Внутренняя политика |
Обозреватель - Observer
|
Наталья Комлева,
кандидат философских наук Алексей Борисов, заместитель председателя Российской ассоциации содействия ООН Основной формой освоения геополитического пространства является экспансия. Противоположной ей по смыслу и практическому значению является категория контракции. Сущностью контракции является потеря пространства - пространственное сжатие. Феномен экспансии описан во множестве работ геополитиков различных эпох и научных направлений. Экспансия - это основная потребность и основная победа государства или негосударственного геополитического актора. Поражение в геополитической борьбе, т.е. контракцию, геополитики описывают редко и неохотно. Современная Россия - это пример максимальной степени контракции во всех типах геополитического пространства - геополитического провала, который приводит к снижению геополитического статуса страны. Современная Россия является правопреемником мощного СССР и большинство ее геополитических параметров обусловлено этим обстоятельством. В экономической сфере Россия осуществляет "обратный переход" к капитализму после периода социалистического и коммунистического строительства. Период первоначального накопления капитала, как и везде, сопровождается: падением жизненного уровня большинства населения; резкой имущественной дифференциацией; ростом преступности, коррупции, наркомании и безработицы. Экономическое пространство России в сравнении со временами СССР резко сжато: российский ВВП в 1999 г. составлял 1,6% от общемирового, а в 2001 г. - 2,4% (ВВП СССР в 80-е годы - 21%). Несколько лучше показатели объема промышленного производства: 1,8% общемирового уровня, 82% от уровня США, 73% - Великобритании, 61% - Франции, 36% - от уровня промышленного производства Германии. При этом 60% промышленного оборудования в стране изношено и устарело как в физическом, так и в моральном отношении. По показателю использования высоких технологий в промышленности Россия отстает от Японии в 8 раз, от Германии - в 6 раз. По доле в мировом ВВП Россия в 2001 г. находится на уровне Пакистана. По прогнозу ИМЭМО РАН, в 2015 г. соотношение будет таким: США - 18%, Западная Европа - 16%, Япония - 5,5%, Страна является самой ресурсной среди всех стран мира: 38% общего объема природных ресурсов мира находятся в России, в том числе 25% леса, 15% нефти, 42% природного газа, 43% угля (оценка), 50% ванадия и 100% иридия (разведанные запасы). Россия живет за счет добычи и экспорта своих природных ресурсов. В настоящее время на мировой рынок поставляется: 43% добываемой нефти, 36% добываемого природного газа, 25% круглого леса. Экспортируется также 90% производимого в стране алюминия, 80% меди и 72% минеральных удобрений. Доходы бюджета идут на оплату импорта товаров народного потребления. С.Караганов, глава Совета по внешней и оборонной политике, называет такую структуру экспорта и импорта "реальной угрозой экономической безопасности" страны. Сжатое экономическое пространство современной России не позволяет ей осуществлять такой же объем экономической экспансии, как во времена СССР. Тем не менее Россия все же реализует некоторые важные геополитические проекты: строительство АЭС в Бушере (Иран), масштабные поставки вооружений в Индию (2000-2001 гг.), строительство нефтепровода Россия-Турция по дну Черного моря ("Голубой поток"), кредитование стран СНГ и т.п. Мощное сжатие испытало и физическое пространство России. После распада СССР территория России уменьшилась на 24%, появилась проблема разделенности физического пространства страны (Калининградский анклав). Большинство ее административных границ стало межгосударственными границами. Обустройство новых физических и таможенных границ затруднено отсутствием достаточных финансовых возможностей. По данным бывшего главы ФПС генерала А.Николаева, 80% физических границ современной России не имеют соответствующего обустройства. Это стимулирует рост нелегальной миграции, деятельность контрабандистских сообществ, прежде всего наркосиндикатов, а также возрождает территориальные претензии к России со стороны ее соседей. Кроме потери более чем 5 млн. кв. км территории, Россия лишилась и большей части шельфов Черного, Балтийского и Каспийского морей с их богатыми запасами полезных ископаемых*. Выход современной России к Черному и Балтийскому морям резко ограничен, и соответствующие военные флоты России фактически превратились в тень существовавших в СССР мощных воинских соединений. Россия утратила военно-стратегическое преимущество в акватории Черного и Балтийского морей. Территориальные претензии Украины к России в Керченском проливе грозят превратить Черноморский флот, как торговый, так и военный, в заложника. В космическом пространстве экспансия России затруднена, кроме всего прочего, тем, что основной российский космодром Байконур теперь располагается на казахстанской территории, и Казахстан требует 100 млн. долл. в год за его аренду. Затопление в 2001 г. космической станции "Мир" отрицательно повлияло на перспективы геополитического расширения России в космосе. Затопление "Мира" и ограничение числа российских космических аппаратов военного и гражданского назначения - в основном, результат экономического упадка страны. Военная мощь страны, по мнению С.Караганова, находится в критическом и даже скорее в катастрофическом состоянии. После распада мировой системы социализма и СССР, фактической потерей геополитических союзников, разрыв внутрихозяйственных связей на постсоветской территории отрицательно повлиял на российский ВПК. Обвальная конверсия привела к фактическому разрушению военно-стратегического потенциала страны. Сегодня Россия утратила более 300 технологий производства В и ВТ. Объем производства в оборонных отраслях составляет 8,7% от советского уровня. Оборонный бюджет страны в 2001 г. составлял десятую часть от китайского оборонного бюджета, шестую - от японского, четвертую - от германского и сороковую - от американского оборонного бюджета. К 2015 г. Китай и Япония по военной мощи будут превосходить Россию. Возможно, по прогнозу, китайско-японское соперничество за российский Дальний Восток и тихоокеанские острова может вылиться в силовой захват Китаем российского Даль- него Востока, а Японией - Курильской гряды и, может быть, Сахалина. Все вышесказанное привело к резкому снижению уровня государственной и национальной безопасности страны по всем важнейшим параметрам: экономическим, политическим, военным, идеологическим. Итак, современная Россия утратила статус не только сверхдержавы, каковым обладал СССР, но и статус великой державы. Россия не может претендовать даже на статус региональной сверхдержавы. Она - обычная региональная держава Евразии. Современная Россия геополитически противоречива. В определенных сферах она ведет себя как великая держава (притязания на сохранение коспонсорства в решении проблем Ближнего Востока, участие в миротворческих операциях, сохранение статуса постоянного члена СБ ООН, притязания на полноправное участие в G-7 и т.п.). В других областях - как региональная сверхдержава (попытки выступить гарантом урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, грузино-абхазского и т.п.). Где-то Россия позиционирует себя соответственно своим возможностям (ликвидация космической станции "Мир" и определенного количества стратегических ракет, резкое сокращение вооруженных сил и т.п.). При президенте Путине активизировалась первая линия геополитического поведения России - линия на восстановление былого могущества. Основные способы преодоления контракции, применяемые Россией: - в СНГ: заключая двух-, трех- и пятисторонние договоры о совместной обороне от террористов (Ташкентская пятерка), об экономической деятельности (Евроазиатский экономический союз), об унификации таможенных правил и пошлин (двусторонние и многосторонние договоры с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией); - в Азии: войдя в АТЭС, активизировав контакты с Китаем, Индией, Ираном, Вьетнамом, возобновив переговоры о заключении мирного договора с Японией, создав Шанхайскую организацию сотрудничества; - на Ближнем Востоке: активизировав свою роль коспонсора разрешения арабо-израильского конфликта, восстанавливая контакты с Ираном, Сирией, Турцией; - в Европе: налаживая взаимовыгодные экономические и политические контакты со странами Западной, Центральной Европы и ЕС. Прочное взаимодействие с США и странами Запада в антитеррористической борьбе позволило России перейти с геополитической позиции "факультативного партнера" Запада на позицию ключевого союзника в борьбе с терроризмом. В целом же современное геополитическое положение России можно однозначно оценить как чрезвычайно трудное, а возможности геополитического расширения - как чрезвычайно ограниченные. Существует ряд технологий преодоления контракции. Рассмотрим одну из них, которая применялась в ХХ в. великими державами, находящимися в состоянии контракции, в том числе и Россией. Данный метод ни в коем случае нельзя признать как универсальным, так и применимым для современной России. Если принять точку зрения Х.Арендт и признать, что тоталитарные режимы возникают и развиваются в ХХ в., то можно высказать гипотезу о том, что, начиная с этого времени, тоталитарный режим является технологией геополитического прорыва великой державы в ситуации резкого или даже критического геополитического сжатия. Тоталитарный режим характеризуется всеохватным контролем государства (точнее, тандема "партия-государство") в отношении индивида. Контролю подлежит, в том числе сфера сознания и сфера личной жизни. Этот тип политического режима, не возникает на пустом месте. Посмотрим внимательно на основные характеристики функционирования общества в тоталитарном режиме. Данный социум фактически лишен структур гражданского общества (юридически существующие структуры не имеют своих имманентных функций защиты прав индивида), оппозиция сурово подавляется, в экономике преобладают черты узконаправленной индустриализации милитаристского типа, практикуется идеологическая унификация и унификация личной жизни. Таким образом, унифицированное во всех сферах жизнедеятельности тоталитарное общество представляет собой как бы пучок однонаправленной энергии. На что эта концентрированная энергия направляется? Для чего она создается, чем именно востребована? В геополитическом плане это может быть только одна задача - выход из состояния мощной контракции, степень которой нация воспринимает как критическую. При этом общество платит за достижение цели очень высокую цену: массовые репрессии против инакомыслящих приводят к подрыву генофонда и культурного базиса нации, унификация экономики в конечном итоге ведет к ее стагнации и т.п. Отметим, что тоталитарные режимы возникают именно в обществах, порожденных так называемыми великими нациями. Это общества, которые на геополитической арене выступают как великие державы - Россия, Италия, Германия - или общества, созданные нациями, полагающими себя наследницами великих цивилизаций и великих держав недавнего или далекого прошлого - Испания 30-х годов ХХ в., например, или современный Ирак. Чем большие пространства - географические, экономические, идеологические - осваивала Советская Россия, тем больше смягчался тоталитарный режим в стране. Наибольшей степени решения основной геополитической проблемы - выхода из контракции - соответствовала наименьшая степень применения тоталитаризма как геополитической технологии. Однако унификация общества, в конце концов, окончилась так называемым "застоем" 70-80-х годов, когда лишенная стимулов развития экономика и культура не выдержали "соревнования" с Западом. Тоталитаризм - технология геополитического прорыва - привел к геополитическому сжатию 90-х годов. То же мы видим в тоталитарной Германии, где инициирование мировой войны как метода глобальной геополитической экспансии привело к контракции 1918-1919 гг. Выход из контракции с использованием в качестве технологии тоталитарного политического режима закончился очередной контракцией в 1945-1990 гг. Таким образом, тоталитарные режимы - это естественное следствие критической контракции великих держав. Но их развитие так же естественно приводит к новому витку контракции. Этот колебательный контур может остаться позади только в одном случае - в случае успешного проведения либеральных реформ и перевода общества в функциональный режим демократии. Тоталитаризм - это геополитическая технология именно великих держав. Малые государства в ситуации контракции ведут себя иначе. Чехословакия, пережившая трагедию Мюнхенского сговора 1938 г., Польша, не раз поделенная XVIII, XIX и XX вв., тоталитарных режимов не создали. У них не было "пространственного чувства" (термин Ратцеля), присущего великим державам, поскольку они к ним уже несколько веков не принадлежали. Их тоталитаризм был навязанным. Однако, и данная форма тоталитаризма не случайна: она дала возможность этим государствам в значительной степени восстановить утраченные пространства и увеличить степень своей геополитической значимости. В той же степени навязанным был и демократический режим ФРГ после очередного раскола страны в 1945 г. Контракция Германии после Второй мировой войны не привела к возникновению в ФРГ тоталитарного режима. Но это объясняется тем, что не раз страдавшие от германской экспансии великие державы Европы просто поставили под контроль ее геополитическое и социальное развитие Потсдамскими договоренностями и планом Маршалла. Как в отношении Германии, так и в отношении Японии была принята позиция: не допустить развития в этих странах авторитарных и тоталитарных режимов, чтобы не спровоцировать вновь их геополитическое расширение в форме силовой агрессии. В данном случае Германии и Японии был навязан либеральный тип экономической и политической системы. Правда, японское общество значительно переработало навязанные социальные параметры под традиционные восточные стандарты развития. Тем не менее, сегодня эти государства пользуются преимуществами либеральных систем. Необходимо подчеркнуть: в геополитической борьбе все государства ведут себя в отношении других государств как хищники, т.е. авторитарно, только одни при этом маскируются, а другие нет. Следовательно, суть заключается не столько в характеристиках геополитического фактора (типе его экономической и политической системы), сколько в характеристиках обстоятельств, которые определяют их поведение. Поэтому удивление, высказываемое модернистской геополитикой при обнаружении фактов авторитарного поведения демократических государств, не более чем показатель высокой степени идеологической экспансии либеральных систем и укоренения мифа о политической корректности как атрибуте либерализма. Используя ницшеанскую терминологию, можно сказать, что геополитика находится "по ту сторону добра и зла". Таким образом, тоталитарный режим является одной из технологий преодоления контракции. Эта технология - самая жесткая, поэтому она применяется в случае, когда общество находится в состоянии критической контракции, т.е. полного геополитического провала. Однако есть еще одно условие применения этой геополитической технологии - слабость гражданского общества, как вовне, так и внутри страны, неспособного оказать поддержку либеральным технологиям преодоления контракции.
* Прикаспийские нефтяные месторождения считаются вторыми в мире по разведанным запасам "черного золота". |
|