Наука
Обозреватель - Observer



 ПОСТУПЬ РАСКОВАННОЙ МЫСЛИ


Юрий Жилин,
политолог

 

 Об издании "Новой философской энциклопедии"

"Новая философская энциклопедия" в 4-х томах подготовлена Институтом философии РАН (директор - академик РАН В.С.Степин) и Национальным общественно-научным фондом (президент - доктор политических наук Г.Ю.Семигин).

Это второе отечественное издание такого класса и масштаба. Первым была "Философская энциклопедия" в 5-ти томах (М., Советская энциклопедия, 1960-1970), до сих пор сохранившая научную ценность. Но за 30 лет появились новые философские идеи, школы, имена, в какой-то мере исчезла идеологическая заданность, появились новые данные в исследовательской работе.

Цель нового издания - дать соответствующее современному уровню науки обобщенное представление о мировой философии во всем богатстве ее основных понятий, произведений, исторических традиций, школ и имен. Тематически статьи разделены на: персоналии; философские направления, школы и учения; понятия и термины; философские произведения.

Редакция


Сейчас общепризнанно, во всяком случае в научной среде, что за годы реформ российская наука понесла огромный урон, может быть, больший, чем какая-то другая производительная сила: урон в своей материально-технической базе и урон интеллектуальный (в связи с "утечкой умов" и снижением оплаты труда ученых). Общая причина очевидна: резкое, сокрушительное падение государственной поддержки этого важнейшего в современном мире социального института, обеспечивающего развитие познавательной и преобразующей деятельности человека.

Однако полагаю, что трагические потери, которые понесла российская наука примерно за последние 15 лет, в большей мере травмировали естествознание, прикладные ее отрасли, чем гуманитарные. Объяснение тому можно найти легко: гуманитариям для развития своих исследований не нужно столь сложной и дорогостоящей материальной базы, лабораторий, исследовательских препаратов, испытательских конструкций и полигонов, как "естественникам", будь то физики, химики, биологи и т.д. А гуманитариям для воплощения своих идей и открытий необходимы книги, бумага, ручка, а также работа мысли. Но она нужна всем и всегда. Конечно, и для них дело не упростилось: обеднели наши библиотеки и научные журналы, по существу снизилась достойно оплачиваемая востребованность к подлинно научным поискам (кроме, возможно, продукции экономистов и юристов), которую практически вытеснили ухищрения "политтехнологов" и публицистика в СМИ.

Но нельзя пройти мимо одного весьма существенного позитивного фактора: для любой науки, а гуманитарной особенно, как воздух нужна свобода мысли, а здесь открылся простор: исчезла огосударственная монополия на истину, рухнули оковы единообразных догматов, открылись двери так называемых спецфондов в библиотеках и в известной степени секретных архивов, расширился допуск к иностранным публикациям, ограниченный, конечно, финансовыми возможностями их потребителей. Думаю, в своей содержательной части это двинуло вперед нашу гуманитарную науку - и социологию, и политологию, и культурологию, и литературоведение, и религиоведение…

В прошлом запретные темы и - более того трактовка любых политически чувствительных для власти тем, стали открытыми для научного поиска. Нет особой нужды оговаривать, что здесь не обошлось без нежелательных перекосов: и в самый последний период не только история, но и некоторые другие отрасли знания социальной значимости не получили иммунитета от того, чтобы не превратиться в "политику, опрокинутую в прошлое".

Так или иначе, но время, хотя и не сразу, все расставляет по своим местам и служит восстановлению истины, какой бы она не была противоречивой.

Тот факт, что наша гуманитарная наука вышла или выходит из периода застоя и бесцеремонного политиканства, свидетельствует, помимо прочего, очень важный труд, издание которого осуществлено в редакции Института философии РАН - четырехтомная "Новая философская энциклопедия"*. Она содержит около пяти тысяч статей, авторами которых являются более четырехсот известных ученых-специалистов в различных областях философии.

"Новая философская энциклопедия", думается, вызовет живой интерес со стороны ученых, преподавателей вузов, студентов, да и общественных деятелей.

Было бы смешной и глупой претенциозностью в одном отклике охарактеризовать этот свод знаний в такой, пусть специальной, но вместе с тем, скажем так: всеобъемлющей области как философия. Поэтому постараюсь самоограничиться тем, чтобы обратить внимание читателя лишь на некоторые его особенности, отличающие его от предшествовавшего отечественного издания "Философской энциклопедии" еще советского периода.

Первое, что напрашивается выделить, - это широкая плюралистичность "Новой философской энциклопедии". Ее научно-редакционный совет и авторский коллектив широко воспользовались возможностью для сопоставления и развития в нынешнем российском обществе различных идеологий и политических взглядов.

Второе, что следует подчеркнуть, - это попытка охватить именно в энциклопедическом издании, а не в конкретном исследовании, все то существенно новое, что было внесено за последние три десятилетия в теоретический фундамент различных мировоззрений во всем многообразии их цивилизационных, социальных и политических истоков.

Третье, что обращает на себя внимание, - это, как мне кажется, первая попытка объективно очертить историю философской мысли на различных этапах советского периода жизни страны и в постсоветский период**.

Изложение этой истории чуждо однолинейности, раскрывает противоречивость обстановки и содержания развития философской мысли в рассматриваемые периоды.

Становление советской философии (1917 - конец 20-х годов).

Авторы в емких выражениях обозначают некоторые, наиболее существенные негативные последствия завоевания большевиками "командных высот" в идейно-политической жизни страны, приведшие к резкому сужению поля философской работы (закрытие старых и новых философских обществ и журналов, чистки философов старой школы в вузах, высылка из страны большой группы ведущих философов и т.п.). Но для тех, кто слышал только о "философском пароходе" может показаться неожиданной такая характеристика: "До конца 20-х годов идейно-философская жизнь в Советской России сохраняла плюралистический характер, хотя господствующей тенденцией была ее монополизация группами, выступающими (часто безосновательно) от имени философии марксизма".

Действовали учреждения, где работали по преимуществу философы старой формации. Например, Институт научной философии при 1-м МГУ, первым директором которого был Г.Г.Шпет (ему посвящена в энциклопедии особая статья), выходили труды философов, далеких от марксизма, труды по истории русской философии, по философии искусства и эстетике. Позитивную роль сыграло развенчание попыток ликвидации философии как якобы разновидности буржуазной идеологии. Помимо прочих упоминаются труды Г.Г.Шпета, А.Г.Габричевского, В.Н.Ивановского, С.Л.Рубинштейна и Л.С.Выготского (по философским основаниям психологии), А.Ф.Лосева (в частности, по истории античной философии), М.М.Бахтина (по философии языка и полифонизму речи), П.А.Флоренского (о философии языка, философской антропологии и символизму).

Одной из первых попыток системного подхода к организованным комплексам явилась концепция тектологии А.А.Богданова, предвосхитившего во многом, по оценке авторов, кибернетику; происходили дебаты между различными группами философов ("механистов" и "диалектиков"", дискуссии о философском значении теории относительности и квантовой механики).

Началась публикация ранее неизвестных трудов К.Маркса и Ф.Энгельса, фрагментов из "философских тетрадей" В.И.Ленина. "Ряд содержательных трудов опубликовали работники философской секции Комакадемии (превратившейся в 1929 г. в Институт философии) и сотрудники Института научной философии" (В.Ф.Асмус, А.М.Деборин и др.).

Советская философия в эпоху сталинизма (начало 30-середина 50-х годов).

Философская, как и вся жизнь страны, "протекала в условиях жесткого и жестокого политико-идеологического контроля, который сопровождался репрессиями", в том числе в отношении ученых. Появился официальный канон философии - написанная Сталиным глава "О диалектическом и историческом материализме", а вслед за этим - сборники статей, "где комментирование работ Сталина заглушило всякую самостоятельную мысль". Обсуждение философских вопросов естествознания свелось к идеологическим кампаниям против генетики (1948 г.), против новых направлений в физиологии (1948 г.), против квантовой химии (1949-1951 гг.)…

Постановление ЦК ВКП(б) от 1 мая 1944 г. "О недостатках в научной работе в области философии", кампания против "безродного космополитизма", против "вейманизма-морганизма", директивно-административное сосредоточение внимания философов на брошюрах Сталина "Марксизм и вопросы языкознания" и "Экономические проблемы социализма" создали в стране "тяжкую идеологическую атмосферу, которая сильнейшим образом сковывала философскую мысль, но не могла ее убить".

Отмечены, в частности, создание новых философских организаций: в 1936 г. Институт философии вошел в состав Академии наук СССР, были созданы философские факультеты в МГУ и ЛГУ, вышел в августе 1947 г. под редакцией Б.М.Кедрова первый номер журнала "Вопросы философии". Не забыты работы по логике В.Ф.Асмуса, М.С.Строговича, К.С.Бакрадзе и продолжение аналитических разработок рядом ученых философских проблем естествознания, работы в смежных философии областях - искусствоведении и литературоведении (Д.Лукач, М.М.Бахтин, В.Н.Сарабьянов и др.), психологии, истории науки…

Но в целом рассматриваемый период отмечен вульгаризацией учения Маркса, нигилизмом в отношении классиков философии и всей современной западной философии.

Десталинизация в философии. Формирование многообразия философских школ и направлений (60-80-е годы).

Этот период, наверняка, можно считать наиболее плодотворным для философской науки за все годы советской власти.

В 60-е годы появилась генерация ученых, продвигавших идею нового, научного и гуманистического прочтения ряда мыслей К.Маркса, выходящих за рамки окостеневшей доктринизации. Зачастую они получали разное истолкование, что предопределяло возникновение различных научных школ. "Их лидерами на первых порах были Э.В.Ильенков и А.А.Зиновьев - тогда молодые преподаватели философского факультета МГУ, которые позднее перешли на работу в Институт философии".

"Исходя из ряда идей Э.В.Ильенкова, собственные теоретико-познавательные методологические концепции разрабатывали В.А.Лекторский, Л.К.Науменко, Ж.М.Абдильдин, А.Касымжанов и др.". Широкий резонанс в советской философии 60-70-х годах вызвала оригинальная концепция идеального, разработанная Э.В.Ильенковым.

Из школы А.А.Зиновьева, пишут авторы этого раздела, вышли, в частности, первые работы М.К.Мамардашвили, посвященные процессам анализа и синтеза и взаимоотношений формы и содержания в теоретическом мышлении. (В скобках заметим, что ныне покойный Мераб состоял в авторском коллективе первой советской "Философской энциклопедии", завершенной к 1970 г., но и сейчас он находится в списке авторов "Новой философской энциклопедии", где, кроме того, с учетом его более поздних разработок своих нестандартных идей ему посвящена специальная статья).

Эти годы отмечены рядом интересных исследований Б.М.Кедрова, работой школы В.С.Библера (концепция мышления как диалога разных логик), киевской школы логики и методологии науки (П.В.Копнина), минской школы методологии науки, основанной на идеях В.С.Степина, новосибирской, основанной на идеях М.А.Розова.

В целом, считают авторы раздела, исследование проблем познания и методологии науки переживает в 60-80-е годы большой подъем, упоминая, в частности, работы Т.И.Ойзермана, А.Г.Спиркина и несколько десятков имен других отечественных философов. Указывается на большое влияние переориентации формально логических исследований на современную проблематику ("символическую логику"), которые оказал в эти годы А.А.Зиновьев, интенсивную работу над философскими проблемами естествознания Б.М.Кедрова, И.В.Кузнецова, М.Э.Омельяновского, И.Т.Фролова при активном участии крупных ученых разных специальностей (П.Л.Капица, В.А.Фок, В.А.Амбарцумян, Н.П.Дубинин, В.А.Энгельгардт, Д.А.Беляев и др.); историю науки и техники (Б.М.Кедров, П.П.Гайденко А.Г.Огурцов и др.); зарождению философской антропологии; исследованию И.Т.Фролова феномена человека (в частности, проблемы смысла жизни и смерти в единстве биологических и аксиологических аспектов), подъема в изучении западной философии.

Хотя практически в те годы не изучалась история русского идеализма, все же появились и серьезные исследования по истории отечественной философии. Авторы упоминают вклад в работу по истории русского утопического социализма прошлого века (З.В.Смирнова, Е.Г.Плимак, А.И.Володин, Ю.Ф.Карякин), по философии русского народничества (И.К.Пантин, В.Ф.Пустырников, В.Г.Хорос)…

В самостоятельное направление складывается изучение философии стран Востока.

В рамках всего Советского Союза образуются национальные философские общества, между которыми осуществлялось интенсивное взаимодействие и взаимообогащение идеями. Всемирную известность получила Тартуская школа по семиотике во главе с Ю.М.Лотманом.

Поступательному развитию советской философии этого периода способствовало издание в 60-70-е годы пятитомной "Философской энциклопедии"***. В нем были введены многие новые для своего времени проблемы и понятия, в частности, первые серьезные исследования истории русского философского идеализма (С.С.Аверинцев, С.С.Хорунжий, Р.А.Гальцева и др.).

Свою самостоятельную и важную роль в развитии философской мысли того периода сыграл журнал "Вопросы философии", особенно, - пишут авторы, - "во 2-й половине 60-х и в 70-е годы, когда его главным редактором был И.Т.Фролов, а заместителем М.К.Мамардашвили".

Но и в те годы были свои трудности, особенно в области социальной философии, как наиболее соприкасающейся с политикой. Однако и тогда усилиями В.Ж.Келле, Ю.М.Бородая, Е.Г.Плимака, М.Я.Гефтера, Б.Ф.Поршнева, М.Я.Ковальзона, Ю.И.Семенова и др. был внесен немалый для своего времени вклад и в эту сферу философского знания и познания мира. И еще об одном: в это же время начинается основательное исследование философии религии Л.Н.Митрохиным.

Но в целом оковы мысли еще не были разбиты, власти по-прежнему требовали пропаганды текущих партийных решений, подготовки учебников, излагавших официальную версию марксистской философии. И нельзя не согласиться с авторами: "Широкая публика судила о советской философии прежде всего по этим работам, которые отбивали вкус к настоящей философской мысли у тех, кто их читал".

Философия в постсоветский период (90-е годы).

Этот период рассматривается в контексте новых условий в стране, которые складывались после ломки советского устройства общества. Авторы констатируют, что далеко не всегда и не во всем эти условия были благоприятны. В чем именно? Отчасти об этом сказано в начале данного обзора:

    - резкое сокращение государственного финансирования РАН сузило возможности проведения философских симпозиумов и конгрессов, закупки литературы;

    - существенно ослабленными оказались связи российских философов с философами из бывших союзных республик;

    - "общеполитический фон тоже не был очень благоприятным для научной работы".

Думается, что позитивные факторы, образовавшиеся в новой обстановке именно для философской науки и смежных областей знаний, стали перевешивать: раскованное общественное мнение создавало возможности изучать те проблемы, которые ранее были под запретом; открыто отстаивать разные философские позиции; расширить те поиски, начало которым было положено в период десталинизации; внедриться в проблематику, которая лежала под спудом; осмыслить с мировоззренческих позиций кардинально изменившуюся ситуацию в стране и вокруг нее.

Это дало свои импульсы и тем, что продолжал работать в русле марксистских позиций, и тем, кто ориентировался на немарксистские (или антимарксистские) идеи и методы. В рамках российской философии расширились или начали формироваться новые исследовательские области: политическая философия, философия религии, новый вид стала приобретать социальная философия.

Совершенно справедливо авторы отмечают важную, я бы сказал ведущую, роль в организации новых исследований, которую сыграли Институт философии РАН, реформа преподавания на философском факультете МГУ, журнал "Вопросы философии", выход в свет иных философских изданий ("Человек", "Философские исследования", "Логос", "Метафизические исследования" и др.).

Практически невозможно в одном обозрении содержания "Новой философской энциклопедии" охватить всю сумму новаторских (по крайней мере, для России) тем и их различных истолкований, которые выдвинуты или стали предметом дискуссий в 90-е годы, как и упомянуть "старые" или ранее мало известные имена их авторов, соучастников этого движения мысли и переосмысливания мировоззренческих проблем, общего или частного характера. Обозначим лишь некоторые из этих проблем.

    - концепция, синтезирующая положительные результаты цивилизационного и формационного подходов к анализу общечеловеческого развития;

    - исследование мировоззренческих аспектов современных российских реформ;

    - проблемы становления гражданского общества в России, исторического выбора путей развития страны;

    - в рамках политической философии - исследование проблем авторитаризма и бюрократии, соотношение политики и морали, судьбы либеральных идей в современном мире;

    - впервые в России была конституирована религиозная философия как самостоятельная область исследования;

    - коррелирование западных традиций с многими ценностями восточных культур как фактор углубления современного научного знания;

    - произошли серьезные изменения в исследовании проблем этики (проблема ненасилия, прав личности, толерантности, диалога с другими культурами).

Были изданы классики русской философии. Зародилась традиция проведения российских философских конгрессов, в организации которых активную роль сыграло Российское философское общество (И.Т.Фролов, А.Н.Чумаков). Важную роль в развитии контактов российских философов с зарубежными коллегами сыграло проведение в 1993 г. XIX Всемирного философского конгресса в Москве.

Примечания

*  "Новая философская энциклопедия". В 4-х т. Научно-редакционный совет: академик РАН В.С.Степин - председатель совета, член-корреспондент РАН; А.А.Гусейнов - заместитель председателя, доктор политических наук; Г.Ю.Семигин - заместитель председателя, доктор философских наук; А.П.Огурцов - ученый секретарь. Руководители проекта В.С.Степин, Г.Ю.Семигин. М., "Мысль", 2000-2001.
**  Авторы: В.Ф.Пустарнаков, А.Г.Мысливченко, В.А.Лекторский, А.П.Огурцов.
***  Авторы отмечают большую роль в организации этого издания А.Г.Спиркина.

   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]