Экономика и социология |
Обозреватель - Observer
|
Зоя Муромцева, кандидат экономических наук в китайской стратегии наращивания государственной мощи Намеченный на 2000 г. рост валового внутреннего продукта (ВВП), предусматривавшийся планом модернизации страны на 1980-2000 гг., был достигнут уже в 1995 г. В 2001 г. ВВП Китая увеличился в сопоставимых ценах в 7,5 раза по сравнению с 1978 г. Колоссальное возрастание совокупной национальной мощи Китая запланировано на первую половину XXI в. Некоторые китайские аналитики полагают, что по показателю ВВП Китай уже в 2006 г. обойдет Францию, а в 2050 г. обгонит Японию и приблизится к США (в настоящее время ВВП Китая, по китайским данным, составляет 1/9 от ВВП США). Осуществление идеи великого возрождения китайской нации настраивает руководящую элиту Китая на принятие адекватных мер, способных сделать страну одной из наиболее выигрывающих в условиях экономической глобализации. В отчетном докладе и резолюции XVI съезда КПК, состоявшегося в ноябре 2002 г., подчеркнуто, что "первые 20 лет XXI века - это для Китая период наиболее важных стратегических шансов, за которые необходимо крепко ухватиться и которые дают возможность многое сделать"1. К 2020 г. в Китае предполагают в основном осуществить индустриализацию нового типа, которая характеризуется как высоконаукоемкое и техноемкое производство с хорошей экономической эффективностью, низкими затратами ресурсов, незначительным загрязнением окружающей среды и возможностями выявления преимуществ в людских ресурсах. В 2000 г. стоимость валовой продукции информационной промышленности превысила 1 трлн. ю. (примерно 120 млрд. долл. по официальному курсу) и, по китайским данным, эта отрасль заняла 4-е место в мире2. К 2005 г. этот показатель предполагается удвоить. Для продвижения информатизации народного хозяйства и социальной сферы поставлена задача форсировать внедрение высоких технологий, ускорить выпуск современного оборудования для модернизации традиционного производства и тем самым повысить общее качество темпов роста. Реализация серии специальных проектов с применением высоких технологий в таких областях, как интегральные схемы, программное обеспечение, новые материалы, спутниковая связь, система мобильной связи 3-го поколения, производство лекарственных препаратов традиционной китайской медицины - ориентировано на рыночный спрос и позволяет осуществить модернизацию целого ряда важных отраслей и стержневых предприятий для ускорения способности к освоению новых видов продукции, повышению их классности и конкурентоспособности. Строительство объектов по производству сжиженного газа, крупных установок по производству этилена, фосфорных и калийных удобрений, высокоэффективных и низкотоксичных пестицидов, современные технологии позволят Китаю поднять промышленное и сельскохозяйственное производство на новую ступень. Одновременно ускоряются предварительные работы и сооружение объектов по выпуску моторного этанола и жидкого топлива на основе угля, производственных линий нового типа по выпуску цемента, новых строительных материалов. Идет активное освоение производства многофункциональных волокон и другой продукции с высокой добавленной стоимостью и упором на повышение качества обработки текстильных изделий после крашения и печати. Большое внимание уделяется производству газовых турбин, оборудованию электропередач сверхвысокого напряжения, крупных генераторов, комплексного оборудования для нефтехимии, крупных судов, ключевых деталей для станков с ЧПУ и др. Китайские производители в выпуске продукции опираются на объекты отечественной промышленности, заимствуя передовые зарубежные технологии, и путем собственных усилий в процессе освоения и инноваций стремятся повышать уровень проектирования, производства и конкурентоспособности продукции. Вместо порочного круга "импорт - производство - импорт" начинает осуществляться выход из него по схеме "импорт - ассимиляция - инновация". Внешнеэкономическое и научно-техническое сотрудничество превращено в Китае в важный фактор экономического и научно-технического роста. Подчеркивая значение научно-технических инноваций, стимулирования вложений в НИОКР, фундаментальные и прикладные исследования, в особенности в высокие технологии стратегической значимости, властные структуры направляют усилия на формирование государственной инновационной системы, первоначальные очертания которой появятся в 2005 г. и оформятся в 2010 г. Интенсификация работы в первую очередь касается таких технологических рубежей, как сверхмасштабные интегральные схемы и программное обеспечение к ним, функциональный геном, биологические чипы, внедряемые в производство целевого назначения. Активизируется производство высокотехнологичного оборудования для космической, ядерной промышленности, специального и экологического судостроения, самолетостроения и др. Большую роль в развитии новых и высоких технологий, новой экономики Китая имеет сотрудничество с китайской диаспорой за рубежом, особенно это относится к Сянгану (Гонконг), ставшему в 1997 г. частью КНР, Тайваню, Сингапуру. Тайвань является третьим в мире производителем продукции информационных технологий, его удельный вес по некоторым товарам этой группы составляет на мировом рынке более 50%. Материковый Китай в настоящее время концентрирует торговые и инвестиционные потоки Тайваня и является его вторым по объему экспортным рынком. Тесная взаимосвязь между наукой и производством, непрерывность инновационных процессов, быстрый переход нововведений из одной страны в другую, универсальность технических новинок, которые можно использовать в различных отраслях хозяйства, постоянное движение к созданию более совершенных трудо-, ресурсо- и энергосберегающих технологий подтолкнули китайских реформаторов к выработке стратегии индустриального развития, соответствующей современным социально-технологическим тенденциям. Возможность использования новых и высоких технологий, инноваций, главным источником которых являются образование и накопление интеллектуального капитала, дает Китаю реальный шанс проявить потенциальные преимущества развития в условиях мировой глобализации. Раскрытие возможностей индустриализации нового типа основывается на планах Китая модернизировать в XXI в. науку, технику и технологии. Президент АН Китая Лу Юнсян обозначил три этапа этой модернизации: I этап 2010 г. - создание в основном государственной инновационной системы; II этап 2020 г. - осуществление в основном модернизации науки и техники и достижение научно-технического уровня среднеразвитой страны; III этап 2050 г. - всесторонняя модернизация науки и техники, после чего Китай встанет в ряд развитых стран мира. В 90-е годы в Китае были предприняты серьезные законодательные и практические меры по формированию и продвижению информационно-инновационной экономики, являющейся основой развития отраслей промышленности, соответствующих новой экономике и представляющих фундамент инноваций. За годы реформы в Китае уже проделаны определенные шаги в формировании рынка научно-технических достижений, технологий, услуг, капиталов и квалифицированной рабочей силы, которые становятся отправными точками возможности идти по индустриальному развитию нового типа. При внедрении рыночных отношений новые и высокие технологии, инновации рассматриваются в Китае как первостепенный источник экономического роста и как инструмент индустриализации нового типа, направленный на ускорение модернизации. Информационно-инновационная экономика, по определению китайских ученых, является экономикой, основанной на производстве, распределении и использовании знаний и информации. Индустриализация нового типа предусматривает целенаправленные меры, сочетающие элементы государственного и рыночного регулирования, для продвижения развития новых и высоких технологий, информации во все сферы хозяйствования, включая традиционные отрасли. В Китае осознают, что новая экономика - не научно-техническая революция, но "революция системы и культуры" и для этой революции в стране должен сформироваться соответствующий человеческий и социальный капитал. Поэтому вклад новой экономики более существенен для развитых государств. "Числовая пропасть" между развитыми и среднеразвитыми странами продолжает расти. Причины как благоприятного, так и неблагоприятного воздействия глобализации на социально-экономические процессы тех или иных стран протекают в соответствии, с одной стороны, с тем направлением развития, которое придают ему ведущие индустриальные страны, использующие глобализацию для того, чтобы обеспечить свои собственные интересы, а, с другой - насколько более слабые государства такие, как Китай, сумеют обеспечить свои интересы на основе тех же процессов глобализации и за счет третьих стран. Извлекая определенные выгоды из информационной революции, Китай встает на дорогу индустриализации нового типа, которая может обеспечить ему рывок в технологическом и экономическом развитии. Последовательно проводя инновации в технологическом базисе и используя преимущества в людских ресурсах (которые являются и благом, и средоточием жгучих проблем), Китай имеет шанс осуществить индустриализацию в основном к 2020 г. на основе продвижения информатизации и ускорения процесса модернизации. В стратегической архитектонике научно-технического сотрудничества Китая с зарубежными странами отмечаются Россия, Украина, Белоруссия и другие страны СНГ, которые по сравнению с рынком технического обмена с развитыми западными государствами представляют для Китая значительный интерес в области новейшей техники и высоких технологий. Для развития научно-технического сотрудничества со странами СНГ в Китае осуществляется формирование структур, включая правительственные организации, местные власти различных ступеней, научно-исследовательские организации и предприятия, которые готовят специалистов, хорошо знающих русский язык, разбирающихся во внутренней обстановке России и правильно оценивающих уровень ее научно-технического развития. Сравнивая западный и российский рынки технологий, в Китае отмечают, что предлагаемые западные технологии зачастую используются давно и это создает возможность их быстрого устаревания. Российские же технологии, несмотря на их незавершенность и рискованность, часто находятся на самых передовых позициях в своей области и их рынок будет развиваться намного дольше3. В 1996-2000 гг. объем расходов на научные исследования и НИОКР в Китае составили почти 583 млрд. ю. (свыше 70 млрд. долл.), что почти на 89% превышает уровень расходов на эти цели в 1991-1995 гг. Расходы крупных и средних предприятий на эти же цели в 2000 г. составили 35,4 млрд. ю. Число студентов высших учебных заведений в том же году превысило 5,6 млн. чел. (оно было на 2,7 млн. чел. больше, чем в 1995 г.). В 2002 г. набор студентов в высшие учебные заведения предполагалось довести до 2,75 млн. чел., а аспирантов до 196 тыс. чел. К началу 2001 г. 92,1% населения было приобщено к радио и 93,4% - к телевидению. Активно проводится в жизнь программа "Средства связи и информации - в сельскую местность". По числу ученых и работников, занимающихся инновационной деятельностью, Китай отводит себе 4-е место, уступая США, Японии и России4. В 2000 г. вклад информационных технологий в ВВП составил в Китае 3,4%, в США, Канаде, Великобритании и других развитых странах - свыше 10%, в Индии, Пакистане, Бразилии, Чили, Венесуэле - менее 2%5. В 2001 г. Государственный комитет по делам планирования и развития КНР опубликовал "Целевую программу по повышению международной конкурентоспособности после вступления в ВТО", где расписаны цели, задачи и установки по упорядочению отраслевой структуры и политики в области технических инноваций на предстоящее пятилетие. В этом документе дан тщательный анализ возможных последствий от присоединения Китая к этой организации. Расходы на научные исследования и эксперименты в 2000 г. в Китае составили примерно 1% от ВВП, в 2005 г. они должны увеличиться до 1,5%. Удельный вес отраслей высоких технологий за тот же период в объеме экспорта промышленной продукции может возрасти с 15 до 25%. По числу пользователей Интернетом Китай в 2001 г. занимал 2-е место после США. В 2005 г. этот показатель предполагается увеличить до 200 млн. Придавая большое значение развитию сети Интернет, китайские руководители возлагают надежды на увеличение с его помощью интеллектуального потенциала нации и роста сетевой культуры, на основе которой Китай сможет войти в мировое сообщество и сформировать новые информационные технологии для широкомасштабного развития и мониторинга общества и управления страной. Одновременно в Китае осуществляется регламентация Интернета, поскольку его функционирование несет не только выгоды в развитии обмена научно-технической, образовательной и коммерческой информацией, но и таит опасности политической бесконтрольности общества. В Китае создано Бюро контроля над информацией в Интернете, которое, проводя наступательную стратегию, отвлекает пользователей от неофициальных сайтов. С конца 2001 г. в стране осуществляется проект "Великая стена" по защите информационных сетей, позволяющий бороться с утечкой информации, распространением нелегальных материалов и компьютерными вирусами. Развитие информационных технологий, космической техники, биотехнологий, новых материалов и новых источников энергии привели к необходимости создания высокоразвитой научной системы, которая является главной составляющей совокупной национальной мощи государства и помогает противостоять международной конкуренции. Ни одна национальная экономика, развивающая современные технологии, не может оставаться автаркической. Стратегические планы Китая в XXI в. нацелены на быстрое и эффективное включение в процесс мировой экономической глобализации для создания мощного государства. Однако воплощение этой стратегии на практике остается труднейшей исторической задачей, поскольку связано не только с научно-техническими, но и чрезвычайно сложными социальными проблемами.
1 Цзинцзи жибао. 18.11.2002. 2 China Daily. March 12, 2001. 3 XXI шицзи Чжун Э хэцзо чжаньвань. Харбин. 2001. 4 Чжунго шичан цзинцзи бао. 28.03.2001. 5 Чжунго цзинцзи шибао. 06.07.2002. |
|