимодействуя с малым бизнесом в роли потребителей производимых им товаров и услуг, преобладающее абсолютное большинство опрошенных москвичей в 92,98% в целом положительно (или "скорее положительно, чем отрицательно") относятся к этому сектору городской экономики. Процент тех, кто оценивают это отношение как "скорее отрицательное, чем положительное" и "однозначно отрицательное" невелик и составляет чуть более 6%. При этом за последние пять лет изменили свое отношение к малому бизнесу в лучшую сторону порядка 50% респондентов, у 36,06% оно осталось неизменным (то есть положительным). Такого рода динамика дает все основания для того, чтобы заключить - положительное восприятие малого бизнеса становится устойчивой чертой массового сознания москвичей, что является одним из важнейших показателей процесса его "десоциализации" и "капитализации".

Порядка 79% опрошенных москвичей довольно высоко оценивают ту роль, которую играет малый бизнес в жизнедеятельности столицы - в создании новых рабочих мест и расширении активной занятости населения, преодолении социально-иждивенческих настроений по отношению к властям и формировании среднего класса (крупного массива мелких собственников и предпринимателей), в преодолении товарного дефицита и насыщении столичного рынка товарами и услугами, пополнении и росте городского бюджета (46% его доходной части формируется за счет налогов и других выплат со стороны малого и среднего бизнеса) и т.д. И только чуть более 18% склоняются к негативу, исходя из того, что развитие малого бизнеса ведет к спекулятивному ценообразованию, криминализации экономики, росту преступности и насилия.

Процент респондентов, которых в полной мере удовлетворяют предлагаемые малым бизнесом товары и услуги (как с точки зрения качества, так и по ценам) достаточно велик и составляет 35,97% их общего числа. Однако абсолютное большинство в 55,15% все же придерживается другого мнения - "удовлетворяют, но лишь отчасти". Что касается тех из респондентов, которые в этом плане высказываются "однозначно отрицательно", то их удельный вес составляет всего 6,57%.

Эта достаточно "розовая" общая фоновая оценка теряет свой "окрас", когда речь идет о более предметных вещах, то есть о конкретных проблемах взаимодействия москвичей-потребителей с предприятиями малого бизнеса. Не случайно на вопрос: "Приходилось ли Вам, а также Вашим друзьям и знакомым, сталкиваться в качестве потребителя с преднамеренным обманом и попытками надувательства?" - всего лишь 3,29% от общего числа опрошенных ответило отрицательно. И еще 22,91%, что "крайне редко". Тогда как 7,73% - "на каждом шагу", 22,11% - "нередко", 42,90% - "время от времени".

Эта иерархия оценок (которая практически полностью совпадает с той, которую выстроили респонденты в рамках ответов на аналогичный вопрос в ходе исследования летом 1998 г.) позволяет заключить, что в малом бизнесе, несмотря на ту положительную роль, которую он играет в удовлетворении потребительского спроса москвичей, установки на то, чтобы "объегорить" потребителя по-прежнему образуют если и не ядро, то неизменную составляющую предпринимательской активности.

В оценках группового социопсихологического портрета малого бизнеса относительное большинство респондентов (40,23%) исходит из того, что в жизнедеятельности частных предпринимателей особо выпукло проявляются человеческие качества, лишенные нравственной нагрузки, то есть предприимчивость, деловитость, готовность к обоснованному риску и т.д.

Что касается качеств, несущих эту нравственную нагрузку, то здесь пальма первенства принадлежит тем, кто характеризует девиантное (отклоняющееся) поведение - 33,45% от общего числа опрошенных в качестве доминантных выделили чрезмерный эгоизм и стяжательство, цинизм и потребительское отношение к людям, стремление к наживе любой ценой и т.д. Меньшинство же в 22,82% - порядочность, верность слову, заботу не только о личной выгоде, но и об общественной пользе и т.д. При этом 19,36% (фоновый опрос) и 21,06% (экспертный опрос) респондентов считают, что такие качества, как законопослушание, честность, обязательность в делах и т.д. самым благоприятным образом влияют на эффективность бизнеса.

А 45,38% и 53,35% - что, по меньшей мере, не мешают.

Тогда как 21,94% (фоновый опрос) и 18,70% (экспертный опрос) исходят из прямо противоположного - если чему и способствуют, так это несостоятельности и банкротству. А 10,12% и 5,51% - вообще отрицают возможность занятия бизнесом как таковым.

Быть честным и законопослушным в тех условиях, в которых работают малые предприниматели - не выгодно. Таков основной лейтмотив данных оценок.

Внешняя среда малого бизнеса
и проблемы взаимодействия с городскими властями

Процент респондентов, которые исходят и того, что в сфере взаимоотношений между городскими властями и малым бизнесом царят взаимоотношения равноправных, работающих друг на друга деловых партнеров, невелик и составляет всего лишь 3,9% (фоновый опрос) и 5,12% (экспертный опрос).

Намного больше число тех, кто считает, что при всех равных условиях власти все же более "равноправны", чем малый бизнес - соответственно 24,76% и 29,33%.

Удельный вес тех, кто убежден, что речь в этой области фактически идет об отношениях односторонней зависимости малого бизнеса от властей - соответственно 45,12% и 41,73%. И что малым бизнесом командуют все кому не день, позволяя себе при этом любые, в том числе противоправные действия - по 28,15% в обеих группах респондентов.

Однако, несмотря на этот внешне не очень благоприятный для властей расклад (и учитывая, что полного тождества в правах управляющих и управляемых не может быть по определению), общая оценка внешней среды для занятия малым бизнесом в Москве в целом все же положительная.

Это явно просматривается в ответах респондентов-экспертов на вопрос экспертной анкеты о том, как изменилась эта среда за последние годы - на ее улучшение указывает абсолютное большинство опрошенных в 53,55% (причем 16,54% говорят о заметном улучшении, а 37,01% - о позитивных сдвигах, и немалых). Тогда как 28,54% оценивают эти условия как статичные. И только меньшинство в 21,52% - как условия, которые ухудшились (13,78%) или стали невыносимыми (всего 3,74%).

То обстоятельство, что негативная оценка общих условий для занятия малым бизнесом в Москве в целом не велика и составляет чуть более 1/5 от общего числа опрошенных респодентов-предпринимателей, разумеется, не исключает наличия многочисленных проблем в этой области. Об этом более чем убедительно говорит выстроенная обеими группами респондентов иерархия, в которой три первых места занимают проблемы, связанные с существующей практикой регулирования предпринимательской деятельности со стороны городских властей:

    - Первое место в этой "триаде занимают всякого рода бюрократиче-ские рогатки и проволочки при решении организационных вопросов (регистрации, лицензировании, аренде и т.д.) - 68,38%.

    - Второе - чиновничий "рэкет" (взимание "налога-взятки") со стороны разного рода надзорно-контролирующих властных инстанций - 67,85% .

    - Третье - практика налогообложения и объемы лицензионных, арендных и других выплат - 54,62%.

    - Затем с отрывом (по нисходящей) идут проблемы, связанные с давлением (взиманием "рэкет-налога") со стороны уголовно-криминальных структур (45,83%), а также с трудностями в поисках ресурсов и стартового капитала (получением льготных кредитов и ссуд) (43,78%), нехваткой экономических и юридически правовых знаний и профессионального опыта (39,34%).

    - Замыкают эту иерархию проблемы, порождаемые недобросовестной конкуренцией и невыполнением (или некачественным выполнением) обязательств со стороны партнеров (26,20%).

При этом по отношению к итогам опроса летом 1998 г. в указанной иерархии произошло довольно значительное сокращение значимости ("удельного веса") в развитии малого бизнеса таких проблем, как давление уголовно-криминальных структур - с 68,80% до 45,83% (фоновый опрос) и 25,00% (экспертный опрос); нехваткой экономических и юридически правовых знаний и профессионального опыта - с 40,70% до соответственно 39,30% и 25,79% и т.д.

Зато возросла значимость ("удельный вес") проблем, связанных с бюрократическими рогатками и проволочками при решении всякого рода организационных вопросов с властями - с 64,70% до 68,38% (фоновый опрос) и 69,46% (экспертный опрос); трудностями в поисках ресурсов и стартового капитала - с 40,60% до соответственно 43,78% и 45,87% и т.д.

Эти сетования малых предпринимателей на трудности в поисках ресурсов и стартового капитала (получения льготных кредитов и ссуд), смотрятся как вполне правомерные, будучи напрямую связанными с тем, что носители этих капиталов - коммерческие банки - всячески дистанцируются от малого бизнеса, считая кредитование этого сектора городской экономики делом хлопотным и малоперспективным. Не случайно на вопрос, считают ли респонденты-эксперты, что "по отношению к малому бизнесу крупный отечественный капитал играет роль заботливого старшего брата, помогающего младшему стать на ноги", утвердительно ответило лишь 5,12% их общего числа, тогда как 18,70% определилось по варианту "скорее да, чем нет", 41,93% - "скорее нет, чем да" и 32,68% - "однозначно нет".

Показательно, что эти данные практически полностью совпадают с итогами опроса 1998 г. - по первым двум вариантам вместе взятым 21% (1998 г.) и 23,82% (2002 г.), по вариантам 3 и 4 - соответственно 77,50% и 75,61%.

Такого рода "статика" позволяет говорить о политике крупного капитала как сугубо недальновидной и эгоцентристской, ориентированной всецело на процветание в "узком кругу", вместо того, чтобы быть ориентированной на процветание "всем миром". Отчуждая малый бизнес и не принимая деятельного участия в его поддержке и развитии, этот капитал резко сужает социальную базу (опору) рыночных реформ и своего собственного могущества.

Абсолютное большинство опрошенных предпринимателей-москвичей (77,36%) исходит из предпочтения решать возникающие на почве конкуренции и взаимодействия с партнерами конфликты с использованием технологий неформального общения, ориентированных на полюбовные соглашения посредством нахождения консенсуса (58,66%), или же посредством официальных переговоров с привлечением посредника (18,70%). Что касается органов, олицетворяющих собой правоохранительную сферу (а в их лице и всю власть как верховного менеджера-управляющего общественными делами), то они в этом плане не пользуются особым доверием - всего 11,41%. Хотя по отношению к опросу 1996 г. объем этого доверия был выше и составлял 18,73%. Еще более упали по сравнению с 1996 г. показатели "выхода" мелких предпринимателей на уголовно-криминальные авторитеты - с 18,38% до 3,94%. Ничтожно малым в разрешении всякого рода коллизий в бизнес-среде остается удельный вес СМИ - процент респондентов, которые отдают им предпочтение, "стабилизировался" на уровне, не превышающем 2% от общего числа опрошенных - 1,71% в 1996 г. и 1,97% в 2002 г.

Несмотря на все метаморфозы в развитии малого бизнеса, абсолютное большинство опрошенных предпринимателей-москвичей в 61,81%, тем не менее, с оптимизмом смотрят в будущее и планируют расширить свое дело, тогда как удельный вес пессимистов, которые "вперед дальше двух-трех недель не заглядывают", а также тех, кто "живет сегодняшним днем, действуя по принципу "не до жиру, быть бы живу", составляет меньшинство в 36,03% (соответственно 19,49% и 16,54%). При этом особо следует подчеркнуть, что по итогам опроса 1996 г. в количественном распределении оптимистов и пессимистов все обстояло с точностью до наоборот - удельный вес первых измерялся 34,87%, тогда как вторых - 53,99%.

Данное обстоятельство, со всей очевидностью, отражает связанные с приходом к власти нового президента прогрессивные процессы стабилизации внутренней ситуации в России, окончательное снятие с повестки дня вопроса о том "быть или не быть" рынку, наметившийся поворот властей к дебюрократизации среды малого бизнеса, с тем, чтобы, говоря словами В.В.Путина, "он задышал и стал действительно, как происходит во многих странах мира, основой экономики".

Эту прогрессирующую "капитализацию" массового сознания москвичей, то есть связывание (увязка) своей судьбы с рынком и частным предпринимательством в полной мере подтверждает и динамика их отношения к процессам имущественной дифференциации и социального неравенства.

За шесть прошедших с момента опроса летом 1996 г. лет заметно выросло число респондентов, которые, безусловно, одобряют появление и рост в нашей стране класса очень богатых людей, владеющих миллиардными состояниями, - с 14,60% до 20,08%, а также тех, кто в этом вопросе занимает нейтральную позицию, исходя из принципа - каждый живет как может, в меру своих сил и талантов - с 15,74% до 25,79%.

Напротив, удельный вес респондентов, которые по отношению к росту богатых людей занимают позицию толерантности, но с оговоркой - если деньги заработаны честно - снизился с 45,15% до 33,86%. Тех, кто противится, - с 20,71% до 16,73%. Тех, кто категорически против, - с 7,30% до 2,76%.

Как итог этого сопоставления сам по себе напрашивается вывод: за прошедшие после опроса 1996 г. шесть лет, в среде москвичей все более ощутимей пробивает себе дорогу тенденция к более терпимому отношению к имущественному неравенству, но при этом сохраняет свое значение оговорка - деньги должны быть "честными".

Выступая на заседании Госсовета в декабре 2001 г., Президент РФ В.В.Путина подчеркнул особо: "малый бизнес - это большое государственное дело". И с этим нельзя не согласиться. Только создав все необходимые условия для высвобождения энергии частного предпринимательства и раскрытия, дремлющих в народе талантов, мы сможем добиться реальных успехов в развитии производительных сил и повышении народного благосостояния.


Примечание

*  По итогам социологических исследований, проведенных кафедрой политической социологии МЭСИ по заказу Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы летом 1996 г. (Проблемы малого бизнеса глазами московских предпринимателей - М.: Пульс, 1996. № 27), летом 1998 г. (Место и роль малого бизнеса в жизни столицы - М.: Пульс, 1998, № 17), весной 2002 г. (О развитии малого бизнеса в Москве: оценки москвичей и предпринимателей - М.: СИМПТОМ, 2002, № 8).

   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]