Экономика |
Обозреватель - Observer
|
Виктор Савельев, доктор экономических наук, профессор, академик Международной академии информатизации От редакции Мы начинаем публикацию аналитических материалов об инвестиционной деятельности в стране. В данном номере речь идет о состоянии инвестиционной активности в федеральных округах и субъектах РФ, входящих в них, а в следующем - долгосрочный региональный прогноз в основной капитал. Инвестиционный прогноз разрабатывается государственными и неправительственными организациями как органическая часть прогноза развития отдельных предприятий, организаций, компаний, отраслей хозяйства, регионов, страны в целом на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Значение инвестиционной составляющей прогноза или программы определяется обеспеченностью инвестиционными ресурсами, условиями их предоставления, эффективностью и риском вложения капитала. Без учета эффективности инвестиций прогноз развития превращается в набор пожеланий и финансово необоснованных рекомендаций. В свою очередь мало обоснованным является прогноз инвестиций, если он не базируется на индикаторах конкретных вариантов развития производительных сил отраслей и районов, макроэкономических проектировках экономического роста. Необходимость прогнозирования и программирования не только макроэкономического, но и территориального социально-экономического развития страны определяется многократными различиями регионов по территории, численности населения, природно-ресурсному потенциалу, уровню и продуктивности экономического развития, качеству жизни населения. Так, численность населения субъектов РФ даже без учета автономных округов различается в 44 раза, стоимость основных фондов - в 269 раз, валовой региональный продукт (ВРП) - в 246 раз, инвестиции в основной капитал - в 530 раз. С учетом автономных округов эти различия еще больше. Значительная дифференциация, которую нельзя игнорировать, сохраняется даже в показателях уровня экономического развития, рассчитанных на душу населения, когда исключается масштабный фактор. Основные фонды различаются в 30 раз, ВРП - в 15,6 раза, инвестиции - в 71 раз. Самые большие различия сложились по инвестициям в основной капитал, что предопределяет возможность увеличения различий в будущем. Основная задача регионального прогноза инвестиционной деятельности состоит в научном обосновании наиболее эффективного размещения инвестиций по территории страны за счет выявления и более рационального использования региональных резервов наращивания инвестиционного потенциала и направлений вложения капитала. Конкретизация региональных потребностей в инвестициях, источников их финансирования и сроков осуществления, определение приоритетных направлений и важнейших объектов инвестиционной деятельности в регионах позволяет уточнить макроэкономические показатели федеральных прогнозов. Всякий прогноз будущего методически базируется на результатах анализа современного состояния хозяйства, достигнутых уровнях и особенностей, назревших проблем, а также выявленных тенденций развития. Прогноз инвестиционной активности основывается на результатах анализа инвестиционной деятельности, финансового положения и состояния экономики региона в предшествующем периоде. При этом исследуются основные показатели, характеризующие состояние, тенденции и сравнительные показатели в абсолютных размерах, в расчете на душу населения и других производных индикаторах.
Состояние инвестиционной деятельности в регионах целесообразно рассмотреть в составе новых крупных территориальных структур системы управления государством - федеральных округов, которые все больше принимают на себя функции координации и согласования с федеральной политикой деятельности органов управления субъектов РФ на своих территориях. Федеральные округа - крупные территориальные образования, более соизмеримы по основным экономическим параметрам, но значительно различаются по сопоставимым количественным и качественным показателям инвестиционной деятельности и экономических ресурсов. Эти различия просматриваются буквально по всем показателям: производительности труда и капитала, оснащенности основными фондами (ОФ), рентабельности производства, инвестиционной активности и результативности инвестиций. Эти крупные территориальные образования значительно различаются не только собственными потенциалами инвестиционных возможностей, но и фактическими размерами инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения и на рубль основных фондов. Различия четко просматриваются также в капиталоемкости производства и воспроизводственных процессах. Приводимые в табл. показатели свидетельствуют о начале в 2000 г. выхода инвестиционной деятельности (в большей или меньшей мере) ряда наиболее развитых округов на траекторию расширенного воспроизводства. Это означает качественный перелом в экономическом росте на территории, производящей 65% ВВП страны.
Центральный федеральный округ. В 2000 г. инвестиции в основной капитал составили 297,5 млрд. руб., или 26,2% общероссийских. За год физический объем инвестиций увеличился на 13%. Такое положение округа в значительной мере определяется исключительно высокой инвестиционной активностью Москвы, где сосредоточены наиболее крупные распорядители инвестиционных ресурсов, и Московской области. На долю этих двух регионов приходится соответственно 12,9 и 4,7% общероссийских вложений в основной капитал, или 69% вложений в округе, а также второе место в России по размеру инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения. В остальных субъектах РФ округа уровень инвестиционной активности значительно ниже. Наряду с Москвой, занимающей 3 место в стране по размеру инвестиций на душу населения и Московской областью (14-е место) инвестиционный климат округа определяют также депрессивные Ивановская (75 место), Тамбовская (73 место), Брянская (72 место) области. В пяти субъектах округа из 18 душевые показатели вдвое ниже средних по РФ. Крайние значения душевых показателей по субъектам округа различаются в 10 раз. Данные табл. показывают, что ведущие территории округа располагают крупным собственным инвестиционным потенциалом с 42,6% иностранных инвестиций. При этом 68,2% всех вложений составили привлеченные средства. Выше среднего по России удельный вес индивидуальных застройщиков во вложениях в основной капитал. Округ характеризуется также высокой обеспеченностью бюджета собственными финансовыми ресурсами. На его территории собирается 35% налогов и сборов, поступающих в консолидированный бюджет страны. Эти поступления в 1,6 раза превышают расходы бюджетов регионов округа. Все это свидетельствует о высокой инвестиционной привлекательности региона, больших финансовых возможностях развития на базе собственных финансовых ресурсов и наибольшей привлекательности для иностранного капитала. Уральский федеральный округ характеризуется крупными размерами инвестиций в основной капитал - 261,9 млрд. руб. - 23,0% от РФ, рост за 2000 г. на 6%. Наполовину инвестиции обеспечиваются за счет собственных средств. Только 1,1% инвестиций в основной капитал поступает от индивидуальных застройщиков, что в значительной мере определяется климатическими и социальными факторами. Из общей суммы инвестиций 76,7% приходится на Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. При малой заселенности их территории размер инвестиций на душу населения здесь исключительно высок - в 13 раз больше среднего по России. Эти территории занимают первое место в стране среди субъектов РФ. В наиболее развитых в промышленном отношении Свердловской и Челябинской областях душевые показатели на 25-30% ниже средних по стране. Специфика Уральского округа - огромные различия показателей инвестиций на душу населения - от 162742 руб. в Ямало-Ненецком и 84685 руб. в Ханты-Мансийском малонаселенных автономных нефтегазодобывающих округах до 2131 руб. в аграрно-индустриальной Курганской области - или в 40-80 раз. Уральский федеральный округ, благодаря концентрации нефтегазовой промышленности, реально располагает исключительно большими инвестиционными возможностями при том, что его население составляет 8,7% населения страны. Еще более рельефно высокие инвестиционные возможности характеризуют сравнительные душевые показатели (табл.). Аналогичное положение с валовыми накоплениями основного капитала (превышение в 2,1 раза) и инвестициями в основной капитал (в 2,3 раза больше средних по РФ). Округ выделяется устойчивым расширенным воспроизводством основного капитала. Налоги и сборы на территории в 1,2 раза больше бюджетных расходов, что также говорит о достаточно высокой обеспеченности бюджета собственными финансовыми средствами. Кроме того, следует учитывать и сложившуюся на мировом нефтяном рынке исключительно благоприятную конъюнктуру. Округ - один из наиболее привлекательных объектов для отечественных инвесторов. Это территориальное образование характеризует взаимовыгодная производственно-финансовая интеграция нефтегазовых районов с машиностроительными и продовольственными районами округа. Приволжский федеральный округ по общему уровню экономического развития уступает только Центральному. Инвестиции в основной капитал составили в 2000 г. 190,6 млрд. руб., или 16,8% общероссийских с ростом по сравнению с предшествующим годом на 11% (табл.). Даже эти макроэкономические показатели говорят о том, что в 2000 г. экономическая активность в регионе была выше инвестиционной. Наиболее крупные размеры инвестиций в республиках Татарстан (22,4%) и Башкортостан (15,4%), а также в Пермской области (13,3% от округа). Менее значителен вклад в инвестиции округа Оренбургской (7,9%) и Нижегородской (7,7%) областей. Самой низкой была инвестиционная активность в республиках Марий Эл (0,9%) и Мордовии (1,4%). В расчете на душу населения она здесь в 5-6 раза ниже средней по России. Выше средних по России душевые показатели только по Татарии и Пермской области. Различия в инвестиционной активности между субъектами РФ данного округа не столь велики, как в Центральном округе. Крайние значения душевых показателей субъектов РФ различаются в 5,2 раза (Татарстан по отношению к Марий Эл). В 2 раза ниже среднероссийских инвестиции на душу населения в Республике Мордовия, Кировской, Нижегородской и Ульяновской областях; втрое - в Республике Марий Эл и Пензенской области. Относительная однородность уровней экономического развития и финансовой обеспеченности субъектов РФ округа - важное преимущество региона. Потенциальные инвестиционные возможности округа приведены в табл. При этом следует учитывать, что население округа составляет 22% от РФ. Округ располагает лишь 6,1% иностранных инвестиций страны. Предприятия и организации округа имеют устойчивые положительные финансовые результаты хозяйственной деятельности. Финансирование инвестиционной деятельности на 58,7% осуществляется за счет собственных средств. В привлеченных средствах 16,9% составляют бюджетные, в том числе 11,5% из бюджетов других субъектов РФ. В объеме инвестиций в основной капитал 5,3% обеспечивают индивидуальные застройщики. Округ не выделяется благоприятными душевыми показателями. По душевым показателям инвестиций округ занимает шестое место в стране. Производство ВРП на территории округа на 16% ниже среднего по России, оснащенность ОФ - на 6, сальдированный финансовый результат деятельности - на 24, валовое накопление основного капитала - на 19 и инвестиции в основной капитал - на 26% ниже средних по России показателей на душу населения. Положительная обстановка сложилась только в ресурсной обеспеченности бюджетов. На территории округа собирается на 10-12% больше налогов и сборов чем расходуется бюджетами субъектов округа Приведенные данные затрудняют положительную оценку инвестиционной самодостаточности и привлекательности этого третьего по уровню индустриального развития крупного региона страны, его потенциальных финансовых возможностей. Северо-западный федеральный округ. В его основной капитал в 2000 г. было вложено 115,3 млрд. руб. инвестиций (10,1% от РФ), увеличившись за год в сопоставимых ценах на 4% (за 1999 г. - на 27%). Наиболее активной и масштабной инвестиционной деятельностью отличаются Санкт-Петербург, Республика Коми и Ленинградская область. На них приходится 61% инвестиций в основной капитал округа. Северо-западный федеральный округ занимает 3-е место по размеру инвестиций в основной капитал на душу населения. Различие инвестиционной активности отдельных субъектов округа не слишком большое - пятикратное. Это в значительной мере результат высокой инвестиционной активности Новгородской и Псковской областей в последние годы. Республика Коми занимает 5-е место в России по размеру инвестиций в основной капитал на душу населения, Ленинградская область - 8 место, Мурманская - 12 место, в то же время Псковская - 65 место, Калининградская - 39 место, Вологодская и Астраханская области - 25 и 23 места, соответственно. Не слишком высока инвестиционная активность и Санкт-Петербурга - 18 место в РФ. Эффективность хозяйственной деятельности в округе практически равна средней по РФ. В регионе ведется активная инвестиционная политика, закладывающая фундамент ускорения экономического развития в перспективе. На долю округа в 2000 г. приходилось 15,7% иностранных инвестиций. Об эффективности хозяйствования говорят также основные сравнительные макроэкономические душевые показатели (табл.). Так, производство ВРП на душу населения здесь на 23,2% выше среднего по России при оснащенности основными фондами только на 2% выше. Валовое накопление основного капитала на 13,8% выше средне российских душевых показателей. В округе в целом обеспечивается расширенное воспроизводство основных фондов. О значительных собственных инвестиционных возможностях свидетельствует то, что 54,3% инвестиций в основной капитал финансируется за счет собственных средств предприятий и организаций и лишь 14,7% - за счет бюджета. Только 1,7% капиталовложений осуществляется за счет средств индивидуальных застройщиков, что говорит о слабой заинтересованности населения в индивидуальном строительстве. В округе достигнута бюджетная самодостаточность. Поступление налогов и сборов, собираемых в консолидированный бюджет страны на территории округа в 2000 г. были на 8% больше расходов бюджетов его регионов. Привлекательность округа для иностранных инвесторов также позволяет оптимистически оценивать возможности повышения инвестиционной активности. Для улучшения финансовых показателей и дальнейшего повышения инвестиционной привлекательности необходимо повысить рентабельность производства, которая сейчас на 4% ниже средней по РФ. Активно проводимая реструктуризация экономики должна позволить решить эту задачу в ближайшие годы. Южный федеральный округ. В 2000 г. инвестиции в основной капитал составили в округе 129,2 млрд. руб. (11,3% от РФ) с ростом против 1999 г. на 41%. Лидерами ускорения инвестиционной деятельности являются Ставропольский (прирост - 59%) и Краснодарский (прирост в неизменных ценах - 49%) края. Сократились объемы инвестиций в основной капитал на 30-50% в Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках. В расчете на душу населения округ занимает последнее место в РФ по размеру инвестиций в основной капитал. Высокие места в общероссийском рейтинге душевых показателей субъектов РФ занимают Республика Калмыкия (2-е), Астраханская (7-е) и Краснодарский край (9-е). Самые низкие душевые показатели в республиках Северного Кавказа. Низкие собственные инвестиционные возможности округа характеризуются основными макроэкономическими показателями при том, что здесь проживает 14,8% населения страны. О низкой экономической эффективности использования ресурсного потенциала свидетельствуют также финансовые результаты хозяйствования (табл.). Меньший вклад в финансовые результаты страны вносит только Дальневосточный федеральный округ. Здесь это в значительной мере определяется геополитическими факторами: политической и социальной нестабильностью, низким уровнем экономического развития республик Северного Кавказа, негативным влиянием приграничного зарубежья, большим притоком мигрантов, а также большим удельным весом низкорентабельного сельского хозяйства. На территории округа собирается 6,4% налогов и сборов, поступающих в консолидированный бюджет страны. Но поступления практически равны бюджетным расходам. При этом бюджеты всех республик дотационные, а краев и области имеют достаточную собственную финансовую базу. В инвестиционной деятельности наметился определенный положительный перелом. Реализуется федеральная программа "Юг России", финансируемая в значительной мере из собственных источников. Большая роль в активизации инвестиционной деятельности принадлежит привлеченному (68,4%) и иностранному капиталу (11,4%). Здесь сосредоточена почти третья часть предприятий и организаций страны, работающих с участием иностранного капитала. Здесь самая низкая доля собственных средств в финансировании капиталовложений. Зато самая высокая доля (17,6%) средств индивидуальных застройщиков. Высокая инвестиционная активность в социальной сфере способствовала относительно благоприятным показателям вложения капитала в расчете на рубль ОФ - 7,9 коп., что означает переход на расширенное воспроизводство основных фондов. Активизация инвестиционной деятельности - залог повышения эффективности использования значительного, уникального ресурсного потенциала, достижения финансовой самодостаточности округа. Сибирский федеральный округ. В 2000 г. инвестиционная активность на территории несколько снизилась по сравнению с предыдущим годом. В основной капитал было инвестировано 93,1 млрд. руб., или 8,2% от РФ, против 10,3% в 1999 г. За 2000 г. физический объем вложений капитала увеличился на 12%. Более половины инвестиций округа приходилось на Красноярский край (25,8%), Кемеровскую (17,6%) и Иркутскую области. Самой слабой инвестиционная деятельность была в республиках Тыва и Алтай, а также в автономных округах. На долю этих шести субъектов РФ приходилось только 2,9% вложений в основной капитал округа. Весьма скромны и душевые показатели инвестиционной деятельности: 6-е место в России по объему инвестиций на душу населения. При этом 61,1% вложений капитала обеспечивали собственные источники накоплений, в том числе средства индивидуальных застройщиков. В целом по Сибири они ниже по сравнению с другими федеральными округами и в 1,8 раза меньше, чем в целом по России. Ни один субъект РФ на территории округа не вышел на среднероссийский уровень, а в Республике Тыва этот показатель в 9 раз ниже среднего по стране. Инвестиционные возможности округа значительны, но плохо используются для развития региона, хотя на его территории проживает 14,3% населения страны. В экономике преобладают фондоемкие производства. Фондоемкость хозяйства на 28% выше средней по России. Более благоприятен для оценки собственных инвестиционных возможностей сальдированный финансовый результат деятельности сибирских предприятий и организаций, который составил 12,3% от РФ. Это в основном обусловлено повышенной рентабельностью предприятий цветной металлургии. На территории региона осуществляется 10,3% иностранных инвестиций, что говорит о его привлекательности. В 2000 г. в расчете на рубль ОФ вкладывалось только 4,3 коп. инвестиций. При повышенной фондоемкости производства этого недостаточно для устойчивого расширенного воспроизводства. Собственные финансовые ресурсы, высокая рентабельность профилирующих производств позволяют более активную инвестиционную деятельность. О возможности опережающего наращивания финансового потенциала региона в будущем свидетельствует также обеспеченность бюджета округа собственными финансовыми ресурсами. На территории округа собирается 10% налогов и сборов страны, на 5% больше бюджетных расходов. Пока же инвестиционные возможности очень слабо используются для нормализации воспроизводственных процессов. В регионе не обеспечивается не только расширенное, но и простое воспроизводство ОФ. Для повышения эффективности использования уникального ресурсного потенциала нужно существенно поднять инвестиционную активность. Дальневосточный федеральный округ. Инвестиции в основной капитал в 2000 г. составили 50,3 млрд. руб. или 4,4% от РФ, что меньше, чем в предыдущем году (4,9%). Физический объем инвестиций за 2000 г. сократился на 8%, а в 1999 г. он вырос на 44%, что выпадало из многолетней динамики. Две трети капиталовложений округа сосредоточены на территории Республики Саха (Якутия) - 31%, Хабаровского края (20%) и Сахалинской области (16%). Самая низкая инвестиционная активность наблюдается в Еврейской АО и автономных округах (1,6%). По 4% приходится на Камчатскую и Магаданскую области. Выше среднероссийских душевые показатели только по Республике Саха (Якутия) - в 2 раза, Сахалинской (в 1,7 раза) и Магаданской ( на 9%) областям. На территории округа проживает 4,9% населения страны и на его долю приходится 5,3% иностранных инвестиций. Без учета пониженной покупательной способности денег эффективность хозяйства округа близка к среднероссийской. Инвестиции в основной капитал в расчете на рубль ОФ составляли всего 4,9 коп., что означает продолжение деградации производственного аппарата, неспособности обеспечить расширенное воспроизводство. Это глубоко дотационный округ. Сумма собираемых на его территории налогов и сборов на 4% меньше расходов бюджетов субъектов РФ. Развитие региона невозможно без привлечения внешних инвестиционных ресурсов из иностранных и отечественных источников.
Субъекты РФ, входящие в состав федеральных округов, существенно различаются по масштабам и интенсивности (в расчете на душу населения) инвестиционной деятельности и обеспеченности финансовыми ресурсами. Их можно разделить на 5 групп в зависимости от величины инвестиций в основной капитал и обеспеченности финансовыми ресурсами в расчете на душу населения по субъектам РФ. Рейтинговые оценки интенсивности инвестиционной деятельности определялись прямым счетом. Оценки финансовой обеспеченности определялись как средневзвешенные рейтинговых оценок показателей, отражающих различия обеспеченности регионов в расчете на душу населения: ВРП, ОФ, прибыли, поступлений налогов и сборов на территории регионов. В 35 субъектах РФ(45%) из 78 регионов республиканского и областного масштаба уровень инвестиционной активности соответствует уровню их обеспеченности собственными финансовыми ресурсами. Отличительная особенность этих субъектов РФ - устойчивость оценок их инвестиционных возможностей, определяемая соответствием оценкам собственных финансовых ресурсов. Из общей массы выделяется группа регионов с наиболее высоким потенциалом дальнейшего наращивания инвестиционной деятельности с опорой на собственные финансовые ресурсы. Это: Москва, Республика Коми, Тюменская, Пермская, Московская, Ленинградская, Мурманская области. Это экспортно ориентированные и технологически развитые регионы. Высокими собственными финансовыми возможностями при повышенных оценках инвестиционной активности характеризуются Санкт-Петербург, Самарская, Челябинская, Томская, Ярославская, Оренбургская области и Красноярский край. Относительно благоприятными возможностями повышения инвестиционной активности с опорой на собственный финансовый потенциал обладают республики Татарстан и Саха (Якутия), Краснодарский край, Липецкая, Сахалинская и Магаданская области. К этой группе можно отнести также Республику Башкортостан, Белгородскую, Смоленскую, Архангельскую, Вологодскую и Новгородскую области. В ряде регионов уровень инвестиционной активности существенно ниже обеспеченности собственными финансовыми ресурсами. Такое положение сложилось в Удмуртской Республике и Свердловской области, где при высокой финансовой обеспеченности достигнут только средний уровень инвестиционной активности. К этой категории относятся также Владимирская, Калужская, Кировская Ульяновская и Новосибирская области с той только разницей, что повышенному уровню финансовой обеспеченности здесь соответствует пониженный уровень инвестиционной деятельности. Эти районы имеют значительный резерв активизации инвестиций. В республиках Карелия, Татарстан, Саха (Якутия), Краснодарском крае, Астраханской, Магаданской и Сахалинской областях уровень инвестиционной активности значительно превышает обеспеченность их собственными финансовыми ресурсами. Эти регионы привлекательны для иностранного капитала. Особую тревогу за выход из кризисного состояния и перспективы наращивания экономического потенциала вызывают слабо развитые и депрессивные регионы с самым низким уровнем обеспеченности финансовыми ресурсами и инвестиционной активности: Карачаево-Черкесская Республика, республики Северная Осетия - Алания, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Брянская и Ивановская области, Еврейская АО. Близки к ним по крайне низкой финансовой обеспеченности республики Адыгея, Кабардино-Балкария и Бурятия. 34 субъекта Российской Федерации (в том числе 8 автономных округов) являются абсолютно дотационными. Их развитие невозможно без крупных внешних вливаний отечественного и иностранного капитала, помощи федерального бюджета. |
|